Программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в русские шашки
рабочая программа по физкультуре
По содержанию программа является физкультурно – спортивной, по функциональному назначению – учебно – познавательной, по форме организации – кружковой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Чудо – шашки»
Программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в русские шашки
Пояснительная записка. Направленность программы.
По содержанию программа является физкультурно – спортивной, по функциональному назначению – учебно – познавательной, по форме организации – кружковой.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Представленная программа предназначена для обучения детей дошкольных учреждений и предусматривает изучение материала по теории и практике, истории возникновения шашек, участие в соревнованиях: как в детском саду, так и в городских и районных мероприятиях.
Программа разработана с учетом:
- «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.г. № 273 –ФЗ;
- Письма Минобрнауки РФ от 11. 12. 2006 г. №06 -1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Уставом учреждения;
- Программой развития ДОУ.
Актуальность.
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени. На первое место выходят компьютерные игры, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения.
Игра в шашки – одно из любимых народных увлечений. В неё играли и играют везде и всюду люди разных профессий и возрастов. С 1966 года, ещё со времен Советского Союза, а теперь и в Российской Федерации, проводятся командные соревнования школьников по русским шашкам. Дошкольники также принимают участие в этих соревнованиях.
Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, сложно переоценить. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Ребёнку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В игре развивается психомоторика (дошкольники трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена применением методики обучения игре на основе игровой мотивации детей. Занятия строятся на основе сюрпризных моментов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Первые занятия посвящаются знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек – линий, изучение горизонтальных и вертикальных линий). Начинается обучение с малым количеством шашек, постепенно увеличивая их количество и последовательно предлагая задания от простого к более сложному («пройди на дамочное поле, не встретившись с соперником», «кто быстрее проведет свои две шашки на дамочное поле, не потеряв их» и т. д.). По мере узнавания правил игры предлагаются различные задания с большим количеством шашек. Происходит обогащение словаря: дошкольники знакомятся с такими понятиями как «диаграмма», «шашечная задача», «угроза», «треугольник Петрова» и т. д., В последующем дети сами могут организовывать партнеров по деятельности, усваивают основы культуры поведения в игре, используют деловую, познавательную и личностную формы общения. Игра позволяет осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые нужно соблюдать.
В игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Игра закладывает характер ребенка: учит не злорадствовать при выигрыше, а проигрывая, не отчаиваться. Учит быть хладнокровным, спокойным при любой напряженной обстановке за шашечной партией, с юмором относиться к проигрышу.
Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, находить лучшие ходы в игровых моментах, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.
Цель программы.
- Популяризация игры в шашки.
- Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения.
Задачи:
Образовательные:
1. Обучение технике шашечной игры;
2. Ознакомление с теорией шашечной игры.
Развивающие:
1. Развитие логического мышления, смекалки, наблюдательности, внимания дошкольников, умения производить расчеты на несколько ходов вперед.
- Обучение умению ориентироваться на плоскости.
- Развитие стремления детей к самостоятельности.
Воспитательные:
1. Развитие социальных навыков детей, умения работать группой.
2. Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
3. Воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности, воли.
Отличительные особенности программы.
Программа рассчитана на подготовку и обучение игре в шашки детей старшего дошкольного возраста, начинающих «с нуля», направлена на формирование общей культуры детей и развитие интереса к игре как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности.
Программа рассчитана на два года:
Старшая группа детского сада (первый год обучения) – 5-6 лет;
Подготовительная к школе группа (второй год обучения) – 6-7 лет.
Срок реализации – 2 года.
Набор детей – свободный.
Режим занятий: - Общее количество часов в год – 32. - Количество часов в неделю – 1. - Периодичность занятий – еженедельно.
Формы занятий
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
- Решение задач, комбинаций и этюдов.
- Практическая игра.
- Развлечения и познавательные досуги, викторины, турниры.
Методы проведения
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примеров, демонстрация позиций на демонстративной доске
- практический: упражнения, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий:
- коллективная;
-подгрупповая;
-индивидуальная (зависит от темы занятия).
По особенностям коммуникативного воздействия: игра, соревнования, развлечения.
