Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи
Сказка - естественная составляющая повседневной жизни детей. В этой статье, вы узнаете о том, что такое сказка, сказкотерапия, её основные задачи и методы работы.
Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей ообенной сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrata.docx | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия, как средство развития речи
детей дошкольного возраста.
Сказка – источник народной мудрости. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.
Сказки служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Сказки вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра, вызывают общий интерес к книге.
Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д. Б. Эльконин, А. К. Запорожец, Л.В. Обухова и других, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы.
Надо заметить, что ребенку дошкольного возраста полезнее предлагать не одну реалистическую иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, схематические и т.д. Это поможет детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию, поэтому их надо активно внедрять в работу со сказками.
Важно! При выборе сказки педагог должен учитывать, возрастные особенности ребенка, какой познавательный материал заложен в сказку, вызовет ли он у ребенка интерес, любознательность, будет ли воздействовать на его чувства, можно ли использовать её в воспитательных целях.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачек в развитии, который будет способствовать развитию личности.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь ребенка.
Сказкотерапия решает следующие задачи:
- развитие речи детей с помощью: пересказывания сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, рассказывание сказок по предложению, сочинение сказок, театрализация сказок;
- выявление и поддержание творческих способностей;
- снижение уровня тревожности и агрессивности;
- развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
- развитие умения преодолевать трудности и страхи;
- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
- укрепление союза «ребенок – родитель – педагог».
Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.
Методы и приёмы работы со сказкой для развития речи разнообразны. И вот, основные этапы работы:
- изготовление и применение кукол-марионеток;
- пальчиковые игры;
- сказкотерапевтическое рисование;
- решение сказочных задач;
- театрализация;
- сочинение сказок и историй;
- групповое рассказывание сказок;
- придумывание продолжения к сказке.
Комбинируя различные методы и приёмы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить множество ситуаций, значительно расширить его мировосприятие и усвоить способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Литература:
- Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 112 с.
- Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога. Тема «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога...
«Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
laquo;Сказкотерапия как средство развития детейдошкольного возраста»...
Родительское собрание на тему: « Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
Родительское собрание на тему:« Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»...
Самообразование Сказкотерапия, как средство развития детей дошкольного возраста»"
Сказкотерапия, как средство развития детей дошкольного возраста»...
Сценарий творческой встречи с родителями и детьми на тему: «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей со сказкотерапией, как эффективном методе работы с детьмиЗадачи:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;Создать доверительную атмосферу в группе родителей...
Родительское собрание на тему: « Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребенку узнать мир,может одарить его воображение ...
"Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста"
Отчёт по проекту "Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста"...