Игры на развитие навыков словоизменения
консультация по развитию речи

Мещерякова Татьяна Анатольевна

Игры на развитие навыков словоизменения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_navykov_slovoizmeneniya.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на формирование навыков словоизменения

Игра «Что спрятано?»

 Цель: формирование способности ребенка употреблять существительные в единственном числе, в винительном падеже.

 Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветы.

Описание игры. На столике раскладываются цветы, овощи или фрукты. Детям предлагают внимательно посмотреть, что лежит на столе, и запомнить, где лежит. Затем ребята отворачиваются, а взрослый берет какой-то предмет со стола и прячет. Ребенок должен угадать, что спрятано: «Вы спрятали свеклу (яблоко, розу)». По усмотрению допускается односложный ответ: «Свеклу».

Игра «Я нарисовал»

Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в единственном числе, в винительном падеже.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: взрослый показывает картинку и комментирует: «Я нарисовал...», затем дети выбирают понравившуюся им картинку и тоже рассказывают, что они нарисовали.

Игра «Без чего»

 Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением недорисованных предметов.

Описание игры: взрослый показывает детям картинку, а они должны сказать, чего не хватает у нарисованного предмета.

Игра «Покорми животное»

Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в дательном падеже.

Описание игры: дети выбирают какое-то животное на картинках и рассказывают, кому они дают корм и какой.

Игра «Кто чем работает»

 Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в творительном падеже, закрепление темы «Профессии».

Оборудование: картинки с изображением профессий.

Описание игры: детям предлагаются картинки с изображением профессий людей и предметные картинки. Ребенка просят подобрать необходимую картинку и рассказать, чем работает этот человек.

Игра «Я мечтаю»

 Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в предложном падеже.

Описание игры: детям предлагается немного помечтать и рассказать, о чем мечтают на Новый год, на день рождения и т.д.

Игра «Где зайчонок»

Цель: формирование способности ребенка употреблять формы существительных косвенных падежей с различными предлогами.

 Описание игры. Ребенку демонстрируются определенные действия, а он должен ответить на вопросы.

 Где сидит зайчик? (на столе).

 Где спрятался зайчик? (в коробке).

Откуда я достала зайку? (из коробки).

Куда я посадила зайку? (под стол).

А теперь откуда он вылез? (из-под стола).

 Откуда зайка спрыгнул? (со стола).

 А теперь, где спрятался? (за коробкой).

 Откуда он выглядывает? (из-за коробки).

 Через что он перепрыгнул? (через коробку).

 Где он теперь сидит? (около коробки).

 В данном случае работа над предложно-падежными конструкциями осуществляется с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги: в, на, под, а затем – из, за, перед, по, из-за, из-под.

Игра «Закрой, не ошибись»

 Цель: формирование способности ребенка употреблять формы существительных косвенных падежей с различными предлогами.

Оборудование: схемы предлогов, картинки на различные предлоги, например: синица на ветке, мяч под столом, карандаш в стаканчике и т.д.

Описание игры: взрослый называет предлог. Ребенок закрывает карточкой с предлогом соответствующую картинку.

Игра «Исправь ошибку»

 Цель: формирование способности ребенка употреблять формы существительных косвенных падежей с различными предлогами.

Описание игры: взрослый говорит ребенку: «Послушай, как Незнайка читал книжку: «Дед в печи, дрова на печи». Это правильно?» «На столе сапоги, под столом пироги». «А как сказать правильно?» и т.д.

Игра «Что изменилось»

Цель: формирование способности ребёнка употреблять формы родительного падежа множественного числа имён существительных.

 Оборудование: Картинки с изображением одинаковых предметов в единственном и множественном числе.

Описание игры: ребёнка просят посмотреть на картинки и ответить на вопрос: Чем они отличаются друг от друга? На одной картинке один шар, а на другой много шаров.

Игра «Парные картинки»

 Цель: формирование способности ребёнка употреблять формы родительного падежа множественного числа имён существительных.

 Оборудование: парные картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

 Описание игры: детям раздается набор картинок с изображением предметов во множественном числе (по 5 штук). Набор картинок с изображением отдельных предметов остается у взрослого. Показывая одну из имеющихся у него картинок, взрослый обращается к детям: «У меня один мяч. А у кого много?» Ребенок отвечает: «У меня много мячей». Картинку отдает взрослому, а за правильный ответ получает фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек и определяется победитель.

Игра «Кому это нужно?»

 Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в единственном числе, в дательном падеже.

 Оборудование: предметные картинки с изображением орудий труда.

