Мастер -класс. "Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Борисова Ольга  Владимировна

Мастер -класс. "Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_po_sots_._kom._razvitiyu.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»


Мастер-класс «Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Нашу встречу я хочу начать с притчи.

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках».

Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, умение решать конфликтные ситуации.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей.  Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, Лучшим периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. Не будем говорить какие задачи стоят перед педагогами, вы прекрасно знаете их, а  сегодня, я расскажу об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие дошкольников. Различные авторы, которые занимались вопросами «общения и развития коммуникативных способностей» таких как (А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Арушанова, А. В. Запорожец, Т. А. Репина, Кравцова, я создала свою классификацию игр. Представляю её вашему вниманию:

1. Игры, развивающие умение действовать в коллективе

2. Игры успокаивающие

3. Игры на доверие

4. Игры, построенные на тактильных ощущениях.

5. Игры знакомства

6. Игры для снятия напряжения

7. Игры на развитие внимания

8. Игры на установление доброжелательных отношений

9. Игры на умение решать конфликтные ситуации.

Все эти игры легки в применении, не требуют специального дорогостоящего оборудования, и специальной подготовки их можно проводить в групповой комнате, музыкальном и спортивном залах и на игровой площадке. С помощью этих игр у детей:

-снимаются телесные зажимы;

-происходит эмоциональная разрядка;

-развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

-активизируется внимание;

-проявляются навыки правил поведения;

-повышается самооценка.

Игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Они помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе.

Давайте поподробнее познакомимся с некоторыми играми

Практическая часть

 1. Игры знакомства

 Приветствие, обсуждение настроения участников, сокращение дистанции в общении.

У меня в руках цветочный шар. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто стоит слева от меня. Итак, я - Ольга. Я люблю своих дочь и сына, и люблю рисовать и заниматься спортом.

2.  Игры успокаивающие

Эти игры я использую в такой момент, когда дети возбуждены, они помогают снять психическое напряжение после эмоциональной нагрузки. Хороший эффект достигается когда я использую спокойную классическую Чайковского, и релаксирующую музыку «Шум дождя», «Поход к морю», «Путешествие на облаке», 

3.  Игры для снятия напряжения, агрессии.

Цель таких игр сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

«Зеркало»,

«Передай мяч»

«Возьмемся за руки друзья»

«Художник»

«Зарядка»

4. Игры на доверие (на установление доброжелательных отношений)

Не секрет, что детям сложно доверится сверстнику, установить доверительные отношения с ними и тогда мне на помощь приходят такие

   - «Сделай комплимент»

   - «Позови ласково»

   - «Пирамида любви»

Используя этот вид игры я учу детей развивать умение замечать положительные качества у других, выражать это словами, делать комплименты, обогащать речевое развитие детей.

5. Игры на развитие внимания

«Слушай хлопки»

«Менялки»

 «Повторяй за мной»

«Весёлые четверки»

«Король»

6. Игры на умение решать конфликтные ситуации

«Секрет»  

«Сиамские близнецы»

«Парашют» эта игра  учит согласованности действий и умению чувствовать движения других игроков. Для детей очень важно ощутить, что именно в движениях они могут почувствовать себя частью команды. Летит мой мяч,

Летит к тебе,

Смотри, не прозевай!

Лови его, держи его

И снова мне бросай.

Друг весёлый, мячик мой!

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мне с ним играть!

 Упражнение «Дружественная ладошка».

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. (Участникам раздаются листки бумаги).

Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.

(Выполнение задания участниками)

- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

 Перед нами, педагогами. стоит важная задача, прописанная во ФГОС  это

– создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

– развивать коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

– развивать умение детей работать в группе сверстников

И в конце, я бы хотела вам подарить брошюрки, где собраны игры, которые можно использовать для развития социально- коммуникативных способностей дошкольников.

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками – залог успешного обучения в школе.

А закончить свое выступление я хочу словами педагога Фридриха Фребеля о том, что «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе, и около себя, мир и с миром»

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Одно из важнейших задач программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников. Эти способности помогут детям спокойно войти в школьную жизнь. Коммуникативному развитию начинаем уд...

Мастер-класс "Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста".

Мастер-класс был показан на районном семинаре воспитателей ДОУ....

Мастер-класс «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Игровые подходыв развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».Слайд 1 Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного ...

«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...