«ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ: РАБОТА С КАРТИНОЙ – МАТРИЦЕЙ НА ТЕМУ «ВЕСНА»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
КОНСПЕКТ НОД
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 лет)
ПО ТЕМЕ «ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ: РАБОТА С КАРТИНОЙ – МАТРИЦЕЙ НА ТЕМУ «ВЕСНА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД с. КВАСНИКОВКА»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНСПЕКТ НОД
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 лет)
ПО ТЕМЕ «ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ: РАБОТА С КАРТИНОЙ – МАТРИЦЕЙ НА ТЕМУ «ВЕСНА»
Воспитатель:
Шихкеримова Е.Ю.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна»
Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение отбирать содержание рассказа, определять последовательность изложения, используя картину – матрицу;
- упражнять детей в образовании названий детенышей животных в именительном падеже множественного числа;
- учить детей образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением.
Развивающие:
- развивать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики предметов и явлений;
- развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие с взрослым, реагировать на сообщения сверстников.
Воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающей природе;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Матрица – непрерывная или основная фаза, в которой размещены составляющие части.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о приметах весны, беседы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением весенних пейзажей, чтение художественной литературы о весне, заучивание готовых литературных форм диалогов.
Материал: картинки на магнитной основе для составления картины, магнитная доска, мяч.
Ход НОД.
Последовательность, алгоритм | Содержание деятельности | Действия | |
педагог | Дети | ||
1. Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность. | Коммуникативная игра “3дравствуйте”. - Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки). - Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками). - Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам) - Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой). - Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа). - Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед). - Здравствуйте! | Эмоционально включает детей в действие | Концентрируют внимание, проявляют интерес |
2. Мотивация к деятельности. | Как сегодня тепло и светло! Какое сейчас время года? Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы) - Давайте проверим. Зима ушла, а весна? - пришла. Зимой - холодно, а весной? - тепло Зимой солнце низко, а весной? - высоко Зимой солнце – не греет, а весной? - пригревает Зимой сугробы высокие, а весной? Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т.д. Зимой дни – короткие, а весной? - Всё правильно, молодцы. | Активизирует к высказыванию, использует игровой приём, мотивирует к дальнейшей деятельности | Проявляют интерес, подбирают антонимы |
Проблемная ситуация Актуализация знаний по теме «Весна» | Воспитатель. Ой, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался? Да это же наш старый знакомый, здравствуй медвежонок Тучка! А почему ты такой грустный? Медвежонок: Да вот ни как не пойму. Когда я ложился в спячку было холодно и не приятно, осень была, кажется. Ну вот, проспал всю зиму, а когда проснулся, то не понял, что случилось, что произошло? Воспитатель. Ребята что же произошло? Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает весной? Игра: «Доскажи словечко Солнце – что делает?-Светит, греет. Ручьи – что делают?-Бегут, журчат. Снег – что делает?-Темнеет, тает. Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает?-Звенит, капает. Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги. | Включает детей в диалог, побуждает к выдвижению различных вариантов ответа. | Вступают в диалог, выдвигают собственные версии. Закрепляют полученные ранее знания по теме |
Введение в тему | Восп.: - О каком времени года мы сейчас с вами говорили? - Сегодня будем составлять рассказ по картине «Весна», которую написал художник. Но пока я ее несла, она рассыпалась на части, как пазлы. Остались на картине только деревья. Давайте попробуем восстановить всю картину. | Демонстрирует испорченную картину | Выражают готовность к выполнению дальнейших заданий. |
Составление картины – матрицы. | -Создавать картину будем с помощью загадок. Воспитатель загадывает загадки и выставляет на магнитную доску картинки – отгадки. Встаёт рано, ложится поздно, Светит ярко, греет жарко.(солнце) -Как весной светит солнце? -Как оно греет? Выгляну в оконце, Лежит белое суконце. Всю зиму лежит, А весной убежит.снег) -Что происходит весной со снегом? Во что он превращается? В голубой рубашечке, Бежит по дну овражка.(ручей) -Что делают ручейки весной? -Какие ручейки? -Что можно пускать весной в ручейках? -Кто любит пускать кораблики? Кто отправился в полёт, В клюве веточку несёт? (птица) -Почему птицы улетали на зиму в теплые края? -Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются обратно? Здесь на ветке чей - то дом, Ни дверей в нем, не окон, Но птенцам там жить тепло, Дом такой зовут. (гнездо) -Что делают птицы весной? -Вот у нас и получилась картина. - Какое настроение у вас вызывает эта картина? - Как называется наша картина? | Задает вопрос, стимулирует на последующие действия. Словесными указаниями помогает детям | Сосредотачивают внимание, проявляют интерес к отгадыванию загадок, помогают восстанавливать испорченную картину. Выражают готовность к выполнению дальнейших заданий. |
Примерный рассказ воспитателя. | - Но, чтобы ты, Медвежонок, не расстраивался, дети расскажут тебе о весне, по этой картине. Наступила весна. Ярко светит солнце. Бегут звонкие ручейки. Прилетели с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают птенцов. Дети пускают кораблики. Хорошо весной! | Предъявляет новое задание, активизирует мыслительную деятельность детей | Внимательно слушают |
Рассказы детей. | - Кто желает составить свой рассказ по картине? Воспитатель спрашивает 3- 4 детей. - Чей рассказ вам понравился больше? Почему? | Способствует составлению описательных рассказов. | Составляют короткие рассказы. |
Игра с мячом «У кого кто» | -Весной ярко светит солнце, растаял снег, появилась первая травка, прилетели с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают птенцов. -А какие изменения весной происходят у диких животных? -У всех лесных зверей весной появляются детеныши. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч детям, называя животных. Дети возвращают мяч воспитателю, называя их детенышей. У лисицы – лисята. У белки – бельчата. У рыси – рысята. У медведицы – медвежата. | Включает детей в игру, уделяет внимание малоактивным детям | Актуализируют знания о диких животных и их детенышах. |
Игра «Мама и детеныш» | Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка. У медведицы глаза, а у медвежонка глазки. У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик. | Образовывают слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением. | |
Итог занятия. Рефлексия | Медвежонок. Ой, как же мне у вас понравилось, вы такие хорошие, умные, спасибо вам! Сейчас я знаю что случилось. Ну а мне уже пора, до свидания Восп.: - О чем мы сегодня говорили? Что делали? - Каким было ваше настроение? - Почему? - Что вам больше понравилось? | Подводит итоги совместной деятельности, даёт оценку работе детей. | Делятся впечатлениями, анализируют собственную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ДВУХ ЗАНЯТИЙ «Красный, желтый, зеленый»,«Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна».
кОНСПЕКТЫ ЭАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С пдд во2 младшей группе "Красный, желтый, зеленый" и конспект занятия в средней группе НОД "Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей "Весна"...
Конспект НОД в средней группе «Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей «Весна»
Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна».Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.Материал: картинки на магнитной...
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»
Цель данной деятельности: учить создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышлений дошкольников.Задачи:Образовательная: формировать умение создавать картину и рассказывать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна»
Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании. очень полезное видео http://www.youtube.com/watch?v=age0oAohCVY 40 игр для развития мелкой моторики...
Развитие речи в средней группе «Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей «Весна»
Программное содержание: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.Задачи:Образовательные:• формировать умение отбирать содержание рассказа, определять последовательность и...
«Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей «Весна»
Развивать умение детей создавать картину и рассказывать о её содержании....
Конспект по развитию речи в средней группе Тема :«Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей «Весна»
Конспект по развитию речи в средней группе Тема :«Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей «Весна»...