Информационно-познавательный проект «Слова наоборот»
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Павлова Людмила Анатольевна

Дети с общим недоразвитием речи, участвуя  в проекте, упражняют  свои речевые возможности, тренируют языковые умения и навыки. Проект  направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков  самоконтроля. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-познавательный  проект  

«Слова наоборот»

                                          Павлова Л.А

учитель - логопед

Актуальность.

        Основная задача речевого развития ребенка  дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.

         Полноценное владение речью  предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. Словарный запас – это лексическая компетентность речи, которой человек пользуется для общения и адаптации в социуме. У детей словарный запас должен быть достаточным для общения со сверстниками, успешного обучения в школе, понимания произведений художественной литературы.                                                                      

         В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря,  накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами, сходными (синонимами) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными словами.  Развитие словаря характеризует не только увеличением количества используемых слов, но и пониманием различных по значению слов .    

        У дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам словарный запас отстает от возрастной нормы. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого  слова.                                                                                                                   

        Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь к родному языку можно воспитывать только через интерес к нему. 

 Педагогически - коррекционная направленность: Дети с общим недоразвитием речи, участвуя  в проекте, упражняют  свои речевые возможности, тренируют языковые умения и навыки. Проект  направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков  самоконтроля. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневной жизни, в образовательном процессе, в процессе развития речи. Нужно только найти это и подать детям и побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

Тип проекта: информационно-познавательный                                                   

 Участники проекта: дети  компенсирующей  группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации и возраст детей:                                                    

Занятия рассчитаны на 1 год

Ведущей формой работы  являются занятия, которые проводятся в игровой форме, занятия-соревнования. На занятиях дети решают проблемные вопросы,  проводят научные исследования, «делают» маленькие открытия.

Продолжительность занятий:

в старшей   группе – 25 мин

в подготовительной группе - 30 мин..

Объект: словарный запас детей.

Цель проекта.

Формирование у детей интереса к родному языку, знакомство с многообразием слов русского языка.

Реализуемая цель: Выявление способностей дошкольников к речевому творчеству, развитию творческих способностей детей посредством языковых игр. Выявить наличие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи:

  • формировать  понимание значения слова;
  • учить правильно сочетать слова между собой;
  • учить избирательно пользоваться языковыми средствами (подбирать антонимы, характеризующие персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки );
  • полноценно строить языковое высказывани;
  • определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Гипотеза:  предполагается, что использование занятий, развлечений, дидактических игр, занимательного материала, художественной литературы направленные на изучение слова, будут способствовать формированию у ребенка стремления изучать родной язык, повысит уровень языкового развития, будет способствовать развитию познавательных интересов, лингвистического мышления, яркости и выразительности речи.

Предполагаемые результаты проекта:

  • формирование у детей интереса к родному языку,
  • правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи;
  • точное использование по смыслу в речи  антонимов,
  • вовлечение родителей в поисковую деятельность детей.

Предполагаемый продукт проекта:

  • Альбомы  «Слова  наоборот» – антонимы,
  • «Создание совместно с детьми и родителями «Копилки слов»
  • Картотека игр со словами – антонимами.
  • Подборка  игровых презентаций на расширение словаря  словами –  антонимами, омонимами.

Структура проекта.

Проект состоит из трех  этапов.

1  этап  - (диагностический) он совпадает с диагностикой состояния речи детей, зачисленых  в компенсирующую группу.

2  этап  - практический  ( этап реализации проекта)

3  этап   - (заключительный)

I этап. Подготовительный

1 – ый (диагностический) этап и  3- ий (заключительный) этапа  проекта реализовывался в процессе первоначального  и  итогового обследования   речи детей .

Обследование словаря по разделу « Антонимы» проводилось по методике Волковой Г.А.

II этап.  Основной  этап–   реализовывался в процессе  планирования и проведения коррекционной работы в течение учебного года, согласно Годового плана учителя-логопеда, а в 2018-2019 учебном году – согласно Годового плана  ДОУ по реализации задачи  обогащения и активизации словаря детей.

Работа с детьми:

  • Знакомство детей со словами–антонимами во время режимных моментов, занятий, прогулок,через дидактические игры.
  • Работа с дидактическими альбомами «Слова наоборот» – антонимы.
  • Представление книжки – малышки .

Практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении лексических тем

(использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)

Осень

Весна

Весной природа оживает, а осенью (замирает).

Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).

Зимой снег белый, а ранней весной (серый)

Зима

  • Вставьте нужное слово.

В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.

В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).

Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).

Лето

Дикие животные.

  • Какого слова не хватает? Дополните предложения.

Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).

Летом медведь сытый, а весной (голодный).

 У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).

Домашние животные.

Сад. Фрукты. Ягоды.

  • Дополните предложение.

Банан сладкий, а гранат (кислый).

Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).

Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).

 Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).

Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).

Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).

Птицы.

Овощи. Огород.

  • Дополните предложения.

Помидоры бывают зрелые и (незрелые)

Морковь сладкая, а лук (горький).

Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).

Укроп сеют густо, а морковь (редко).

Весной картошку сажают, а осенью (копают).

Транспорт Город

Мебель

  • Закончи предложения

  Стул твердый, а диван (мягкий).

  На стуле посидели, потом (встали).

Стул уронили, потом (подняли).

Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).

Дом.

старый — новый, прочный — ветхий, старинный — современный, многоэтажный — одноэтажный,

наружный — внутренний

порядок — беспорядок, уют — запущенность, чистота — грязь, строить — разрушать, забивать — выдергивать, прибить — оторвать, высоко — низко, внутри — снаружи ,красиво — некрасиво

  • Составьте предложения со словами: строить, разрушать, снаружи, внутри.

Старый дом разрушили, а новый — построили.

