Информационно-познавательный проект «Слова наоборот»
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Дети с общим недоразвитием речи, участвуя в проекте, упражняют свои речевые возможности, тренируют языковые умения и навыки. Проект направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационно-познавательный проект «Слова наоборот» | 48.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-познавательный проект
«Слова наоборот»
Павлова Л.А
учитель - логопед
Актуальность.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.
Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. Словарный запас – это лексическая компетентность речи, которой человек пользуется для общения и адаптации в социуме. У детей словарный запас должен быть достаточным для общения со сверстниками, успешного обучения в школе, понимания произведений художественной литературы.
В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря, накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами, сходными (синонимами) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными словами. Развитие словаря характеризует не только увеличением количества используемых слов, но и пониманием различных по значению слов .
У дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам словарный запас отстает от возрастной нормы. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова.
Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь к родному языку можно воспитывать только через интерес к нему.
Педагогически - коррекционная направленность: Дети с общим недоразвитием речи, участвуя в проекте, упражняют свои речевые возможности, тренируют языковые умения и навыки. Проект направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков самоконтроля. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневной жизни, в образовательном процессе, в процессе развития речи. Нужно только найти это и подать детям и побудить их самих к подобным находкам и открытиям.
Тип проекта: информационно-познавательный
Участники проекта: дети компенсирующей группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Сроки реализации и возраст детей:
Занятия рассчитаны на 1 год
Ведущей формой работы являются занятия, которые проводятся в игровой форме, занятия-соревнования. На занятиях дети решают проблемные вопросы, проводят научные исследования, «делают» маленькие открытия.
Продолжительность занятий:
в старшей группе – 25 мин
в подготовительной группе - 30 мин..
Объект: словарный запас детей.
Цель проекта.
Формирование у детей интереса к родному языку, знакомство с многообразием слов русского языка.
Реализуемая цель: Выявление способностей дошкольников к речевому творчеству, развитию творческих способностей детей посредством языковых игр. Выявить наличие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи:
- формировать понимание значения слова;
- учить правильно сочетать слова между собой;
- учить избирательно пользоваться языковыми средствами (подбирать антонимы, характеризующие персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки );
- полноценно строить языковое высказывани;
- определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Гипотеза: предполагается, что использование занятий, развлечений, дидактических игр, занимательного материала, художественной литературы направленные на изучение слова, будут способствовать формированию у ребенка стремления изучать родной язык, повысит уровень языкового развития, будет способствовать развитию познавательных интересов, лингвистического мышления, яркости и выразительности речи.
Предполагаемые результаты проекта:
- формирование у детей интереса к родному языку,
- правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи;
- точное использование по смыслу в речи антонимов,
- вовлечение родителей в поисковую деятельность детей.
Предполагаемый продукт проекта:
- Альбомы «Слова наоборот» – антонимы,
- «Создание совместно с детьми и родителями «Копилки слов»
- Картотека игр со словами – антонимами.
- Подборка игровых презентаций на расширение словаря словами – антонимами, омонимами.
Структура проекта.
Проект состоит из трех этапов.
1 этап - (диагностический) он совпадает с диагностикой состояния речи детей, зачисленых в компенсирующую группу.
2 этап - практический ( этап реализации проекта)
3 этап - (заключительный)
I этап. Подготовительный
1 – ый (диагностический) этап и 3- ий (заключительный) этапа проекта реализовывался в процессе первоначального и итогового обследования речи детей .
Обследование словаря по разделу « Антонимы» проводилось по методике Волковой Г.А.
II этап. Основной этап– реализовывался в процессе планирования и проведения коррекционной работы в течение учебного года, согласно Годового плана учителя-логопеда, а в 2018-2019 учебном году – согласно Годового плана ДОУ по реализации задачи обогащения и активизации словаря детей.
Работа с детьми:
- Знакомство детей со словами–антонимами во время режимных моментов, занятий, прогулок,через дидактические игры.
- Работа с дидактическими альбомами «Слова наоборот» – антонимы.
- Представление книжки – малышки .
Практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении лексических тем
(использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)
Осень
Весна
Весной природа оживает, а осенью (замирает).
Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).
Зимой снег белый, а ранней весной (серый)
Зима
- Вставьте нужное слово.
В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.
В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).
Лето
Дикие животные.
- Какого слова не хватает? Дополните предложения.
Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).
Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).
Домашние животные.
Сад. Фрукты. Ягоды.
- Дополните предложение.
Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).
Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).
Птицы.
Овощи. Огород.
- Дополните предложения.
Помидоры бывают зрелые и (незрелые)
Морковь сладкая, а лук (горький).
Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).
Укроп сеют густо, а морковь (редко).
Весной картошку сажают, а осенью (копают).
Транспорт Город
Мебель
- Закончи предложения
Стул твердый, а диван (мягкий).
На стуле посидели, потом (встали).
Стул уронили, потом (подняли).
Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).
Дом.
старый — новый, прочный — ветхий, старинный — современный, многоэтажный — одноэтажный, наружный — внутренний | порядок — беспорядок, уют — запущенность, чистота — грязь, строить — разрушать, забивать — выдергивать, прибить — оторвать, высоко — низко, внутри — снаружи ,красиво — некрасиво |
- Составьте предложения со словами: строить, разрушать, снаружи, внутри.