 Описание игры: взрослый показывает картинки с изображением орудий труда и спрашивает: «Что это? Кому это нужно для работы?» Дети отвечают:

«Лейка – садовнику.

 Иголка и нитки – портному.

Кисть и краски – художнику».

Тот, кто правильно ответит, получает картинку.

Игра «Ищи»

 Цель: формирование способности ребёнка согласовывать в роде и числе прилагательные с существительными единственного числа.

 Описание игры. В течение минуты увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета, или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу ребенок начинает перечислять все найденные предметы, а другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.

Игра «Что такого же цвета?»

 Цель: формирование способности ребёнка согласовывать в роде и числе прилагательные с существительными единственного и множественного числа.

 Оборудование: цветные квадраты бумаги.

 Описание игры: взрослый показывает детям цветной квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета единственного и множественного числа. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов данного цвета.

Игра с мячом «Угадай предмет»

 Цель: формирование способности ребёнка согласовывать в роде прилагательные с существительными единственного числа.

 Описание игры: взрослый называет признак предмета и бросает ребенку мяч, а он должен назвать тот предмет, у которого есть данный признак. Например: красный – мяч, дом, цветок, шарик.

Игра «Угадай, чего не стало»

Цель: формирование способности ребёнка согласовывать в роде прилагательные с существительными единственного числа родительного падежа; расширение словаря определений.

 Оборудование: предметные картинки.

 Описание игры. Ребенку предлагается ряд картинок с изображениями предметов. Он должен назвать, что нарисовано на картинке и его признак. Затем ребенок отворачивается, взрослый убирает одну картинку и ребенок должен сказать, чего не стало. Например: не стало «зеленого листочка», «маленького котенка» и т.д.

Игра «Помоги Незнайке»

Цель: формирование способности ребёнка согласовывать в роде прилагательные с существительными единственного числа с предлогами.

Описание игры: взрослый читает детям предложения, составленные Незнайкой, а они должны их исправить. Например: Заяц убегает от серый волков. Мальчик строит домик из красные кубиков.

Игра «Магазин»

Цель: формирование способности ребёнка согласовывать в роде прилагательные с существительными единственного и множественного числа.

Описание игры. Ведущий берет на себя роль покупателя, а ребенку предлагает стать продавцом. Взрослый задает вопрос, например: «Что у вас есть из меха?», а ребенок отвечает: «В магазине есть меховая шуба, меховой воротник, меховое пальто» и т.д.

Игра «Поймай - скажи»

Цель: формирование умения правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

 Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного. Например: корова – мычит, лягушка – прыгает, собака – рычит, кошка – умывается. Ведущий называет какую-либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии. Например: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит, портной – шьёт.

Игра «Посмотри и ответь»

 Цель: формирование умения согласовывать существительные и глаголы настоящего времени в числе.

 Оборудование: картинки с изображениями действий одного и нескольких человек (мальчик рисует – мальчики рисуют, девочка поливает – девочки поливают, ребенок бежит – дети бегут, девочка идет – девочки идут).

 Описание игры. Ребенка просят посмотреть на картинку и сказать, кто на ней нарисован, и что он/они делают.

Игра «Что мы сделали»

Цель: формирование умения согласовывать в роде глаголы прошедшего времени и существительные.

Оборудование: картинки с изображением действия и его окончания (девочка рисует – девочка нарисовала, мальчик поливает – мальчик полил).

 Описание игры. Ребенку показывают картинки и спрашивают, где девочка/мальчик ещё совершает действие, а где уже закончил. Ребенок должен показать соответствующую картинку и сказать, что на ней делают/сделали. Затем дети сами показывают какие-то действия и рассказывают, что сделали/сделала/сделал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования"

Консультация для родителей "Игровые приемы  для развития навыков словоизменения и словообразования"...

Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников

В связи с постоянным увеличением количества дошкольников с речевыми нарушениями проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопр...

Игры на формирование навыков словоизменения и словообразование

1. Игра «Что спрятано?»Цель: формирование способности ребенка употреблять существительные в единственном числе, винительном падеже.Оборудование: Муляжи овощей, фруктов, цветы.Описание игры...

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В данной статье раскрывается роль дидактической игры, как  многогранной, универсальной категории, которая может выступать как средством, методом, так формой решения задач по коррекции речи д...

Сообщение на тему Значение дидактической игры в формировании навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Статистика  последних десятилетий показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей дошкольного возраста с проблемами в развитии речи. Основной контингент гру...