Комплекс игровых упражнений для дошкольников направленных к освоению навыков письма
методическая разработка
Комплекс упражнений напрвленных на освоение навыков письма у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhenniy_razdatochnyy_material.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс игровых упражнений направленных на подготовку дошкольников к освоению графических навыков письма
Статические упражнения для пальцев руки
(выполняются напряженно, однократно, в медленном темпе).
• Бочонок - пальцы обеих рук плотно сжать в кулак, при этом большой палец убрать внутрь кулака.
• Домик - ладони обеих рук направлены друг к другу под углом, кончики пальцев плотно соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх (имитация трубы); кончики мизинцев по горизонтали соприкасаются друг с другом (имитация балкона).
• Грибок - одну руку с плотно прижатыми друг к другу пальцами поставить на стол на локоть строго вертикально (это имитация ножки гриба), а ладонью другой руки с плотно прижатыми пальцами сверху накрыть (это имитация шляпки гриба).
• Кошачья лапка - фаланги пальцев обеих рук плотно прижаты к ладошкам, при этом пальцы под напряжением максимально разведены в стороны.
• Корзинка - ладони обеих рук лежат на столе и повернуты к туловищу; пальцы переплетены вовнутрь, локти разведены максимально в стороны; большие пальцы рук подняты кверху и соединены друг с другом (имитация ручки корзинки).
• Елочка - локти рук разведены в сторону на весу; пальцы обеих рук переплетены снаружи и под небольшим углом книзу.
• Снежинка - локти обеих рук стоят на столе; ладони соединены у основания, развернуты кверху; пальцы напряженно максимально разведены в стороны.
• Мороженое - пальцы одной руки выполняют упражнение “Бочонок”, а большой палец другой руки вставляется или сверху (имитация ложечки), или снизу (имитация мороженного на палочке).
• Флажок - четыре пальца руки (указательный, средний, безымянный и мизинец) сжаты плотно вместе, а большой палец строго вертикально опущен вниз.
• Забор - кончики плотно прижатых друг к другу четырех пальцев обеих рук (указательный, средний, безымянный и мизинец) упираются в стол, локти при этом максимально на весу разведены в сторону; большие пальцы рук максимально напряженно под углом подняты вверх и соединены.
• Стул - локоть одной руки упирается в стол, ладонь при этом направлена максимально вверх (имитация спинки стула); к нижней части ладони этой руки приставляется кулачок другой руки (имитация сидения стула).
• Стол - на кулачок одной руки (имитация ножки стола) сверху опускается ладонь другой руки с плотно прижатыми пальцами (имитация крышки стола).
• Крыша - пальцы обеих рук плотно прижать друг к другу и под углом примерно 45 градусов соединить кончики пальцев, как бы образуя крышу домика.
• Зеркало - локоть одной руки поставить на стол, руку вытянуть вертикально вверх; пальцы плотно прижать друг к другу и ладонь развернуть навстречу лицу (имитация движения "смотрюсь в зеркало").
• Страус - локоть одной руки поставить на стол, руку согнуть в запястье; соединить четыре пальца руки с большим (имитация головы страуса).
Динамические упражнения для пальцев руки
(выполняются под музыку или под счет, многократно, пальцы удерживаются под напряжением).
• Здравствуй, братец!: локти обеих рук стоят на столе, ладони с максимально разведенными в стороны пальцами соприкасаются у основания; соединяем и разъединяем попарно пальцы обеих рук.
• Бинокль: ладони обеих рук на весу занимают положение “Бочонок”; находясь на близком расстоянии от одного из глаз, при этом имитируется движение „открыть-закрыть“.
• Раз ладошка, два ладошка: ладони обеих рук повернуты навстречу друг другу, пальцы слегка прижаты друг к другу и полусогнуты; имитируется движение “печем пирожки”.
• Заяц: большой палец одной руки накладывается сверху мизинца и безымянного; разведенные в стороны указательный и средний пальцы поднимаются вверх (имитируется движение „заяц шевелит ушами”).
