Дополнительное образование по обучению грамоте "Грамотейка", старший возраст.
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Программа модифицирована. Опирается на методику Ткаченко Т.А., Каше Г.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, инсценировок, исследовательской деятельности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительное образование по обучению грамоте "Грамотейка", старший возраст. | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
На заседании
Педагогического совета Заведующий МДОУ ЦРР д/с № 47
Протокол №_____ от Истринского
Муниципального района
«_____»____________20___ г. ___________( Т.П.Харлахина)
«____»_____________20___ г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 47
Истринского муниципального района
Программа дополнительного образования
КРУЖОК
« Грамотейка »
для детей старшего возраста
Срок реализации – 2 года
2017 – 2019 учебный год
Составитель: учитель-логопед Сысоева Л.В.
г.Истра.
Содержание.
- Пояснительная записка с.3-4
- Учебно-тематический план с.5-8
- Содержание изучаемого курса с.6-12
- Методическое обеспечение с.13
- Список литературы с.14
- Приложения.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа.
А.Р.Лурия
Пояснительная записка
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
1. Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает готовность к усвоению основ чтения и письма.
2. Отсутствие систематической, поэтапной работы по обучению грамоте может впоследствии вызвать нежелательные результаты в развитии письменной речи - дислексию (нарушения чтения) и дисграфию (нарушения письма).
Цель - обеспечить овладение детьми основами грамоты. В связи с этим основными задачами данной программы являются следующие:
Развивающие – развивать интеллектуальную и познавательную активность, вызывать у ребёнка положительное отношение к учению; развивать психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму, обогащать словарный запас, развивать фонематический слух.
Образовательные – обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закреплять умения проводить звуковой анализ, определять количество звуков и букв в слове, количество слов в предложении; учить делить слова на слоги; печатать буквы, слова, предложения.
Воспитывающие – воспитывать интерес к чтению, аккуратность, коммуникабельность, любознательность.
Организация обучения была продумана таким образом, чтобы:
- обеспечить познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,
- каждый ребенок мог участвовать в процессе выполнения заданий,
- использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к детям
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 1-го года обучения, составляет 5 лет (старшая группа) в количестве 22 человек.
Сроки реализации программы – 2 года обучения.
Режим работы кружка 1 раз в 2 недели.
Продолжительность образовательного процесса составляет – 16 часов.
Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников).
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Программа модифицирована. Опирается на методику Ткаченко Т.А., Каше Г.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, инсценировок, исследовательской деятельности .
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
- досуги;
- викторины;
-КВН.
Методы проведения:
Наглядные
Практические
Словесные
Учебно-тематический план подготовительного этапа
к усвоению звукового анализа слов
(1 год обучения, старшая группа)
Месяц | Тема | Количество часов |
Сентябрь | 1. Узнавание неречевых звуков. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. | 1ч. |
Октябрь | 1. Сравнение слов по звучанию звонко, громко, тихо; знакомство с протяжностью слов (длинные и короткие), моделированием. 2. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.
| 2ч. |
Ноябрь | 1. Понятие о звуке. Звуки гласные и согласные. Различение слов, близких по звуковому составу. 2.Гласные звуки А,О,У,И,Э,ы. | 2ч. |
Декабрь | 1. Звуки М,Мь, Н,Нь 2.Звуки П,Пь - Б,Бь | 2ч. |
Январь | 1. Звуки Т,ТЬ – Д,Дь 2.Звуки С,Сь - З,Зь. | 2ч. |
Февраль | 1. Звуки К,кь – Г.Гь – Х,Хь 2.Звуки С - Ш | 2ч. |
Март | 1. Звуки З – Ж 2.Звуки С - Ц
| 2ч. |
Апрель | 1. Звуки Л,Ль – Р, Рь 2.Звуки В, Вь - Ф,Фь. | 2ч. |
Май | 1.Звуки Ч - Щ | 1ч. |
Итого: 16ч. |
Занятия проводятся 1 раз в 2 недели, продолжительность занятий 20-25 минут.
