Программа раннего обучения чтению
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Программа раннего обучения чтению разработана на 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа раннего обучения чтению 1 год | 45.33 КБ |
программа раннего обучения чтению 2 год | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Умка»
Учебная программа по реализации дополнительной программы дошкольного образовательного учреждения
на 2015 – 2016 учебный год.
Образовательная область "Коммуникация"
для детей старшей группы
Кружок «Веселая АЗБУКА»
Принята на заседании педагогического совета ДОУ № 8
Протокол № 1 от 27 августа 2015г.
Составила: воспитатель
Королева Ирина Валерьевна
1. Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально- практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
В исследованиях Г.И.Щукиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. доказано , что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и.в частности ,от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности( В.С. Мерлин), так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных ( С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.)
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
С учетом психических и физических особенностей и строится работа кружка по обучению элементам грамоты и развитию фонематического слуха, с тем, чтобы недостатки устранить, если они имеются и подготовить ребенка к следующему этапу обучения - развитию звуко-буквенного анализа.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей , психофизиологических особенностей детей , их потребностей.
Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности. В игре , игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности и интересы . Теоретический подход основывается на представлении закономерности речевого развития дошкольников.
Программа кружка разработана на основе « Образовательной программы муниципального учреждения детский сад №8 «Умка», опирается на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон « Об образовании», анализ научно- методической литературы по проблеме.
Используемые программы.
Основная программа кружка основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"( Научный руководитель- кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ Л.В. Ворошнина).(Издательство Ювента, Москва 2010 год.)
Дополнительные программы.
1. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина " Программа развития речи детей пятого года жизни" ("Развитие речи детей 4-5 лет" Москва издательский центр " Вента-Граф"2009г.)
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Москва Мозаика-синтез 2011г.
3. " По дороге к азбуке" ( Комплексная программа " Детский сад 2100"Т.Р. Кислова. ООО БАЛАСС 20007г.
2. Основные цели и задачи реализации образовательной области "Коммуникация" (кружок " Веселая АЗБУКА").
Цель: комплексное развитие познавательно- речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать ;
- развивать интерес и внимание к слову , к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
3.Связь с другими образовательными областями.
«Здоровье» | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. |
"Познание" | Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка, сенсорное развитие. |
"Социализация" | Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. |
"Чтение художественной литературы" | Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, |
"Художественное творчество"
| Развитие продуктивной деятельности детей, развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. |
4. Содержание работы
Месяц | Тема | Образовательная область | Цели | Методические приемы |
сентябрь | 1.Знакомство с многообразием слов. 2.Знакомство с моделированием. 3.Рисование коротких отрывистых линий. | "Коммуникация" " Физическая культура" "Социализация" " Художественное творчество" "Здоровье" "Познание" | Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение "Обведи правильно" Физкультминутка. Игра с мячом " Моделирование. Игровое упражнение "Дорисуй картинку" |
1. Знакомство с многообразием слов. 2.Моделирование. 3.Развитие мелкой моторики. | "Коммуникация" " Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "Познание" | Учить понимать и правильно употреблять термин " слово". Учить моделировать слово в виде прямоугольника. Знакомить с многообразием слов. Учить воспринимать стихотворение, подбирать слова, подходящие по смыслу. Развивать моторику пальцев рук. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. . | Игровое упражнение " Назови правильно" Игровое упражнение" Кто внимательный" Физкультминутка" Игра " Встреча друзей" Игра"Загадки-обманки" | |
1.Сравнение слов по звучанию. 2.Знакомство с протяжностью слов ( длинные, короткие) . 3.Моделирование. | " Коммуникация " " Социализация" " Физическая культура" " Художественное творчество" "Здоровье" "Познание" | .Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки | Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра " загадки- отгадки" Физкультминутка. Игра "Встреча друзей" Игра " Какие бывают слова". Рисование " Иголки" | |
1. Знакомство с многообразием слов. 2.Звучанием слов звонко, громко, тихо. 3.Рисование «солнышка». | " Коммуникация" "Социализация" "Физическая культура". " Художественное творчество" "Здоровье" "Познание" | Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение " Кто в домике живет" Физкультминутка "Зарядка" Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение " Соедини правильно" Рисование "солнышко". | |
Октябрь | 1. Знакомство с многообразием слов. 2. Деление слов на слоги. 3.Деление слов на слоги. | "Коммуникация" " Социализация" "Физическая культура" "Здоровье" "Познание" "Познание" | Закреплять умение сравнивать слова по звучанию. Продолжать учить подбирать слова, которые звучат похоже. Учить делить слова на слоги. Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно- образное и логическое мышление. | Игровое упражнение " Загадки и отгадки" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка "Игра с пальчиками" Игра " Раздели правильно". |
1.Знакомство с многообразием слов. 2.Деление слов на слоги. 3. Нахождение различий в двух похожих рисунках. | " Коммуникация" "Социализация" "Физическая культура" "Здоровье" "Познание" | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках. | Игровое упражнение " Раздели правильно" Игровое упражнение " Загадки и отгадки" Физкультминутка " Игра с пальчиками" Игровое упражнение "Кто кого". | |
1. Знакомство с многообразием слов. 2.Игра " Подскажи словечко". 3. Нахождение несоответствий в рисунках | "Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Здоровье" "Познание" | Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке. | Игровое упражнение " Соедини правильно" Игра " Подскажи словечко" Физкультминутке "Встреча друзей" Игровое упражнение "Найди ошибку художника" | |
1. Деление слов на слоги. 2.Рисование дорожек. 3. Заучивание стихотворения «Я». Козловского. | "Коммуникация" "Социализация" "Физическая культура" "Здоровье" "Чтение художественной литературы" "Познание" | Продолжать учить делить слова на слоги, подбирать к слову схему. Продолжать знакомить с протяжностью слов. Учить воспринимать стихотворение , развивать поэтический слух. Подбирать слова схожие по смыслу. | Игра "звуки поменялись местами" Игровое упражнение "Скажи правильно" Физкультминутка "Зарядка" Заучивание стихотворения Я. Козловского | |
Ноябрь | 1.Звуки "С-СЬ" ( песенки большого и маленького насоса). 2.Знакомство с твердыми и мягкими согласными. 3.Раскрашивание листочков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира. | "Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" "Познание" | Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными. Учить различать и произносить изолированно звуки " С-СЬ" в словах, во фразовой речи. Учить интонационно выделять звуки "С-СЬ" в словах и фразовой речи. Развивать поэтический слух. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля | Игровое упражнение "песенка насоса" Игра " Подскажи словечко" Физическая культура "Пальчики". Рисование "Раскрась листья" |
1.Звуки "З-Зь " ( песенки большого комара и меленького комарика). 2.Знакомство с твердыми и мягкими согласными. 3.Заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчика | "Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы". "Познание" | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "З-Зь". Учить четкому и ясному произношению продолжать знакомить с протяжностью слов. Учить отгадывать загадки, учить понимать учебную задачу | Игровое упражнение " Поймай комара" Игра " Загадки и отгадки" Физкультминутка. Игра"Зайке холодно сидеть" Заучивание стихотворения Б. Заходера. Игровое упражнение "Что забыл нарисовать художник". | |
1. " Звуки "С-СЬ", "З-ЗЬ", твердые и мягкие согласные, 2.Моделирование. 3.Нахождение различий в двух похожих рисунках | "Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Здоровье" "Познание" | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "З-Зь".Учить четкому и ясному произношению продолжать знакомить с протяжностью слов. Учить отгадывать загадки, учить понимать учебную задачу | Игровое упражнение "Помоги животным найти домик" Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть". Игра " Кто внимательный" | |
1.Звук "Ц", рисование огурцов, 2. заучивание стихотворение Г. Сапгира. 3. Чтение рассказа | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы" "Познание" | : Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи . Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности. | Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып" Игра " Закончи предложение" Физкультминутка"Игровое упражнение "Цапля" Рисование " Огурцы". | |
Декабрь | 1.Звук "Ш"( песенка "ветра"). 2. Рисование шариков. 3.Заучивание потешек. | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" " Чтение художественной" "художественное творчество" "Познание" | Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки Продолжать знакомить с термином " согласный звук". Формировать избирательность зрительного восприятия ,ориентируясь на звуковые свойства предмета. Развивать графические навыки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами .Формировать интерес к речевой деятельности | Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение " будь внимательным" Физкультминтутка "Шарик" Рисование "Шарики" Заучивание потешки. |
1. Звук"Ж"( песенка жука). 2.Моделирование. рисование желудей, 3.Заучивание стихотворения И Солдатенко | Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Здоровье" "Художественное Творчество" "Познание" | .Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное .Формировать интерес к речевой деятельности Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игра " загадки и отгадки" Игровое упражнение "раздели правильно" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка " Жуки" Рисование "Желуди" | |
1. Звуки "Ш-Ж". 2.Моделирование, рисование дорожек 3.Повторение стихотворений. | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы" "Познание" | Способствовать развитию фонематического слуха ,различать согласные звуки"Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук".Продолжать знакомит с моделированием: учить соотносить схему слова с предметом на основе моделирования. Продолжать учить делить слова на слоги. Развивать поэтический слух .Формировать избирательность зрительного восприятия ,интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки. | Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно" " Повторяем стихи" | |
1. Звук "Щ", моделирование 2.Разучивание стихотворения С.Михалкова 3.Рисование щеток. | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы" "Познание" | Учить интонационно выделять согласный звук "Щ" в словах, учить определять и называть первый звук в словах. Продолжать учить делить слова на слоги .Развивать поэтический слух. Развивать графические навыки.Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами | Игра "Подскажи словечко" Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра с мячом " Назови скорее" Рисование " Дорисуй щетки" Заучивание стихотворения. | |
Январь | 1. Звук "Ч", 2.Моделирование 3.Рисование предметов | Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Здоровье" " Чтение художественной литературы" "Познание" | Учить интонационно выделять звук"Ч" в словах. Продолжать знакомить с термином" звук" и называть первый звук в слове Продолжать знакомить с моделированием, учить делить слова на слоги. Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игра " Загадки и отгадки" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка" часы" Игровое упражнение " Помоги девочке" |
1. Звуки "Ч-Щ". 2.Моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках. 3. Заучивание потешки. | "Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура"" "Познание" | Способствовать развитию фонематического слуха. различать согласные звуки "Ч-Щ".Продолжать делить слова на слоги, используя модель слова .Способствовать развитию зрительного и слухового внимания. Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность. инициативу в решении познавательных задач. | Разучивание потешки Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка .Игра " Черепахи" Игра "Кто внимательный". | |
1.. " Звуки "р-рь", закрашивание предметов. 2. Заучивание стихотворения О.Высотской. | "Здоровье" "Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Познание" | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "р-рь".Учить интонационно выделять звуки "р-рь" в словах .Учить выразительно читать стихотворение .Способствовать зрительному и слуховому вниманию .Формировать избирательность зрительного восприятия. ориентируясь на звуковые свойства предметов. | Игровое упражнеие "как поет мотор" Игра "загадки и отгадки" Физкультминутка .Игра "Зарядка" Игра " Кто внимательный" Заучивание стихотворения | |
1. Звуки "Л-ЛЬ". Моделирование. 2.Рисование неваляшки. 3.Заучивание стихотворения Е.Александровой | "Здоровье" "Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "художественное творчество" "Познание" | Учить различать твердые и мягкие согласные звуки .Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения. передавать свое отношение к окружающему.Продолжать учить делить слова на слоги.Развивать графические навыки. | Рисование " Неваляшка" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка." Мы немножко рисовали" Игровое упражнение "Раздели правильно" Заучивание стихотворениия | |
Февраль | 1. Звуки "М МЬ". 2.Рисование мишки. 3.Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | "Здоровье" "Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" "Познание" | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки. | Заучивание стихотворения Заучивание стихотворения Рисование "Мишка" Физкультминутка Игровое упражнение "Раскрась правильно" |
1. Звуки "Б-БЬ". 2.Моделирование. 3.Заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус. | Социализация" "Коммуникация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Познание" | Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки"Б-БЬ"изолированно, в словах ,во фразовой речи. Закреплять умение делить слова на слог и.Развивать графические навыки .Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровые упражнения "Подскажи словечко" "Раздели правильно" Игра " Соедини правильно" Физкультминутка .Игра " Буратино" Заучивание стихотворения. | |
1. Звуки "К-КЬ," 2.Закрашивание овощей. 3 Заучивание стихотворения Д.Хармса. | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы" "Познание" | Познакомить с твердыми и мягкими звуками "к-кь" .Учить интонационному выделению звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить выразительно читать стихотворение. Развивать активную речь , развивать графические навыки. | Игровое упражнение " Назови первый звук" Игра " Подскажи словечко" Физкультминутка, Игра "Пальчики" Игра " Найди ираскрась" Заучивание стихотворения. | |
1. Звук "Г", 2.Нахождение различий в похожих словах 3. Заучивание стихотворений | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы" "Познание" | Учить называть изолированно твердый согласный звук "г".Учить называть первый звук в словах Учить выразительно читать стихотворение. Учить. выделяя характерные признаки отгадывать загадки. Развивать внимание. наглядно- образное мышление. Развивать графические навыки. | Игра " Подскажи словечко" Упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка.Игра"Зарядка" Игра " Кто внимательный" Заучивание стихотворения. | |
Март | 1. Звук "Г". 2.Нахождение различий в двух похожих рисунках 3.Игра | Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" " Художественное Творчество" "Познание" | Учить называть изолированно твердый согласный звук "Г".Учить называть первый звук в словах .Развивать активную речь. Формировать интерес к речевой деятельности | Игровое упражение " Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка .Игра "пальчики" Игра "Скворечник" |
1. Звуки "г-к", моделирование. 2.Закрашивание предметов. 3.Заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. | Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" "Познание" | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки"Г-К".Учить соотносить графическое изображение слова с предметом , к названию которого оно подходит .Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков .Развивать активную речь. | Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка "Пальчики" Игра " скворечник" Заучивание стихотворение. | |
1. Звуки "Д-ДЬ". 2.Штриховка, рисование кругов, 3.Заучивание стихотворения М. Дружининой. | Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" "Познание" | : Способствовать развитию фонематического слуха .Учить называть изолированно звуки "Д-ДЬ",учить называть первый звук в словах .Способствовать развитию графических навыков .Развивать активную речь | Игра" Загадки и отгадки" Игровое упражнение "Раскрась правильно" Физкультминутка. Игра "Птички" Игра " Кто внимательный" Заучивание стихотворения. | |
1. Звуки "Т-ТЬ", моделирование. 2.Рисование тучи и зонтика . 3.Заучивание стихотворения В. Берестова. | Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Познание" | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "Т-ТЬ",учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков в словах. Учить называть первый звук в словах. Продолжать знакомить с линейностью слов( длинные и короткие)развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения | Игровое упражнение "Назови первый звук" Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка .Игра "Часы" Рисование "Тучи и зонтик" Заучивание стихотворения. | |
Май | 1. Звуки "Д-ДЬ","Т-ТЬ". 2.Моделирование. 3.Рисование домика, повторение стихотворений. | Коммуникация" "Социализация" " Физическая культура" "Здоровье" "художественное творчество" " Чтение художественной литературы" "Познание" | : Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки д-дь,т-ть .Закреплять умение правильно называть первый звук в словах .Продолжать учить делить слова на слоги., используя модель слова .Развивать графические навыки. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение " Обведи правильно" Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка Рисование "домик" Повторяем стихи. |
1. Закрепление пройденного материала( звуки "З-ЗЬ"."ж","С-СЬ" ) 2. Моделирование. 3. Игра | Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Познание" | Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть слова с заданным звуком .Продолжать учить детей подбирать слова , которые звучат похоже. Закреплять умение называть первый звук в словах .Способствовать развитию графических навыков Формировать навык самоконтроля. | Игра "Загадки-обманки" Игра "Карусель" Физкультминутка"Пальчики" Игра "Кто в каком домике живет". | |
1." Закрепление пройденного материала. Звуки "Р-РЬ", "Ш". 2.Моделирование. 3. Деление слов на слоги. | "Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Познание" | Способствовать развитию слухового внимания .Закреплять умение называть заданный звук четко, Закреплять умение называть первый звук .Продолжать учить детей делить слова на слоги. Способствовать развитию графических навыков. | Игра "Звуки поменялись местами" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка Игра "Загадки и отгадки" | |
1. Закрепление пройденного материала .Звуки "Л-ЛЬ". 2. Закрепление пройденного материала. Звуки "Б-БЬ". | "Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Художественное творчество" "Познание" | Продолжать учить называть первый звук в словах. Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки .Учить выразительно читать стихи .Способствовать развитию графических навыков. Формировать интерес к речевой деятельности | Игра "необычный цветок" Игра "Раскрась и обведи правильно" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно" Рисование "Березка" Повторяем стихи. | |
1.Закрепление пройденного материала. | "Здоровье" "Коммуникация "Социализация" "Физическая культура" "Чтение художественной литературы" "Познание" | Способствовать развитию слухового внимания. Продолжать делить слова на слоги. Развивать активную речь, отвечать на вопросы .Продолжать учить делить слова на слоги. Развивать внимание , наглядно - образное мышление. | Игра " Звуки поменялись местами" Игровое упражнение "Необычный цветок" Физкультминутка Отгадывание загадок. Игровое упражнение""Раздели правильно" |
5.Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств:
Интегративные качества. | Познавательно- речевое развитие детей. |
Любознательный, активный. | Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения. |
Эмоционально- отзывчивый. | Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие, эмоциональное состояние людей и животных, передает свое отношение к окружающему |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Речь при общении со взрослыми становиться внеситуативной , речь со сверстниками ситуативная, умеет считаться с интересами товарищей, умеет из детского коллектива выбирать партнеров по играм |
Овладевший необходимыми умениями и навыками. | Умеет выделять первый звук в слове, делить слово на слоги, определять длинные и короткие слова, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, выразительно читать стихотворения |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту. | Проявляет инициативу в решении познавательных задач, способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач. |
Физически развитый. | Владеет в соответствии с возрастом основными упражнениями для мелкой мускулатуры рук, проявляет интерес к участию в подвижных играх и упражнениях. |
Учебно - методическая литература.
1. Алексеева М.М. , Яшина В.И. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников", М. ,Academia 2000.
2. Веракса Н.Е.,КомароваТ.С.,Васильева М.А. " Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", Москва,Мозаика-синтез 2011г.
3.Волина Т.И." Занимательное азбуковедение". М. Просвещение 1991.
4. Давыдов В.В. " О понятии развивающего обучения." Томск,Пеленг 1995г.
5. Дьяченко ОМ. "Развитие ( программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений,(средняя группа ) М.:Гном -Пресс,1999Г.
6. Журова Е.Н. .Варенцова Н.С. " Обучение дошкольников грамоте" М.Школа-Пресс 1999г.
7. Колесникова Е,В. " Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет".Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты. Издательство Ювента Москва 2010г.
8. Кислова Т.Р. " По дороге к азбуке",ООО " Баласс" 2007 г.
9. Поддьяков Н.Н. ,Сохин Ф.А," Умственное воспитание детей дошкольного возраста" М.;Просвещение 1984г.
10. Ушакова О С. " Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду ",М, Сфера .2001г..
Предварительный просмотр:
Сроки проведения | Тема занятия | Цель и задачи занятия | Теоретическая часть | Практическая часть | Всего |
Сентябрь | 1. Запоминаем слоги | 1.Чтение прямого открытого слога на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. 2. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). 3. Соотнесение звука с буквой. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. |
2. Запоминаем слоги | 1.Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). 2. Составление слов из слогов. 3.Соотнесение звука с буквой. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
3. Запоминаем слоги | 1.Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; 2. Составление слов из слогов. 3. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
Запоминаем слоги | 1.Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; 2. Овладение чтением слов различной слоговой структуры: 3. Составление слов из слогов. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
октябрь | Слог - основная единица чтения | 1.Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; 2. Соотнесение звука с буквой. 3. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. |
«Живые звуки» гласные II ряда Я, Ё, Ю, Е | 1.Закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква». 2.Познакомить детей с гласными звуками II ряда 3. Штриховка букв | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
«Живые звуки» гласные II ряда Я, Ё, Ю, Е | 1.Формировать понятие «гласный звук», развивать слуховое внимание. 2.Развивать и корригировать фонематический слух 3.Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
Формирование представлений о слоговом составе слова звук и буква С | 1.Учить проговаривать слово по слогам «уменьшая» предмет, добавляя определенный слог. 2. Закрепить практическим путем знания о звуке и букве 3. Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
Ноябрь | 1.Учить проговаривать слово по слогам 2. Развитие тонкой моторики, слухового внимания, фонематического слуха 3. Овладение чтением слов различной слоговой структуры | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
Отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами звуки и буквы В, Г | 1.Закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами 2. Отработка навыка чтения 3. Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов. 2.Выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных 3.Узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Чтение слогов, начинающихся с гласной буквы Звуки и буквы Д, З | 1. Продолжать учить читать слоги и слова 2.Подбор зрительного образа к букве 3. Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
Декабрь | 1.Закрепление образа букв (вырезание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц) 2.Печатанье слогов 3. Выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Учить проговаривать слово по слогам 2. Отработка навыка чтения 3. Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
1.Продолжать учить читать слоги и слова 2.Подбор зрительного образа к букве 3. Печатание букв, слогов | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Январь | Отработка навыка чтения по слогам звуки и буквы Ф, Х | 1.Закрепление образа букв (вырезание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц) 2.Печатанье слогов 3. Чтение слогов. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. |
Читаем слова | 1.Читать слоги и слова на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. 2.Составление слов из слогов. 3. Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Отработка навыка чтения 2. Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие. 3. Развитие тонкой моторики | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Февраль | читаем короткие тексты звуки и буквы Ц, Ш | 1. Выделение нужной буквы из ряда букв 2.Отработка навыка чтения 3. Печатанье слогов, слов | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. |
От словосочетания к предложению, от предложения к тексту | 1.Учиться в полной мере осмысливать прочитанное 2.Понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий. 3.Учится осмысливать слова, и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
звуки и буквы Ж, Ч, Щ | 1.Ознакомление с графическим образом букв: подбор опорной картинки 2.Анализ размера и расположения элементов буквы подбор зрительного образа к букве 3.Стихотворное описание графического образа буквы | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Изображение буквы детьми («живые» буквы) 2.Конструирование букв из элементов 3.Чтение по цепочке | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Март | 1.Знакомство с простым двусоставным предложением без предлога 2.Печатанье буквы, слогов, слов, предложений 3.Чтение и пересказ прочитанного текста | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Составление и печатанье слов с заданным слогом 2.Учим "читать" знаки препинания 3.Чтение и пересказ прочитанного | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
1.Изображение буквы детьми («живые» буквы) 2.Чтение и пересказ прочитанного 3.Составление и печатанье слов с заданным слогом | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
1.Чтение и ответы на вопросы к тексту 2. Работа с текстом: найти и прочитать простое предложение. 3.Составление и печатанье слов с заданным слогом | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Апрель | 1.Чтение и пересказ прочитанного текста 2.Учимся читать выразительно. 3.Составление и печатанье слов с заданным слогом | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Продолжить знакомство с простым двусоставным предложением без предлога 2. Выразительное чтение и пересказ текста. 3. Заучиваем текст наизусть. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
1.Продолжить знакомство с простым двусоставным предложением без предлога 2. Знакомство со сложным предложением. 3.Выразительное чтение и пересказ текста. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
.1.Составление и печатанье слов с заданным слогом 2. Продолжать знакомство со сложным предложением. 3. Читаем и заучиваем текст наизусть. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Май | 1.Выразительное чтение и пересказ текста. 2. Продолжать знакомство со сложным предложением. 3.Составление и печатанье слов с заданным слогом. 1.Выразительное чтение и пересказ текста. 2. Работа с текстом: найти и прочитать простое и сложное предложение. 3. Учимся печатать свои имена и фамилии | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | |
1.Изображение буквы детьми («живые» буквы) 2.Чтение и пересказ прочитанного текста 3.Составление и печатанье слов с заданным слогом | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
1.Выразительное чтение и пересказ текста. 2. Рассматриваем иллюстрации к тесту, обсуждаем зачем в тексте нужен абзац и знаки препинания. 3.Штрихование букв соответствующими цветами по твердости и мягкости. | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
Подготовка и постановка кукольного театра для малышей | 30 мин. | 60 мин. | 90 мин. | ||
1020 мин. | 2040 мин. | 3060 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "АБВГДЕЙКА" раннего обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
Программа обучения чтению детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23» Согласовано:...
Программа дополнительного образования ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ по методике Н.А.Зайцева кружок «Волшебные кубики»
Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Раннее обучение слоговому чтению" Возраст обучающихся: 5-6 лет
Цель программы: создание условий для развития у учащихся постоянного сознательного интереса к чтению художественной литературы и овладению первыми навыками самостоятельного чтения. Задачи програм...
Дополнительная компилятивная образовательная программа социально-педагогической направленности по раннему обучению чтению одаренных детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с использованием возможностей "Детской типографии"
Материал представляет собой методическую разработку, составленную в соответствии с основными требованиями ФГОС....
ПРОГРАММА «Играя читаем» РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ, дошкольного возраста от 5-7 лет
Программа «Играя читаем» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Она способствует развитию речи и направлена на обучение чтению в игровой форме. Эта программа основана на ме...
ПРОГРАММА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК «Играя читаем» Возраст 5-7 лет
Пояснительная запискаПрограмма «Играя читаем» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Она способствует развитию речи и направлена на обучение чтению в игровой форме. Эта про...