Конспект интегрированного занятия по развитию речи Беседа на тему: «Берёза – символ России»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
формирование у детей представления о берёзе, как об одном из символов России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование у детей представления о берёзе, как об одном из символов России | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Михневский ЦРР д/с «Осинка»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи
Беседа на тему:
«Берёза – символ России»
Подготовила воспитатель:
Белослудцева
Елена Владимировна
Цель:
формирование у детей представления о берёзе, как об одном из символов России
Задачи:
Развивать знания детей о берёзе, как о полезном дереве;
Формировать представление о том, что берёза – символ России;
Воспитывать бережное отношение к берёзе.
Словарная работа: лукошко, туесок, береста, лучина
Материал:
лучина, береста, прялка, веретено, клубок шерсти, тканое полотенце, вышивка, вязаные варежки, иллюстрации, полено, лукошко, туесок.
Оборудование:
Групповая комната, коромысла Базарного, ИКТ оборудование
Ход занятия
Звучит русская народная песня «Берёзка».
В.: - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об одном замечательном дереве. А о каком дереве пойдёт речь, вам поможет узнать эта загадка:
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
А в одном из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Как называется это дерево?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - О берёзе, которая распространена на территории нашей Родины – России сложено много песен, стихов.
С какой любовью о берёзе говорит в своих стихах поэт Сергей Есенин:
Я на век за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый её сарафан.
В.: - На Руси всегда любили белоствольную красавицу берёзу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. А как ещё ласково можно назвать берёзу?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - Народ давно приметил, что если берёза оденется листвой раньше ольхи, то лето будет засушливым и жарким, а если позже, то холодным и дождливым.
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели
В мае россыпью серёжек
Их украсится наряд.
Много исходив дорожек
Я всегда берёзе рад.
С. А. Васильева
В.:- Русская берёза красива в любое время года. Вспомните, какая берёза бывает весной?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - Берёза наряжается в светло – зелёные серёжки, распускаются зелёные, клейкие, нежные листочки.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы
Повесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
В. Рождественский
В.: - Но вот пригрело солнце, наступило лето, и чем же берёза радует нас?
Д.: предполагаемые ответы детей
(Зелёной густой листвой, прохладой, пением птиц).
А летним днем струится
Она живым шатром,
В листве щебечут птицы,
Порхая за окном
Т. Шорыгина
В.: - Что вы чувствуете, когда смотрите на осеннюю берёзу?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - Она вся желтая, как будто одета в золотое платье. Берёза согревает нас своими «тёплыми лучиками». Она как солнышко.
В.: - Зимой берёза, по-своему красива. Не страшны ей ни буйные ветры, ни холода.
Укрытая снегами,
Стоит она зимой
В расшитой жемчугами
Накидке кружевной
Т. Шорыгина
В.: - Много песен сложено про берёзу.
Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой,
Словно, девочки – подростки,
Белоствольные берёзки,
За руки взялись, и вот – закружился хоровод!
Т. Шорыгина
В.: - Давайте и мы встанем в хоровод, как берёзки, и станцуем «Во поле берёза стояла».
Дети и воспитатель водят хоровод
В.: - Берёзы – символ России, Ещё в стародавние времена её называли деревом четырёх дел, и в народе существуют про это такие загадки:
Стоит дерево, цветом зелено.
В этом дереве четыре угодья:
От тьмы – свет, разбитому - связь,
Больному – здоровье
И людям наполненный колодец.(берёза)
В.: - Как вы думаете, почему так говорят?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - Кто мне может ответить, был ли раньше электрический сват?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - В старину в деревнях, долгими темными вечерами при свете берёзовой лучины (показ лучины) женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, вязали, шили и вышивали(показывает прялку, веретено, клубок шерсти, тканое полотенце, вышивку, вязаные варежки).