При выполнении заданий в парах следует учитывать симпатии детей, уровень их игровых навыков, темперамент.
Формы проверки результативности занятий
- выпуск книг – самоделок собственных логических заданий;
-подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на занятиях;
-соревнования по шашкам среди сверстников: членов кружка, воспитанников и выпускников детского сада – первоклашек, семейные соревнования (один взрослый +ребенок);
-участие в городских и районных соревнованиях (личное первенство, командные турниры, семейные).
Прогнозируемые результаты
- развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
- повышение уровня развития мышления;
- повышение интереса к игре.
По окончании первого года обучения дети знают правила игры, проводят простейшие комбинации, знают понятия «угроза», «размен».
По окончании второго года обучения дети умеют ставить известные ловушки и не попадают в них сами, используют в игре построение «двойных петель» и «треугольника Петрова», доводят до конца простые выигрышные окончания, творчески подходят в придумывании простейших шашечных задач, знают отличие международных шашек от русских.
Итогом проделанной работы являются: тренировочные турниры, турнир на приз детского сада, городской турнир, турнир с участием родителей.
Учебно – тематический план (первый год обучения)
Месяц | Занятия | Количество |
Сентябрь | Наглядно-информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы кружка «Чудо-шашки» и с просьбой приобрести настольную игру для дома. Организационный момент: набор детей в кружок. Занятие №1. «Волшебная доска». Входящий мониторинг уровня умений детей играть в шашки. Для родителей: наглядная информация с описанием истории шашечной и правил игры. Проведение анкетирования на тему «Шашки в Вашей семье». Занятие№2. История возникновения игры. Знакомство с игрой: простая шашка, доска, поля черные и белые. | 1 1 |
Октябрь | Занятие №3. Пригласить на занятие детей второго года обучения и устроить – показательную игру для ознакомления. Изучаем правила игры. Игра детей с ограниченным количеством шашек. Занятие №4. Знакомство с понятиями: доска, фигуры, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, край, угол. Дидактическое упражнение «Каждой фигуре – свой домик» (расставить шашки на доске). Изучаем правила игры. Занятие №5 Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Дидактические упражнения: «Гуляем по дорожкам…(а, в, с…), «На лифте» (до нужной цифры - «этажа»), «Быстрые ракеты» (диагонали – самая длинная, короткая и т. д.) Изучаем правила игры. Простые комбинации. Занятие№6,7 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Простая шашка и дамка. Дидактическая игра «Найди дом для зверушек» (мелкие игрушки)» (где буква – название улицы, цифра – номер дома); Дидактическая игра «Посели матрешку в дом и назови её адрес». | 1 1 1 2 |
Ноябрь | Занятие№8 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Простая шашка и дамка. Дидактическая игра «Винни Пух идет в гости» - учить детей ориентироваться на доске и находить нужное поле. Занятие№9 Дидактическая игра «Кто быстрее переведет шашки на сторону соперника» (соблюдаем очередность хода). Игра с ограниченным количеством шашек. Занятие№10 Дидактическая игра «Составь доску» (по вертикалям, по горизонталям). Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. | 1 1 1 |
Декабрь | Занятие№11,12 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Решение диаграмм. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. Занятие № 13,14 Дидактическая игра «Чего не стало». Решение диаграмм. Двойная петля. | 2 2 |
Январь | Занятие№15 Повторяем правила игры. Викторина «Кто лучше знает правила» (побеждает получивший большее количество звездочек за правильные ответы – ему вручается медаль «Знаток шашек»). Занятие№16,17 Решение задач – шашечных этюдов. Изучаем правила игры: размены и их влияние на ход игры. | 1 2 |
Февраль | Занятие№18 Решение задач – шашечных этюдов. Изучаем правила игры – ничья в шашках. Занятие №19 Парные игры детей. Решение диаграмм (подмечаем, сравниваем, анализируем). Занятие №19,20 Решение простых задач. Индивидуальные игры с отдельными детьми | 1 1 |
