Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Колобок» на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковской игрушки, хохломской посуды используя прием мнемотехники, развивать у детей способность анализировать, сравнивать детали, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Развивать уважение и интерес к декоративно - прикладному искусству.
Материал: изделия дымковской, филимоновской, хохломской, гжельской, Городецкой росписи, мнемотехно карты по дымковской и хохломской росписям, декоративное изображение птиц – хохломской, гжельской. Предварительная работа: рассматривание изделий дымковских, филимоновских, хохломских, гжельских, городецких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи
в подготовительной группе «Колобок»
на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».
Воспитатель высшей
квалификационной категории Бурмистрова Е.Н
Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковской игрушки, хохломской посуды используя прием мнемотехники, развивать у детей способность анализировать, сравнивать детали, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Развивать уважение и интерес к декоративно - прикладному искусству.
Материал: изделия дымковской, филимоновской, хохломской, гжельской, Городецкой росписи, мнемотехно карты по дымковской и хохломской росписям, декоративное изображение птиц – хохломской, гжельской. Предварительная работа: рассматривание изделий дымковских, филимоновских, хохломских, гжельских, городецких.
Ход занятия.
- Ребята, где ваши мамы делают покупки?
- В магазине, на базаре.
- Правильно, а вот раньше на Руси проводились веселые, шумные ярмарки.
На ярмарках торговали всем и помногу. Если мука – то мешками, если дрова- то телегами. А еще на ярмарках торговали изделиями, изготовленными своими руками.
- Изделия сделанные умельцами называли по названию той деревни или города, в котором жили мастера.
«Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково назвали»
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые
А волшебно- расписные,
Белоснежные, как березки
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
- О какой росписи рассказывается в стихотворении?
- А как называются игрушки этих умельцев?
В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят
Синим, по белому чудо творят.
- О каких умельцах говорится в этом стихотворении?
- Как называют посуду?
Хохломская роспись, алых ягод роспись,
Отголоски лета в зелени травы!
Рощи, перелески шелковые всплески,
Солнечно-медовой золотой листвы!
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша хохлома.
- Что расписывали хохломской росписью?
(сахарницы, солонки, горшки, ковшики, ложки и другую деревянную посуду)
Свистульки – петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные!
Всем по нраву глиняные забавы.
- О каких мастерах рассказывалось в стихотворении?
(о филимоновских)
- Почему вы так думаете?
(потому что они жили в деревне Филимоново и делали глиняные свистульки)
Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар- птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
- Как называлась роспись, которой расписывали деревянные прялки, кухонные доски и другие изделия? (Городецкая)
-Ребята, скажите, какие мастера делали глиняные игрушки?
(дымковские и филимоновские)
Чем отличаются дымковская барышня от филимоновской?
(росписью)
- У дымковской росписи (точки, кружочки, волнистые и прямые линии).
- У филимоновской – прямые линии.
-Они по- разному лепятся: голову дымковской барышни прилепляют на конус, а голову филимоновской – вытягивают.
-после обжига дымковские игрушки, покрывают белой краской, а филимоновские игрушки становятся белыми из-за особого состава глины.
- Дымковские игрушки расписываются кисточкой, а филимоновские гусиным пером.
- На ярмарках продавали не только игрушки сделанные своими руками, но и посуду. Из чего делали гжельские умельцы посуду?
(из глины)
- Какие цвета использовали при росписи посуды гжельскими мастерами?
(синий и голубой)
- На Руси изготовляли не только глиняную посуду, а еще мастерили ее из дерева.
- Как назывались умельцы, которые расписывали деревянную посуду?
(хохломские)
- Какие элементы использовали в хохломской росписи?
(трава, цветы, листья, ягоды, птицы)
-Как называются элементы Городецкой росписи? (Городецкие изделия расписываются «розанами», «купавками», листьями, и оживляют листья и цветы черной или белой линией, которая называется «оживкой»)
- Молодцы ребята, вы знаете, как отличаются одни изделия народных умельцев от других. А вот сможете, сложить картинки дымковских и Городецких мастеров. Сейчас мы с вами поиграем «Чья команда выложит картинку быстрее?»
- А теперь давайте вспомним, как изготавливают мастера из дымковской слободы свои изделия?
(Провожу, тренинг, слухового и зрительного восприятия. Показываю по очереди карточки и рассказываю, а дети помогают.)
- Вначале мастера берут (картинка – буква «Г») глину и смешивают ее с песком (картинка – желтый прямоугольник), затем начинают лепить игрушки: барышень (картинка- барышня), коней (картинка- конь), петухов ( картинка- петух). Во время лепки они все время сглаживали фигурку и места соединений водой (картинка – вода), чтобы глина не трескалась. Готовые изделия оставляют сохнуть. А в это время умельцы растапливают печь березовыми дровами (картинка – березовая роща), чтобы огонь был жарче. В печь (картинка –горящая свеча) помещают фигурки для обжига. Когда в печь попадал холодный воздух, игрушки начинают звенеть, как колокольчики
(картинка – колокольчик). После обжига они становились легкими, как перышко (картинка – перо), когда игрушки остывали, мастера разводили мел (картинка – буква «М») и молоко (картинка – корова) и покрывали фигурки этим раствором. Краски разводили с яйцом (картинка пасхальные - расписные яйца) и раскрашивали беличьей кистью (картинка – белка). Один и тот же узор никогда не повторялся. Невозможно было найти две одинаковые фигурки. Чтобы укрепить красочный слой, изделия покрывали тонким слоем яичного желтка (картинка - желтый круг). И вот яркая и веселая игрушка готова.
- Ребята, давайте вспомним, как изготовляли мастера хохломскую посуду.
- Вначале мастера вырезали из дерева (картинка – ложка) ложки, тарелки (картинка – тарелки),чтобы дерево не впитывало краску, покрывали льняным маслом( картинка – буква « М») , натирают алюминиевым порошком (картинка - ), расписывали ( картинка – смородины), еще раз покрывали льняным маслом (картинка – буква « М»)и обжигают (картинка- свечки горящей), после обжига посуда становилась золотистая.
- На столе разложите последовательность изготовления дымковской игрушки и хохломской посуды.
- Молодцы, последовательность изготовления изделий народных мастеров, вы знаете, а загадки про росписи, отгадаете?
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и бараны смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары, и рыбы,
А ну назови-ка меня! (Дымка)
Снежно – белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (Гжель)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые. (Хохлома)
- Да, загадки отгадали правильно. Посмотрите на этих птиц, к какой народно- декоративной росписи относится каждая птица.
- У вас на столах лежат карточки, на которых перепутались элементы декоративных росписей. Разложите «узоры», чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи.
- Ребята, вы правильно разложили элементы росписи. А сейчас я вам предлагаю расписать любое изделие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности VII вида
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: "Звери и их детеныши"Цели:расширять глагольный словарь, закреплять умение называть детенышей животных, их родителей;закреплять навык...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».
Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковск...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Беседа о весне»
Задачи: Закреплять представления о весне как о времени годаРазвивать логическое мышление — учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность явлений природы;Расширять словарный запас...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимние виды спорта»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимние виды спорта»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Цель: развитие связной речи у детей, на основе беседы по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Задачи...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (с детьми с ЗПР) по теме "Дикие животные"
занятие поможет научить детей составлять описательный рассказ о диком животном леса, используя план - схему...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности ТЕМА: «ПОД ГРИБОМ»
Цель: создание условий взаимодействия со сверстниками для развития диалогической речи.Образовательные задачи.· Развить слуховое внимание, закреплять на...