Семинар-практикум "Играю - речь развиваю"
консультация по развитию речи (средняя группа)
В рамках консультационного пункта для родителей воспитанников, посещающих детский сад, логопедом Жуковской Екатериной Александровной был проведен обучающий семинар-практикум «Играю – речь развиваю?», цель проведения которого - помочь родителям создать необходимые условия для формирования у ребёнка грамматически правильной речи. Почему именно эта тема? Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
В начале мероприятия родителям был предложен ряд морфологических ошибок, которые совершают дети дошкольного возраста. Прослушав их, все присутствующие согласились с тем, что проблема существуют и её нужно решать. Затем выяснили, что лучший способ привлечь ребёнка это игра. Ведь игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Французский философ и писатель М. Монтень утверждал, что игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
В практической части семинара родителям были предложены игры «Какое!», для правильного согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Игра «Киоск открыток» поможет научить детей правильно соотносить наименование спортивных специальностей с действиями, которые они совершают. Игра «Один – много» тренирует способность соотносить числительное с существительным или образовывать форму множественного числа названного существительного.
Далее родителям было предложено самостоятельно придумать игры, которые бы способствовали развитию речи, при помощи различных предметов, которые были заранее подготовлены. Родители с успехом справились.
В итоге семинара родителям был предложен ряд игр на развитие речи, в которые можно играть без предварительной подготовки и дидактического материала. А также важные правила, которые нужно соблюдать, играя с ребёнком в речевые игры.
Чем эмоциональнее, насыщеннее, правильнее речь ребенка, тем проще ему будет общаться с окружающими, тем легче обучаться в школе. Поэтому необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.6 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО–НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
МБДОУ «Мыскаменский детский сад»
Семинар – практикум для родителей
«Играю - речь развиваю»
Подготовила
Жуковская Екатерина Александровна, воспитатель
Мыс Каменный, 2021
Семинар – практикум для родителей
«Играю - речь развиваю»
Цель: помочь родителям создать необходимые условия для формирования у ребёнка грамматически правильной речи.
Задачи:
- Дать практические советы по созданию условий для формирования речи детей
- Познакомить родителей с играми, направленными на речевое развитие детей в домашних условиях
- Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения со своим ребёнком
- Побуждать родителей к активному взаимодействию с педагогами
- Формировать у родителей культуру общения с детьми.
Оборудование:
Ход семинара
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть Вас на моём семинаре, который посвящён грамматическим играм по развитию речи детей. Правильная речь – важное условие полноценного, всестороннего развития детей.
Речевые нарушения часто отражаются на поведении ребёнка и его деятельности. Недостатки звукопроизношения могут препятствовать его общению с другими детьми, взрослыми, что негативно влияет на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка к обучению в школе.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
Поднимите руки родители, которые считают, что его ребёнок рано начал говорить, говорит хорошо и правильно?
Сейчас я приведу примеры ошибок, которые часто совершают дети дошкольного возраста. Эти ошибки обязательно нужно вовремя исправлять. Сами по себе они не исчезнут.
Морфологические ошибки в речи детей
2 слайд
- Неправильные окончания имен существительных:
- Сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев).
Услышал ребёнок, что взрослый говорит, например: «В этой группе не хватает столов» и по типу слова «столов» изменяет остальные существительные: карандашов, дверёв, ежов, этажов, куклов, девочков, руков, "дверев", лошадев;
- Не различение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: видели поросенок, поймали олень, посадили дуба;
- Предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде.
3 слайд
- Склонение несклоняемых имен существительных: на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине.
- Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.
- Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы: домы, поезды, окны, человеки.
- Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.
4 слайд
- Неправильное образование глагольных форм:
1.Повелительное наклонение: искай (ищи,exaй (езжай, спей (спой,склады (сложи); скакай (скани).
2. Изменение основы глагола: искать - искаю (ищу, плескать - плескаю (плещу, плакать - плакаю (плачу, рисовать - рисоваю (рисую); мочь - можу (могу).
3. Спряжение глаголов: хотеть - хотишь (хочешь, давать - дадишъ (дашь, есть - едишь (ешь, спать - сплют (спят).
5 слайд
- Образование неправильной формы причастий: сломатая, оборватая, сошитая;
- Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,
- Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;
- Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим; или несклонение числительных: собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка.
Этот список можно пополнять ещё очень многими ошибками. Я думаю, каждый из Вас услышал ошибки, которые совершает Ваш ребёнок. Но не стоит расстраиваться, ведь всё можно исправить. И совсем не обязательно превращать эту деятельность в школьные уроки.