Учебно-тематический план основного этапа по формированию элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма
(2 год обучения, подготовительная к школе группа)
Месяц | Тема | Количество часов |
Сентябрь | 1. Понятие о речи. Предложение. Слово. 2.Слова-предметы. Слова-действия. Слова- признаки. | 2ч. |
Октябрь | 1. Понятие о звуке. Звуки А,У,И. 2. Звуки п,пь. Буква П. 3. Звук и буква О. 4. Звуки т,ть. Буква Т. | 4ч. |
Ноябрь | 1.Звук и буква Э. 2.Звуки м,мь. Буква М 3.Звуки х,хь. Буква Х. 4. Звуки ы-и. Буквы Ы-И. | 4ч. |
Декабрь | 1. Звуки с,сь. Буква С. 2.Звуки н,нь. Буква Н 3. Звуки з,зь. Буква З. 4. Звуки к,кь. Буква К. | 4ч. |
Январь | 1.Звуки л,ль. Буква Л. 2.Звук и буква Ш. 3.Звуки б,бь. Буква Б. | 3ч. |
Февраль | 1. Звуки р,рь. Буква Р. 2.Звук и буква Ж. 3 Буквы Е,Ё 4. Буквы Ш,Ж | 4ч. |
Март | 1. Звуки д,дь. Буква Д 2. Звуки в,вь. Буква В. 3. Звуки г,гь. Буква Г. 4. Звук и буква Й. | 4ч. |
Апрель | 1. Буква Я. 2.Звуки ф,фь. Буква Ф. 3. Буква Ю. 4.Звук и буква Ц. | 4ч. |
Май | 1.Звук и буква Ч. 2 Звук и буква Щ 3.Буква Ь 4. Буква Ъ 5. Повторение изученного | 5ч. |
Итого: 34 часа
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 мин.
Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:
- подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;
- основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.
Задачи этапа.
1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
4. Введение терминов "звук" и "слово".
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Методика формирования элементарных навыков чтения и письма состоит из 4 разделов.
Раздел 1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка
Задачи.
- Дать представление о звуках русского языка.
- Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
- Показать детям связь звука с буквой.
- Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.
Упражнения на подробное знакомство с буквой:
Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит буква, осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы), выкладывание буквы из различного материала, лепка буквы, запоминание стихов про каждую букву, отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву, "письмо" буквы по опорным точкам , дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск заданной буквы среди других букв, сравнение буквы с другими буквами, печатание буквы с ориентировкой на образец.
При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таблицы разных видов к каждому занятию. Показывать слогообразующую роль гласного и значение ударения.
Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников
Задачи.
- Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный, звонкий-глухой.
- Учить детей определять позицию звука в слове.
- Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
- Учить правильно соотносить звуки и буквы.
Порядок звукобуквенного анализа слова:
- произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т.д.);
- называние изолированного звука;
- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);
- обозначение звука соответствующей фишкой;
- "чтение" по "записи" (по фишкам);
- обозначение звука буквой;
- определение количества слогов.
При обучении детей звукобуквенному анализу слов используется картинка-схема звукового состава слова, показывающая, сколько звуков в слове.
Затем картинка-схема заменяется схемой-полоской.
Далее строят схему по ходу разбора слова без наглядности за столами с помощью фишек.
Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников - сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно:
1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.
Например: какой гласный слышится в этих словах: дом, дым, мох, сад, жук, лук и т.д. Какой согласный слышится в словах: ура, она, усы, ум, му и т.д.
2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Начинать звукобуквенный анализ следует со слов, состоящих из 3-х звуков (сыр, усы, нос, шар, лук, жук, дом, дым, рак); затем переходить к словам, состояшим из 4-х звуков (луна, рама, шары, рыба, роза, мыло, зонт, дома, гора, утка, паук, шарф и др.).
После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков (сумка, кошка, парта, ведро, собака, корова и др.).
Приведем некоторые упражнения, использованные в данном разделе:
"Узнай звук и напиши букву в окошко";
"Найди домик буквам";
"Какой гласный (согласный) звук слышится в слове";
"Напиши первую и последнюю буквы слова";
"Где спрятался гласный звук?";
"Какой звук спрятался в конце слова?";
"Хлопни столько раз, сколько звуков услышал";
"Назови звуки слова";
"Кто ошибся?";
"Помоги Мишке правильно разложить по порядку звуки (буквы)";
"Сложи из букв свое имя" и др.
