Сценарий ООД по развитию речи для детей средней группы "Книжные загадки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

В увлекательной игровой форме дети средней группы с помощью педагога итог полученным знаниям по речевому развитию за год. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Солнышко»

 

Сценарий организованно-образовательной деятельности

для детей средней  группы

по речевому развитию

«Книжные загадки»

                                                                     

                                                                                    Ибрагимова В.К., воспитатель,

высшая квалификационная категория.

 

пгт Камские Поляны

Тема: «Книжные загадки».

Тип: интегрированное.

Вид: итоговое, речевое, игровое.

Возрастная группа: средняя (4 – 5 года).

Интегрируемые области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программное содержание:

  • Выявить уровень знаний детей.
  • Совершенствовать фонетический слух.
  • Совершенствовать умение составлять краткий описательный рассказ, делать краткий вывод по прочитанному произведению.
  • Упражнять в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обратных слов; подборе прилагательных к существительному; к обобщающему слову подбирать подходящие слова.
  • Развивать четкое произнесение звуков, деление  слов на слоги, развивать слуховое внимание.
  • Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Использовать полученные знания в речевом общении.
  • Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
  • Воспитывать любовь к родному языку, интерес к включению элементов татарского языка в разговорную речь.

Предварительная работа с детьми: изучение и закрепление знаний по речевым темам, заучивание текста физ/минутки и соотнесение движений с текстом.

Предварительная подготовка воспитателей: разработка сценария, отработка элементов сюжета, подбор дидактического материала, подбор музыкального сопровождения.

Словарная работа: «Исэнмесез», «сау булыгыз», «рахмат», «хэллер ничек», «ниче? Бер, ике, оч, дурт, биш», «аю», «песи» (тат.); «энциклопедия», «коромысло», «слог», «слово».

Материалы и оборудование: Книга «Энциклопедия», планшет, послание от книги, раскраски по количеству детей, макет лужи, мяч, иллюстрации к обложкам книг К.Чуковского, игрушки кошки и медведя, CD – проигрыватель с записями музыкальной импровизации на тему «Весна», стулья по количеству детей.

Организация: на планшете размещена «Энциклопедия», там же – иллюстрации у сказкам К.Чуковского. Возле стульчиков в центре группы находится мяч. Перед стульчиками расположена «лужа». Под платком спрятаны игрушки кошки и медведя. Фоном звучат музыкальные импровизации.

Методы и приемы: Создание игровой ситуации, сюрпризный момент, проблемные вопросы, указания, пояснения, показ способа действия,  похвала, поощрение.

Структура занятия:

  1. Приветствие гостей.
  2. Сюрпризный момент «Встреча с книгой».
  3. Д/з «Подбери прилагательное к слову». 
  4. Д/з «Скажи наоборот».
  5. Д/з «Каким что бывает?».
  6. Д/з «Сколько слогов в слове».
  7. Д/з «Скажи волшебные слова».
  8. Д/з «Продолжи сказку».
  9. Массаж "Был у зайки огород".
  10. Физкультминутка «Чудеса».
  11. Д/з «Назови авторов и произведения».
  12. Д/з «Опиши игрушку».
  13. Послание от книги. Итог занятия.

Ход занятия:

(Дети вместе с воспитателем заходят в группу. Воспитатель обращает внимание ребят на гостей)

Приветствие гостей

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Они хотят посмотреть, чему мы с вами научились за год. Давайте, поздороваемся с гостями и на русском и на татарском языках (Здравствуйте, Исенмесез, Халлер ничек?).

Сюрпризный момент «Встреча с книгой»

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня есть еще один необычный гость – это книга. (Показывает на книгу «Энциклопедию»). Она хотела бы подружиться с ребятами, которые стараются получить больше знаний. Вы готовы? (Да, готовы!)

Воспитатель: Хорошо! Какое время года сейчас? (Весна).

Дидактическое задание «Подбери прилагательное к слову»

Воспитатель: А, весна, какая она? (Теплая, дождливая, мокрая, солнечная и т.д.)

Воспитатель: Да, дождливая. Вон какая большая лужа, для того чтобы перебраться на другую сторону, нужно выполнить задание. Скажите наоборот, например, «большая – маленькая».

Дидактическое задание «Скажи наоборот»

Воспитатель: (Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением и переходят «лужу», рассаживаются на стульчики). Большой – Мягкий – Жара – Тяжелый – Светлый – Ложиться – Грязный – Говорить – Добро – Высокий – Горячий – Далеко – Холодно – Белый.

Дидактическое задание «Каким что бывает?»

Воспитатель: Посмотрите, мячик, какой он? (Круглый). А, что еще бывает круглым? (Шарик, колесо, модули, солнце). Что бывает: синее, мягкое, твердое, горькое, сладкое, красное, желтое? (Воспитатель перекидывает мяч ребенку – он отвечает).

Дидактическое задание «Сколько слогов в слове»

Воспитатель: Скажите, сколько слогов в слове «Колесо, дом, мячик, модули, машина, березонька»? (Дети «отхлопывают» слова, называют количество слогов в слове).

Дидактическое задание «Скажи волшебные слова»

Воспитатель: Спасибо! Какое хорошее, волшебное слово! Если человек не знает волшебных слов – ему бывает трудно общаться с другими. А вы знаете такие слова?

Какие слова вы скажете, если:
— ты пришел в гости или встретил друга... (здравствуйте, добрый день, рад вас видеть, как ты поживаешь?);
— тебе оказали помощь, услугу (спасибо, благодарю);
— ты нечаянно кого-либо обидел (извините, простите).

Дидактическое задание «Продолжи сказку»

Воспитатель: Наверное, Машенька сказала медведю, извините, но на пенек садиться нельзя? (Нет, она сказал «не садись на пенек, не ешь пирожок»).

