Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина-Литературная гостиная
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Вид : Литературный досуг
Название : «Друг детей и зверей»
Возрастная группа: для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование интереса детей к книгам, к произведениям детской литературы. Познакомить с творчеством Е.И. Чарушина, его творческой манерой; воспитывать интерес к творчеству Чарушина, желание подражать ему в своей самостоятельной изобразительной деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литературный досуг | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида
г.о. Власиха Московской бласти
Конспект
художественно-речевой деятельности по теме
«Знакомство с творчеством
Евгения Ивановича Чарушина-Литературная гостиная»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила материал: Донченко Екатерина Сергеевна
2021 г.
Вид : Литературный досуг
Название : «Друг детей и зверей»
Возрастная группа: для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование интереса детей к книгам, к произведениям детской литературы.
Задачи:
- Расширять представление детей о мире живой природы, воспитывать бережное отношение к животным. Познакомить с творчеством Е.И. Чарушина, его творческой манерой; воспитывать интерес к творчеству Чарушина, желание подражать ему в своей самостоятельной изобразительной деятельности;
- Обогащать лексический запас детей. (За счет слов: густая, заквохтала, растопырила, как в зеркальце, чулан, фыркает, пыжится и др.);
- Совершенствовать звуковую культуру речи: артикуляционный аппарат, дикцию, интонационную выразительность. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок;
- Закреплять умения последовательно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники. Учить пользоваться вопросительной и восклицательной интонацией;
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций и книг Е.И. Чарушина.
Словесные: беседа по теме, чтение стихов, загадок, рассказы Е.И. Чарушина.
Практические: ремонт книг.
Здоровьесберегающие: физминутка, движения на развитие общей моторики, пальчиковая гимнастика.
ИКТ: презентация с иллюстрациями Чарушина
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательно-исследовательская - формировать представление о творчестве Е.И. Чарушина.
2. Социально-коммуникативная - приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Воспитывать бережное отношение к книге.
3. Художественно-эстетическая - развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности изображённых на иллюстрациях животных.
4. Приобщение к художественной литературе – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста. Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Пополнять литературный багаж детей.
Предварительная работа: Чтение рассказов Е.И. Чарушина. Рассматривание иллюстраций Е.М. Рачёва, Ю. А. Васнецова, В.Г. Сутеева в книгах, чтение рассказов о природе и о животных, беседа по их содержанию.
(Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) – иллюстрировал и оформлял
русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных
детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака. Его по праву называют художником русской сказки. «Три медведя», «Конек-Горбунок», «Теремок» и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности)
(Евгений Михайлович Рачев (1906 – 1997) – заслуженный деятель искусств РСФСР, советский художник –анималист. С 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Своей специализацией он избрал русские народные сказки, русскую прозу и басни. В 1936 году рисунки Рачева увидели в «Детгизе» и пригласили в Москву. Начиная с 1960 года стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет. Художник всегда помнил о своем маленьком зрителе и старался, чтобы его рисунки были понятны ребенку.
Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой (1923-2011)
(Владимир Григорьевич Сутеев (1903- 1993) – С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований. Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Еще во время учебы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов. С 1936 года- на киностудии «Союзмультфильм». С 1947 года работал в «Детгизе». Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари. Сам Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.
Материал и атрибуты: Авторские рассказы и иллюстрации Е.И. Чарушина , книги - сборники «Зверята», «Кто как живет», «Вот они какие», «Про Томку», «Про сороку», «Большие и маленькие», «Про зайчат», «Пищик», рассказ «Лисята». Портрет автора, картина" Лиса с лисятами"; альбомные листы с нарисованным медведем, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).
Ход мероприятия
- Организационный этап (мотивационный):
Приветственное слово ведущего: Здравствуйте, дорогие ребятишки! Девчонки и мальчишки! Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Доброе утро!
Вы любите отгадывать сказки? Тогда послушайте одну и дайте мне ответ:
Знает все и учит всех,
Кто с ней знаком — тех ждет успех!
Но чтобы с нею подружиться,
Нужно грамоте учиться.
Ведущая: Что же это? (ответы детей)
Верно, это книга! Скажите, ребята, вы любите, когда вам читают? Есть ли у вас любимые книги? (ответы детей).
Я очень люблю читать про животных. Мне интересно знать, как живут животные, чем занимаются. А вам нравится слушать рассказы о животных? (ответы детей).
Да , этот мир полон чудес! Вот послушайте ещё такую загадку:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит … (ответы детей)
Вот сегодня поговорим о одном таком рассказчике, сказочнике и художнике, который очень любит природу (растения, животных), видит ее красоту и нам –слушателям пытается через рассказы и иллюстрации поведать об этом, поделиться с нами своими знаниями, наблюдениями, раскрыть некоторые тайны природы, например, рассказывают о жизни и особенностях поведения некоторых животных.
- Основной этап (практический):
Приглашая всех вас в нашу Литературную гостиную. Посмотрите на эту замечательную выставку книг. Какие они красивые, яркие! И у каждой книги есть свой наряд. Кто вспомнит, как называется наряд у книги?(Обложка) Кто знает, как ещё называются рисунки и картинки?(Иллюстрации) Посмотрите внимательно на иллюстрации выставленных книг и скажите, на какую тему подобрана выставка? (на тему о животных) Это книги Е. И. Чарушина.
Но сначала, давайте познакомимся с жизнью Е. И. Чарушина , его биографией.
