Использование прикладного вырезания «вытынанка» для развития связной речи и познавательного интереса у детей с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В работе с детьми, имеющими ОНР, вся наша коррекционная работа направлена на преодоление проблем в речи. Мы работаем над обогащением словаря, развитием монологической и диалогической речи, особое внимание уделяем формированию связной речи у детей, развитию других социально-коммуникативных навыков.
Всем известно, что речевое развитие напрямую зависит от совершенствования мелкой моторики ребенка.
Новым и полезным в работе по развития мелкой моторики и речи у детей стало древнейшее народное прикладное искусство «вытынанка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование прикладного вырезания «вытынанка» для развития связной речи и познавательного интересау детей с общим недоразвитием речи
Имея проблему, нужно искать способ для ее решения.
В работе с детьми, имеющими ОНР, вся наша коррекционная работа направлена на преодоление проблем в речи. Мы работаем над обогащением словаря, развитием монологической и диалогической речи, особое внимание уделяем формированию связной речи у детей, развитию других социально-коммуникативных навыков.
Всем известно, что речевое развитие напрямую зависит от совершенствования мелкой моторики ребенка.
Как педагоги-практики, мы используем множество способов и техник для формирования тонких движений пальцев рук, как в двигательной деятельности, так и в прикладном творчестве.
Дети проводят огромное количество времени в образовательном учреждении, и хочется, чтобы каждый ребенок ходил в сад с удовольствием, всегда был готов к новым открытиям и творчеству, чтобы образовательная деятельность проходила для него как естественный и очень занимательный процесс. Мы стараемся разнообразить образовательную и коррекционную работу, поэтому, наряду с традиционными приемами развития моторики детей-это пальчиковые гимнастики, упражнения на координацию речи с движениями, различные виды прикладного творчества, мы всегда ищем что-то новое и стремимся заинтересовать этим детей. Для нас таким новым и полезным стало древнейшее народное прикладное искусство «вытынанка». Во время разработки методики и введения этого вида творчества в образовательный процесс, хотелось уделить особое внимание возможности использования «вытынанки» с целью развития речи и познавательного интереса у детей. И детей, и педагогов, и, впоследствии, родителей настолько увлекла «вытынанка», что сейчас у нас она часто выступает как связующее звено для всего воспитательно-образовательного процесса.
Немного о самой «вытынанке». Так, изначально, называли изысканное искусство симметричноговырезания из бумаги, теперь к нему относят и прорезную графику. Вопрос спорный, но в детском творчестве мы используем разные виды вырезания из бумаги, и дети часто называют «вытынанку» и смежные с ней виды вырезания «вырезалкой». Это доступный вид творчества как материально, так как кроме обычной белой бумаги, маникюрных ножниц и клея для создания бумажных шедевров не требуется ничего, так и по освоению самой техники вырезания. Тем более, что наполняемость логопедических групп позволяет нам не беспокоиться о безопасности детей в работе с острыми предметами. Этот удивительный вид прикладного искусства был весьма популярен среди славян, поэтому его можно встретить в культурном наследии украинского, русского, белорусского народов. Для нас очень важно, занимаясь прикладным творчеством, приобщать детей к традициям и истории своего народа.
По способам создания узоров «вытынанка» имеет три разновидности: симметричная, центрическая, или розетковая ( всем известные снежинки) ираппортная ( раппорт- это повторяющаяся часть рисунка). Уже на начальном этапе ее изготовления, при складывании бумаги определенным способом, требуется умение хорошо ориентироваться на листе, планировать деятельность для достижения результата.
«Вытынанку» мы используем как нетрадиционную альтернативу классической аппликации. Очень часто в этой технике изготавливаем подарки-сюрпризы родителям к праздникам.
Каждую неделю в логопедической группе мы посвящаем одной лексической теме. Нами разработан план кружковой работы по вырезанию из бумаги «Бумажные кружева» в соответствии с этими лексическими темами, где, помимо перспективного планирования продуктивной деятельности, так же проводится и работа по развитию речи (беседы, чтение литературных произведений и загадывание загадок, проведение пальчиковых гимнастик, различных игр, слушание музыкальных композиций, просмотр компьютерных презентаций). Это помогает нам в работе над главным ориентиром- формированием связной речи детей. Мы собрали целую коллекцию готовых шаблонов (как заимствованных из разных источников: книги по «вытынанке» и интернет, так и наших авторских) по всем лексическим темам, которые обогащаем новыми идеями. Уровень сложности работ варьируется в зависимости от возраста детей (в подготовительной группе мы вырезаем более ажурные «вытынанки»), а также мы ориентируемся на способности и подготовку каждого ребенка индивидуально.
Вместе с детьми мы обговариваем план предстоящей работы, изготавливаем шаблоны и трафареты, проговариваем каждый шаг сложной и кропотливой работы (кстати, занятие требует формирования усидчивости, которая так необходима старшим дошкольникам), обязательно вспоминаем о правилах безопасности при работе с острыми ножницами, всегда ставим цель – для чего мы создаем тот или иной продукт.
Расскажем о процессе работы на примере лексической темы «Ранняя весна. Женский день».
В начале недели перед детьми ставится проблемная ситуация: приближается праздник, необходимо к нему подготовиться.
В процессе бесед по лексической теме мы решаем изготовить две «вытынанки» разные по сложности и способу изготовления. Это «Хоровод девушек-веснянок» и открытка-подарок мамам на праздник.
«Хоровод девушек-веснянок».
Разделим работу по изготовлению«вытынанки» на этапы, которые могут проходить ситуативно на протяжении всей недели.
1.Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний. Чтение литературных произведений, отгадывание загадок по теме.
2. Проведение хороводных игр под народную музыку, например, русской народной игры «Как на нашем на лугу».
3. Заучивание пальчиковой гимнастики по лексической теме.
4. Изготовление «Хоровода» способом раппортной «вытынанки» (складывание гармошкой).
- Планирование работы. Воспоминания из предыдущего опыта подобной деятельности. Обсуждение идеи. Изготовление шаблона одной девушки из картона (у нас имеютсяи готовые шаблоны из пластика или картона).
- Самостоятельный выбор полоски бумаги нужной длины. Складывание гармошкой, нанесение наброска по шаблону. В зависимости от идеи, это может быть и распечатанная заготовка. Обычно мы предоставляем детям право выбора. Есть ребята, которые обязательно хотят сделать набросок сами, это очень приветствуется.
- Вырезание. В старшей группе мы делаем простые «вытынанки». В подготовительной к школе группе такой хоровод можно «нарядить» в ажурные сарафаны, при этом обсудить наряд девушек, из каких деталей он состоит (рукава, подол, кушак, воротник и т.п.).
- Склеивание раппотов-фрагментов в «хоровод».
5. Уборка рабочего места.
Во время продуктивной деятельности детьми и педагогом обязательно проговариваются все этапы. Проходит речевая работа по употреблению предлогов (-за, -из-за, -из, -под, -из-под и т.д.); мы одновременно планируем свои действия и формируем математические представления, умение ориентироваться на листе, говорим, как нужно повернуть ножницы: загнутыми концами влево или вправо, как сложить лист: гармошкой, пополам или по сгибу, как надо вырезать: по контуру снаружи или прорезать внутри.
Хоровод может быть и коллективной работой, при этом мы формируем умение детей работать сообща и достигать общего результата, учим помогать друг - другу, договариваться между собой и радоваться успехам товарища.
Полученный хоровод можно использовать:
- как наглядный и дидактический материал для закрепления знаний по ФЭМП, например, для измерения длины полоски бумаги условной меркой, для закрепления прямого, обратного и порядкового счета, для решения простых математических задач; для сравнения количества (в первом хороводе больше девушек, чем во втором) и величин (первый хоровод шире второго); в счете парами, тройками и так далее;
- в игровой и театрализованной деятельности, например, в теневом или кукольном театре; в инсценировке сказок. Мы использовали наш хоровод в инсценировке на столе сказки «Снегурочка».Во время такой деятельности расширяется словарный запас детей, формируется и совершенствуется грамматический строй речи, развивается правильное речевое дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность, закрепляется правильное произношение звуков, развивается связная речь и речевое общение, формируется умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, вести диалоги.Дети учатся пересказывать сказки и тексты, развивается интерес к художественной литературе;
- в речевых играх, например, «Перекличка», «Эхо», «Дружная беседа»;
- для проигрывания народной хороводной игры на столе (мы склеили хоровод и использовали дополнительно к нему мелкие игрушки), в процессе игры мы закрепили понятия вправо, влево, вокруг, возле, внутри, снаружи, а так-же вспомнили сравнение«один-много», возможно изучение математических понятий «части и целое», состав числа, измерение длины условной меркой.Помимо этого,развивается умение чувствовать ритм и характер музыки.
- использование по ситуации, дети сами подают множество идей.
Вторая «вытынанка»- открытка-подарок мамам на праздник.
Это достаточно сложная и кропотливая работа, которая выполняется в несколько приемов.
1.Предварительная работа: по восприятию художественных текстов по теме, по проведениюбесед о празднике и традициях в семье, а также рассказы детей о своих мамах.
2.Мотивация детей сделать подарок своими руками. Рассматривание подобной, но более сложной, работы педагога. Имея перед собой ажурный образец взрослого, дети испытывают желание стремиться к совершенству в работе, у них формируется настойчивость и старательность. Для этого мы оформили альбом «Бумажные кружева» и создали коллекцию слайдов в форме компьютерной презентации.
3.Предоставление детям готовых распечатанных шаблонов для вырезания.
4.Рассматривание и планирование действий. Вспоминаем, что вырезание начинают с самых мелких деталей. Проговариваем, какие детали необходимо вырезать изнутри, где нужно вырезать по контуру. По необходимости, нужно отметить детали особой меткой «вырезать». Тут очень хорошо развивается воображение ребенка, он должен представить, как лист бумаги должен будет выглядеть в ажуре.
5.Беседа или ситуативный разговор о безопасности. Такие сложные прорезные открытки лучше изготавливать небольшими группами по два-три человека под руководством педагога. Далее, когда дети усвоят технику, они самостоятельно ориентируются в работе, это дело опыта и навыка.
6.Поэтапное вырезание (сначала мелкие внутренние детали, потом контур).
7. Последовательное наклеивание на фон и повторное вырезание по контуру.
8.Конструирование открытки из картона и «вытынанки».
9.Рассматривание готовых работ, коллективное обсуждение успешногозавершения работы.
10.Уборка рабочего места.
Подарки дарятся на праздник. У нас есть определенный ритуал: родители обязательно должны подробно расспросить ребенка, как он сделал свой подарок, просят научить маму или папу (часто родители, на самом деле, берут шаблоны и трафареты для домашнего творчества с детьми). Ребенок «делится своим опытом», при этом у него повышается самооценка, он ощущает себя умелым, знающим и нужным. А самое главное, дети учатся формулировать свои мысли, доносить их понятно, связно и грамотно, что и является основным в нашей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Использование мнемотехнических приемов в работе по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование мнемотаблиц в работе с детьми по развитию связной речи....
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Обобщение опыты "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования мнемотехники"
Представлен опыт работы педагога по использованию мнемотехники для детей с ОНР...
(статья) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
quot;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"...
Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...