Конспект ООД по развитию связной речи у детей с ОНР с использованием методов ТРИЗ «Составление сказки по схеме» (по лексической теме «Транспорт»)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Павлова Ольга Алексеевна

К конспекте используются игры, способствующие развитию связной речи детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz-_konspekt.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский   сад  комбинированного     вида  №26   «Буратино»   г. Белебея муниципального района Белебеевский район

Республики  Башкортостан

Конспект  ООД

 по развитию связной речи

у детей с ОНР

с использованием методов ТРИЗ

                                                     

                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                        Составила

   воспитатель подготовительной

логопедической группы №10

          О.А.Павлова

           

Тема  «Составление сказки по схеме» (по лексической теме «Транспорт».)                               (Подготовительная группа)

Цель. Систематизировать  представления детей о разных видах транспорта. Активизировать  словарь по данной теме.

Задачи:

Образовательные:   

  • учить  составлять сказки по схемам;
  • учить  устанавливать между любыми вещами, на первый взгляд далёкими друг от друга по внешним  свойствам, какую-либо связь;
  • совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, употребление существительных творительного падежа.); 
  • совершенствовать синтаксический строй речи (сложноподчинённые предложения с союзом - потому что).

Развивающие: 

  • развивать связную речь, навыки речевого общения,  добиваться полных ответов на вопросы;
  • развивать память, логическое мышление, творческое воображение, фантазию, находчивость путём использования методов ТРИЗ;
  • развивать общеречевые навыки, координацию речи с движением;
  • формировать независимость мышления, т. е. умение находить собственное решение, оригинальные ответы, доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  •  формировать     навыки сотрудничества  на   занятии;
  • воспитывать   самостоятельность,   активность,   культуру   общения   и   чувство коллективизма;
  • воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Интеграция  образовательных  областей:  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие».

Оборудование.

1.Картинки с изображением акулы, самовара.

2.Видеописьмо  от  Герды.

3.Схема сказки.

4.Льдинки, блюдо.

5.Замок Снежной королевы.

6.Запись воя ветра.

7.Экран для показа замка (проектор).

8.Ионика для исполнения песни (музыкальная  физминутка).

Предварительная работа.

- Чтение Башкирских сказок.

- Составление сказок по схемам.

- Игры и задания по обучению графической аналогии, умение обозначать каким либо символом реальный образ или нескольких образов (игры «Что в круге?», «На что похожа?).

- Придумывание чего-то нового, видоизменяя или улучшая привычный, реальный объект. (Метод фокальных объектов.)

- Игра «Цепочка ассоциаций».

- Игра «Хорошо - плохо».

- Игра «Назови отличия и общие признаки».

ХОД  ООД.

I. Организационный момент.

  Дети входят в группу и здороваются с гостями. Педагог предлагает детям улыбнуться друг другу и гостям и мысленно пожелать всем здоровья, удачи, хорошего настроения.

Педагог. Ребятки, сегодня я получила видеописьмо от Герды. Давайте его посмотрим и послушаем. (Педагог включает видеозапись. Герда обращается к детям за помощью. Она просит ребят помочь ей найти Кая, которого увезла Снежная королева.)

Педагог. Вы готовы помочь Герде?

Дети. Да готовы?

II. Основная часть.

Педагог. Дорога предстоит длинная и опасная, поэтому на выручку Кая могут отправиться только смелые, находчивые и сообразительные ребята. А чтобы выяснить есть ли среди вас такие молодцы, мы проведём испытание. Первая игра  называется «Цепочка ассоциаций».             

(Педагог называет первое слово, затем дети продолжают цепочку, например: самолёт, небо, туча, дождь, зонтик, пляж, море, лодка и т. д.)

Педагог. А сейчас посмотрим, какие вы находчивые и сообразительные.

Игра «Четвертый лишний».

           Лодка, вертолёт, автомобиль, ступа.

Дети. Я думаю, лишняя ступа, потому что это сказочный транспорт, а все остальные - настоящий, современный транспорт.

                    Автобус, троллейбус, трамвай, грузовик.

Дети. Я думаю, лишний  грузовик, потому что это грузовой транспорт, а все остальные - пассажирский.