(презентация) Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965) – родился в Вятке, в семье главного губернского архитектора. С детства рисовал, обучаемый отцом. С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был Владимир Лебедев. Лебедев принял Чарушина и помог ему сформировать его личный стиль, связанный с изображением животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным, был рассказ В. Бианки «Мурзук». В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Иллюстрировал собственные книги: «Волчишко и другие» (1931 г., «Никита и его друзья» (главный герой-сын автора) (1938 г., «Про Томку» (1957). В его творчестве познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина). В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. Писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Лондоне, Париже.
Динамическая пауза.
Давайте на время превратимся в лесных зверей. (Дети встают в круг, идут по кругу друг за другом, изображая животных: «медведь» идет вперевалочку, «заяц» прыгает, «лисичка» бежит по кругу на носочках и «виляя хвостиком» и т.д.).
Воспитатель: Дети, мы говорили, что Е. И. Чарушин рисовал иллюстрации к произведениям других писателей. Давайте рассмотрим несколько иллюстраций. (Демонстрируются иллюстрации к произведениям В. Бианки «Мурзик», К. Чуковского «Цыпленок», К. Ушинского «Бишка», С. Маршака «Деки в клетке»)
Воспитатель: Ребята, мы с вами читали разные рассказы Е. И. Чарушина. Сейчас в нашей литературной гостиной состоится конкурс знатоков произведений Е. Чарушина. (Детям задаются вопросы по произведениям. После ответа на вопрос на экран выводится картинка –ответ)
Викторина:
1) Что за страшный зверь спрыгнул на голову охотнику Никите Ивановичу? (Кошка Маруська; «Кошка Маруська»);
2)Долго выбирал себе Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал? (Щенка Томку; «Томка»);
3)Кого испугались Шура и Петя в своём дачном домике у самого леса? (ёжика; «Страшный рассказ»);
4)Как сорока добывала себе еду-добычу в лесу? (Сорока стрекотала, например: ««Вижу! Я тебя вижу! Вот он где!» или ««Я всё вижу! Отдай!» «Я вижу! Вижу! Вот он где!»; «Про сороку»)
5) Кого испугался Никита? (сороченка в кустах; «Никита-охотник»)
6) Что облизал Женя? (Женя ходил в высунутым языком зимой всегда и однажды лизнул дверную медную ручку; «Глупый мальчик»)
7) Как звали говорящего ворона? (Яша; «Яша»)
Ребята, ну вы меня и удивили! Как хорошо вы знаете произведения Е. Чарушина! А ещё хочу вас сказать, что давайте будем беречь нашу планету, траву, цветы, деревья, животных! Давайте ценить эту красоту. Если ни мы – люди, то кто тогда будет заботиться о нашей планете и ее обитателях. Ведь именно это хотел нам сказать в своих замечательных произведениях Е. Чарушин.
- Заключительный этап (итоговый)
На этом наша литературная гостиная заканчивается. Мы с вами уже знаем, что Евгений Иванович Чарушин был очень добрый, понимал и любил животных. Евгений Иванович был другом природы, другом зверей. И свою доброту Чарушин отразил не только в рассказах, но и в рисунках. У нас находятся книги с произведениями Е. И. Чарушина, а также книги других авторов, которые иллюстрировал Е. И. Чарушин. Также, размещены ваши рисунки к произведениям Е. И. Чарушина. Вы можете ещё раз пройти посмотреть выставку. А потом сядем за столы и побываем в роли иллюстраторов . Занимайте места- и нарисуйте любого персонажа, который вам понравился из произведений Евгений Иванович Чарушин. Это может быть или птица или зверь(животные) или человек.
(Дети работают ; на столе альбомные листочки, цветные карандаши)
Рефлексия (высказать свое мнение):
С каким автором мы сегодня свами познакомились? Чем запомнилось? (ответы детей). Давайте покажем свои рисунки и разместим их на нашу выставку.
На этом наше занятие заканчивается!
Спасибо вам большое! Вы очень постарались!
____________________________________________________________________________
Список используемых источников
1 ХРЕСТОМАТИИ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ДЕТСКОГО САДА + СКАЗКИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
2 Хрестоматия по детской литературе УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ Составители: Анна Львовна Табенкина
Мария Константиновна Боголюбская, 1988г.
3 ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ детей дошкольного возраста Пособие для воспитателей
4 Е.И. Чарушин , Рассказы
5 Глоцер В.: Мир Евгения Чарушина (рецензия на книгу Э. Кузнецова "Звери и птицы Евгения Чарушина").Источник: http://charushin.lit-info.ru/charushin/articles/glocer-mir-evgeniya-charushina.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект"Музыкальная гостиная". Знакомство с творчеством композитора П.И.Чайковского.
Долгосрочный проект: «Музыкальная гостиная» Подготовительная группа. I этап - подготовительный.Разработка...
Музыкальная гостиная Знакомство с балетом П.И. Чайковского "Лебединое озеро"
Познакомить детей с музыкой балета П.И. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения; учить чувствовать характер музыки....
Литературная гостиная. Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и родной природе в подготовительной группе Тема: «Знакомство с творчеством М.М.Пришвина»
Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказами «Золотой луг», «Ребята и утята», Беличья память....
Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского»
Знакомство с «Детским альбомом» П.И. Чайковского. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7420540","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"385"...
Музыкальная гостинная. Знакомство со скрипкой.
Знакомство детей со струнно-музыкальным инструментом скрипкой....
Сценарий проведения гостиной «Знакомство с Испанией» для детей подготовительной группы
Цель: Познакомить детей с культурой Испании.Задачи:-дать детям знания о культуре и истории Испании;-воспитывать интерес и уважение к народным культурным традициям.-расширять представлен...
Сценарий проведения гостиной «Знакомство с Испанией» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Конспект занятий по культуре «Испании»Цель: Познакомить детей с культурой Испании.Задачи:-дать детям знания о культуре и истории Испании;-воспитывать интерес и уважение к народным культ...