• Волк: (выполняется двумя соединенными вместе руками) большие пальцы направлены вертикально вверх, указательные пальцы подогнуты внутрь навстречу друг другу; средний и безымянный пальцы вытянуты напряженно вперед, а соединенные вместе и вытянутые вперед мизинцы имитируют движение „закрыть-открыть пасть”.
• Филин: обе руки сложены в кулак и соприкасаются; большие полусогнутые пальцы направлены под углом вверх (имитация ушей филина); указательные пальцы соединены, полусогнуты, направлены вперед и имитируют движение “вперед-назад клювом“.
• Оса: локоть одной руки стоит на столе; четыре пальца (мизинец, безымянный, указательный и большой) полусогнуты внутрь, а средний палец вытянут вперед и выполняет движение "вниз-вверх”.
• Очки: (выполняется обеими руками) большие пальцы вместе с остальными соединены в колечко и поднесены к глазам (имитируется движение "снять-надеть очки").
• Черепаха: четыре пальца одной руки (большой, указательный, мизинец и безымянный) в полусогнутом положении поставить на стол (выполнить имитацию движения черепахи при ходьбе); указательный палец этой руки приподнять вверх, слегка согнув; пальцы другой руки напряженно развести в стороны и накрыть сверху (имитация панциря черепахи).
• Крокодил: мизинец одной руки прижат сверху указательным пальцем, а указательный прижат сверху большим; средний и безымянный пальцы имитируют движение “крокодил закрывает-открывает пасть”.
• Коза: внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы указательный и мизинец выставлены вперед; средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим; выполняется имитация движения "коза бодается".
• Кораблик: обе ладони поставлены на ребро; мизинцы прижаты плотно к остальным чуть согнутым пальцам; большие пальцы подняты вертикально вверх; имитируется волнообразное движение “пароход плывет”.
• Колокольчик: тыльные стороны рук обращены вверх; средний палец правой руки опущен вниз и выполняет имитацию движения “колокольчик звенит”.
• Мотылек: ладони обеих рук на весу развернуты вниз; большие пальцы выставлены горизонтально вперед и сцеплены друг с другом; остальные пальцы под напряжением расставлены в стороны (имитация крыльев мотылька) и выполняют движение «вверх-вниз».
• Петушок: локоть стоит на столе; ладонь под углом направлена вверх; указательный палец опирается на большой; остальные пальцы полусогнуты и максимально разведены в стороны (имитация движения «петушок шевелит гребешком»).
• Бабочка: вариант упражнения «Мотылек», но пальцы рук при движении «вверх-вниз» одновременно подгибаются слегка вниз.
• Слон: локоть стоит на столе; ладонь направлена на себя; средний палец опущен вниз; с одной стороны средний палец прижат безымянным и мизинцем, а с другой стороны – указательным и большим (средним пальцем выполняется имитация движения «слон качает хоботом»).
• Дерево: тыльной стороной руки прижаты друг к другу; пальцы максимально разведены в стороны и подняты вверх (имитируется движение «качаются ветки дерева от ветра».
• Упражнение "Киселек
Текст | Игровые движения | |
Бабушка кисель варила | Правая рука имитирует движение "помешиваем кисель" | |
На горушечке | Упражнение "Горка" (кончики пальцев правой и левой рук соединяются вверху). | |
В черепушечке | Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушку. | |
Для Андрюшечки | Ладонь правой руки ложится на грудь | |
Летел, летел соколок | Упражнение "Птичка" (ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга). | |
Через бабушкин порог | Скрещенные ладони помахивают, как крылья | |
Вот он крыльями забил | Руки несколько раз сильно ударяют по бокам | |
Бабушкин кисель разлил | ||
Вот и нету киселька | Руки разводятся в стороны | |
В черепушечке | Руки снова показывают горшок-черепушку | |
У старушечки на горушечке | Упражнение "Горка" | |
Плачет бабушка: Ай-ай! | Имитация движения "вытираем слезы" | |
Не плачь больше, не рыдай! | ||
Чтоб ты стала весела, Мы наварим киселя Вот столько! | Руки широко разводятся в стороны. |
•Упражнение "Маша – хозяйка" (русская народная игра).