В.: - Дети, в стихотворении есть такие строки «больному - здоровье». Как вы думаете, больной человек может получить помощь от берёзы?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - Из берёзовых почек готовят лекарство, при долго не заживающих ранах готовят отвар. На берёзовом грибе – чаге заваривают чай (от заболеваний желудка), а берёзовым веником в бане хворь выгоняют. Берёзовым дёгтем врачуют животных.
Рассматривание иллюстраций на коромыслах Базарного.
В.: - Берёзу используют как топливо. Берёзовые дрова дают тепло при сгорании. Некопаный колодец – это сладкий берёзовый сок, которым весной дерево угощает людей и лесных обитателей: животных, птиц, насекомых. Весной берёзы, как мощные насосы, гонят вверх по стволу берёзы сок. Какие правила нужно помнить, когда мы берём берёзовый сок, что бы не навредить дереву?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - Правильно! Нужно обязательно замазать ранку берёзы, чтобы она не погибла.
Белая берёза, милая сестра,
Ты расти не бойся злого топора.
Белая берёза, русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
П. Кудрявцев
Дети подходят к столу
В.: - Берёза – щедрое и доброе дерево. Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. А в те далёкие времена, когда ещё не было бумаги, люди писали на бересте письма. Береста очень прочный и долговечный материал. Она долго не гниёт в земле и даже в воде.
Дети рассматривают бересту, изделия из бересты, пробуют порвать кусочки бересты.
В.: - Вот такая давняя слава о бересте и поныне живёт на Руси.
Берёза – символ России. У нас, в России, куда ни глянешь – повсюду стоят белоствольные красавицы берёзы. Они украшают наши улицы, места отдыха. В берёзовой роще летом отдыхают все – от мала до велика.
В.: - Вот и подошла к концу наша увлекательная беседа. О каком дереве мы сегодня с вами разговаривали?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - По каким признакам мы можем отличить берёзу от остальных деревьев?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - Ребята, чем полезна берёза?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - Как в старину использовали берёзу?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - Почему берёзу называют некопаный колодец?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - Что нужно делать, чтобы дерево не погибло?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - Мы можем сказать, что берёза это символ России? Почему?
Д.: предполагаемые ответы детей
В.: - Молодцы! Вы внимательно слушали, принимали активное участие в нашей беседе, по этому, все правильно ответили на вопросы.
Всем большое спасибо! А с берёзой мы с вами ещё встретимся и узнаем о ней много интересного.
До новых встреч!
Список литературы
- Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М.: Эксмо,2005.
- Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы. - М.: Лабиринт,1999
- Кропочева Т.Б. Родной край: Учебное пособие.- Новок.: КузГПА, 2006
- Николаева С. Н «Ознакомление дошкольников с неживой природой. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- 1000 загадок Популярное пособие для родителей и педагогов. – Яр.: «Академия развития», 1999.
- Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. – М.: Прометей Книголюб, 2002
- https://rupoem.ru/rozhdestvenskijv/chut-solnce-prigrelo.aspx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности. Тема: «Весенние картинки»
Занятие содержит игровой приём в виде заданий от Веснянки в конверте или коробочке. Интерес детей поддерживается в процессе всей познавательной деятельнсоти. Победы детей отмечаются в виде распу...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе на тему: "Весна идет - весне дорогу"
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе «Весна идет – весне дорогу» Разработала и провела : воспитатель Курманбаева Г.М. Описание:...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"...
МАДОУ Д/C N20, группа N8 в рамках проекта "Эколята-дошколята" отмечали "Праздник русской березки". 11 апреля провели беседу на тему "Берёза-символ России".
МАДОУ Д/C N20, группа N8 в рамках проекта "Эколята-дошколята" отмечали "Праздник русской березки".11 апреля провели беседу на тему "Берёза-символ России". Вспомнили истор...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации тема: "Поможем ёжику"
Цели:Учить детей оказывать элементарную помощь (царапина) себе и другим (сообщить взрослому, промыть ранку, обработать ее зеленкой). Упражнять в произношении мягких согласных. Обогатить словарь детей ...
Беседа на тему "Берёза- символ России"
Конспект занятия по окружающему миру...