Игры для развития навыков словоизменения.
консультация по логопедии на тему

Буйвалова Наталья Николаевна

консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_navykov_slovoizmeneniya.docx14.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития навыков словоизменения.

Словоизменение – это изменение  слова при помощи окончания или склонение существительных и прилагательных. Правильное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, является для ребенка самым трудным. Дети часто неправильно говорят: «У меня много апельсин» или «У меня нет носок», вместо правильного «много апельсинов», «нет носков». Кроме того, затруднения возникают также с несклоняемыми существительными типа «пальто»: «Я хожу в новом пальте» вместо «в новом пальто», поэтому изучению этой темы необходимо посвятить максимальное количество часов занятий.

  1. Игра «Один-много». 

Грамматическая категория: Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?).

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. 

Описание игры: Ребенку предлагается 10-15 картинок с изображениями различных предметов в единственном и множественном числе. Картинки подобраны по группам: с окончанием –и, -ы во множественном числе.

Инструкция: «Посмотри на картинки и повтори:  утка – утки , мишка- мишки, (кубики, книги)».

  1. Игра «Чего не стало». 

Грамматическая категория: Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?). 

Цель: научить ребенка правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). 

Описание игры: на столе раскладываются игрушки, фрукты, овощи и другие предметы. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-либо предмет. 

Инструкция: «Запомни предметы и закрой глаза. А теперь открой и скажи, чего не стало?

  1. Игра «Телефон».  

Грамматическая категория: Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?) Указывает на лицо, которому что-либо дают, или направление. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже. 

Описание игры: на столе раскладываются игрушки, или картинки с изображением зверей. 

Инструкция: «Позвони по телефону мышке, мишке, утке и т.д. Кому ты позвонил?». Ребенок отвечает.

  1. Игра «Кто что нарисовал», «Кого лечил Доктор Айболит». 

Грамматическая категория: Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?) Винительный падеж указывает на предмет, на который направлено действие. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже. 

Описание игры: на столе раскладываются картинки.  

Инструкция: «Скажи, что нарисовал мальчик?» или «Кого лечил Доктор Айболит?»

  1. Игра «Кто, чем рисует (работает)?»  

Грамматическая категория: Творительный падеж имен сущ. ед. числа (Кем? Чем?). Творительный падеж указывает на предмет, которым (или с которым) выполняется действие. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в творительном падеже. 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Скажи, чем рисует девочка? Чем работает мальчик? (пилой, молотком).

  1. Игра ««О чем расскажешь?» 

Грамматическая категория: Предложный падеж имен сущ. ед. числа (О ком? О чем?), указывает на предмет или место, о котором идет речь. 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, о ком Катя любит рассказывать? О ком (о чем) расскажешь (мечтаешь) ты?»

  1. Игра «Жадина»  

Грамматическая категория: Род имен существительных (мой, моя, мое, мои). 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки или игрушки. 

Инструкция: «Представь, что это твои игрушки и ответь на мои вопросы. Чья машина? Чей дом? И т.д.»

Глаголы. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по числам, лицам, времени, то есть спрягаются.

  1. Игра «Кто, что делал вчера?» 

Грамматическая категория: Прошедшее время глагола (Что делал(а)?)  

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто, что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…)

  1. Игра «Вместе делать веселей». 

Грамматическая категория: Единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?). 

Инструкция:  «Вместе делать веселей»  Он стоит- они стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…)

  1. Игра «Дай задание игрушкам». 

Грамматическая категория: Глаголы повелительного наклонения (Делай!). Повелительное наклонение глагола  – это действие, к которому кто-либо побуждает кого-либо. 

Инструкция:  «Дай задание игрушкам» Спать - спи! (Лети, танцуй, рисуй).

  1. Игра «Какие это вещи?». 

Грамматическая категория:  Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?). 

Инструкция:  «Какие это вещи?» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки и т.д.

Все предлагаемые игры-задания на словоизменение для удобства приведены в таблице. Обращаю внимание, что   грамматические категории, используемые в данных играх, предназначены для детей 3-4 лет. Для детей старшего возраста используются более сложные грамматические категории.

С
Л
О
В
О

И

З
М
Е
Н
Е
Н
И
Е

       Грамматическая категория

  Речевой материал

1

Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?)

Игра «Один-много»:Утка- утки, мишка- мишки, (кубики, книги)

2

Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?)

Игра «Чего не стало?»,

 «Чего не хватает?»:Ленточка -ленточек, (матрешек, книг, груш, слив)

3

Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?)

И. «Кто что нарисовал»,

 «Кого лечил Доктор Айболит» : Бабочка- бабочку (машину, куклу, пирамидку лису)

4

Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?)

И. «Телефон»

«Кому что дадим?» :Мышка- мышке( зайчику, котику, курочке, собаке)

5

Творительный падеж имен сущ. ед. числа(Кем? Чем?)

И. «Кто чем действует»: Пила- пилой(лопатой, метлой, молотком, карандашом)

6

Предложный падеж имен сущ. ед. числа(О ком? О чем?)

И. «О чем расскажешь?» Банка- о банке (о шарике, о конфете, о мяче, о яблоке)

7

Род имен существительных(мой, моя, мое, мои)

И. «Это чье?» Бантик-это мой бантик, (моя кукла, мое ведро, мои бусы)

8

Прошедшее время глагола (Что делал(а)?)

И. «Кто что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…)

9

Единств. и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?)

И. «Вместе делать веселей» Стоит- стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…)

10

Глаголы повелительного наклонения(Делай!)

И. «Дай задание игрушкам» Спать- спи! (Лети, танцуй, рисуй)

11

Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?)

И. «Какие это вещи» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования"

Консультация для родителей "Игровые приемы  для развития навыков словоизменения и словообразования"...

Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников

В связи с постоянным увеличением количества дошкольников с речевыми нарушениями проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопр...

Игры на формирование навыков словоизменения и словообразование

1. Игра «Что спрятано?»Цель: формирование способности ребенка употреблять существительные в единственном числе, винительном падеже.Оборудование: Муляжи овощей, фруктов, цветы.Описание игры...

Игры на развитие навыков словоизменения

Игры на развитие навыков словоизменения...

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В данной статье раскрывается роль дидактической игры, как  многогранной, универсальной категории, которая может выступать как средством, методом, так формой решения задач по коррекции речи д...

Сообщение на тему Значение дидактической игры в формировании навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Статистика  последних десятилетий показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей дошкольного возраста с проблемами в развитии речи. Основной контингент гру...