Пароход, катер, лодка, поезд.

Дети. Я думаю, лишний  поезд, потому что это железнодорожный транспорт, а все остальные - водный.

                     Автобус, грузовик, автомобиль, самолёт. 

Дети. Я думаю, лишний  самолёт, потому что это воздушный транспорт, а все остальные – наземный.    

Педагог. Молодцы и с этим заданием вы справились. Я уверена, вы не испугаетесь трудностей, которые ожидают нас в пути, и освободите Кая. Вы все зачисляетесь в команду спасателей.                 

Педагог. Как же нам добраться до царства Снежной королевы? Она узнала о том, что мы готовы помочь Герде и превратила весь транспорт в льдинки. Но вы можете его расколдовать, если назовёте как - можно больше разных видов транспортных средств, пока эти льдинки не растают. (Педагог  показывает льдинку и задаёт вопрос: «Как вы думаете, каким  видом транспорта может быть эта льдинка?»)

 Дети. Я думаю, эта льдинка может быть автобусом, грузовиком и т.д.

Педагог. Как вы думаете, чем может быть это блюдо, для наземных видов транспорта?

Дети. Я думаю, это блюдо для наземных видов транспорта, может быть гаражом, стоянкой для машин и т. д…

Педагог. Молодцы ребята, вам удалось расколдовать все виды транспорта. Но на наших современных видах транспорта в сказочную страну не попасть. Мы должны

сконструировать и собрать сказочный, фантастический самолёт. И так, команда спасателей, займите места в конструкторском бюро. А помогут нам в конструировании волшебного самолёта следующие картинки. (Акула, самовар.)

Педагог. Как вы думаете, акула, какая?

Дети. Я думаю, акула зубастая, умная, большая, сильная, быстро плавающая и т.д. Педагог. Как вы думаете, самовар, какой?

Дети. Я думаю, самовар большой, горячий, блестящий и т.д.

Педагог.   Переходим      к   сборке   волшебного   самолёта.  

 Перенесём   все перечисленные вами   качества к слову самолёт. Что значит, самолёт зубастый, умный?  (Ответы детей.)

Что значит, самолёт  блестящий, золотой, горячий?

Педагог. Как вы думаете, чем хорош наш волшебный самолёт?

(Ответы детей.)

Педагог. А чем плох наш самолёт?

(Ответы детей.)

Педагог.  Наш волшебный самолёт готов к полёту. В царстве Снежной Королевы очень холодно, необходимо теплее одеться. (Дети изображают, как они надевают комбинезоны).

- Команда спасателей займите места в самолёте. Внимание, прошу пристегнуть ремни.

(Дети имитируют  движение, произнося: «Чи-и-и-к, чи-и-и-к».)

 Физкультминутка.

Раз, заводим мы моторы,   (Дети произносят звук [р].

Быстро мчимся через горы,   (Дети произносят звук [л].)

Вправо, влево завернём,

На посадку мы пойдём.

Педагог. Вот мы и прилетели. Отстегните ремни.

(Дети имитируют движение, протяжно произнося: «Чи-и-и-к, чи-и-и-к».)

Педагог. Посмотрите, как здесь красиво, только очень холодно.

Пластические этюды.

(Слышится вой ветра. Дети мимикой и жестами изображают, как им холодно. Выходит Снежная королева.)

Снежная королева.   Вы нарушили' мой покой и без приглашения явились в моё царство. За это я вас всех заморожу.

Педагог. Нет, Снежная королева, наши ребята смелые, находчивые, вряд ли тебе удастся их заморозить.

Снежная королева. А это мы сейчас проверим, какие они ловкие, да смелые. (Проводится музыкальная игра «Снежная королева и дети». Снежная королева и дети исполняют песню и выполняют соответствующие движения.)

Психогимнастика. Пластические этюды.

С. К.     В моём царстве зимы студёные,

             Отдыхали лучше бы дома вы.

Д.     А нам дома некогда отдыхать,

         Кая  прилетели мы  выручать.

 С.К.    А я ветром северным засвищу,

            Вас я в льдинки разные превращу.

 Д.  А мы все ребята удаленьки,

       Мы наденем шубки да валенки.

 С.К.     А я снегу сыпаться повелю!

             Все пути, дороженьки завалю.

Д.    А мы снег лопатами разгребём

        И дорожки метлами разметём.

С.К.     А я встречусь вам на дороженьке,

             Заморожу рученьки, ноженьки!

 Д.    Мы костры высокие разожжём,

         И вокруг костра танцевать пойдём.

Снежная королева. Вы действительно смелые и находчивые ребята. Я отпущу Кая и не стану превращать вас в льдинки, если вы выполните мои задания. А если не справитесь, навсегда останетесь в моём царстве. Согласны?

 Дети. Согласны.

Снежная королева.  Первое задание.    Чем мои сани    отличаются от вашего самолёта? (Ответы детей.)

Дети. Я думаю, сани отличаются от самолёта тем, что  у самолёта есть двигатель, а у саней нет. В самолёте лететь тепло, а на санях холодно. И.т.д.

 Снежная королева. А чем мои сани и ваш самолёт похожи?

Дети. Я думаю, сани и самолёт похожи тем, что могут перевозить пассажиров. И т.д.

Снежная  королева.   С  этим  заданием   вы  справились.  Откуда же вы прилетели, такие умные и сообразительные?

Педагог. В каком городе мы живём?

Дети. В городе Белебее.

Педагог. А в какой республике мы живём?

Дети. Мы живём в республике Башкортостан.

Снежная королева. Ну что же, если вы прилетели из Башкирии,  придумайте и расскажите мне Башкирскую сказку вот по этой схеме.

   (Дети придумывают и рассказывают сказку по схеме.).

   В стародавние времена жил-был Хан. И была у Хана красавица дочь Айгуль.  Приснился как-то Хану сон, что есть на белом свете чудо-машина, которая может летать, плавать и по земле передвигаться.    Стал думать Хан, где бы ему такую машину  найти. А в это время, дочь Хана Айгуль полюбила Урал-батыра. Захотели они пожениться. А Хан и говорит: «Есть на белом свете чудо-машина, которая может летать, плавать и по земле передвигаться, найдёшь мне такую машину, разрешу тебе жениться на моей дочери. Вскочил Урал-батыр на вороного коня и поскакал. Долго скакал, устал, вдруг видит, сидит на дороге лисица. Натянул Урал-батыр свою острую стрелу, а лисица говорит человеческим голосом: «Не убивай меня Урал-батыр, я тебе помогу. Поймай утку и рыбку и принеси мне». Поймал Урал-батыр рыбу и утку, принёс лисе, а лисица взмахнула хвостом и превратила утку и рыбу в чудо-машину. Поблагодарил Урал-батыр лисицу, сел в чудо-машину и полетел к Хану. Увидел Хан чудо-машину, обрадовался сел в неё и отправился путешествовать. А Урал-батыр женился на прекрасной    Айгуль. И стали они жить-поживать и добра наживать.

Снежная королева. Мне понравилась ваша сказка. Я  отпущу Кая и помогу вам быстро вернуться домой.  Закройте глаза и громко, а затем шёпотом повторите волшебные слова. (Развитие речевого дыхания и голоса.)

                           Ветры, вьюги и метели - разыграйтесь,

                           А ребята все домой – возвращайтесь.

III. Итог занятия.

Педагог. Вот мы и в группе. Молодцы ребята. Вы проявили находчивость, сообразительность, смелость и освободили Кая. (Раздаётся стук в дверь. Почтальон приносит посылку.)

Педагог. Ребята, эту посылку прислали Кай и Герда. Они благодарят вас за помощь и прислали вам угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"            ...

Консультация « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию.

Консультация « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию....

Конспект занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей «Мы-чистюльки».

Конспект занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей «Мы-чистюльки».Цель: развитие связной речи детей с использованием схем и моделейЗадачи: - ...

Презентация занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”

       Презентация занятия  по развитию связной речи детей  средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”      ...

Презентация занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”

       Презентация занятия  по развитию связной речи детей  средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”      ...