Проект по речевому развитию «РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей.
Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить»
Ф.А.Сохин.
Введение
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психологического развития - мышления, воображения, памяти, эмоции. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон развития речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.
Основные задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, и на каждом этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально - смысловому типу описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в четкой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об его речевом развитии.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениям и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. В речи детей существует много проблем:
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
бедность речи, не достаточный словарный запас;
бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
неспособность построить монолог - сюжет или описательный рассказ на предложенную тему;
употребление нелитературных слов и выражений;
отсутствие логического обоснования своих утверждений;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. п.;
плохая дикция.
Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывая о различных событиях из окружающей жизни.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, я использую следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, использование моделирования при составлении рассказов, технология ТРИЗ, ИКТ.
С этой целью я в течение многих лет работаю над темой «Современные педагогические технологии на занятиях по речевому развитию». Изучив ряд программ по речевому развитию, и используя методическую литературу, я разработала разнообразный игровой, практический материал для работы по данной теме.
Данные методические разработки могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях как в группах общеразвивающей так и в группах компенсирующей направленностей.
Педагогический проект по речевому развитию «РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ»
Цель:
Составление описательных рассказов о животных с использованием мнемотаблицы.
Задачи:
Учить детей составлять небольшой рассказ о животных с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания.
Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
Учить подбирать наиболее точные определения при описании предметов с опорой на схему.
Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
Учить точно, лаконично, образно описывать животных.
Учить составлять рассказ о животных, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.
Учить подбирать к предмету слова - эпитеты, характеризующие предмет
Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап - основной
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – итоговый
Сбор и обработка практических, методических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.
Результаты
При условии реализации данного проекта можно предположить следующий результат:
1. Создание в группе необходимых условий для помощи детям:
создание Уголка книги;
подборка книг о животных;
изготовление атрибутов для театрализации сказок о животных;
оформление выставок рисунков детей к рассказам и сказкам о животных.
2. Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трём направлениям: дети, родители, педагоги;
заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми;
заинтересованности и участии родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, участие в конкурсах;
активизация деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы
Мнемотаблицы;
Книги;
Картины и иллюстрации к произведениям;
Картотека стихов, загадок, пословиц;
Настольно - печатные игры;
Атрибуты для театрализации сказок о животных.
Планирование и организация деятельности
1 этап - подготовительный
Анкетирование родителей
Выявить читают ли родители книги о животных.
Составление картотек загадок,поговорок
Формировать поисковую деятельность при работе с литературой.
Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.
Подбор народных пословиц.(Обогащать и усовершенствовать речь ребёнка.)
Подбор стихов (Стимулировать речевое развитие ребёнка. Обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи.)
Подбор рассказов, сказок о животных.(Развивать интерес у детей к миру животных)
Акция «Подари книгу детскому саду»
Пополнить библиотеку группы книгами о животных. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.
Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала
Создать условия по реализации проекта.
Изготовление атрибутов для театрализации сказок о животных
Придумывание атрибутов к сказкам. Развивать творческую активность детей.
2 этап – основной
Рассматривание иллюстраций, книг (Развивать интерес к животным.)
Чтение сказок, рассказов о животных (Пробуждать и поддерживать интерес книгам о животных, к художественному слову.)
Драматизация сказок (Воспитывать выразительность речи, обыгрывать несложный сюжет из знакомой сказки.)
Рисование героев из сказок, рассказов (Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к героям сказок.)
Пальчиковые игры (Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.)
Беседы по содержанию сказки или рассказа (Воспитывать умение отбирать в рассказе или сказке интересные факты и события, подбирая наиболее точные описания животных).
Составление описательных рассказов, с опорой на мнемотаблицу (Учить детей составлять небольшой описательный рассказ, используя мнемотаблицу.)
3 этап - заключительный
Диагностика детей (Выявить компетенции детей (знания и умения) детей.)
Конспект занятия по речевому развитию
«Осень»
Цель:
Развивать связную речь детей.
Задачи:
Образовательные:
1.Обобщить и систематизировать знание детей об осени.
2.Активизировать словарь детей по данной теме.
3.Уметь подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде и числе; слова – действия.
4.Упражнять в составлении описательных рассказов по картинно - графическому плану.
Коррекционно - развивающие:
1.Развивать связную речь, общие речевые навыки, речевой слух, память, внимание, мышление, общую моторику.
Воспитательные.
1.Воспитываить интерес к живой и неживой природе.
Методы и приемы педагогической деятельности:
1. Словесные (беседа, вопросы, д /и «Что мы делали на огороде?»).
2. Наглядные (демонстрация картинно-графического плана, рассматривание картинок).
3. Практические (д /и «Собери картинку»).
Используемые формы организации речевой деятельности детей: групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы:
Картинки–символы по теме «Времена года», «Овощи»; предметные картинки по теме «Овощи»; набор разрезных картинок по темам «Фрукты», «Овощи».
