Конспект ООД по развитию связной речи у детей с ОНР с использованием методов ТРИЗ «Составление сказки по схеме» (по лексической теме «Транспорт»)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
К конспекте используются игры, способствующие развитию связной речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz-_konspekt.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №26 «Буратино» г. Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Конспект ООД
по развитию связной речи
у детей с ОНР
с использованием методов ТРИЗ
Составила
воспитатель подготовительной
логопедической группы №10
О.А.Павлова
Тема «Составление сказки по схеме» (по лексической теме «Транспорт».) (Подготовительная группа)
Цель. Систематизировать представления детей о разных видах транспорта. Активизировать словарь по данной теме.
Задачи:
Образовательные:
- учить составлять сказки по схемам;
- учить устанавливать между любыми вещами, на первый взгляд далёкими друг от друга по внешним свойствам, какую-либо связь;
- совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, употребление существительных творительного падежа.);
- совершенствовать синтаксический строй речи (сложноподчинённые предложения с союзом - потому что).
Развивающие:
- развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
- развивать память, логическое мышление, творческое воображение, фантазию, находчивость путём использования методов ТРИЗ;
- развивать общеречевые навыки, координацию речи с движением;
- формировать независимость мышления, т. е. умение находить собственное решение, оригинальные ответы, доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества на занятии;
- воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма;
- воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование.
1.Картинки с изображением акулы, самовара.
2.Видеописьмо от Герды.
3.Схема сказки.
4.Льдинки, блюдо.
5.Замок Снежной королевы.
6.Запись воя ветра.
7.Экран для показа замка (проектор).
8.Ионика для исполнения песни (музыкальная физминутка).
Предварительная работа.
- Чтение Башкирских сказок.
- Составление сказок по схемам.
- Игры и задания по обучению графической аналогии, умение обозначать каким либо символом реальный образ или нескольких образов (игры «Что в круге?», «На что похожа?).
- Придумывание чего-то нового, видоизменяя или улучшая привычный, реальный объект. (Метод фокальных объектов.)
- Игра «Цепочка ассоциаций».
- Игра «Хорошо - плохо».
- Игра «Назови отличия и общие признаки».
ХОД ООД.
I. Организационный момент.
Дети входят в группу и здороваются с гостями. Педагог предлагает детям улыбнуться друг другу и гостям и мысленно пожелать всем здоровья, удачи, хорошего настроения.
Педагог. Ребятки, сегодня я получила видеописьмо от Герды. Давайте его посмотрим и послушаем. (Педагог включает видеозапись. Герда обращается к детям за помощью. Она просит ребят помочь ей найти Кая, которого увезла Снежная королева.)
Педагог. Вы готовы помочь Герде?
Дети. Да готовы?
II. Основная часть.
Педагог. Дорога предстоит длинная и опасная, поэтому на выручку Кая могут отправиться только смелые, находчивые и сообразительные ребята. А чтобы выяснить есть ли среди вас такие молодцы, мы проведём испытание. Первая игра называется «Цепочка ассоциаций».
(Педагог называет первое слово, затем дети продолжают цепочку, например: самолёт, небо, туча, дождь, зонтик, пляж, море, лодка и т. д.)
Педагог. А сейчас посмотрим, какие вы находчивые и сообразительные.
Игра «Четвертый лишний».
Лодка, вертолёт, автомобиль, ступа.
Дети. Я думаю, лишняя ступа, потому что это сказочный транспорт, а все остальные - настоящий, современный транспорт.
Автобус, троллейбус, трамвай, грузовик.
Дети. Я думаю, лишний грузовик, потому что это грузовой транспорт, а все остальные - пассажирский.
Пароход, катер, лодка, поезд.
Дети. Я думаю, лишний поезд, потому что это железнодорожный транспорт, а все остальные - водный.
Автобус, грузовик, автомобиль, самолёт.
Дети. Я думаю, лишний самолёт, потому что это воздушный транспорт, а все остальные – наземный.
Педагог. Молодцы и с этим заданием вы справились. Я уверена, вы не испугаетесь трудностей, которые ожидают нас в пути, и освободите Кая. Вы все зачисляетесь в команду спасателей.
Педагог. Как же нам добраться до царства Снежной королевы? Она узнала о том, что мы готовы помочь Герде и превратила весь транспорт в льдинки. Но вы можете его расколдовать, если назовёте как - можно больше разных видов транспортных средств, пока эти льдинки не растают. (Педагог показывает льдинку и задаёт вопрос: «Как вы думаете, каким видом транспорта может быть эта льдинка?»)
Дети. Я думаю, эта льдинка может быть автобусом, грузовиком и т.д.
Педагог. Как вы думаете, чем может быть это блюдо, для наземных видов транспорта?
Дети. Я думаю, это блюдо для наземных видов транспорта, может быть гаражом, стоянкой для машин и т. д…
Педагог. Молодцы ребята, вам удалось расколдовать все виды транспорта. Но на наших современных видах транспорта в сказочную страну не попасть. Мы должны
сконструировать и собрать сказочный, фантастический самолёт. И так, команда спасателей, займите места в конструкторском бюро. А помогут нам в конструировании волшебного самолёта следующие картинки. (Акула, самовар.)
Педагог. Как вы думаете, акула, какая?
Дети. Я думаю, акула зубастая, умная, большая, сильная, быстро плавающая и т.д. Педагог. Как вы думаете, самовар, какой?
Дети. Я думаю, самовар большой, горячий, блестящий и т.д.
Педагог. Переходим к сборке волшебного самолёта.
Перенесём все перечисленные вами качества к слову самолёт. Что значит, самолёт зубастый, умный? (Ответы детей.)
Что значит, самолёт блестящий, золотой, горячий?
Педагог. Как вы думаете, чем хорош наш волшебный самолёт?
