Комплекс игровых упражнений по ознакомлению дошкольников с антонимами
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Павлова Людмила Анатольевна

В материале дается описание игр на активизацию в речи дошкольников антонимов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс игровых упражнений по ознакомлению дошкольников с антонимами

Павлова Л.А.,

 учитель-логопед

Игровое упражнение №1 «Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки и подбирая антонимы-прилагательные.

Предложить рассмотреть мишку и мышку.

— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
-- Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).

Аналогично сравнивали и других животных - лису и зайца, волка и медведя.

Игровые упражнения проводила индивидуально и с подгруппами детей. На основе наглядности дети учились называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные).

В процессе проведения с детьми игровых упражнений у них формировалось представление о семантических отношениях слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).

Игровое упражнение №2 «Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

Взять себе одну игрушку (медведя), а ребенку дать зайца.

-- “У меня медведь”.

Ребенок: А у меня заяц.

— У медведя коричневая шубка.

А у зайца белая.

У медведя маленькие круглые ушки.

А у зайца уши длинные.

Игра вызвала живой интерес у детей. Пользуясь образцом взрослого, дети легко находили признак отличия игрушки, называя в предложении слова-антонимы.

Игровое упражнение №3 «Сравни медвежат»

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам, называть антонимы-прилагательные и глаголы, обогащать словарь детей.

Предложить рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой - коричневый и маленький.

— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.

Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)

Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

Дети описывали и сравнивали игрушки, находили общие и отличительные признаки. В процессе игры дети сами придумывали признаки, по которым можно отличить игрушки между собой.

Игровое упражнение №4 «Сравни кукол»

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Предложить рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати -черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.

- Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)? Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

Упражнение выполнялось по аналогии с предыдущим. Детям нравились действия с игрушками.

Игровое упражнение №5 «Куклы рисуют и гуляют»

Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

В гости к ребенку снова приходят две куклы: большая и маленькая.

- Куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)

-- Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)

В начале игра проводилась по показу взрослого, затем было предложено двум детям самим придумать действия с куклами и рассказать о них.

Игровое упражнение №6 «Куклы: веселая и грустная»

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый -- грустный.

Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

Дети называли антонимы-прилагательные по качественному признаку: эмоции.

Игровое упражнение №7 «Высокий – низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется узкая ленточка или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, , грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка

— Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы.

— Высокая -- низкая (елка -- елочка), длинный -- короткий (карандаш), широкая -- узкая (лента), грустное -- веселое (лицо девочки), глубокая -- мелкая (тарелка), чистый -- грязный (мальчик).

— На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река -- ручей, клубника -- земляника

Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. (“Я нарисовал большой дом и маленький домик”. “Река глубокая, а ручей мелкий”. “Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие”.)

Игровое упражнение №8 «Слова - наоборот»

Цель: Учить находить и называть пару слов – неприятелей (соперников, “слов-наоборот”).

Среди трех слов детям необходимо узнать пару антонимов, повторить их и доказать правильность ответа (высокий – большой – низкий).

Предлагалось выбрать из 3-4-х слов одно противоположное по смыслу. Подбирались слова из разных морфологических групп.

Слова подбирала, связанные по ситуации, которые вне контекста не являлись антонимами, тем самым осложняла выборОбязательно просила дать аргументированный полный ответ, активизируя мышление, развивая навыки построения связного высказывания. Например, из ряда лесник – лес, охота, дровосек, дети выбрали слова-соперники лесник и дровосекПотому что лесник сажает, охраняет деревья, а дровосек их срубает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие.

Плоская стопа встречается у 15-23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию  и принять профилактические меры....

Формирование культуры здорового образа жизни старших дошкольников посредством реализации комплекса игровых упражнений.

Автором представлен материал по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников....

"Речевая гимнастика". Комплексы игровых упражнений для дошкольников

Речевая гимнастика: развивает у малышей подражание речевым звукам; способствует уточнению артикуляции гласных звуков; путем подражания педагогу, воспитывает правильный, умеренный темп речи; развивает ...

Комплекс игровых упражнений для дошкольников направленных к освоению навыков письма

Комплекс упражнений напрвленных на освоение навыков письма у дошкольников...

Комплекс игровых упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников.

Упражнения для развития мелкой моторики дошкольников по лексическим темам....

Комплексы игровых упражнений для дошкольников младших и средних групп «Речевая гимнастика»

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь дошкольников: фор...

Комплекс игровых упражнений (кинезиологических упражнений).

laquo;Кинезиологическая гимнастика»  Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствует улучшению запом...