Сценарий ООД по развитию речи для детей средней группы "Книжные загадки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
В увлекательной игровой форме дети средней группы с помощью педагога итог полученным знаниям по речевому развитию за год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговое занятие по развитию речи в средней группе | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Солнышко»
Сценарий организованно-образовательной деятельности
для детей средней группы
по речевому развитию
«Книжные загадки»
Ибрагимова В.К., воспитатель,
высшая квалификационная категория.
пгт Камские Поляны
Тема: «Книжные загадки».
Тип: интегрированное.
Вид: итоговое, речевое, игровое.
Возрастная группа: средняя (4 – 5 года).
Интегрируемые области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Программное содержание:
- Выявить уровень знаний детей.
- Совершенствовать фонетический слух.
- Совершенствовать умение составлять краткий описательный рассказ, делать краткий вывод по прочитанному произведению.
- Упражнять в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обратных слов; подборе прилагательных к существительному; к обобщающему слову подбирать подходящие слова.
- Развивать четкое произнесение звуков, деление слов на слоги, развивать слуховое внимание.
- Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь.
- Развивать мелкую моторику.
- Использовать полученные знания в речевом общении.
- Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
- Воспитывать любовь к родному языку, интерес к включению элементов татарского языка в разговорную речь.
Предварительная работа с детьми: изучение и закрепление знаний по речевым темам, заучивание текста физ/минутки и соотнесение движений с текстом.
Предварительная подготовка воспитателей: разработка сценария, отработка элементов сюжета, подбор дидактического материала, подбор музыкального сопровождения.
Словарная работа: «Исэнмесез», «сау булыгыз», «рахмат», «хэллер ничек», «ниче? Бер, ике, оч, дурт, биш», «аю», «песи» (тат.); «энциклопедия», «коромысло», «слог», «слово».
Материалы и оборудование: Книга «Энциклопедия», планшет, послание от книги, раскраски по количеству детей, макет лужи, мяч, иллюстрации к обложкам книг К.Чуковского, игрушки кошки и медведя, CD – проигрыватель с записями музыкальной импровизации на тему «Весна», стулья по количеству детей.
Организация: на планшете размещена «Энциклопедия», там же – иллюстрации у сказкам К.Чуковского. Возле стульчиков в центре группы находится мяч. Перед стульчиками расположена «лужа». Под платком спрятаны игрушки кошки и медведя. Фоном звучат музыкальные импровизации.
Методы и приемы: Создание игровой ситуации, сюрпризный момент, проблемные вопросы, указания, пояснения, показ способа действия, похвала, поощрение.
Структура занятия:
- Приветствие гостей.
- Сюрпризный момент «Встреча с книгой».
- Д/з «Подбери прилагательное к слову».
- Д/з «Скажи наоборот».
- Д/з «Каким что бывает?».
- Д/з «Сколько слогов в слове».
- Д/з «Скажи волшебные слова».
- Д/з «Продолжи сказку».
- Массаж "Был у зайки огород".
- Физкультминутка «Чудеса».
- Д/з «Назови авторов и произведения».
- Д/з «Опиши игрушку».
- Послание от книги. Итог занятия.
Ход занятия:
(Дети вместе с воспитателем заходят в группу. Воспитатель обращает внимание ребят на гостей)
Приветствие гостей
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Они хотят посмотреть, чему мы с вами научились за год. Давайте, поздороваемся с гостями и на русском и на татарском языках (Здравствуйте, Исенмесез, Халлер ничек?).
Сюрпризный момент «Встреча с книгой»
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня есть еще один необычный гость – это книга. (Показывает на книгу «Энциклопедию»). Она хотела бы подружиться с ребятами, которые стараются получить больше знаний. Вы готовы? (Да, готовы!)
Воспитатель: Хорошо! Какое время года сейчас? (Весна).
Дидактическое задание «Подбери прилагательное к слову»
Воспитатель: А, весна, какая она? (Теплая, дождливая, мокрая, солнечная и т.д.)
Воспитатель: Да, дождливая. Вон какая большая лужа, для того чтобы перебраться на другую сторону, нужно выполнить задание. Скажите наоборот, например, «большая – маленькая».
Дидактическое задание «Скажи наоборот»
Воспитатель: (Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением и переходят «лужу», рассаживаются на стульчики). Большой – Мягкий – Жара – Тяжелый – Светлый – Ложиться – Грязный – Говорить – Добро – Высокий – Горячий – Далеко – Холодно – Белый.
Дидактическое задание «Каким что бывает?»
Воспитатель: Посмотрите, мячик, какой он? (Круглый). А, что еще бывает круглым? (Шарик, колесо, модули, солнце). Что бывает: синее, мягкое, твердое, горькое, сладкое, красное, желтое? (Воспитатель перекидывает мяч ребенку – он отвечает).
Дидактическое задание «Сколько слогов в слове»
Воспитатель: Скажите, сколько слогов в слове «Колесо, дом, мячик, модули, машина, березонька»? (Дети «отхлопывают» слова, называют количество слогов в слове).
Дидактическое задание «Скажи волшебные слова»
Воспитатель: Спасибо! Какое хорошее, волшебное слово! Если человек не знает волшебных слов – ему бывает трудно общаться с другими. А вы знаете такие слова?
Какие слова вы скажете, если:
— ты пришел в гости или встретил друга... (здравствуйте, добрый день, рад вас видеть, как ты поживаешь?);
— тебе оказали помощь, услугу (спасибо, благодарю);
— ты нечаянно кого-либо обидел (извините, простите).