(Ответы детей.)
Педагог. А чем плох наш самолёт?
(Ответы детей.)
Педагог. Наш волшебный самолёт готов к полёту. В царстве Снежной Королевы очень холодно, необходимо теплее одеться. (Дети изображают, как они надевают комбинезоны).
- Команда спасателей займите места в самолёте. Внимание, прошу пристегнуть ремни.
(Дети имитируют движение, произнося: «Чи-и-и-к, чи-и-и-к».)
Физкультминутка.
Раз, заводим мы моторы, (Дети произносят звук [р].
Быстро мчимся через горы, (Дети произносят звук [л].)
Вправо, влево завернём,
На посадку мы пойдём.
Педагог. Вот мы и прилетели. Отстегните ремни.
(Дети имитируют движение, протяжно произнося: «Чи-и-и-к, чи-и-и-к».)
Педагог. Посмотрите, как здесь красиво, только очень холодно.
Пластические этюды.
(Слышится вой ветра. Дети мимикой и жестами изображают, как им холодно. Выходит Снежная королева.)
Снежная королева. Вы нарушили' мой покой и без приглашения явились в моё царство. За это я вас всех заморожу.
Педагог. Нет, Снежная королева, наши ребята смелые, находчивые, вряд ли тебе удастся их заморозить.
Снежная королева. А это мы сейчас проверим, какие они ловкие, да смелые. (Проводится музыкальная игра «Снежная королева и дети». Снежная королева и дети исполняют песню и выполняют соответствующие движения.)
Психогимнастика. Пластические этюды.
С. К. В моём царстве зимы студёные,
Отдыхали лучше бы дома вы.
Д. А нам дома некогда отдыхать,
Кая прилетели мы выручать.
С.К. А я ветром северным засвищу,
Вас я в льдинки разные превращу.
Д. А мы все ребята удаленьки,
Мы наденем шубки да валенки.
С.К. А я снегу сыпаться повелю!
Все пути, дороженьки завалю.
Д. А мы снег лопатами разгребём
И дорожки метлами разметём.
С.К. А я встречусь вам на дороженьке,
Заморожу рученьки, ноженьки!
Д. Мы костры высокие разожжём,
И вокруг костра танцевать пойдём.
Снежная королева. Вы действительно смелые и находчивые ребята. Я отпущу Кая и не стану превращать вас в льдинки, если вы выполните мои задания. А если не справитесь, навсегда останетесь в моём царстве. Согласны?
Дети. Согласны.
Снежная королева. Первое задание. Чем мои сани отличаются от вашего самолёта? (Ответы детей.)
Дети. Я думаю, сани отличаются от самолёта тем, что у самолёта есть двигатель, а у саней нет. В самолёте лететь тепло, а на санях холодно. И.т.д.
Снежная королева. А чем мои сани и ваш самолёт похожи?
Дети. Я думаю, сани и самолёт похожи тем, что могут перевозить пассажиров. И т.д.
Снежная королева. С этим заданием вы справились. Откуда же вы прилетели, такие умные и сообразительные?
Педагог. В каком городе мы живём?
Дети. В городе Белебее.
Педагог. А в какой республике мы живём?
Дети. Мы живём в республике Башкортостан.
Снежная королева. Ну что же, если вы прилетели из Башкирии, придумайте и расскажите мне Башкирскую сказку вот по этой схеме.
(Дети придумывают и рассказывают сказку по схеме.).
В стародавние времена жил-был Хан. И была у Хана красавица дочь Айгуль. Приснился как-то Хану сон, что есть на белом свете чудо-машина, которая может летать, плавать и по земле передвигаться. Стал думать Хан, где бы ему такую машину найти. А в это время, дочь Хана Айгуль полюбила Урал-батыра. Захотели они пожениться. А Хан и говорит: «Есть на белом свете чудо-машина, которая может летать, плавать и по земле передвигаться, найдёшь мне такую машину, разрешу тебе жениться на моей дочери. Вскочил Урал-батыр на вороного коня и поскакал. Долго скакал, устал, вдруг видит, сидит на дороге лисица. Натянул Урал-батыр свою острую стрелу, а лисица говорит человеческим голосом: «Не убивай меня Урал-батыр, я тебе помогу. Поймай утку и рыбку и принеси мне». Поймал Урал-батыр рыбу и утку, принёс лисе, а лисица взмахнула хвостом и превратила утку и рыбу в чудо-машину. Поблагодарил Урал-батыр лисицу, сел в чудо-машину и полетел к Хану. Увидел Хан чудо-машину, обрадовался сел в неё и отправился путешествовать. А Урал-батыр женился на прекрасной Айгуль. И стали они жить-поживать и добра наживать.
Снежная королева. Мне понравилась ваша сказка. Я отпущу Кая и помогу вам быстро вернуться домой. Закройте глаза и громко, а затем шёпотом повторите волшебные слова. (Развитие речевого дыхания и голоса.)
Ветры, вьюги и метели - разыграйтесь,
А ребята все домой – возвращайтесь.
III. Итог занятия.
Педагог. Вот мы и в группе. Молодцы ребята. Вы проявили находчивость, сообразительность, смелость и освободили Кая. (Раздаётся стук в дверь. Почтальон приносит посылку.)
Педагог. Ребята, эту посылку прислали Кай и Герда. Они благодарят вас за помощь и прислали вам угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию
Презеньация из опыта работы...
Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»
В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные" ...
Консультация « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию.
Консультация « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию....
Конспект занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей «Мы-чистюльки».
Конспект занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей «Мы-чистюльки».Цель: развитие связной речи детей с использованием схем и моделейЗадачи: - ...
Презентация занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”
Презентация занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки” ...
Презентация занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”
Презентация занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки” ...