Предварительная работа:
1.Рассматривание: иллюстраций с изображением времени года « Осень».
2.Беседы по теме « Осень».
3. Чтение стихов: И.Бунин «Листопад», К.Бальмонт «Осень», А.Плещеев «Осень», «Скучная картина», А.Пушкин «Осень», Е.Трутнева «Осень»,; рассказов про осень.
Дети стоят в кругу на коврике. Воспитатель читает стихотворение.
Листья с деревьев в лесу осыпаются,
Дождик уныло по крышам стучит,
Светлое небо с землею прощается,
Хмурая осень в окошко глядит.
(Вопросы к детям)
Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение? (Ответы детей).
Назовите осенние месяцы. (Ответы детей).
Ребята, а осень в сентябре какая? (Ответы детей).
А в октябре? (Ответы детей).
Как мы называем осень в ноябре? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Садитесь. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, догадались, что мы с вами будем говорить об осени. Чтобы вам легче было вспомнить признаки осени, я приготовила картинки - символы. Посмотрите на них.
(Воспитатель вывешивает схему « Времена года»)
(Вопросы к детям)
Воспитатель: Что вы можете сказать о продолжительности дня? (Ответы детей).
Что вы можете сказать про солнце осенью? (Ответы детей).
А какое небо осенью? (Ответы детей).
А какие изменения происходят на земле? (Ответы детей).
Что происходит осенью с деревьями? (Ответы детей).
А листья что делают? (Ответы детей).
Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (Ответы детей).
Что делают животные? (Ответы детей).
Что делают осенью птицы? (Ответы детей)
Как называют этих птиц? (Ответы детей).
Осенью люди, какую одежду носят? (Ответы детей).
А в какие игры можно играть осенью? (Ответы детей).
Ребята, люди, что делают осенью? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами пойдем в огород и соберем урожай.
Ф/м «Огород»
Мы картошку накопали.
С грядки огурцы сорвали,
Выдернули морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
Воспитатель: Вот какой урожай собрали. Молодцы!
Хорошо мы потрудились. На свои места возвратились.
А сейчас у нас игра.
Д/и« Что мы делали на огороде?»
Воспитатель: картошка – копаем
помидор – срываем
огурцы – срываем
морковь – выдергиваем
капуста – срезаем
лук – выдергиваем
баклажан - срываем
Воспитатель: Ребята, я тоже собрала хороший урожай. Но на моей грядке выросли загадки. И я хочу, чтобы вы их разгадали. А поможет нам в этом моя схема.
(Воспитатель вывешивает схему « Овощи»)
Воспитатель вызывает детей, и они описывают овощи.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Ребята, а у нас снова игра, которая называется «Собери картинку» и посмотрим, что у вас получится.
(Дети собирают разрезные картинки)
Воспитатель: Какие у вас разные картинки получились. А теперь составьте полное предложение, чтобы все поняли, какие картинки у вас получились.(Дети составляют предложения по картинкам, которые собрали.)Молодцы!
Конспект занятия по познавательному развитию
Тема: «Путешествие по морским глубинам»
Цель:
Развивать представление детей об обитателях подводного мира.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепить и уточнить знания детей о растительном и животном мире рек, морей, океанов, используя метод наглядного моделирования и ТРИЗ.
2.Способствовать усвоению системы экологических знаний и овладению новыми нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.
3.Активизировать словарь детей.
4.Учить подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде и числе.
Развивающие:
1.Развивать способность через музыку, через рисунки выражать свои чувства.
2.Развивать мышление, логику, внимание, творческое воображение.
Воспитательные.
1.Воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, желание сохранить ее красоту.
2.Повышать интерес к познанию.
Методы и приемы педагогической деятельности:
1.Словесные (беседа, вопросы, д/и «Хорошо-плохо», «Кто, где живет»).
2.Наглядные (демонстрация поведения дельфина, рассматривание знаков).
3.Практические (путешествие по карте-путеводителю, рисование изображений морских животных ладошкой).
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы:
глобус; модели – круги синего и голубого цветов; модели обитателей морей и океана; д/и «Напоминающие знаки»; 2 фигурки дельфина (грустного и веселого); карта-путеводитель; сундучок с рисунками морских животных; тарелочки с гуашью разного цвета; набор влажных салфеток; кисточки; трафареты морских животных; запись с музыкой.
Предварительная работа:
1.Рассматривание: глобуса, иллюстраций с изображением морских животных.
2.Беседы по теме: « Обитатели морей и океанов».
3. Чтение стихов: А.Фет «Морская даль», М.Генин «Морю живется не сладко»; рассказов: В.Танасийчука « Отчего погибли киты».
Дети стоят в кругу на ковре.
Воспитатель: Дети, что у меня в руках? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?
(Ответы детей).
Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то, каким он становится?
(Ответы детей).
Воспитатель: А почему?
(Ответы детей).