Дидактическое задание «Продолжи сказку»
Воспитатель: Наверное, Машенька сказала медведю, извините, но на пенек садиться нельзя? (Нет, она сказал «не садись на пенек, не ешь пирожок»).
- Лисе, чтобы петушок выглянул в окошко? - Волку, чтобы наловить много рыбы?
- Бабушке, чтобы Красная шапочка, могла открыть дверь? - Петушку, чтобы котик спас его от лисы? - Колобку, после встречи с зайчиком, чтобы покатиться дальше?
Молодцы! Чтобы совсем развеселить зайчика, предлагаю стать в круг и сделать массаж друг другу «Был у зайки огород».
Массаж "Был у зайки огород"
Был у зайки огоpод (поглаживание вдоль спины)
Ровненькие гpядки (попеpек спины).
Он зимой игpал в снежки (постучать кулаками по спине снизу ввеpх)
Ну, а летом - в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались" в подмышки).
А весною в огород зайка с радостью идет (пальцы по спине "идут")
Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания).
А потом все заровняет, заровняет, заровняет (поглаживания).
Семена просеет ловко (легкие быстрые постукивания пальцами)
И пойдет сажать морковку (пальцы "пошли")
Ямка - семя, ямка - семя (ущипнуть, пальцем семечку придавить).
Заровняет в то же время (опять поглаживания)
И потом у зайки вновь, вырастет его морковь (пальцами пробежать и на макушке пальцы изображают ботву от морковки).
Воспитатель: Эти веселые стихи написал В.Степанов. Какое еще стихотворение у него вы знаете? (В.Степанов «Чудеса»)
Физкультминутка «Чудеса»
По опушке шла Весна,
Вёдра с дождиком несла.
Зацепила за иголки -
Опрокинулись ведёрки.
Зазвенели капли -
3агалдели цапли.
Испугались муравьи -
Двери заперли свои.
Машет лапами медведь,
Словно хочет улететь.
На охоту неохота
Собираться кабану:
- Как залезу я в болото
Да в болоте утону?!
На лужайке зайки
Промочили майки.
Черноглазые жуки
Застегнули сюртуки.
Вёдра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло -
ЧУ-ДЕ-СА!
(Дети рассаживаются на стульчики)
Дидактическое задание «Назови авторов и произведения»
Воспитатель: Молодцы! А каких других авторов вы знаете? (К.Чуковский, А.Пушкин, В.Сутеев, Е.Благинина, З.Александрова, К.Бальмонт и др.)
Воспитатель: Наверное, ребята, тогда вы сможете назвать и сами сказки? (показывает иллюстрации) - Это сказка … Федорино горе. Правильно. Молодцы!
Скажите, чему она нас учит? (бережному обращению с посудой, порядку)
- Айболит (быть добрыми, заботиться о других, помогать);
- Муха – Цокотуха (смелости, уметь помогать другим);
- Тараканище (быть смелым, добрым);
- Мойдодыр (аккуратности, опрятности, чистоте).
- Путаница (порядку, жить по правилам, дружно, помогать в беде).
- Кто автор этих сказок? ( Корней Иванович Чуковский).
Дидактическое задание «Опиши игрушку»
Воспитатель: Ой, я слышу чьи-то голоса! (Воспитатель «находит» в шкафчике игрушки кошки и медведя. Делает вид, что слушает их). Эти игрушки пришли к нам из других групп. Они только что познакомились, но не знают, как рассказать друг про друга своим друзьям. Давайте им поможем? (Дети описывают игрушки).
Воспитатель: Балалар, бу нерсе? (Аю, песи). Нищэ уенчик? (ике). Аю, песи нинди? (Чиста, зур, матур).
Послание от книги. Итог занятия.
Воспитатель: Игрушкам понравились ваши рассказы. Они погостят здесь - поиграют с вами. Потом я верну их домой – в свои группы. Мы сегодня с вами о многом поговорили, а книга вас внимательно слушала. Смотрите, у нее есть для вас послание. (Воспитатель читает: «Спасибо за приветливые улыбки и ваши знания! За это я хочу погостить у вас в группе, я расскажу вам много интересного, а еще – я дарю вам раскраски с героями ваших любимых книг! Берегите и любите книги! Ваша «Энциклопедия»!)
Воспитатель: Мы с удовольствием продолжим наши встречи с книгами, но, сначала ответьте на мой вопрос: Что вам больше всего понравилось сегодня? С чем было справиться труднее? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы все молодцы! Справились со всеми заданиями, а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод по развитию речи в средней группе "Загадки от Маши".
Цели:способствовать формированию умений у детей разгадывать разные загадки и придумывать самим загадкиОбразовательные задачи:формировать у детей умение составлять описательную загадку.Воспитательные з...
Конспект ОС по развитию речи в средней группе "Загадки художника"
Итоговая беседа о зиме. В ходе этого занятия закрепляются представления детей о зимних изменениях в природе; развивается внимание, координация движений; развивается наглядно-образное мышление: м...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
Сценарий квеста для детей средней группы "Загадки Осени"
Закрепление и расширение представлений у детей о сезонных изменениях в природе и в жизни людей с приходом осени....
Сценарий квеста для детей средней группы "Загадки Осени!"
Закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизнью людей осенью посредством квест технологии....
Сценарий квеста для детей средней группы "Загадки Осени!"
Закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизнью людей осенью посредством квест технологии....
Сценарий 8 марта для детей средней группы "Загадки от Божьей коровки Милы"
На праздник к детям приходит Божья коровка Мила. Дети вместе с Милой поют песни, танцуют, играют, водят хороводы, и отгадывают загадки! И, конечно же, поздравляют своих любимых мам т бабушек с м...