Снаружи стены красят, а внутри — клеят обоями.

Одежда Обувь.

Посуда. Продукты питания.

  • Скажите, какого слова не хватает.

Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу — раскладывают в… (мелкую) тарелку.

Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка… (хрупкая).

Молоко жидкое, а сметана (густая).

В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод — пить (горячий) чай.

Семья.

  • Ответьте, какого слова не хватает.

Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).

Сестренка послушная, а братик (дерзкий).

Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).

Мое тело. Человек.

  • Дополните предложения.

Если вас спросили, надо (отвечать).

Сначала заболел, а потом (выздоровел).

Не надо печалиться, надо (радоваться).

Эта игра развивает логическое мышление, учит находить предмет, явление или слово с противоположным значением.

Дидактические игры и упражнения,

формирующие умения активно использовать антонимы в речи, проявляя языковое чутье.

Игровая методическая картотека:

Лексические парадигмы:

Игра «Закончи предложение» [Краузе Е.Н. ].

Игра «Сравни!» [Краузе Е.Н.].

Игра с мячом «Скажи наоборот» [Коноваленко С.Н.].

Игра с мячом. Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» [Новоторцева Н.В.].

«Скажи наоборот» [СедыхН.А.].

Игра «Закончи предложение» [Краузе Е.Н].

Игра «Придумай предложение» [Краузе Е.Н.].

Игра «Скажи по-другому»(с волшебной палочкой)

Игра «Упрямые дети»

Упражнение «Угадай слово»

         Данные игры обучают детей основам лингвистического анализа, помогают вникать в смысловую сторону слова, анализировать и сопоставлять их, развивают языковое чутье. Дети являются не только наблюдателями, но и являются активными деятелями в процессе изучения слова.

Работа с семьей:

  • Консультация с родителями «Как относиться к речевым ошибкам детей?»
  • Игра – викторина «Многообразие слов русского языка».
  • Памятка о словах – синонимах, антонимах, омонимах, неизменяемых словах.
  • презентация  детьми и родителями  «Копилки слов»

Работа с педагогами:

  • Консультация «Семантический компонент речи».
  • Оформление альбома «Слова наоборот» – антонимы.
  • Оформление картотеки игр со словами – антонимами.

III этап. Заключительный этап

 - итоговое обследование  состояния речи  детей.

Результаты проекта:

В ходе реализации проекта: «Слова наоборот» удалось достичь:

  • повышения уровня языкового развития детей;
  • правильного и осознанного употребления детьми слов различных категорий;
  • умение анализировать и сопоставлять слова, вникать в его смысловую сторону;
  • умение использовать в речи  антонимы,.
  • избирательно пользоваться языковыми средствами (подбирать антонимы, характеризующие персонажа, его настроение, состояние, действия
  • положительной эмоциональной обстановки. 
  • пополнилось методическое и дидактическое оснащение группы.

Проект не только помог детям познакомиться с многообразием слов русского языка, повысить уровень языкового развития детей, но и заинтересовал родителей, которые приняли активное участие в его реализации

Вывод : игровые технологии служат одним из основных средств развития речи детей. Они помогает усвоению, закреплению знаний. Использование игровых технологий повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. Игра сама по себе оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние ребенка, актуализирует его компетентность, активизирует фантазию, воображение. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной однообразной деятельности и помогают чередовать виды речевой деятельности.

 Педагогические компетенции:

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления: 
 1. Слабая мотивация участников проекта. 
       
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы. 
 2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. 
       
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу. 
 3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия. 
       
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации    поставленных задач. 


   
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми, имеющими речевые  нарушениями  по развитию и активизации творческих и коммуникативных способностей детей посредством родного языка и  во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. 

Литература

  1. Парамонова Л.Г. «Развитие словарного запаса у детей». Спб.: «Детствопресс», 2007.
  2. Селевёрстов В.И, Игры в логопедической работе с детьми  – М, 1981
  3. Тиханова М.И. Обогащение и активизация словаря у детей с общим недоразвитием речи [электронный ресурс]: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai527572/
  4. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Совершенствование связной речи./ Т.

Б.Филичева, Т. В. Туманова,- М.: Мысль, 2014.

  1. Швайко Г.С. Под ред. В. В. Гербовой Игры и игровые упражнения для развития речи ББК 74.113.8 Ш 33, 1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомьтесь - это девочка наоборот ( О маленьких упрямцах)

      Кризис, кризис, кризис ребенка 3-х лет…Переступив порог самостоятельности, глотнув её «свободу» и гордясь этим, ребёнок хочет распространить её на всё, а вы со своими нотациями,запретами и  наст...

"СЛОВА НАОБОРОТ"

Учимся подбирать антонимы, развиваем словарный запас и связную речь....

Презентация на тему:" Антонимы или слова-наоборот"

В данной презентации дети знакомятся  со словами антонимами,разными по написанию и звучанию,и обозначающими противоположные понятия....

Игра-лото "Слова наоборот"

Перед вами игра для детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста, которая поможет им научиться правильно употреблять в речи слова с противоположными значениями, понимать значение выражен...

Игра-лото "Слова наоборот"

Учимся подбирать антонимы, развиваем словарный запас и связную речь....

Консультация для родителей детей 5-7 лет "Чтение слов наоборот. Тренируем мозг!"

Консультация для родителей детей 5-7 лет "Чтение слов наоборот. Тренируем мозг!"...

Логопедическая игра с магнитными жезлами на автоматизацию звуков [Ш] и [Ж] на уровне слова «Скажи наоборот»

Цель игры: автоматизация правильного произношения шипящих звуков «Ш» и «Ж» на уровне слова.Задачи: закрепить умение ребенка подбирать антонимы (слова с противоположным значение...