Старый дом разрушили, а новый — построили.
Снаружи стены красят, а внутри — клеят обоями.
Одежда Обувь.
Посуда. Продукты питания.
- Скажите, какого слова не хватает.
Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу — раскладывают в… (мелкую) тарелку.
Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка… (хрупкая).
Молоко жидкое, а сметана (густая).
В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод — пить (горячий) чай.
Семья.
- Ответьте, какого слова не хватает.
Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).
Сестренка послушная, а братик (дерзкий).
Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).
Мое тело. Человек.
- Дополните предложения.
Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).
Эта игра развивает логическое мышление, учит находить предмет, явление или слово с противоположным значением.
Дидактические игры и упражнения,
формирующие умения активно использовать антонимы в речи, проявляя языковое чутье.
Игровая методическая картотека:
Лексические парадигмы:
Игра «Закончи предложение» [Краузе Е.Н. ].
Игра «Сравни!» [Краузе Е.Н.].
Игра с мячом «Скажи наоборот» [Коноваленко С.Н.].
Игра с мячом. Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» [Новоторцева Н.В.].
«Скажи наоборот» [СедыхН.А.].
Игра «Закончи предложение» [Краузе Е.Н].
Игра «Придумай предложение» [Краузе Е.Н.].
Игра «Скажи по-другому»(с волшебной палочкой)
Игра «Упрямые дети»
Упражнение «Угадай слово»
Данные игры обучают детей основам лингвистического анализа, помогают вникать в смысловую сторону слова, анализировать и сопоставлять их, развивают языковое чутье. Дети являются не только наблюдателями, но и являются активными деятелями в процессе изучения слова.
Работа с семьей:
- Консультация с родителями «Как относиться к речевым ошибкам детей?»
- Игра – викторина «Многообразие слов русского языка».
- Памятка о словах – синонимах, антонимах, омонимах, неизменяемых словах.
- презентация детьми и родителями «Копилки слов»
Работа с педагогами:
- Консультация «Семантический компонент речи».
- Оформление альбома «Слова наоборот» – антонимы.
- Оформление картотеки игр со словами – антонимами.
III этап. Заключительный этап
- итоговое обследование состояния речи детей.
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта: «Слова наоборот» удалось достичь:
- повышения уровня языкового развития детей;
- правильного и осознанного употребления детьми слов различных категорий;
- умение анализировать и сопоставлять слова, вникать в его смысловую сторону;
- умение использовать в речи антонимы,.
- избирательно пользоваться языковыми средствами (подбирать антонимы, характеризующие персонажа, его настроение, состояние, действия
- положительной эмоциональной обстановки.
- пополнилось методическое и дидактическое оснащение группы.
Проект не только помог детям познакомиться с многообразием слов русского языка, повысить уровень языкового развития детей, но и заинтересовал родителей, которые приняли активное участие в его реализации
Вывод : игровые технологии служат одним из основных средств развития речи детей. Они помогает усвоению, закреплению знаний. Использование игровых технологий повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. Игра сама по себе оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние ребенка, актуализирует его компетентность, активизирует фантазию, воображение. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной однообразной деятельности и помогают чередовать виды речевой деятельности.
Педагогические компетенции:
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушениями по развитию и активизации творческих и коммуникативных способностей детей посредством родного языка и во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Литература
- Парамонова Л.Г. «Развитие словарного запаса у детей». Спб.: «Детствопресс», 2007.
- Селевёрстов В.И, Игры в логопедической работе с детьми – М, 1981
- Тиханова М.И. Обогащение и активизация словаря у детей с общим недоразвитием речи [электронный ресурс]: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai527572/
- Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Совершенствование связной речи./ Т.
Б.Филичева, Т. В. Туманова,- М.: Мысль, 2014.
- Швайко Г.С. Под ред. В. В. Гербовой Игры и игровые упражнения для развития речи ББК 74.113.8 Ш 33, 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познакомьтесь - это девочка наоборот ( О маленьких упрямцах)
Кризис, кризис, кризис ребенка 3-х лет…Переступив порог самостоятельности, глотнув её «свободу» и гордясь этим, ребёнок хочет распространить её на всё, а вы со своими нотациями,запретами и наст...
"СЛОВА НАОБОРОТ"
Учимся подбирать антонимы, развиваем словарный запас и связную речь....
Презентация на тему:" Антонимы или слова-наоборот"
В данной презентации дети знакомятся со словами антонимами,разными по написанию и звучанию,и обозначающими противоположные понятия....
Игра-лото "Слова наоборот"
Перед вами игра для детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста, которая поможет им научиться правильно употреблять в речи слова с противоположными значениями, понимать значение выражен...
Игра-лото "Слова наоборот"
Учимся подбирать антонимы, развиваем словарный запас и связную речь....
Консультация для родителей детей 5-7 лет "Чтение слов наоборот. Тренируем мозг!"
Консультация для родителей детей 5-7 лет "Чтение слов наоборот. Тренируем мозг!"...
Логопедическая игра с магнитными жезлами на автоматизацию звуков [Ш] и [Ж] на уровне слова «Скажи наоборот»
Цель игры: автоматизация правильного произношения шипящих звуков «Ш» и «Ж» на уровне слова.Задачи: закрепить умение ребенка подбирать антонимы (слова с противоположным значение...