6 слайд
Игра - главный вид деятельности дошкольника. Французский философ и писатель М. Монтень утверждал, что игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. Игры отражают реальность. Ребенок с помощью игрушек моделирует жизненные ситуации, имитирует взаимоотношения, устраивает соревнования.
7 слайд
Развивающий и увлекательный характер игры изменяет эмоциональный настрой, усиливает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок чувствует себя более свободным, у него снижается тревожность, напряженность, и как результат, улучшается усвоение информации. Во время игры постоянно происходит воспитание и обучение. Играя, моделируя, придумывая, ребенок может самостоятельно достичь цели, а это очень важно для детей, которые имеют нарушения речи. Именно игра является основным инструментом развития речевой активности и активизации всех компонентов речевой деятельности.
8 слайд
Но при выборе родителями игр нужно обязательно учитывать возрастные особенности ребенка, уровень его речевого развития, опираться на уже имеющиеся знания и умения. Процесс игры должен сопровождаться позитивным эмоциональным настроем, игра должна приносить удовольствие. Нельзя заставлять ребенка играть. Дети, увлеченные игрой, не замечают того, что взрослые ставят перед ними обучающие задачи, и часто довольно сложные.
Родители имеют возможность дома свободно общаться с ребенком. И использование дидактических игр в домашних условиях позволит решить очень много задач.
Как вы думаете какие речевые задачи можно решить дома, играя с ребёнком?
9 слайд
- Развивать словарный запас детей,
- улучшать их разговорную речь,
-проявлять инициативу в играх,
- комментировать свои действия и поступки,
- анализировать,
- обобщать.
10 слайд
И сегодня я хочу познакомить Вас с некоторыми играми, которые способствуют развитию речи и не утомляют ребёнка.
Игра под названием «Какой, какая, какое?»
Цель игры: учить детей слушать партнера, дополнять его высказывания; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.
Дидактический материал: любые предметные картинки; фишки.
Игровые правила: уже сказанное не повторять.
Ход игры:
Педагог предлагает родителям поиграть со словами: «Я назову предмет, а вы его опишите, скажите, какой он. Например, яблоки. (Демонстрируется картинка.) Какое оно?
Родители подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, педагог подсказывает слова, которые не назвали родители. Например:
11 слайд
Яблоко. (круглое, румяное, сочное, душистое, спелое, большое, наливное).
12 слайд
Ежик. (колючий, запасливый, пугливый, маленький, ушастый).
Дома вы со своим ребёнком во время игры, задаете наводящие вопросы: например: «Как сказать о ежике, чтобы стало понятно, что его тело покрыто иголками?», «Что он делает с припасами?», «Боится ли он лисы?», «Он быстро бегает?», «У него большие ушки?» И т. д.
В конце игры педагог объединяет вместе все фишки, поощряет родителей: «Вот сколько разных слов вы назвали».
13 слайд
Когда Ваши дети смогут называть достаточно большое количество слов, можно устроить между остальными членами семьи соревнование
Следующая игра направлена на формирование правильной речи.
Игра называется «Киоск открыток».
Цель: учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением спортсменов, их можно взять из спортивных журналов, раскрасок, скачать несколько картинок из интернета….
Дидактический материал: карточки с изображением спортсменов: хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, наездники, лучники, фехтовальщики, конькобежцы, лыжники, гимнастки. А также нам понадобится любая игрушка ребёнка, лучше его любимая.
Игровые правила: образование слов - названий спортивных специальностей.
Игровые действия: поздравления медвежонка; отгадывание спортсменов по характерным движениям.
Ход игры:
На время вы, дорогие родители, превращаетесь в детей.
Логопед сообщает, что у медвежонка Миши день рождения. Родители могут его поздравить и сделать ему подарки.
Родители по очереди выбирают открытки, называют изображенных спортсменов и что они делают.
Например: «Это футболисты, они играют в футбол». После этого «делается покупка», родитель поздравляет медвежонка, дарит ему открытку.
14 слайд
После того как все открытки куплены и подарены медвежонку, педагог с медвежонком загадывают загадки, изображая движения спортсменов. Дети отгадывают.
В этой игре задача взрослого дать детям возможность перебрать разные варианты слов. Так, пловца дошкольники могут назвать плавщиком, плывуном, плавильщиком и т. п. Если ваш ребёнок не назовет слово правильно, вы, родители, подсказываете или называете его.