Текст | Игровые движения |
Наша-то Маша Сметлива была, Всем в избе работу Нынче задала: | Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху. |
Плошечку собачка Моет языком, | Упражнение "Собачка" (большой палец правой руки вверх – "ухо", указательный палец согнут, остальные выпрямлены, а мизинец имитирует движение "моет языком"). |
Мышка подбирает Крошки за столом. | Упражнение "Мышка". |
Кошка под окошком Когтями скребет | Упражнение "Кошка". |
Курочка в сережках Избушку метет | Ладонь имитирует движение "подметаем пол". |
•Упражнение "Летает – не летает" (русская игра).
Выбрав водящего, игроки рассаживаются вокруг стола, положив руки ладонями на стол. Водящий, например, произносит: "Сова летит!" – поднимая при этом один из пальцев. Каждый из игроков тоже открывает тот же палец (если другой палец, то выходит из игры). Например, если водящий скажет: "Щепка летит!" – то игроки не должны поднимать пальцы (кто ошибся, из игры выходит). Темп игры постепенно убыстряется. Выигрывает тот, кто был самым внимательным.
• Упражнение "Успевай-ка".
Игроки садятся друг напротив друга. Руки играющих сжаты в кулаки. Тот, кто начинает игру, внезапно раскрывает кулак или оба кулака и показывает любое количество пальцев, затем быстро убирает. Остальные играющие должны показать столько же и таких же пальцев. Выигрывает тот, кто был самым внимательным.
• Упражнение «Обведение по контуру»
• Упражнение «Выполнение разноцветных орнаментов из различных штрихов и элементов письма»
• Упражнение «Штриховка»
• Упражнение «ВНИЗ ПО РЕКЕ». Нарисуйте волнистые линии, расположенные на близком расстоянии друг от друга. Это будут извилистые берега реки, по которой ребенок должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованный реки. Если вы раньше уже играли с ребенком в подобную игру, усложните ее, сделав линии еще более узкими и неритмичными. Вот примеры рисунков.
• Упражнение «УЗНАЙ, КТО Я» . Контурной пунктирной линией нарисуйте что-нибудь не очень сложное, например, цветок или рыбку. Скажите ребенку, что в ваших точках кто-то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).
Возможные варианты:
• Упражнение ТИР. Эта игра развивает точность движений. Нарисуйте на листе бумаги схематическое ружье и мишень. Мишень может располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от ружья (мишеней может быть несколько). Пусть и размеры их будут разными: большими и маленькими. Объясните ребенку, что карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой, и что можно попасть близко от цели, но лучше попасть в центр.
Возможные варианты тира:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речевая гимнастика". Комплексы игровых упражнений для дошкольников
Речевая гимнастика: развивает у малышей подражание речевым звукам; способствует уточнению артикуляции гласных звуков; путем подражания педагогу, воспитывает правильный, умеренный темп речи; развивает ...
Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения для снятия зрительного утомленияКорригирующая гимнастика для глазГлазодвигательные тренингиПальмингСоляризация...
Комплекс игровых упражнений с мячом, направленный на развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста
Комплекс упражнений...
Комплекс игровых упражнений с мячом, направленный на развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста
Данный комплекс упражнений с мячом является одним из наиболее эффективных методов развития пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста....
Комплекс игровых упражнений с мячом, направленный на развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста
- «Вратарь». Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. - «Точно...
Комплексы игровых упражнений для дошкольников младших и средних групп «Речевая гимнастика»
Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь дошкольников: фор...