Март | Занятие №21,22 Прием «Любки». Парные игры детей. Занятие № 23, 24 Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей. | 2 2 |
Апрель | Занятие №25, 26 Игры с детьми 6-7 лет Занятие №27,28 Турнир на приз детского сада среди детей первого года обучения. | 2 2 |
Май | Занятие № 29,30 Игра «шиворот-навыворот» (игра в поддавки). Занятие №31 Турнир с участием родителей (семейная команда: один взрослый + ребенок) Занятие № 32 Итоговое. | 2 1 1 |
Учебно – тематический план (второй год обучения)
Разделы программы | Количество часов |
Правила. История развития игры | 2 |
Простейшие комбинации | 4 |
Двойная петля. Ударный ряд | 3 |
Прорыв в дамки. Оппозиция | 4 |
Треугольник Петрова | 3 |
Окончание игры: три дамки против простой | 2 |
Решение задач | 5 |
Международные шашки. Знакомство с игрой. | 2 |
Жертва | 3 |
Викторины, конкурсы. Турниры. | 4 |
Месяц | Занятия | Количество |
Сентябрь | Занятие №1. «Волшебная доска». Повторение правил игры. История развития игры. Занятие№2. Интеллектуальная викторина «Знаток шашек» (на знание правил игры, решение задач - одноходовок). | 1 1 |
Октябрь | Занятие №3,4. Изучаем правила игры. Окончание: три дамки против простой. Занятие №5,6 Индивидуальные и подгрупповые занятия: решение диаграмм. Двойная петля. Ударный ряд. | 2 2
|
Ноябрь | Занятие № 7 Решение задач. Парные игры детей. Занятие №8, 9 Шашечный турнир на приз детского сада. Занятие № 11 Прорыв в дамки. Оппозиция | 1 2 1 |
Декабрь | Занятие № 12 Прорыв в дамки. Оппозиция Занятие № 12,13 Игра - пара против пары. Решение диаграмм (подмечаем, анализируем) | 1 2 |
Январь | Занятие № 14 Решение задач. Занятие № 15,16,17 Жертва. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение задач. | 1 3 |
Февраль | Занятие№18,19 Парные игры детей. Решение диаграмм (подмечаем, сравниваем, анализируем). Занятие № 20,21 Решение простых задач. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Изучаем правила игры. Треугольник Петрова. | 2 2 |
Март | Занятие №22,23,24 Треугольник Петрова. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей. Занятие №,25 Встреча – турнир с выпускниками детского сада –первоклассниками. | 3 1 |
Апрель | Занятие № 26,27 Игры с детьми 5-6 лет Занятие №28,29 Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей. | 2 2 |
Май | Занятие № 30 Интеллектуальная викторина «Знатоки шашек» (по командам, на знание правил и решение задач). Занятие №31,32 Международные шашки. Знакомство. | 1 2 |
Содержание деятельности
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, знакомимся с правилами поведения на занятиях. Практическое занятие.
- История возникновения шашек. Появление шашек на Руси. Шашечный кодекс. Разновидности шашек Правила игр. Нотация. Шашечная азбука. Практические занятия.
- Середина игры. Сила центральных шашек перед бортовыми. Слабость изолированных шашек. Отсталые шашки. Ударные колонны. Правило «золотой шашки». Определение комбинации. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв дамочных, слабых полей. Практические занятия.
- Стратегия и тактика. Основы шашечной теории. Понятие о комбинации (одно – и двухходовки) и позиционные приемы (размен, оппозиция). Практические занятия.
- Дебюты и их значение. Порядок введения шашек в игру. Дебют «отыгрыш» Начальные ходы дебютных систем «кол», «тычок». Практические занятия.
- Окончание игры. Нормальные окончания. Петля. Двойная петля. Четыре дамки против одной, три дамки против одной. Дамочные окончания (одна против одной, две против одной, три против одной). Практические занятия.
- Шашечная композиция. Творчество. Этюды, задачи. Практические занятия.
Методическое обеспечение для реализации программы:
Наличие кабинета,
демонстрационная шахматная доска (магнитная),
шашки – магниты,
комплекты шашек и досок (5-6 шт.),
карточки – дебюты,
компьютер (в домашних условиях, и в детском саду),
компьютерная программа обучения игре в шашки «Тундра»,
шахматные часы (2 шт.).