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное плавание по водным просторам на подводной лодке. Скажите, где можно плавать на подводной лодке?
(Ответы детей).
Воспитатель: А что плохо в море? Какие опасности нас подстерегают?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, море таит в себе много опасностей, но все равно по нему интересно путешествовать. Ну, как хотите отправиться в плавание?
Воспитатель: Тогда занимайте места в подводной лодке. Прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, с кем можем встретиться в море и реке.
Я вам буду называть обитателей рек и морей, а вы мне покажите с помощью кругов, кто, где живет (круги синего цвета - обитатели морей, а голубого - рек).
Д/и «Кто, где живет»
Воспитатель: Все готовы к плаванию. Молодцы! Сели удобно, начинаем погружение.
Звучит музыка.
Воспитатель:
Ты волна моя морская,
Своенравная волна,
Как покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!
Вот мы с вами и достигли морских глубин. А как здесь необычно, красиво! Правда! Дети, я слышу какие-то звуки.
Звучат голоса-крики морских животных
Да это же дельфин. Посмотрите дети, какой он? (появляется модель дельфина).
Звучит тревожная музыка
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, срочное сообщение: « Внимание! Терпит аварию танкер с нефтью. Требуется помощь».
Ребята, как можно помочь обитателям моря?
(Ответы детей).
Воспитатель: А зачем её нужно собирать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мало знать, как помочь беде, но надо и соблюдать правила поведения в природе. Эти правила, мы знаем, давайте их вспомним.
Воспитатель показывает « Напоминающие знаки», а дети их называют.
Нельзя бросать в море пакеты.
Нельзя оставлять мусор на берегу реек, морей.
Нельзя ловить редких рыб, животных.
Нельзя убивать дельфинов, китов.
Воспитатель: Ребята, а вот и наш старый знакомый дельфин.
Звучит веселая музыка.
Он очень рад, что вы знаете, как помочь беде, которая произошла в море. Посмотрите, какой он стал.
Воспитатель: Мы с вами проплыли немало милей под водой, давайте немного отдохнем. Я вам предлагаю пройти в кают – компанию, чтобы отдохнуть.
Ф/м « Дельфины»
Как в море нашем
Веселые дельфины пляшут,
(Дети идут по кругу)
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде
(Стоя в кругу, хлопают)
То сомкнуться, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
(Машут руками)
То закружатся кругами.
(Кружатся)
Воспитатель: Немного отдохнули, а теперь в путь. Эх, кто-то проплыл, мимо нашей лодки, а мы не заметили. Кто же это мог быть? Наверное, морские обитатели. Ребята, а хотите поближе увидеть их?
Воспитатель: Предлагаю вам перейти в исследовательское отделение, где мы можем встретить морских жителей.
А поможет нам с вами наш путеводитель. А к кому вы попадете, узнаете, если правильно пройдете этот маршрут, пользуясь карточкой путеводителем.
Д/и «Найди обитателей моря»
Воспитатель: Вот мы и увидели их. Как разнообразен этот мир.
Внимание сообщение: «На поверхности воды замечен неопознанный предмет»
Дети, приготовьтесь, начинаем подниматься.
Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята, опять наш знакомый дельфин. Посмотрите, что он нам принес, какой-то сундучок (чемоданчик). Да здесь фотографии, наверное, это морские обитатели прислали на память. Но, что это? Некоторые изображения размыты водой. Давайте восстановим их.
Большая медуза плывет по волнам,
Её из ладошки я сделаю сам,
Медузинки - крошки за мамой спешат
И всех обитателей море смешат
(Дети рисуют с помощью ладошек и кисточек морских обитателей)
Воспитатель: Какие замечательные рисунки у нас получились! Здесь и медузинки - крошки, красавцы крабы, золотые рыбки. Молодцы!
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
(Воспитатель заглядывает еще раз в сундучок)
Ой, ребята, да здесь еще и трафареты. Пусть они помогут нам запомнить жителей морей и океанов. При желании каждый из вас может их нарисовать.
Звучит музыка.Наше путешествие закончилось. Вот мы и дома.
Итог занятия.
-Ребята, вам понравилось путешествовать по морским глубинам? (Ответы детей).
-Вспомните, что мы с вами видели и как помогали дельфину? (Ответы детей).
-А в следующий раз мы с вами отправимся в другое путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»
Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога» (Дошк...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
конспект ОД по речевому развитию «Рассказ по картине «Праздник Светлой Пасхи»» для детей старшей группы
Цель: Развитие связной речи в процессе рассказывания по сюжетной картине «Праздник Светлой Пасхи».Задачи:Учить рассказывать о содержании сюжетной картины по плану и образцу.Продолжат...
Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе
Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...
Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.
Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....
Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...
Конспект ОД по речевому развитию "Рассказ М.Пришвина "Лисичкин хлеб"
Конспект ОД по речевому развитию «Рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»Возрастная группа: подготовительная.Цель: развивать интерес к детской литературе как источнику интересных об...