Комплекс развивающих игр и упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Павлова Людмила Анатольевна

В материале  описаны игры и упражнения на развитие  пассивного и активного словаря дошкольников,вклячения в речь синонимов и антонимов, словообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Павлова Л.А., учитель-логопед

Комплекс развивающих игр и упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста

Развитие пассивного и активного словаря

1 Настольные игры.

.«Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики».Цель: расширение предметного словаря, развитие логического мышления.

2 Игра «Чудесный мешочек» Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

«Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им можно играть с другом или бросать об пол».

3.Игра «Что не так? » Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.

Детям давалась инструкция: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц? » Дошкольники исправляли ошибки. Эта игра адаптировалась под все изучаемые темы.

3.Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию». Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.

Детям сообщалось, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дошкольники узнавали предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.

4.Игра «Меморина» Цель: обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей.

Ребёнку надо было найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных 8-16 карточек. Игроки поочереди открывали одну за другой две карточки. Если картинки оказывались разными, то карточки опять переворачивались картинкой вниз. Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими, то открывший их получал фишку. Ставилась задача: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать. В конце игры, подсчитав фишки, определялся победитель.

5.Игра «Путаница». Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.

Детям раздавались конверты с деталями от разных видов одежды. Они менялись друг с другом и складывали свою одежду. Игра была адаптирована под другие лексические темы.

6. Упражнение «Покажи, где нарисовано.? » Цель: развивать пассивный словарь.

Детям предлагаются предметные картинки и сюжетные картинки.

Мяч, дерево, кружка, пирамида, ручка, блюдце, стакан, карандаш, книга, стул

Предусматривался вариант усложнения игры, когда ребёнок должен был показать предметы, которые не находились в поле зрения, например, лоб, нос, окно. Он должен был найти их в окружающей обстановке и назвать.

7.Упражнение «Подбери нужное слово» Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.

Мокрый -  …; тяжёлый -…; радостный -…...

Светит - ….; пишет -…; висит - …..

8. Упражнение «Кто как кричит» Цель: уточнить названия действий животных.

кошка – мяукает, кузнечик - стрекочет

9. Упражнение «Запомни и назови» Цель: развивать активный словарь детей.

Детям в определённом порядке показывались картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убирались. Дети воссоздавали увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.

10.Упражнение «Часть - целое» Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.

Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.

Спинка, ножки, сиденье - стул. Крылья, клюв, хвост - птица.

11. Упражнение «Что это? » Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

Детям предлагалось закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Берёза, осина, дуб — это…. Ромашка, василёк, незабудка – это…..

12. Упражнение «Какой? » Цель: развитие словаря признаков.

Детям предлагалось подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное), тот выигрывал.

13. Упражнение «Скажи правильно» Цель: развитие глагольного словаря.

машина (ехать) заяц (прыгать)

14. Упражнение «Исправь ошибку» Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления

. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.

15. Упражнение «Снежный ком» Цель: развитие активного словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи.

Детям предлагалось с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.

Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов, противопоставления (антонимов)

16. Игра «Скажи по-другому»(с волшебной палочкой) . Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.

Дети вставали по кругу и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку.

Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач. И т. д.

17. Игра «Кто скажет иначе? »(с мячом) . Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.

Детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним).

 Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать.

18. Игра «Упрямые дети» Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

отъехал – приехал, вылетел – залетел, и т. д.

19. Игра «Скажи наоборот» Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож) .

20. Упражнение «Угадай слово»Образование антонимов.Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Дуб большой, а рябина….

Сосна высокая, а куст….

21.Упражнение «Подбери правильно» Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию.

Образец: Густой туман. Дремучий лес.

Густой, дремучий (лес, туман) ; Старый, пожилой (человек, пар) ;

Развитие словообразования

22. Игра «Назови ласково Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

блюдце -, овца -, собака -, белка - … .

23. Игра «Большой - маленький» Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.

замок -…, мяч -…., стул -…., заяц -……

24. Игра «Кузовок» Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку, кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок.

24. Упражнение «Что приготовим? » Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Из яблока - яблочное повидло.

25. Упражнение «Какой? » Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные.

 Огурец зелёный, а помидор (какой)…..

26. Упражнение «Что из чего? » Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

из соломы -…., из шерсти – … .

27. Упражнение «Чей хвост? »(Чья лапа. Чьё ухо.) Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

у кита —,…. у волка —…., у барсука -…., у белки -…..

Усвоение лексической сочетаемости слов

28. Упражнение «Запомни и измени слово по образцу» Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 6

Тетрадь -  тетради  - тетрадей,…….

29. Упражнение «Один - много» Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в

предложении.

Это лимон, а это …. лимоны.

30.Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития словаря у детей дошкольного возраста

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а...

Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста

Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего  возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Методическое обеспечение рабочей программы: комплексы музыкальных игр, игровых упражнений, мызыкально-дидактических пособий для детей дошкольного возраста

Рабочая программа – индивидуальный инструмент музыкального руководителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организа...

Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста.

Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных ср...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию словаря для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...