- Лисе, чтобы петушок выглянул в окошко? - Волку, чтобы наловить много рыбы?

- Бабушке, чтобы Красная шапочка, могла открыть дверь? - Петушку, чтобы котик спас его от лисы? - Колобку, после встречи с зайчиком, чтобы покатиться дальше?

Молодцы! Чтобы совсем развеселить зайчика, предлагаю стать в круг и сделать массаж друг другу «Был у зайки огород».

Массаж "Был у зайки огород"

Был у зайки огоpод (поглаживание вдоль спины)

Ровненькие гpядки (попеpек спины).

Он зимой игpал в снежки (постучать кулаками по спине снизу ввеpх)

Ну, а летом - в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались" в подмышки).

А весною в огород зайка с радостью идет (пальцы по спине "идут")

Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания).

А потом все заровняет, заровняет, заровняет (поглаживания).

Семена просеет ловко (легкие быстрые постукивания пальцами)

И пойдет сажать морковку (пальцы "пошли")

Ямка - семя, ямка - семя (ущипнуть, пальцем семечку придавить).

Заровняет в то же время (опять поглаживания)

И потом у зайки вновь, вырастет его морковь (пальцами пробежать и на макушке пальцы изображают ботву от морковки).

Воспитатель: Эти веселые стихи написал В.Степанов. Какое еще стихотворение у него вы знаете? (В.Степанов «Чудеса»)

Физкультминутка «Чудеса»

По опушке шла Весна,
Вёдра с дождиком несла.
Зацепила за иголки -
Опрокинулись ведёрки.

Зазвенели капли - 
3агалдели цапли. 
Испугались муравьи - 
Двери заперли свои. 
Машет лапами медведь, 
Словно хочет улететь. 
На охоту неохота 
Собираться кабану: 
- Как залезу я в болото 
Да в болоте утону?! 
На лужайке зайки 
Промочили майки. 
Черноглазые жуки 
Застегнули сюртуки. 
Вёдра с дождиком Весна 
До села не донесла.

А цветное коромысло 
Убежало в небеса 
И над озером повисло - 
ЧУ-ДЕ-СА!

(Дети рассаживаются на стульчики)

Дидактическое задание «Назови авторов и произведения»

Воспитатель: Молодцы! А каких других авторов вы знаете? (К.Чуковский, А.Пушкин, В.Сутеев, Е.Благинина, З.Александрова, К.Бальмонт и др.)

Воспитатель: Наверное, ребята, тогда вы сможете назвать и сами сказки? (показывает иллюстрации) - Это сказка … Федорино горе. Правильно. Молодцы!

Скажите, чему она нас учит? (бережному обращению с посудой, порядку)

- Айболит (быть добрыми, заботиться о других, помогать);

- Муха – Цокотуха (смелости, уметь помогать другим);

- Тараканище (быть смелым, добрым);

- Мойдодыр (аккуратности, опрятности, чистоте).

- Путаница (порядку, жить по правилам, дружно, помогать в беде).

- Кто автор этих сказок? ( Корней Иванович Чуковский).

Дидактическое задание «Опиши игрушку»

Воспитатель: Ой, я слышу чьи-то голоса! (Воспитатель «находит» в шкафчике игрушки кошки и медведя. Делает вид, что слушает их). Эти игрушки пришли к нам из других групп. Они только что познакомились, но не знают, как рассказать друг про друга своим друзьям. Давайте им поможем? (Дети описывают игрушки).

Воспитатель: Балалар, бу нерсе? (Аю, песи). Нищэ уенчик? (ике).  Аю, песи нинди? (Чиста, зур, матур).

Послание от книги. Итог занятия.

Воспитатель: Игрушкам понравились ваши рассказы. Они погостят здесь -  поиграют с вами. Потом я верну их домой – в свои группы.  Мы сегодня с вами о многом поговорили, а книга вас внимательно слушала. Смотрите, у нее есть для вас послание. (Воспитатель читает: «Спасибо за приветливые улыбки и ваши знания! За это я хочу погостить у вас в группе, я расскажу вам много интересного, а еще – я дарю вам раскраски с героями ваших любимых книг! Берегите и любите книги! Ваша «Энциклопедия»!)

Воспитатель: Мы с удовольствием продолжим наши встречи с книгами, но, сначала ответьте на мой вопрос: Что вам больше всего понравилось сегодня? С чем было справиться труднее? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы все молодцы! Справились со всеми заданиями, а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по развитию речи в средней группе "Загадки от Маши".

Цели:способствовать формированию умений у детей разгадывать разные загадки и придумывать самим загадкиОбразовательные задачи:формировать у детей умение составлять описательную загадку.Воспитательные з...

Конспект ОС по развитию речи в средней группе "Загадки художника"

Итоговая беседа о зиме. В ходе этого занятия закрепляются представления детей о зимних изменениях в природе; развивается внимание, координация движений; развивается наглядно-образное мышление: м...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Сценарий квеста для детей средней группы "Загадки Осени"

Закрепление и расширение представлений у детей о сезонных изменениях в природе и в жизни людей с приходом осени....

Сценарий квеста для детей средней группы "Загадки Осени!"

Закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях  в природе и жизнью людей осенью посредством квест технологии....

Сценарий квеста для детей средней группы "Загадки Осени!"

Закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях  в природе и жизнью людей осенью посредством квест технологии....

Сценарий 8 марта для детей средней группы "Загадки от Божьей коровки Милы"

На праздник к детям приходит  Божья коровка Мила. Дети вместе с Милой поют песни, танцуют, играют, водят хороводы, и отгадывают загадки! И, конечно же, поздравляют своих любимых мам т бабушек с м...