15 слайд
Ещё одна игра «Один-много»
Я вам раздала предметные картинки, на которых изображены предметы во множественном числе. Когда я вам покажу картинку с изображением какого-нибудь предмета в единственном числе, вы находите у себя картинку с таким же предметом, но во множественном числе и называете, что у вас изображено.
Ход игры:
Показываю предметную картинку с изображением предмета в единственном числе и говорю: «У меня лист А у вас?» Взрослый, у которого находится соответствующая картинка, показывает ее и отвечает: «А 2 листа» или «А у меня много листов». И т. д.
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд
Поиск нужной картинки увлекает ребёнка, поэтому такое задание его не утомляет, и он охотно играет. А мы в свою очередь потренировали ребёнка в образовании формы множественного числа названного существительного (или родительного падежа существительного во множественном числе).
Дидактических игр существует очень много и плюс их в том, что придумывать их можно самостоятельно. Чем мы сейчас и займёмся. Попрошу подойти одного из родителей ко мне.
23 слайд
На столе лежат различные предметы (моток ниток, рис, стакан с водой, лоскутки ткани, цветные карандаши). Я прошу подойти Вас к столу, выбрать предмет и придумать игру, которая развивала бы речь Вашего ребёнка.
(Родитель придумывает игру и играет с присутствующими на семинаре)
Спасибо за придуманные игры.
А как вы думаете, если вы поиграете сегодня с ребёнком в речевые игры, а завтра и в другие дни не станете, изменится ли речь ребёнка?
Конечно нет, существуют важные правила, которые нужно соблюдать!
24 слайд
1. Хвалить за успехи
2. Исправлять ошибки
3. Играть в одну и ту же игру множество раз, чтобы исправленные ошибки закрепились в речи ребёнка.
Очень часто родители не могут уделить то количество времени, которое необходимо для проведения полноценных развивающих занятий со своими детьми. Цель предыдущего упражнения показать, что играть с ребенком можно не только в свободное время за столом, используя печатные пособия, но и в любое подходящее для этого время.
В ваших силах превратить дорогу в дошкольное учреждение в увлекательное, познавательное, развивающее речь (и не только) путешествие.
25 слайд
Играем с родителями.
1) Игра «Веночек» или как мы её называем города (дети учатся слышать с какого звука начинается слово и каким заканчивается).
Дом – Мост – Трава – Аист - ....
Родитель должен так подбирать слова, чтобы они заканчивались на разные звуки. Разрешаем ребенку подсказывать нам слова.
2) Игра «Веселый счет» (согласование числительного, прилагательного и существительного).
Одна красная машина, две красных машины, три красных машины, ..., пять красных машин.
Ребенок сам выбирает, что он будет считать.
3) Игра «Доскажи словечко».
Родитель начинает, а ребенок продолжает и наоборот.
Зимой холодно, а летом ....Ночью светло, а днем...Лимон кислый, а апельсин ... и т.д.
4) Игра «Отгадай мою загадку».
Взрослый описывает предмет, ребенок отгадывает и наоборот.
Растет на дереве в саду. Круглое. Бывает красное, зеленое.
Круглое, желтое, висит на небе.
Подведение итогов
Уважаемые родители. Сегодня мы с вами обсудили возможности применения игр на развитие речи в домашних условиях. В итоге хочу напомнить, чем эмоциональнее, насыщеннее, правильнее речь ребенка, тем проще ему будет общаться с окружающими, тем легче обучаться в школе. Поэтому необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.
Рефлексия
А сейчас я бы хотела, чтобы вы взяли красный листочек рядом со шкатулкой и подобрали прилагательное, которое бы охарактеризовало бы мой семинар. Прилагательное отвечает на вопрос какой? Какой был мой семинар? Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-234935-1395596749.jpg)
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/16/picture-273030-1373981891.jpg)
Статья по развитию речи: "Развиваем разговорную речь. Беседа по картинкам."
"РАЗВИВАЕМ РАЗГОВОРНУЮ РЕЧЬ" БЕСЕДА ПО КАРТИНКАМРазвитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе. Решая эту задачу, продумывается организация речевой среды детей че...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-42225-1480866270.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/06/picture-979476-1512567032.jpg)
Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-413662-1520938661.jpg)
«ЛЭПБУК ОТКРЫВАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ» Дидактическое пособие по развитию речи в младшей группе
Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Речь выступает сначала как средство общения,...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-885714-1485715015.jpg)
Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-1076099-1542534176.jpg)
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо, Екатерина
Спасибо, Екатерина Александровна, за полезный семинар-практикум. Взяла для себя очень много полезной и необходимой информации! Успехов Вам в работе!