программа по логоритмике во второй младшей группе
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
программа по логоритмике во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_pankova.docx | 49.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Весёлая логоритмика» для второй младшей группы.
Содержание
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Целевой раздел
3.1. Пояснительная записка.
3.2. Актуальность.
3.3. Педагогические принципы логоритмической работы.
3.4. Цели и задачи программы.
3.5. Предполагаемые результаты.
4. Содержательный раздел
4.1. Основные направления, технологии, содержание, формы и методы дополнительной образовательной деятельности.
4.2. Формы, методы реализации.
4.3. Взаимодействие с родителями.
4.4. Примерный учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности «Весёлая логоритмика».
5. Организационный раздел
5.1. Материально-техническое обеспечение.
5.2. Организация занятия по логоритмике.
6. Список литературы.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Введение.
Программа дополнительного образования «Веселая логоритмика» разработана для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ООП МАДОУ детского сада «Радуга», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Программа кружка «Веселая логоритмика» составлена на основе исследований педагогов Г. А. Волковой, В. А. Гринер, М.Ю.Картушиной, А.Е.Вороновой, занимающихся вопросами дошкольной логоритмики.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст.43, 72.
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Устав МАДОУ.
3.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве.
3.2. Актуальность
Занятия логоритмикой очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
3.3. Педагогические принципы логоритмической работы.
1. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
2. Принцип последовательности. Каждое из направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
3. Принцип учета уровня развития ребёнка. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимо, с учетом уровня развития ребенка.
4. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
5. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий развития речи.
6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
7. Принцип результативности. Получение положительного результата развития речи, оздоровление каждого ребенка
3.4. Цели и задачи программы.
Цели:
• развитие музыкально-речевых способностей у детей;
• использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми;
• преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;
• адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи:
• развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
• воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;
• развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
• выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;
• развитие слухового внимания и памяти;
• развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;
Программа рассчитана для детей 3-4 лет, продолжительность обучения 1 год.
В подгруппе могут заниматься до 10 человек. Принимаются все желающие. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 15-20 минут.
3.5. Предполагаемый результат.
- сформированность умений ритмично выполнять движения
- в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- способность правильно выполнять артикуляции звуков;
- сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
- улучшение осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, гимнастики для глаз;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
- улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- улучшения показателей развития речи.
3.6. Психолого-педагогическая диагностика.
Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и педагогами групп.
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий.
Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей.
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. -
2-й элемент: - .. - -
3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - -
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
· силу движений,
· точность движений,
· темп движений,
· координацию движений,
· переключение с одного движения на другое.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение с одного движения на другое.
· «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
· Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
· Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых психических функций». (Приложение № 1)
Результаты диагностики могут быть направлены для решения следующих образовательных задач:
1. С целью построения индивидуальной образовательной траектории каждого ребёнка;
2. Построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией развития группы;
3. Для отбора методов, приемов и технологий.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
4.1. Основные направления, технологии, содержание, формы и методы дополнительной образовательной деятельности.
К традиционным технологям относятся:
* Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентированию в пространстве. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п.
На занятиях используются следующие виды ходьбы:
- ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами;
- ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой;
- ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала;
- ходьба вдоль каната по кругу друг за другом: это готовит детей к ходьбе в колонну по одному;
- ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом, в левой руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у;
- ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;
- ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2—3 круга);
- ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза) и т. д.
Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.
* Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» — forte и «тихо» — piano. Дошкольники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются.
В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка); и коррекционные упражнения (для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки).
* Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
* Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
* Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
* Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
* Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
* Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
* Ритмические игры и счетные упражнения развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
* Пение песен и вокализов, распевок развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
* Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
* Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
* Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
* Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
* Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.упражнения на словотворчество также входит в эту группу.
* Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
* Заключительные упражнения. (упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения). Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения и др.
Инновационные технологии:
* Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.
* Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых,
* «Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности
* Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания.
* Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков)
* Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, и др. технических средств,
* Использование элементов массажа, самомассажа – (массажные коврики)
* Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости)
* Моделирование для развития пространственного праксиса и гнозиса (схемы построений, перестроений, модели, планы)
4.2. Формы, методы реализации программы.
Программа дополнительного образования «Весёлая логоритмика» основывается на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми младшего дошкольного возраста.
В данном образовательной процессе используются групповая форма работы.
Основой всех форм и методов обучения в логопедической ритмике является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.).
Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние детей с ОНР.
Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т. п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил занимающихся и
следующего за этим отдыха, должно соблюдаться при проведении логоритмических занятий.
В коррекционном процессе на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:
1) наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.;
2) тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела;
3) наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.
Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи:
1) краткое описание и объяснение новых движений;
2) пояснение, сопровождающее показ движения;
3) указание, необходимое при воспроизведении движения;
4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;
5) вопросы для проверки осознания действий;
6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);
7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;
8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный.
Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.
Структура дополнительной образовательной деятельности по программе «Весёлая логоритмика » представлена в приложении №1.
4.3. Взаимодействие с родителями.
Для реализации программы дополнительного образования «Весёлая логоритмика» необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в коррекционный процесс.
В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:
- индивидуальные консультации;
- тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
- анкетирование;
- информирование о результативности работы;
- открытые занятия.
- стендовая информация «От движения к речи», «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождение» несёт цель педагогического просвещения;
- буклеты, памятки «Как играть дома в логоритмические игры»;
- привлечение родителей к созданию атрибутов для игр и упражнений;
- информационная страничка на официальном сайте ДОУ «Советы логопеда»;
- открытые итоговые мероприятия для родителей.
4.4 ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЕСЁЛАЯ ЛОГОРИТМИКА »
Месяц | Номер занятия | Тема | Количество НОД | Время НОД, мин | Время всего |
Сентябрь | Диагностика | ||||
Октябрь | 1 | Дудочка | 2 | 15 | 30 |
2 | Про то, как рыжий кот у бабушки живет | 2 | 15 | 30 | |
3 | Кот и пес | 2 | 15 | 30 | |
4 | Чудесное яблоко | 2 | 15 | 30 | |
Ноябрь | 5 | Яблонька | 2 | 15 | 30 |
6 | Как растили капусту | 2 | 15 | 30 | |
7 | Заяц в огороде | 2 | 15 | 30 | |
8 | День рождения зайчика | 2 | 15 | 30 | |
Декабрь | 9 | Зимовье зверей | 2 | 15 | 30 |
10 | Медвежонок | 2 | 15 | 30 | |
11 | Снеговик | 2 | 15 | 30 | |
12 | Новогодняя ёлка в лесу | 2 | 15 | 30 | |
Январь | 13 | КАНИКУЛЫ | 2 | 15 | 30 |
14 | Кукла Аня | 2 | 15 | 30 | |
15 | Новоселье у куклы | 2 | 15 | 30 | |
Февраль | 16 | Поезд игрушек | 2 | 15 | 30 |
17 | Парад игрушек | 2 | 15 | 30 | |
18 | У меня полно хлопот | 2 | 15 | 30 | |
19 | Как козлик маму искал | 2 | 15 | 30 | |
Март | 20 | Паровозик из Ромашково | 2 | 15 | 30 |
21 | Храбрый цыпленок | 2 | 15 | 30 | |
22 | Мамы и малыши | 2 | 15 | 30 | |
23 | Как петушок утро проспал | 2 | 15 | 30 | |
Апрель | 24 | Прогулка в весеннем лесу. | 2 | 15 | 30 |
25 | Дела много у зверей | 2 | 15 | 30 | |
26 | Чей это домик? | 2 | 15 | 30 | |
27 | Пароходик | 2 | 15 | 30 | |
Май |
| ||||
Диагностика | |||||
ИТОГО В ГОД | 54 | 810 мин. - 13 ч 30мин. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
5.1. Материально-техническое обеспечение.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), где особое внимание уделяется материально-техническому обеспечению, создании развивающей образовательной среды.
Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия.
Условия реализации программы
Требования к среде:
- Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
- Обязательно наличие зеркала, фортепиано, компьютера, DVD плеера или колонки, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
- Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
- Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
- Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
- Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
- Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.
Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием.
Центр коррекционно-развивающей работы:
- Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса;
- Ковер;
- Мольберт;
- Столы и стулья;
- Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор)
Технические средства:
- Наличие ноутбука;
- Проектор;
- Музыкальный центр;
- Принтер;
- Сканер.
- Музыкальные произведения.
Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:
- Бланки с заданиями по темам;
- Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
- Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
- Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений;
- Схемы-планы, модели.
Игровой и спортивный инвентарь:
- Ростовые куклы.
- Костюмы зверей;
- Музыкальные инструменты;
- Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики;
- Пособия на развитие дыхание,
- Ритмические палочки,
- Массажные мячики «Су-джок
Программно-методическое обеспечение программы
Программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
- Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
- «Система коррекционной работы» Н. В. Нищевой;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
по логоритмике:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., Просвещение, 1985
- Методические пособия по логоритмике М.Ю. Картушиной, М.Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Е.А.Алябьевой, Н.В.Микляевой
- М.Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Творческий центр. Москва 2009.
по оздоровлению детей:
- Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина;
- «Психогимнастика М. И. Чистяковой,
- «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
- Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с.
- Таран, Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, - 1995.
- Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс. – 2007
5.2. Организация логоритмического занятия.
1.Вводная часть длится 3 минуты: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2.Основная часть занимает 10 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3.Заключительная часть занимает 2 минуты: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
- Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.
- Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.-М., Творческий Центр 2009.
- Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2004.
- Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Издательство «Гном-Пресс», 1997 г. – 64 с.
- Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с.
- Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005, -
- Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: «Дельта» - 1997.
- Микляева, Н.В. Полозова о.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005, - 112 с.
- Овчинникова, Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО»,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию вторая младшая группа.
Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию...
Программа родительского собрания во второй младшей группе на тему: « Роль игрушки в жизни наших детей».
Программа родительского собрания во второй младшей группе на тему: « Роль игрушки в жизни наших детей»....
Методическая разработка «Утренняя гимнастика с элементами логоритмики во второй младшей группе»
Цель: утренней зарядки заключается не в обучении, а в закреплении известных детям навыков, формировании здорового образа жизни. ...
Конспект занятия по логоритмике во второй младшей группе
Цель: формировать у детей устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности, поддерживать положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям.Задачи: выработка четких коорд...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...
Коммуникативная деятельность с использованием логоритмики во второй младшей группе "У бабушки в гостях"
Комуникативная деятельность с использованием логоритмики во второй младшей группе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования педагогами второй младшей группы на 2018-2019 учебный год
Рабочая образовательная программа воспитателя второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе основной образовательной программы государственного образовательного учреждения Тульской облас...