Выполняя данные упражнения, дети развивают в себе умение последовательно вычленять звуки, буквы в словах, а также проводить звукобуквенный анализ слов, состоящих из 3-х и более звуков.
Раздел 3. Обучение чтению
Задачи.
- Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами.
- Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
- Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
- Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
- Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
- Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.
Весь материал для чтения и”письма” на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные односложные (сок, сук) слова. Затем можно учить двухсложные (усы, осы, луна, рома и т. д.). Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путём замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчёркивается необходимость осмысленного чтения.
Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма
Задачи.
- Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).
Приведем некоторые виды работ:
- Штриховка - до и после знакомства с буквами. Вначале используются для штриховки трафареты с геометрическими фигурами, далее используются трафареты, изображающие предметы и фигуры животных, а также набор разных лекал.
- Раскрашивание букв в соответствии с образцом.
- Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "обведи пальчиком букву", ощупывание руками объемной буквы с закрытыми глазами, "пальчиковый алфавит" (изобрази букву пальцем в воздухе, напиши на столе), "вылепи букву…", "выложи букву из...", запускание пальцами мелких "волчков", задания на соединение буквы и картинки и др.
Ожидаемые результаты. К концу обучения дети должны знать и уметь:
- Различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
-Производить лексико-синтаксический анализ предложения.
-Составлять предложения с заданным словом.
-Делить слова на слоги.
-Иметь представление о классификации звуков.
-Производить звуковой анализ слов.
-Читать слова и фразы.
Результаты освоения программы:
Результаты предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив диагностическую карту.
Методическое обеспечение.
Альбомы упражнений по обучению грамоте:
Н.М.Мироновой «Развиваем фонематическое восприятие»
Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 5 лет»
Г.Г.Галкиной «Звуки, буквы я учу»
Т.А.Ткаченко «Пиши, читай-ка»
Н.В.Соколовой «Обучение чтению дошкольников»
В.В.Коноваленко «Пишем и читаем»
С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Я учусь говорить и читать»
Дидактические пособия по формированию звукового анализа
Таблицы по чтению
Предметные и сюжетные картинки
Звуковые пеналы, схемы-полоски для звук.анализа
Тетради в крупную клетку, трафареты
Карандаши, ручки
Литература.
1.В.В.Коноваленко. Пишем и читаем. М.2017.
2. И.С.Лопухина. Логопедия. М.2005.
3. Н.М.Миронова. Развиваем фонематическое восприятие. М.2018.
4. Н.В.Соколова. Обучение чтению М.2015.
5. Т.А.Ткаченко. Пиши, читай-ка. М.2018.
6.С.П.Цуканова,Л.Л.Бетц. Я учусь говорить и читать. М.2018.
7. Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей. М.2017.
Приложение №1.
Табель посещаемости
кружка «Грамотейка»
Ф И Ребенка | Дата (число, месяц) | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по обучению плаванию (стилем брасс). Для детей старшего дошкольного возраста .Физкультурно-оздоровительной направленности (адаптированная) «Дельфиненок».
Пояснительная записка. Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МДОУ №156 является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и...
Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»
Данная программа разработана в качестве кружковой работы для воспитанников старшей и подготовительной групп, она рассчитана на два года обучения, 1-год: старшая группа, 2-год -подготовительная группа....
Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Педагогическая целесообразность раннего обучения детей игре в шахматы обосновывается баготворным влиянием шахмат на умственное, психическое и физическое развитие дошкольника. Обучение детей...
Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста хантыйскому языку "Поговорим по-хантыйски"
Программа дополнительного образования «Ханты йасәӈән путәртты» («Поговорим по - хантыйски») создана для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Программа рассчитана ...
Брошюра "Волшебные фигуры" программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Благодаря этой игре дет...
Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы "Мир шахмат"
Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы "Мир шахмат"...
Программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в русские шашки
По содержанию программа является физкультурно – спортивной, по функциональному назначению – учебно – познавательной, по форме организации – кружковой....