Проект по речевому развитию «РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Ефимова Надежда Александровна

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_razvitie_svyaznoy_rechi.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

«В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей.

Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить»

                                                                                                                                                                Ф.А.Сохин.

Введение

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психологического развития - мышления, воображения, памяти, эмоции. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон развития речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

Основные задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, и на каждом этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально - смысловому типу описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в четкой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об его речевом развитии.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениям и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. В речи детей существует много проблем:

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

бедность речи, не достаточный словарный запас;

бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

неспособность построить монолог - сюжет или описательный рассказ на предложенную тему;

употребление нелитературных слов и выражений;

отсутствие логического обоснования своих утверждений;

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость  голоса, темп речи и т. п.;

плохая дикция.

Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывая о различных событиях из окружающей жизни.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, я использую следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, использование моделирования при составлении рассказов, технология ТРИЗ, ИКТ.

С этой целью я в течение многих лет работаю над темой «Современные педагогические технологии на занятиях по речевому развитию». Изучив ряд программ по речевому развитию, и используя методическую литературу, я разработала разнообразный игровой, практический материал для работы по данной теме.

Данные методические разработки могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях как в группах общеразвивающей так и в группах компенсирующей направленностей.

Педагогический проект    по речевому развитию    «РАССКАЗЫ О  ЖИВОТНЫХ»

Цель:

Составление описательных рассказов о животных с использованием мнемотаблицы.

Задачи:

Учить детей составлять небольшой рассказ о животных с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания.

Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Учить подбирать наиболее точные определения при описании предметов с опорой на схему.

Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

Учить точно, лаконично, образно описывать животных.

Учить составлять рассказ о животных, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

Учить подбирать к предмету слова - эпитеты, характеризующие предмет

Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта.

2 этап - основной

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – итоговый

Сбор и обработка практических, методических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.

Результаты

При условии реализации данного проекта можно предположить следующий результат:

1. Создание в группе необходимых условий для помощи детям:

создание Уголка книги;

подборка книг о животных;

изготовление атрибутов для театрализации сказок о животных;

оформление выставок рисунков детей к рассказам и сказкам о животных.

2. Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трём направлениям: дети, родители, педагоги;

заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми;

заинтересованности и участии родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, участие в конкурсах;

активизация деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы

Мнемотаблицы;

Книги;

Картины и иллюстрации к произведениям;

Картотека стихов, загадок, пословиц;

Настольно - печатные игры;

Атрибуты для театрализации сказок о животных.

Планирование и организация деятельности

1 этап - подготовительный

Анкетирование родителей

Выявить читают ли родители книги о животных.

Составление картотек загадок,поговорок

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой.

Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

Подбор народных пословиц.(Обогащать и усовершенствовать речь ребёнка.)

Подбор стихов (Стимулировать речевое развитие ребёнка. Обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи.)

Подбор рассказов, сказок о животных.(Развивать интерес у детей к миру животных)

Акция «Подари книгу детскому саду»

Пополнить библиотеку группы книгами о животных. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.

Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала

Создать условия по реализации проекта.

Изготовление атрибутов для театрализации сказок о животных

Придумывание атрибутов к сказкам. Развивать творческую активность детей.

2 этап – основной

Рассматривание иллюстраций, книг (Развивать интерес к животным.)

Чтение сказок, рассказов о животных (Пробуждать и поддерживать интерес книгам о животных, к художественному слову.)

Драматизация сказок (Воспитывать выразительность речи, обыгрывать несложный сюжет из знакомой сказки.)

Рисование героев из сказок, рассказов (Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к героям сказок.)

Пальчиковые игры (Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.)

Беседы по содержанию сказки или рассказа (Воспитывать умение отбирать в рассказе или сказке интересные факты и события, подбирая наиболее точные описания животных).

Составление описательных рассказов, с опорой на мнемотаблицу (Учить детей составлять небольшой описательный рассказ, используя мнемотаблицу.)

3 этап - заключительный

Диагностика детей (Выявить компетенции детей (знания и умения) детей.)

Конспект занятия  по речевому развитию

«Осень»

Цель:

Развивать связную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

1.Обобщить и систематизировать знание детей об осени.

2.Активизировать словарь детей по данной теме.

3.Уметь подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде и числе; слова – действия.

4.Упражнять в составлении описательных рассказов по картинно - графическому плану.

Коррекционно - развивающие:

1.Развивать связную речь, общие речевые навыки, речевой слух, память, внимание, мышление, общую моторику.

Воспитательные.

1.Воспитываить интерес к живой и неживой природе.

Методы и приемы педагогической деятельности:

1. Словесные (беседа, вопросы, д /и «Что мы делали на огороде?»).

2. Наглядные (демонстрация картинно-графического плана, рассматривание картинок).

3. Практические (д /и «Собери картинку»).

Используемые формы организации речевой деятельности детей: групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы:

Картинки–символы по теме «Времена года», «Овощи»; предметные картинки по теме «Овощи»; набор разрезных картинок по темам «Фрукты», «Овощи».

Предварительная работа:

1.Рассматривание: иллюстраций с изображением времени года « Осень».

2.Беседы по теме « Осень».

3. Чтение стихов: И.Бунин «Листопад», К.Бальмонт «Осень», А.Плещеев «Осень», «Скучная картина», А.Пушкин «Осень», Е.Трутнева «Осень»,; рассказов про осень.

Дети стоят в кругу на коврике. Воспитатель читает стихотворение.

Листья с деревьев в лесу осыпаются,

Дождик уныло по крышам стучит,

Светлое небо с землею прощается,

Хмурая осень в окошко глядит.

(Вопросы к детям)

Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение? (Ответы детей).

Назовите осенние месяцы. (Ответы детей).

Ребята, а осень в сентябре какая? (Ответы детей).

А в октябре? (Ответы детей).

Как мы называем осень в ноябре? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Садитесь. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, догадались, что мы с вами будем говорить об осени. Чтобы вам легче было вспомнить признаки осени, я приготовила картинки - символы. Посмотрите на них.

(Воспитатель вывешивает схему « Времена года»)

(Вопросы к детям)

Воспитатель: Что вы можете сказать о продолжительности дня? (Ответы детей).

Что вы можете сказать про солнце осенью? (Ответы детей).

А какое небо осенью? (Ответы детей).

А какие изменения происходят на земле? (Ответы детей).

Что происходит осенью с деревьями? (Ответы детей).

А листья что делают? (Ответы детей).

Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (Ответы детей).

Что делают животные? (Ответы детей).

Что делают осенью птицы? (Ответы детей)

Как называют этих птиц? (Ответы детей).

Осенью люди, какую одежду носят? (Ответы детей).

А в какие игры можно играть осенью? (Ответы детей).

Ребята, люди, что делают осенью? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами пойдем в огород и соберем урожай.

Ф/м «Огород»

Мы картошку накопали.

С грядки огурцы сорвали,

Выдернули морковку,

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли.

Воспитатель: Вот какой урожай собрали. Молодцы!

Хорошо мы потрудились. На свои места возвратились.

А сейчас у нас игра.

Д/и« Что мы делали на огороде?»

Воспитатель: картошка – копаем

помидор – срываем

огурцы – срываем

морковь – выдергиваем

капуста – срезаем

лук – выдергиваем

баклажан - срываем

Воспитатель: Ребята, я тоже собрала хороший урожай. Но на моей грядке выросли загадки. И  я хочу, чтобы вы их разгадали. А поможет нам в этом моя схема.

(Воспитатель вывешивает схему « Овощи»)

Воспитатель вызывает детей, и они описывают овощи.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Ребята, а у нас снова игра, которая называется «Собери картинку» и посмотрим, что у вас получится.

(Дети собирают разрезные картинки)

Воспитатель: Какие у вас разные картинки получились. А теперь составьте полное предложение, чтобы все поняли, какие картинки у вас получились.(Дети составляют предложения по картинкам, которые собрали.)Молодцы!

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема: «Путешествие по морским глубинам»

Цель:

Развивать представление детей об обитателях подводного мира.

Задачи:

Образовательные:

1.Закрепить и уточнить знания детей о растительном и животном мире рек, морей, океанов, используя метод наглядного моделирования и ТРИЗ.

2.Способствовать усвоению системы экологических знаний и овладению новыми нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.

3.Активизировать словарь детей.

4.Учить подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде и числе.

Развивающие:

1.Развивать способность через музыку, через рисунки выражать свои чувства.

2.Развивать мышление, логику, внимание, творческое воображение.

Воспитательные.

1.Воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, желание сохранить ее красоту.

2.Повышать интерес к познанию.

Методы и приемы педагогической деятельности:

1.Словесные (беседа, вопросы, д/и «Хорошо-плохо», «Кто, где живет»).

2.Наглядные (демонстрация поведения дельфина, рассматривание знаков).

3.Практические (путешествие по карте-путеводителю, рисование изображений морских животных ладошкой).

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы:

глобус; модели – круги синего и голубого цветов; модели обитателей морей и океана; д/и «Напоминающие знаки»; 2 фигурки дельфина (грустного и веселого); карта-путеводитель; сундучок с рисунками морских животных; тарелочки с гуашью разного цвета; набор влажных салфеток; кисточки; трафареты морских животных; запись с музыкой.

Предварительная работа:

1.Рассматривание: глобуса, иллюстраций с изображением морских животных.

2.Беседы по теме: « Обитатели морей и океанов».

3. Чтение стихов: А.Фет «Морская даль», М.Генин «Морю живется не сладко»; рассказов: В.Танасийчука « Отчего погибли киты».

Дети стоят в кругу на ковре.

Воспитатель: Дети, что у меня в руках? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

(Ответы детей).

Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то, каким он становится?

(Ответы детей).

Воспитатель: А почему?

(Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное плавание по водным просторам на подводной лодке. Скажите, где можно плавать на подводной лодке?

(Ответы детей).

Воспитатель: А что плохо в море? Какие опасности нас подстерегают?

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, море таит в себе много опасностей, но все равно по нему интересно путешествовать. Ну, как хотите отправиться в плавание?

Воспитатель: Тогда занимайте места в подводной лодке. Прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, с кем можем встретиться в море и реке.

Я вам буду называть обитателей рек и морей, а вы мне покажите с помощью кругов, кто, где живет (круги синего цвета - обитатели морей, а голубого - рек).

Д/и «Кто, где живет»

Воспитатель: Все готовы к плаванию. Молодцы! Сели удобно, начинаем погружение.

Звучит музыка.

Воспитатель:

Ты волна моя морская,

Своенравная волна,

Как покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Вот мы с вами и достигли морских глубин. А как здесь необычно, красиво! Правда! Дети, я слышу какие-то звуки.

Звучат голоса-крики морских животных

Да это же дельфин. Посмотрите дети, какой он? (появляется модель дельфина).

Звучит тревожная музыка

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, срочное сообщение: « Внимание! Терпит аварию танкер с нефтью. Требуется помощь».

Ребята, как можно помочь обитателям моря?

(Ответы детей).

Воспитатель: А зачем её нужно собирать?

(Ответы детей)

Воспитатель: Мало знать, как помочь беде, но надо и соблюдать правила поведения в природе. Эти правила, мы знаем, давайте их вспомним.

Воспитатель показывает « Напоминающие знаки», а дети их называют.

Нельзя бросать в море пакеты.

Нельзя оставлять мусор на берегу реек, морей.

Нельзя ловить редких рыб, животных.

Нельзя убивать дельфинов, китов.

Воспитатель: Ребята, а вот и наш старый знакомый дельфин.

Звучит веселая музыка.

Он очень рад, что вы знаете, как помочь беде, которая произошла в море. Посмотрите, какой он стал.

Воспитатель: Мы с вами проплыли немало милей под водой, давайте немного отдохнем. Я вам предлагаю пройти в кают – компанию, чтобы отдохнуть.

Ф/м « Дельфины»

Как в море нашем

Веселые дельфины пляшут,

(Дети идут по кругу)

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде

(Стоя в кругу, хлопают)

То сомкнуться, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

(Машут руками)

То закружатся кругами.

(Кружатся)

Воспитатель: Немного отдохнули, а теперь в путь. Эх, кто-то проплыл, мимо нашей лодки, а мы не заметили. Кто же это мог быть? Наверное, морские обитатели. Ребята, а хотите поближе увидеть их?

Воспитатель: Предлагаю вам перейти в исследовательское отделение, где мы можем встретить морских жителей.

А поможет нам с вами наш путеводитель. А к кому вы попадете, узнаете, если правильно пройдете этот маршрут, пользуясь карточкой путеводителем.

Д/и «Найди обитателей моря»

Воспитатель: Вот мы и увидели их. Как разнообразен этот мир.

Внимание сообщение: «На поверхности воды замечен неопознанный предмет»

Дети, приготовьтесь, начинаем подниматься.

Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята, опять наш знакомый дельфин. Посмотрите, что он нам принес, какой-то сундучок (чемоданчик). Да здесь фотографии, наверное, это морские обитатели прислали на память. Но, что это? Некоторые изображения размыты водой. Давайте восстановим их.

Большая медуза плывет по волнам,

Её из ладошки я сделаю сам,

Медузинки - крошки за мамой спешат

И всех обитателей море смешат

(Дети рисуют с помощью ладошек и кисточек морских обитателей)

Воспитатель: Какие замечательные рисунки у нас получились! Здесь и медузинки - крошки, красавцы крабы, золотые рыбки. Молодцы!

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

(Воспитатель заглядывает еще раз в сундучок)

Ой, ребята, да здесь еще и трафареты. Пусть они помогут нам запомнить жителей морей и океанов. При желании каждый из вас может их нарисовать.

Звучит музыка.Наше путешествие закончилось. Вот мы и дома.

Итог занятия.

-Ребята, вам понравилось путешествовать по морским глубинам? (Ответы детей).

-Вспомните, что мы с вами видели и как помогали дельфину? (Ответы детей).

-А в следующий раз мы с вами отправимся в другое путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»

Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога»                   (Дошк...

конспект ОД по речевому развитию «Рассказ по картине «Праздник Светлой Пасхи»» для детей старшей группы

Цель:  Развитие связной речи в процессе рассказывания по сюжетной картине «Праздник Светлой Пасхи».Задачи:Учить рассказывать о содержании сюжетной картины по плану и образцу.Продолжат...

Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...

Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.

Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....

Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...

Конспект ОД по речевому развитию "Рассказ М.Пришвина "Лисичкин хлеб"

Конспект ОД по речевому развитию «Рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»Возрастная группа: подготовительная.Цель: развивать интерес к детской литературе как источнику интересных об...