Список литературы:
- А. Ю. Барский, Б. Герцензон «Приключения на шашечной доске», Лениздат,1969 г.
- А. Ю. Барский, В. Б. Городецкий «Сеня, Храбрик и шашки» М. Владос, 1998 г.
- И. М. Бодров, М. В. Высоцкий «Курс шашечных окончаний. Две на две». 2001 г.
- Б. Герцензон, А. Напреенков «Шашки – это интересно» Санкт – Петербург, «Литера», 1997 г.
- . М. Герцензон «Для тех, кто в шашки…не играет», Москва,1975 г.
- Т. Г. Давыдова, Г. М. Атоян «Обучение детей игре в шашки», Справочник старшего воспитателя, №8, 2011 г.
- А. В. Егоров «Как научить играть в шашки», Москва, Чистые пруды, 2005 .
- Б. И. Козлов «Самоучитель игры в стоклеточные шашки», ФИС, 1965 г.
- А. В. Лангин, Б Герцензон «Школа шашек для первоклашек. Комбинации».
- Л. В. Петрова «Шаг за шагом, братцы, решаем комбинации», Санкт – Петербург,2000 г.
- В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк «Шашки для детей».
- М. Е. Юровский, Л. П. Кондратьева «Зайкины шашки», Санкт – Петербург, 2001 г.
Приложение№1
Диагностическая карта сформированности умений дошкольников
Т. Г. Давыдова, Г. М. Атоян, «Обучение детей игре в шашки» Справочник старшего воспитателя, №8/август2-11 г.
Методика проведения диагностики.
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как ребенок играет в шашки дома.
№ | Фамилия, имя ребенка | Расстав- ляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Бой шашек | Дамка | Доводит игру до конца | |||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||||||
1. | |||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||
3. |
Пояснения к пунктам таблицы:
- Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
- Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
- Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и «мостиком».
- Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
Проверку целесообразно проводить в игре: как с взрослыми, так и со сверстниками.
- Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Приложение №2
Анкета для родителей.
«Шашки в вашей семье»
В детском саду ведет работу кружок «Чудо – шашки», где дети имеют возможность научиться игре в русские шашки.
Данная анкета проводится с целью сбора информации о заинтересованности к игре в семье и выявления потенциальных участников кружка.
- Фамилия и имя ребенка ………………………………………………………………
- ФИО родителя или законного представителя ребенка………………………………………………………………………….
- Умеете ли Вы играть в русские шашки? Если нет, хотели бы Вы научиться? ..........................................................................................................................................
- Кто в Вашей семье из взрослых играет в шашки? ....................................................................................................................................
- Умеет ли играть Ваш ребенок? ……………………………………………………….
- Если нет, то хотели бы Вы научить его? ……………………………………………..
- Есть ли у Вас дома шашечный набор? ………………………………………………..
- По – Вашему мнению, какую роль имеют шашки в жизни? ……………………………………………………………………………………….
Спасибо за информацию!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования."Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность."
В данной работе предоставленна рабочая программа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность". Целью программы является развитие творческих способностей детей средствам...
Программа дополнительного образования "Конструирование для детей дошкольного возраста 3-4 лет "
Детское конструирование отвечает интересам и потребностям детей младшего дошкольного возраста, потому что им всегда хочется что-то создавать (они сооружают постройки, делают игрушки и используют их в ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по приобщению детей дошкольного возраста к художественно-эстетическому искусству средствами танцевального кружка «Топотушки»
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись, хореография.Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет реша...
Брошюра "Волшебные фигуры" программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Благодаря этой игре дет...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по приобщению детей дошкольного возраста к художественно-сценическому искусству средствами театрального кружка «Юные театралы»
Программа с дополнениями...
Распространение педагогического опыта по реализации программы дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» и организации предметно пространственной развивающей среды
Финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше у них смогут быть сформированы полезные финансо...
Дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности по обучению детей дошкольного возраста игре в русские шашки «Чудо – шашки» на 2022-2024 учебный год
По содержанию программа является физкультурно-спортивной, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой....