Программа раннего обучения чтению
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Программа раннего обучения чтению разработана на 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.33 КБ |
![]() | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Умка»
Учебная программа по реализации дополнительной программы дошкольного образовательного учреждения
на 2015 – 2016 учебный год.
Образовательная область "Коммуникация"
для детей старшей группы
Кружок «Веселая АЗБУКА»
Принята на заседании педагогического совета ДОУ № 8
Протокол № 1 от 27 августа 2015г.
Составила: воспитатель
Королева Ирина Валерьевна
1. Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально- практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
В исследованиях Г.И.Щукиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. доказано , что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и.в частности ,от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности( В.С. Мерлин), так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных ( С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.)
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
С учетом психических и физических особенностей и строится работа кружка по обучению элементам грамоты и развитию фонематического слуха, с тем, чтобы недостатки устранить, если они имеются и подготовить ребенка к следующему этапу обучения - развитию звуко-буквенного анализа.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей , психофизиологических особенностей детей , их потребностей.
Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности. В игре , игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности и интересы . Теоретический подход основывается на представлении закономерности речевого развития дошкольников.
Программа кружка разработана на основе « Образовательной программы муниципального учреждения детский сад №8 «Умка», опирается на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон « Об образовании», анализ научно- методической литературы по проблеме.
Используемые программы.
Основная программа кружка основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"( Научный руководитель- кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ Л.В. Ворошнина).(Издательство Ювента, Москва 2010 год.)
Дополнительные программы.
1. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина " Программа развития речи детей пятого года жизни" ("Развитие речи детей 4-5 лет" Москва издательский центр " Вента-Граф"2009г.)
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Москва Мозаика-синтез 2011г.
3. " По дороге к азбуке" ( Комплексная программа " Детский сад 2100"Т.Р. Кислова. ООО БАЛАСС 20007г.
2. Основные цели и задачи реализации образовательной области "Коммуникация" (кружок " Веселая АЗБУКА").
Цель: комплексное развитие познавательно- речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать ;
- развивать интерес и внимание к слову , к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
3.Связь с другими образовательными областями.
«Здоровье» | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. |
"Познание" | Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка, сенсорное развитие. |
"Социализация" | Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. |
"Чтение художественной литературы" | Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, |
"Художественное творчество"
| Развитие продуктивной деятельности детей, развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. |
4. Содержание работы
Месяц | Тема | Образовательная область | Цели | Методические приемы |
сентябрь | 1.Знакомство с многообразием слов. 2.Знакомство с моделированием. 3.Рисование коротких отрывистых линий. | "Коммуникация" " Физическая культура" "Социализация" " Художественное творчество" "Здоровье" "Познание" | Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение "Обведи правильно" Физкультминутка. Игра с мячом " Моделирование. Игровое упражнение "Дорисуй картинку" |
1. Знакомство с многообразием слов. 2.Моделирование. 3.Развитие мелкой моторики. | "Коммуникация" " Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "Познание" | Учить понимать и правильно употреблять термин " слово". Учить моделировать слово в виде прямоугольника. Знакомить с многообразием слов. Учить воспринимать стихотворение, подбирать слова, подходящие по смыслу. Развивать моторику пальцев рук. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. . | Игровое упражнение " Назови правильно" Игровое упражнение" Кто внимательный" Физкультминутка" Игра " Встреча друзей" Игра"Загадки-обманки" | |
1.Сравнение слов по звучанию. 2.Знакомство с протяжностью слов ( длинные, короткие) . 3.Моделирование. | " Коммуникация " " Социализация" " Физическая культура" " Художественное творчество" "Здоровье" "Познание" | .Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки | Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра " загадки- отгадки" Физкультминутка. Игра "Встреча друзей" Игра " Какие бывают слова". Рисование " Иголки" | |
1. Знакомство с многообразием слов. 2.Звучанием слов звонко, громко, тихо. 3.Рисование «солнышка». | " Коммуникация" "Социализация" "Физическая культура". " Художественное творчество" "Здоровье" "Познание" | Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение " Кто в домике живет" Физкультминутка "Зарядка" Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение " Соедини правильно" Рисование "солнышко". | |
Октябрь | 1. Знакомство с многообразием слов. 2. Деление слов на слоги. 3.Деление слов на слоги. | "Коммуникация" " Социализация" "Физическая культура" "Здоровье" "Познание" "Познание" | Закреплять умение сравнивать слова по звучанию. Продолжать учить подбирать слова, которые звучат похоже. Учить делить слова на слоги. Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно- образное и логическое мышление. | Игровое упражнение " Загадки и отгадки" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка "Игра с пальчиками" Игра " Раздели правильно". |
1.Знакомство с многообразием слов. 2.Деление слов на слоги. 3. Нахождение различий в двух похожих рисунках. | " Коммуникация" "Социализация" "Физическая культура" "Здоровье" "Познание" | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках. | Игровое упражнение " Раздели правильно" Игровое упражнение " Загадки и отгадки" Физкультминутка " Игра с пальчиками" Игровое упражнение "Кто кого". | |
1. Знакомство с многообразием слов. 2.Игра " Подскажи словечко". 3. Нахождение несоответствий в рисунках | "Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Здоровье" "Познание" | Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке. | Игровое упражнение " Соедини правильно" Игра " Подскажи словечко" Физкультминутке "Встреча друзей" Игровое упражнение "Найди ошибку художника" | |
1. Деление слов на слоги. 2.Рисование дорожек. 3. Заучивание стихотворения «Я». Козловского. | "Коммуникация" "Социализация" "Физическая культура" "Здоровье" "Чтение художественной литературы" "Познание" | Продолжать учить делить слова на слоги, подбирать к слову схему. Продолжать знакомить с протяжностью слов. Учить воспринимать стихотворение , развивать поэтический слух. Подбирать слова схожие по смыслу. | Игра "звуки поменялись местами" Игровое упражнение "Скажи правильно" Физкультминутка "Зарядка" Заучивание стихотворения Я. Козловского | |
Ноябрь | 1.Звуки "С-СЬ" ( песенки большого и маленького насоса). 2.Знакомство с твердыми и мягкими согласными. 3.Раскрашивание листочков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира. | "Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" "Познание" | Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными. Учить различать и произносить изолированно звуки " С-СЬ" в словах, во фразовой речи. Учить интонационно выделять звуки "С-СЬ" в словах и фразовой речи. Развивать поэтический слух. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля | Игровое упражнение "песенка насоса" Игра " Подскажи словечко" Физическая культура "Пальчики". Рисование "Раскрась листья" |
1.Звуки "З-Зь " ( песенки большого комара и меленького комарика). 2.Знакомство с твердыми и мягкими согласными. 3.Заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчика | "Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы". "Познание" | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "З-Зь". Учить четкому и ясному произношению продолжать знакомить с протяжностью слов. Учить отгадывать загадки, учить понимать учебную задачу | Игровое упражнение " Поймай комара" Игра " Загадки и отгадки" Физкультминутка. Игра"Зайке холодно сидеть" Заучивание стихотворения Б. Заходера. Игровое упражнение "Что забыл нарисовать художник". | |
1. " Звуки "С-СЬ", "З-ЗЬ", твердые и мягкие согласные, 2.Моделирование. 3.Нахождение различий в двух похожих рисунках | "Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Здоровье" "Познание" | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "З-Зь".Учить четкому и ясному произношению продолжать знакомить с протяжностью слов. Учить отгадывать загадки, учить понимать учебную задачу | Игровое упражнение "Помоги животным найти домик" Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть". Игра " Кто внимательный" | |
1.Звук "Ц", рисование огурцов, 2. заучивание стихотворение Г. Сапгира. 3. Чтение рассказа | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы" "Познание" | : Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи . Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности. | Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып" Игра " Закончи предложение" Физкультминутка"Игровое упражнение "Цапля" Рисование " Огурцы". | |
Декабрь | 1.Звук "Ш"( песенка "ветра"). 2. Рисование шариков. 3.Заучивание потешек. | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" " Чтение художественной" "художественное творчество" "Познание" | Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки Продолжать знакомить с термином " согласный звук". Формировать избирательность зрительного восприятия ,ориентируясь на звуковые свойства предмета. Развивать графические навыки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами .Формировать интерес к речевой деятельности | Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение " будь внимательным" Физкультминтутка "Шарик" Рисование "Шарики" Заучивание потешки. |
1. Звук"Ж"( песенка жука). 2.Моделирование. рисование желудей, 3.Заучивание стихотворения И Солдатенко | Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Здоровье" "Художественное Творчество" "Познание" | .Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное .Формировать интерес к речевой деятельности Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игра " загадки и отгадки" Игровое упражнение "раздели правильно" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка " Жуки" Рисование "Желуди" | |
1. Звуки "Ш-Ж". 2.Моделирование, рисование дорожек 3.Повторение стихотворений. | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы" "Познание" | Способствовать развитию фонематического слуха ,различать согласные звуки"Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук".Продолжать знакомит с моделированием: учить соотносить схему слова с предметом на основе моделирования. Продолжать учить делить слова на слоги. Развивать поэтический слух .Формировать избирательность зрительного восприятия ,интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки. | Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно" " Повторяем стихи" | |
1. Звук "Щ", моделирование 2.Разучивание стихотворения С.Михалкова 3.Рисование щеток. | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы" "Познание" | Учить интонационно выделять согласный звук "Щ" в словах, учить определять и называть первый звук в словах. Продолжать учить делить слова на слоги .Развивать поэтический слух. Развивать графические навыки.Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами | Игра "Подскажи словечко" Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра с мячом " Назови скорее" Рисование " Дорисуй щетки" Заучивание стихотворения. | |
Январь | 1. Звук "Ч", 2.Моделирование 3.Рисование предметов | Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Здоровье" " Чтение художественной литературы" "Познание" | Учить интонационно выделять звук"Ч" в словах. Продолжать знакомить с термином" звук" и называть первый звук в слове Продолжать знакомить с моделированием, учить делить слова на слоги. Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игра " Загадки и отгадки" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка" часы" Игровое упражнение " Помоги девочке" |
1. Звуки "Ч-Щ". 2.Моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках. 3. Заучивание потешки. | "Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура"" "Познание" | Способствовать развитию фонематического слуха. различать согласные звуки "Ч-Щ".Продолжать делить слова на слоги, используя модель слова .Способствовать развитию зрительного и слухового внимания. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность. инициативу в решении познавательных задач. | Разучивание потешки Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка .Игра " Черепахи" Игра "Кто внимательный". | |
1.. " Звуки "р-рь", закрашивание предметов. 2. Заучивание стихотворения О.Высотской. | "Здоровье" "Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Познание" | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "р-рь".Учить интонационно выделять звуки "р-рь" в словах .Учить выразительно читать стихотворение .Способствовать зрительному и слуховому вниманию .Формировать избирательность зрительного восприятия. ориентируясь на звуковые свойства предметов. | Игровое упражнеие "как поет мотор" Игра "загадки и отгадки" Физкультминутка .Игра "Зарядка" Игра " Кто внимательный" Заучивание стихотворения | |
1. Звуки "Л-ЛЬ". Моделирование. 2.Рисование неваляшки. 3.Заучивание стихотворения Е.Александровой | "Здоровье" "Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "художественное творчество" "Познание" | Учить различать твердые и мягкие согласные звуки .Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения. передавать свое отношение к окружающему.Продолжать учить делить слова на слоги.Развивать графические навыки. | Рисование " Неваляшка" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка." Мы немножко рисовали" Игровое упражнение "Раздели правильно" Заучивание стихотворениия | |
Февраль | 1. Звуки "М МЬ". 2.Рисование мишки. 3.Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | "Здоровье" "Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" "Познание" | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки. | Заучивание стихотворения Заучивание стихотворения Рисование "Мишка" Физкультминутка Игровое упражнение "Раскрась правильно" |
1. Звуки "Б-БЬ". 2.Моделирование. 3.Заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус. | Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Познание" | Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки"Б-БЬ"изолированно, в словах ,во фразовой речи. Закреплять умение делить слова на слог и.Развивать графические навыки .Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровые упражнения "Подскажи словечко" "Раздели правильно" Игра " Соедини правильно" Физкультминутка .Игра " Буратино" Заучивание стихотворения. | |
1. Звуки "К-КЬ," 2.Закрашивание овощей. 3 Заучивание стихотворения Д.Хармса. | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы" "Познание" | Познакомить с твердыми и мягкими звуками "к-кь" .Учить интонационному выделению звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить выразительно читать стихотворение. Развивать активную речь , развивать графические навыки. | Игровое упражнение " Назови первый звук" Игра " Подскажи словечко" Физкультминутка, Игра "Пальчики" Игра " Найди ираскрась" Заучивание стихотворения. | |
1. Звук "Г", 2.Нахождение различий в похожих словах 3. Заучивание стихотворений | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы" "Познание" | Учить называть изолированно твердый согласный звук "г".Учить называть первый звук в словах Учить выразительно читать стихотворение. Учить. выделяя характерные признаки отгадывать загадки. Развивать внимание. наглядно- образное мышление. Развивать графические навыки. | Игра " Подскажи словечко" Упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка.Игра"Зарядка" Игра " Кто внимательный" Заучивание стихотворения. | |
Март | 1. Звук "Г". 2.Нахождение различий в двух похожих рисунках 3.Игра | Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" " Художественное Творчество" "Познание" | Учить называть изолированно твердый согласный звук "Г".Учить называть первый звук в словах .Развивать активную речь. Формировать интерес к речевой деятельности | Игровое упражение " Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка .Игра "пальчики" Игра "Скворечник" |
1. Звуки "г-к", моделирование. 2.Закрашивание предметов. 3.Заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. | Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" "Познание" | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки"Г-К".Учить соотносить графическое изображение слова с предметом , к названию которого оно подходит .Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков .Развивать активную речь. | Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка "Пальчики" Игра " скворечник" Заучивание стихотворение. | |
1. Звуки "Д-ДЬ". 2.Штриховка, рисование кругов, 3.Заучивание стихотворения М. Дружининой. | Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" "Познание" | : Способствовать развитию фонематического слуха .Учить называть изолированно звуки "Д-ДЬ",учить называть первый звук в словах .Способствовать развитию графических навыков .Развивать активную речь | Игра" Загадки и отгадки" Игровое упражнение "Раскрась правильно" Физкультминутка. Игра "Птички" Игра " Кто внимательный" Заучивание стихотворения. | |
1. Звуки "Т-ТЬ", моделирование. 2.Рисование тучи и зонтика . 3.Заучивание стихотворения В. Берестова. | Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Познание" | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "Т-ТЬ",учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков в словах. Учить называть первый звук в словах. Продолжать знакомить с линейностью слов( длинные и короткие)развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения | Игровое упражнение "Назови первый звук" Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка .Игра "Часы" Рисование "Тучи и зонтик" Заучивание стихотворения. | |
Май | 1. Звуки "Д-ДЬ","Т-ТЬ". 2.Моделирование. 3.Рисование домика, повторение стихотворений. | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы" "Познание" | : Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки д-дь,т-ть .Закреплять умение правильно называть первый звук в словах .Продолжать учить делить слова на слоги., используя модель слова .Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение " Обведи правильно" Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка Рисование "домик" Повторяем стихи. |
1. Закрепление пройденного материала( звуки "З-ЗЬ"."ж","С-СЬ" ) 2. Моделирование. 3. Игра | Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Познание" | Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть слова с заданным звуком .Продолжать учить детей подбирать слова , которые звучат похоже. Закреплять умение называть первый звук в словах .Способствовать развитию графических навыков Формировать навык самоконтроля. | Игра "Загадки-обманки" Игра "Карусель" Физкультминутка"Пальчики" Игра "Кто в каком домике живет". | |
1." Закрепление пройденного материала. Звуки "Р-РЬ", "Ш". 2.Моделирование. 3. Деление слов на слоги. | "Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Познание" | Способствовать развитию слухового внимания .Закреплять умение называть заданный звук четко, Закреплять умение называть первый звук .Продолжать учить детей делить слова на слоги. Способствовать развитию графических навыков. | Игра "Звуки поменялись местами" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка Игра "Загадки и отгадки" | |
1. Закрепление пройденного материала .Звуки "Л-ЛЬ". 2. Закрепление пройденного материала. Звуки "Б-БЬ". | "Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" "Познание" | Продолжать учить называть первый звук в словах. Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки .Учить выразительно читать стихи .Способствовать развитию графических навыков. Формировать интерес к речевой деятельности | Игра "необычный цветок" Игра "Раскрась и обведи правильно" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно" Рисование "Березка" Повторяем стихи. | |
1.Закрепление пройденного материала. | "Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Познание" | Способствовать развитию слухового внимания. Продолжать делить слова на слоги. Развивать активную речь, отвечать на вопросы .Продолжать учить делить слова на слоги. Развивать внимание , наглядно - образное мышление. | Игра " Звуки поменялись местами" Игровое упражнение "Необычный цветок" Физкультминутка Отгадывание загадок. Игровое упражнение""Раздели правильно" |
5.Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств:
Интегративные качества. | Познавательно- речевое развитие детей. |
Любознательный, активный. | Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения. |
Эмоционально- отзывчивый. | Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие, эмоциональное состояние людей и животных, передает свое отношение к окружающему |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Речь при общении со взрослыми становиться внеситуативной , речь со сверстниками ситуативная, умеет считаться с интересами товарищей, умеет из детского коллектива выбирать партнеров по играм |
Овладевший необходимыми умениями и навыками. | Умеет выделять первый звук в слове, делить слово на слоги, определять длинные и короткие слова, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, выразительно читать стихотворения |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту. | Проявляет инициативу в решении познавательных задач, способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач. |
Физически развитый. | Владеет в соответствии с возрастом основными упражнениями для мелкой мускулатуры рук, проявляет интерес к участию в подвижных играх и упражнениях. |
Учебно - методическая литература.
1. Алексеева М.М. , Яшина В.И. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников", М. ,Academia 2000.
2. Веракса Н.Е.,КомароваТ.С.,Васильева М.А. " Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", Москва,Мозаика-синтез 2011г.
3.Волина Т.И." Занимательное азбуковедение". М. Просвещение 1991.
4. Давыдов В.В. " О понятии развивающего обучения." Томск,Пеленг 1995г.
5. Дьяченко ОМ. "Развитие ( программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений,(средняя группа ) М.:Гном -Пресс,1999Г.
6. Журова Е.Н. .Варенцова Н.С. " Обучение дошкольников грамоте" М.Школа-Пресс 1999г.
7. Колесникова Е,В. " Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет".Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты. Издательство Ювента Москва 2010г.
8. Кислова Т.Р. " По дороге к азбуке",ООО " Баласс" 2007 г.
9. Поддьяков Н.Н. ,Сохин Ф.А," Умственное воспитание детей дошкольного возраста" М.;Просвещение 1984г.
10. Ушакова О С. " Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду ",М, Сфера .2001г..
Предварительный просмотр:
Сроки проведения | Тема занятия | Цель и задачи занятия | Теоретическая часть | Практическая часть | Всего |
Сентябрь | 1. Запоминаем слоги | 1.Чтение прямого открытого слога на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. 2. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). 3. Соотнесение звука с буквой. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. |
2. Запоминаем слоги | 1.Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). 2. Составление слов из слогов. 3.Соотнесение звука с буквой. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
3. Запоминаем слоги | 1.Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; 2. Составление слов из слогов. 3. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
Запоминаем слоги | 1.Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; 2. Овладение чтением слов различной слоговой структуры: 3. Составление слов из слогов. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
октябрь | Слог - основная единица чтения | 1.Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; 2. Соотнесение звука с буквой. 3. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. |
«Живые звуки» гласные II ряда Я, Ё, Ю, Е | 1.Закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква». 2.Познакомить детей с гласными звуками II ряда 3. Штриховка букв | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
«Живые звуки» гласные II ряда Я, Ё, Ю, Е | 1.Формировать понятие «гласный звук», развивать слуховое внимание. 2.Развивать и корригировать фонематический слух 3.Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
Формирование представлений о слоговом составе слова звук и буква С | 1.Учить проговаривать слово по слогам «уменьшая» предмет, добавляя определенный слог. 2. Закрепить практическим путем знания о звуке и букве 3. Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
Ноябрь | 1.Учить проговаривать слово по слогам 2. Развитие тонкой моторики, слухового внимания, фонематического слуха 3. Овладение чтением слов различной слоговой структуры | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
Отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами звуки и буквы В, Г | 1.Закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами 2. Отработка навыка чтения 3. Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов. 2.Выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных 3.Узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Чтение слогов, начинающихся с гласной буквы Звуки и буквы Д, З | 1. Продолжать учить читать слоги и слова 2.Подбор зрительного образа к букве 3. Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
Декабрь | 1.Закрепление образа букв (вырезание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц) 2.Печатанье слогов 3. Выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Учить проговаривать слово по слогам 2. Отработка навыка чтения 3. Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
1.Продолжать учить читать слоги и слова 2.Подбор зрительного образа к букве 3. Печатание букв, слогов | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Январь | Отработка навыка чтения по слогам звуки и буквы Ф, Х | 1.Закрепление образа букв (вырезание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц) 2.Печатанье слогов 3. Чтение слогов. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. |
Читаем слова | 1.Читать слоги и слова на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. 2.Составление слов из слогов. 3. Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Отработка навыка чтения 2. Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие. 3. Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Февраль | читаем короткие тексты звуки и буквы Ц, Ш | 1. Выделение нужной буквы из ряда букв 2.Отработка навыка чтения 3. Печатанье слогов, слов | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. |
От словосочетания к предложению, от предложения к тексту | 1.Учиться в полной мере осмысливать прочитанное 2.Понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий. 3.Учится осмысливать слова, и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
звуки и буквы Ж, Ч, Щ | 1.Ознакомление с графическим образом букв: подбор опорной картинки 2.Анализ размера и расположения элементов буквы подбор зрительного образа к букве 3.Стихотворное описание графического образа буквы | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Изображение буквы детьми («живые» буквы) 2.Конструирование букв из элементов 3.Чтение по цепочке | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Март | 1.Знакомство с простым двусоставным предложением без предлога 2.Печатанье буквы, слогов, слов, предложений 3.Чтение и пересказ прочитанного текста | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Составление и печатанье слов с заданным слогом 2.Учим "читать" знаки препинания 3.Чтение и пересказ прочитанного | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
1.Изображение буквы детьми («живые» буквы) 2.Чтение и пересказ прочитанного 3.Составление и печатанье слов с заданным слогом | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
1.Чтение и ответы на вопросы к тексту 2. Работа с текстом: найти и прочитать простое предложение. 3.Составление и печатанье слов с заданным слогом | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Апрель | 1.Чтение и пересказ прочитанного текста 2.Учимся читать выразительно. 3.Составление и печатанье слов с заданным слогом | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Продолжить знакомство с простым двусоставным предложением без предлога 2. Выразительное чтение и пересказ текста. 3. Заучиваем текст наизусть. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
1.Продолжить знакомство с простым двусоставным предложением без предлога 2. Знакомство со сложным предложением. 3.Выразительное чтение и пересказ текста. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
.1.Составление и печатанье слов с заданным слогом 2. Продолжать знакомство со сложным предложением. 3. Читаем и заучиваем текст наизусть. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Май | 1.Выразительное чтение и пересказ текста. 2. Продолжать знакомство со сложным предложением. 3.Составление и печатанье слов с заданным слогом. 1.Выразительное чтение и пересказ текста. 2. Работа с текстом: найти и прочитать простое и сложное предложение. 3. Учимся печатать свои имена и фамилии | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Изображение буквы детьми («живые» буквы) 2.Чтение и пересказ прочитанного текста 3.Составление и печатанье слов с заданным слогом | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
1.Выразительное чтение и пересказ текста. 2. Рассматриваем иллюстрации к тесту, обсуждаем зачем в тексте нужен абзац и знаки препинания. 3.Штрихование букв соответствующими цветами по твердости и мягкости. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Подготовка и постановка кукольного театра для малышей | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
1020 мин. | 2040 мин. | 3060 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/15/picture-768494-1621091598.jpg)
Программа кружковой работы "АБВГДЕЙКА" раннего обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
Программа обучения чтению детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1117737-1580894433.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23» Согласовано:...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/29/picture-1040084-1527618326.jpg)
Программа дополнительного образования ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ по методике Н.А.Зайцева кружок «Волшебные кубики»
Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развити...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-836470-1477307677.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Раннее обучение слоговому чтению" Возраст обучающихся: 5-6 лет
Цель программы: создание условий для развития у учащихся постоянного сознательного интереса к чтению художественной литературы и овладению первыми навыками самостоятельного чтения. Задачи програм...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-912620-1509385161.jpg)
Дополнительная компилятивная образовательная программа социально-педагогической направленности по раннему обучению чтению одаренных детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с использованием возможностей "Детской типографии"
Материал представляет собой методическую разработку, составленную в соответствии с основными требованиями ФГОС....
ПРОГРАММА «Играя читаем» РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ, дошкольного возраста от 5-7 лет
Программа «Играя читаем» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Она способствует развитию речи и направлена на обучение чтению в игровой форме. Эта программа основана на ме...
ПРОГРАММА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК «Играя читаем» Возраст 5-7 лет
Пояснительная запискаПрограмма «Играя читаем» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Она способствует развитию речи и направлена на обучение чтению в игровой форме. Эта про...