Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи
Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borisova_o.v._didakticheskie_igry_1.pptx | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь ребёнка развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Её необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка . Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью .
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактические игры – прекрасное средство обучения и развития, поэтому мы используем их при усвоении любого программного материала. Специально подбираем игры и упражнения, которые дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.
Взаимосвязь образовательных областей через систему развивающих речевых игр
Виды дидактических игр Настольно – печатные игры Игры с предметами или игрушками Словесные игры
Настольно –печатные игры Содержание настольно-печатных игр у нас разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок знакомим детей с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами). « Что где растёт ?»,» Найди пару» «Что сначала, что потом?» ,«Что кому нужно?», «Лото». «Зоопарк», «Кто в домике живет?» и др.
«Зоопарк», «Кто , где живет?», «Посади цветочек правильно», «Транспорт », Кто в домике живет?»
Дидактические игры по ПДД
Дидактические игры
Игры с предметами или игрушками Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними . «Что изменилось ?», « Найди и назови», «Магазин », «Больница», « Чьи это детки », « Кто скорее соберет?» и др.
Игры , с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, различать цвета , развивать речь, внимание, логическое мышление. Развивать мелкую моторику пальцев : «Подуй на пчёлку», «Назови цвет»,«Найди одинаковые цветочки», «Кто сильнее подует? «Наведи порядок»»
Бизиборд- развивающая доска для детей . При давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют ещё неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь ребёнка.
Словесные игры Они широко применялись на занятиях по развитию речи. Эти игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания , коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. «Закончи предложение», «Отгадай-ка», «Магазин», «Когда это бывает ?» , «Доскажи словечко». Дети учились высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки. Детям очень нравилось придумывать небылицы. Эти игры хороши тем, что вызывали веселый смех, развивали чувство юмора .
Игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Когда это бывает?»
В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог
В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера, например, я использую геометрические фигуры . Сказка «Репка»
Дидактическая игра организовалась по плану в часы занятий по развитию речи, кроме того, в часы, отведенные для игр. В утренние часы игра помогала создавать у ребят доброе, радостное настроение на долгое время. Также в утренние часы предлагались дидактические игры индивидуально, на закрепление звуковой культуры речи. Учились правильно выделять звуки проговаривая чистоговорки , потешки , считалки. Во время игры воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Проигрывающему ребенку внушается вера в свои силы, возможность исправить свою ошибку. Для того, чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, мы создаем необходимые условия: 1.Отводится играм достаточное время. 2.Организовывается спокойная обстановка. 3.Подбираются соответствующие дидактические игры.
При подборе, прежде всего, учитывается доступность, повторяемость, постепенность, выполнения задания, сезонность. В игре ребенок должен получить возможность действовать самостоятельно, приобретая собственный, действенный и чувственный опыт. Наблюдая за самостоятельными играми детей, выявлялись их знания, уровень умственного развития, особенности поведения. Это подсказывало, какие игры полезны ребенку, в чем ребенок силен, в чем отстает.
В группе оборудована дидактическая зона, где дети пользовались и пользуются разнообразным материалом. Подбор игр и материала подбирался с учетом требований к наглядности.
Наглядно - дидактические пособия
Хочется отметить в нашей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, папки- передвижки .
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт нам большие возможности для развития речи у детей дошкольников: Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми интересно. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"
В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...
Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста
«Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....
Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: э...
Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...
Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"
Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста" 3-4 года...
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста".
Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.Цель: Упражнять детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.Ход...
Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста ...