НОД в старшей группе по Познавательному развитию ( Развитие речи, Экологическое развитие).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
«Сказочная осень в гости к нам пришла»
НОД по позновательномуразвитию в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказочная осень в гости к нам пришла»
познавательное занятие в старшей группе
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменения в жизни животных и птиц.
Продолжать развивать умение называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
Закрепить навык образования прилагательного от существительного, согласовывая в роде, числе и падеже.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным
Словарная работа:
Осадки, пасмурная, ясная, дождливая, хмурая, волшебная, ранняя, поздняя, зимующие, перелетные.
Ход
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие, а куда нам подскажет игра, в которую мы сейчас поиграем!
Д/игра «Осень»
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, это каждый должен знать!
Лето, осень и зима, а потом опять весна (хлопки в ладоши).
Мы теперь друг друга спросим, что от нас уходит?
Дети: Осень!
Воспитатель: Вы догадались к кому мы отправимся в гости?
Дети: К осени!
Воспитатель: Назовите месяцы осени!
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь!
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали месяцы! А что происходит с природной осенью?
Дети отвечают на вопрос
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?
Дети: Нет!
Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя!
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Расскажите, какая на них осень и подберите картинки к каждому периоду осени!
Дети смотрят на картины, рассказывают какая на них осень и подбирают к каждому периоду
Воспитатель: Молодцы, вы точно подобрали картинки и рассказали об изменениях в природе!
Воспитатель: Ребята, а вы смотрите по телевизору прогноз погоды?
Дети: Да, смотрим!
Воспитатель: Конечно, вы слышали, как диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки, что это такое?
Дети: Дождь, снег, град, туман!
Воспитатель: А какая бывает погода осенью? Когда идет дождь…
Дети: Дождливая!
Воспитатель: Когда дует ветер…
Дети: Ветреная!
Воспитатель: Когда холодно…
Дети: Холодная!
Воспитатель: Когда пасмурно…
Дети: Пасмурная!
Воспитатель: Когда сыро…
Дети: Сырая!
Воспитатель: Когда хмуро…
Дети: Хмурая!
Воспитатель: Когда солнце светит…
Дети: Солнечная!
Воспитатель: Когда ясно…
Дети: Ясная!
Воспитатель: Отлично, вы правильно говорили о погоде! Хочется похвалить вас за то, что говорили чётко и внятно!
Игра «С какого дерева лист?»
Воспитатель: Ой, сколько на ковре листочков!
А давайте с ними поиграем?
У кого рябины лист тот тихонько покружись!
Лист березовый вы взяли – с ним тихонько поплясали!
Если с тополя листок – слышен ножек топоток!
У кого же ветка ели – с ней тихонечко присели!
Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку! Вы точно определили листья!
Воспитатель: С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли пословицы и поговорки. Послушайте стихотворение о приметах осени.
Белая берёза в золото одета,
Вот и появилась осени примета.
Птицы улетают в край тепла и света,
Эти птицы тоже осени примета!
Сеет капли дождик с ночи до рассвета,
Эти капли тоже осени примета!
Воспитатель: О каких приметах осени говорилось в стихотворении?
Дети: Листья пожелтели, птицы улетели, часто идут дожди!
Игра «Соберем пословицы и поговорки»
Воспитатель: У нас в детском саду есть копилка народной мудрости! Дети складывают в неё пословицы и поговорки об осени, а вы хотите положить туда свои знания?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда в круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму и приметы соберу!
(Воспитатель открывает крышку шкатулки, а дети кладут туда осенний листок, называя пословицы и поговорки).
Пословицы:
Коли ясно, то и осень прекрасна
Осень идет, и дождь за собой ведет
Красна весна цветами, а осень пирогами
От осени к лету поворота нету
Лето со снопами, осень с пирогами
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок
Приметы
Осенью паутина на ясную погоду
Гром в сентябре – теплая осень
Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая
Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме
Когда гусь улетает , снег выпадает!
Воспитатель: Вы замечательно все говорили! Наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями, мне понравились ваши ответы!
Игра «Разноцветный мяч»
Воспитатель: Посмотрите, у меня разноцветный мяч. Мяч осенний и волшебный! Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!
Дети встают в круг
Вопрос от мячика: Какие красивые слова вы бы могли сказать про осень?
Дети: Золотая, кружевница, мастерица, художница, рукодельница, разноцветная, очаровательная, тихая, грустная, таинственная, теплая, печальная, пёстрая, величавая, дивная, красивая, хозяйка, ласковая, щедрая, холодная, долгая.
Игра «Лесные жители»
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем! Я буду ведущим, а вы лесными жителями, согласны?
Дети: Да!
На столе лежат картинки с изображениями животных.
Воспитатель: Возьмите в руки картинки и скажите: один, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!
Дети говорят слова
Воспитатель: Жители леса, осень на пороге, все ли к её приходу готовы?
Дети: Все!
Воспитатель: Вот это мы сейчас и проверим! Перво-наперво, осень напустит холоду в лес. Что птицы делать станут?
Дети: Улетят на юг!
Воспитатель: Как мы их назовем?
Дети: Перелетными!
Воспитатель: Почему они улетают?
Дети: Нет корма!
Воспитатель: А кто из птиц останется?
Дети: Воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби, дятлы!
Воспитатель: Как мы этих птиц назовем?
Дети: Зимующими!
Воспитатель: А вы, звери, что будете делать? Кто из зверей шубки будет менять и на какие?
Дети: Заяц с серую на белую, белка с рыжей на серенькую!
Воспитатель: А какие убежища для себя приготовите?
Дети: Лиса – нору, волк – логово, медведь – берлогу, белка – дупло улепляет., ёж и барсук – норки.
Воспитатель: Кто какие припасы на зиму готовит?
Дети: Белка – грибы, ягоды, орехи, мыши – колоски и жёлуди
Воспитатель: А кто на зиму спать заляжет?
Дети: Ежи, медведи и барсуки!
Воспитатель: А кто без запасов и нор зимовать будет?
Дети: Заяц!
Воспитатель: Молодцы, все к зиме готовы!
Скажем – раз, два, три, всех нас в деток преврати!
Дети говорят слова
Воспитатель: Вот и снова вы стали детьми!
Воспитатель: А сейчас посмотрим сценку о том, как животные приготовились к зиме!
Входят дети, одетые в костюмы зайца, белки, ежа и медведя.
Заяц: Пора мне зайчку линять!
Пора мне шубу поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу!
Белка: А я спешу, спешу, спешу!
На сучках грибы сушу.
Орехов делаю запас,
Вот как стараюсь!
Медведь: В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима опять!
Пусть мне во сне приснится мёд.
Проснусь, когда весна придет.
Ёж: Я тоже буду спать, как мишка!
Я поохотился за лето: грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это!
Устал я, выбился из сил!
Листков себе я принесу,
Квартиру сделаю в лесу.
Проснусь – пойду встречать весну,
Опять охотится начну!
Воспитатель: Спасибо звери за рассказ, не буду вас задерживать, идите к себе в лес!
Дети в костюмах зверей уходят.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу! Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхо!
Игра «Эхо»
Воспитатель: Эхо лесное спросить могу?
Дети: Ау-ау-ау
Воспитатель: Куда это листья с деревьев пропали?
Дети: Опали-опали-опали!
Воспитатель: Птички-певички, давно ли галдели?
Дети: Летели-летели! На юг улетели!
Воспитатель: Белки и зайцы про вас мы не знаем!
Дети: Линяем-линяем-линяем!
Воспитатель: Так что же творится в лесу?
Дети: Осень-осень-осень!
Итог занятия:
Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, о чем мы сегодня говорили с вами?
Дети: Осень наступила, зайцам пора менять шубки на белые, а то лиса и волк заметят. Листья пожелтели, птицы улетели на юг!
Воспитатель: Я рада, что вы так много знаете об осени и интересно рассказываете о ней! Мне с вами было интересно, а вам?
«Красавица осень»
познавательное занятие в старшей группе
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменения в жизни животных и птиц.
Продолжать развивать умение называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
Закрепить навык образования прилагательного от существительного, согласовывая в роде, числе и падеже.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным
Словарная работа:
Осадки, пасмурная, ясная, дождливая, хмурая, волшебная, ранняя, поздняя, зимующие, перелетные.
Ход
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие, а куда нам подскажет игра, в которую мы сейчас поиграем!
Игра «Осень»
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, это каждый должен знать!
Лето, осень и зима, а потом опять весна (хлопки в ладоши).
Мы теперь друг друга спросим, что от нас уходит?
Дети: Осень!
Воспитатель: Вы догадались к кому мы отправимся в гости?
Дети: К осени!
Воспитатель: Назовите месяцы осени!
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь!
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали месяцы! А что происходит с природной осенью?
Дети отвечают на вопрос
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?
Дети: Нет!
Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Раняя, золотая, поздняя!
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Расскажите, какая на них осень и подберите картинки к каждому периоду осени!
Дети смотрят на картины, рассказывают какая на них осень и подбирают к каждому периоду
Воспитатель: Молодцы, вы точно подобрали картинки и рассказали об изменениях в природе!
Воспитатель: Ребята, а вы смотрите по телевизору прогноз погоды?
Дети: Да, смотрим!
Воспитатель: Конечно вы слышали как диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки, что это такое?
Дети: Дождь, снег, град, туман!
Воспитатель: А какая бывает погода осенью? Когда идет дождь…
Дети: Дождливая!
Воспитатель: Когда дует ветер…
Дети: Ветренная!
Воспитатель: Когда холодно…
Дети: Холодная!
Воспитатель: Когда пасмурно…
Дети: Пасмурная!
Воспитатель: Когда сыро…
Дети: Сырая!
Воспитатель: Когда хмуро…
Дети: Хмурая!
Воспитатель: Когда солнце светит…
Дети: Солнечная!
Воспитатель: Когда ясно…
Дети: Ясная!
Воспитатель: Отлично, вы правильно говорили о погоде! Хочется похвалить вас за то, что говорили чётко и внятно!
Игра «С какого дерева лист?»
Воспитатель: Ой, сколько на ковре листочков!
А давайте с ними поиграем?
У кого рябины лист тот тихонько покружись!
Лист березовый вы взяли – с ним тихонько поплясали!
Если с тополя листок – слышен ножек топоток!
У кого же ветка ели – с ней тихонечко присели!
Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку! Вы точно определили листья!
Воспитатель: С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли пословицы и поговорки. Послушайте стихотворение о приметах осени.
Белая берёза в золото одета,
Вот и появилась осени примета.
Птицы улетают в край тепла и света,
Эти птицы тоже осени примета!
Сеет капли дождик с ночи до рассвета,
Эти капли тоже осени примета!
Воспитатель: О каких приметах осени говорилось в стихотворении?
Дети: Листья пожелтели, птицы улетели, часто идут дожди!
Игра «Соберем пословицы и поговорки»
Воспитатель: У нас в детском саду есть копилка народной мудрости! Дети складывают в неё пословицы и поговорки об осени, а вы хотите положить туда свои знания?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда в круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму и приметы соберу!
(Воспитатель открывает крышку шкатулки, а дети кладут туда осенний листок, называя пословицы и поговорки).
Пословицы:
Коли ясно, то и осень прекрасна
Осень идет, и дождь за собой ведет
Красна весна цветами, а осень пирогами
От осени к лету поворота нету
Лето со снопами, осень с пирогами
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок
Приметы
Осенью паутина на ясную погоду
Гром в сентябре – теплая осень
Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая
Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме
Когда гусь улетает , снег выпадает!
Воспитатель: Вы замечательно все говорили! Наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями, мне понравились ваши ответы!
Игра «Разноцветный мяч»
Воспитатель: Посмотрите, у меня разноцветный мяч. Мяч осенний и волшебный! Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!
Дети встают в круг
Вопрос от мячика: Какие красивые слова вы бы могли сказать про осень?
Дети: Золотая, кружевница, мастерица, художница, рукодельница, разноцветная, очаровательная, тихая, грустная, таинственная, теплая, печальная, пёстрая, величавая, дивная, красивая, хозяйка, ласковая, щедрая, холодная, долгая.
Игра «Лесные жители»
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем! Я буду ведущим, а вы лесными жителями, согласны?
Дети: Да!
На столе лежат картинки с изображениями животных.
Воспитатель: Возьмите в руки картники и скажите: один, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!
Дети говорят слова
Воспитатель: Жители леса, осень на пороге, все ли к её приходу готовы?
Дети: Все!
Воспитатель: Вот это мы сейчас и проверим! Перво-наперво, осень напустит холоду в лес. Что птицы делать станут?
Дети: Улетят на юг!
Воспитатель: Как мы их назовем?
Дети: Перелетными!
Воспитатель: Почему они улетают?
Дети: Нет корма!
Воспитатель: А кто из птиц останется?
Дети: Воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби, дятлы!
Воспитатель: Как мы этих птиц назовем?
Дети: Зимующими!
Воспитатель: А вы, звери, что будете делать? Кто из зверей шубки будет менять и на какие?
Дети: Заяц с серую на белую, белка с рыжей на серенькую!
Воспитатель: А какие убежища для себя приготовите?
Дети: Лиса – нору, волк – логово, медведь – берлогу, белка – дупло улепляет., ёж и барсук – норки.
Воспитатель: Кто какие припасы на зиму готовит?
Дети: Белка – грибы, ягоды, орехи, мыши – колоски и жёлуди
Воспитатель: А кто на зиму спать заляжет?
Дети: Ежи, медведи и барсуки!
Воспитатель: А кто без запасов и нор зимовать будет?
Дети: Заяц!
Воспитатель: Молодцы, все к зиме готовы!
Скажем – раз, два, три, всех нас в деток преврати!
Дети говорят слова
Воспитатель: Вот и снова вы стали детьми!
Воспитатель: А сейчас посмотрим сценку о том, как животные приготовились к зиме!
Входят дети, одетые в костюмы зайца, белки, ежа и медведя.
Заяц: Пора мне зайчку линять!
Пора мне шубу поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу!
Белка: А я спешу, спешу, спешу!
На сучках грибы сушу.
Орехов делаю запас,
Вот как стараюсь!
Медведь: В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима опять!
Пусть мне во сне приснится мёд.
Проснусь, когда весна придет.
Ёж: Я тоже буду спать, как мишка!
Я поохотился за лето: грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это!
Устал я, выбился из сил!
Листков себе я принесу,
Квартиру сделаю в лесу.
Проснусь – пойду встречать весну,
Опять охотится начну!
Воспитатель: Спасибо звери за рассказ, не буду вас задерживать, идите к себе в лес!
Дети в костюмах зверей уходят.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу! Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхо!
Игра «Эхо»
Воспитатель: Эхо лесное спросить могу?
Дети: Ау-ау-ау
Воспитатель: Куда это листья с деревьев пропали?
Дети: Опали-опали-опали!
Воспитатель: Птички-певички, давно ли галдели?
Дети: Летели-летели! На юг улетели!
Воспитатель: Белки и зайцы про вас мы не знаем!
Дети: Линяем-линяем-линяем!
Воспитатель: Так что же творится в лесу?
Дети: Осень-осень-осень!
Итог занятия:
Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, о чем мы сегодня говорили с вами?
Дети: Осень наступила, зайцам пора менять шубки на белые, а то лиса и волк заметят. Листья пожелтели, птицы улетели на юг!
Воспитатель: Я рада, что вы так много знаете об осени и интересно рассказываете о ней! Мне с вами было интересно, а вам?
«Красавица осень»
познавательное занятие в старшей группе
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменения в жизни животных и птиц.
Продолжать развивать умение называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
Закрепить навык образования прилагательного от существительного, согласовывая в роде, числе и падеже.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным
Словарная работа:
Осадки, пасмурная, ясная, дождливая, хмурая, волшебная, ранняя, поздняя, зимующие, перелетные.
Ход
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие, а куда нам подскажет игра, в которую мы сейчас поиграем!
Игра «Осень»
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, это каждый должен знать!
Лето, осень и зима, а потом опять весна (хлопки в ладоши).
Мы теперь друг друга спросим, что от нас уходит?
Дети: Осень!
Воспитатель: Вы догадались к кому мы отправимся в гости?
Дети: К осени!
Воспитатель: Назовите месяцы осени!
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь!
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали месяцы! А что происходит с природной осенью?
Дети отвечают на вопрос
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?
Дети: Нет!
Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Раняя, золотая, поздняя!
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Расскажите, какая на них осень и подберите картинки к каждому периоду осени!
Дети смотрят на картины, рассказывают какая на них осень и подбирают к каждому периоду
Воспитатель: Молодцы, вы точно подобрали картинки и рассказали об изменениях в природе!
Воспитатель: Ребята, а вы смотрите по телевизору прогноз погоды?
Дети: Да, смотрим!
Воспитатель: Конечно вы слышали как диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки, что это такое?
Дети: Дождь, снег, град, туман!
Воспитатель: А какая бывает погода осенью? Когда идет дождь…
Дети: Дождливая!
Воспитатель: Когда дует ветер…
Дети: Ветренная!
Воспитатель: Когда холодно…
Дети: Холодная!
Воспитатель: Когда пасмурно…
Дети: Пасмурная!
Воспитатель: Когда сыро…
Дети: Сырая!
Воспитатель: Когда хмуро…
Дети: Хмурая!
Воспитатель: Когда солнце светит…
Дети: Солнечная!
Воспитатель: Когда ясно…
Дети: Ясная!
Воспитатель: Отлично, вы правильно говорили о погоде! Хочется похвалить вас за то, что говорили чётко и внятно!
Игра «С какого дерева лист?»
Воспитатель: Ой, сколько на ковре листочков!
А давайте с ними поиграем?
У кого рябины лист тот тихонько покружись!
Лист березовый вы взяли – с ним тихонько поплясали!
Если с тополя листок – слышен ножек топоток!
У кого же ветка ели – с ней тихонечко присели!
Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку! Вы точно определили листья!
Воспитатель: С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли пословицы и поговорки. Послушайте стихотворение о приметах осени.
Белая берёза в золото одета,
Вот и появилась осени примета.
Птицы улетают в край тепла и света,
Эти птицы тоже осени примета!
Сеет капли дождик с ночи до рассвета,
Эти капли тоже осени примета!
Воспитатель: О каких приметах осени говорилось в стихотворении?
Дети: Листья пожелтели, птицы улетели, часто идут дожди!
Игра «Соберем пословицы и поговорки»
Воспитатель: У нас в детском саду есть копилка народной мудрости! Дети складывают в неё пословицы и поговорки об осени, а вы хотите положить туда свои знания?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда в круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму и приметы соберу!
(Воспитатель открывает крышку шкатулки, а дети кладут туда осенний листок, называя пословицы и поговорки).
Пословицы:
Коли ясно, то и осень прекрасна
Осень идет, и дождь за собой ведет
Красна весна цветами, а осень пирогами
От осени к лету поворота нету
Лето со снопами, осень с пирогами
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок
Приметы
Осенью паутина на ясную погоду
Гром в сентябре – теплая осень
Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая
Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме
Когда гусь улетает , снег выпадает!
Воспитатель: Вы замечательно все говорили! Наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями, мне понравились ваши ответы!
Игра «Разноцветный мяч»
Воспитатель: Посмотрите, у меня разноцветный мяч. Мяч осенний и волшебный! Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!
Дети встают в круг
Вопрос от мячика: Какие красивые слова вы бы могли сказать про осень?
Дети: Золотая, кружевница, мастерица, художница, рукодельница, разноцветная, очаровательная, тихая, грустная, таинственная, теплая, печальная, пёстрая, величавая, дивная, красивая, хозяйка, ласковая, щедрая, холодная, долгая.
Игра «Лесные жители»
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем! Я буду ведущим, а вы лесными жителями, согласны?
Дети: Да!
На столе лежат картинки с изображениями животных.
Воспитатель: Возьмите в руки картники и скажите: один, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!
Дети говорят слова
Воспитатель: Жители леса, осень на пороге, все ли к её приходу готовы?
Дети: Все!
Воспитатель: Вот это мы сейчас и проверим! Перво-наперво, осень напустит холоду в лес. Что птицы делать станут?
Дети: Улетят на юг!
Воспитатель: Как мы их назовем?
Дети: Перелетными!
Воспитатель: Почему они улетают?
Дети: Нет корма!
Воспитатель: А кто из птиц останется?
Дети: Воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби, дятлы!
Воспитатель: Как мы этих птиц назовем?
Дети: Зимующими!
Воспитатель: А вы, звери, что будете делать? Кто из зверей шубки будет менять и на какие?
Дети: Заяц с серую на белую, белка с рыжей на серенькую!
Воспитатель: А какие убежища для себя приготовите?
Дети: Лиса – нору, волк – логово, медведь – берлогу, белка – дупло улепляет., ёж и барсук – норки.
Воспитатель: Кто какие припасы на зиму готовит?
Дети: Белка – грибы, ягоды, орехи, мыши – колоски и жёлуди
Воспитатель: А кто на зиму спать заляжет?
Дети: Ежи, медведи и барсуки!
Воспитатель: А кто без запасов и нор зимовать будет?
Дети: Заяц!
Воспитатель: Молодцы, все к зиме готовы!
Скажем – раз, два, три, всех нас в деток преврати!
Дети говорят слова
Воспитатель: Вот и снова вы стали детьми!
Воспитатель: А сейчас посмотрим сценку о том, как животные приготовились к зиме!
Входят дети, одетые в костюмы зайца, белки, ежа и медведя.
Заяц: Пора мне зайчку линять!
Пора мне шубу поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу!
Белка: А я спешу, спешу, спешу!
На сучках грибы сушу.
Орехов делаю запас,
Вот как стараюсь!
Медведь: В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима опять!
Пусть мне во сне приснится мёд.
Проснусь, когда весна придет.
Ёж: Я тоже буду спать, как мишка!
Я поохотился за лето: грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это!
Устал я, выбился из сил!
Листков себе я принесу,
Квартиру сделаю в лесу.
Проснусь – пойду встречать весну,
Опять охотится начну!
Воспитатель: Спасибо звери за рассказ, не буду вас задерживать, идите к себе в лес!
Дети в костюмах зверей уходят.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу! Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхо!
Игра «Эхо»
Воспитатель: Эхо лесное спросить могу?
Дети: Ау-ау-ау
Воспитатель: Куда это листья с деревьев пропали?
Дети: Опали-опали-опали!
Воспитатель: Птички-певички, давно ли галдели?
Дети: Летели-летели! На юг улетели!
Воспитатель: Белки и зайцы про вас мы не знаем!
Дети: Линяем-линяем-линяем!
Воспитатель: Так что же творится в лесу?
Дети: Осень-осень-осень!
Итог занятия:
Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, о чем мы сегодня говорили с вами?
Дети: Осень наступила, зайцам пора менять шубки на белые, а то лиса и волк заметят. Листья пожелтели, птицы улетели на юг!
Воспитатель: Я рада, что вы так много знаете об осени и интересно рассказываете о ней! Мне с вами было интересно, а вам?
«Красавица осень»
познавательное занятие в старшей группе
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменения в жизни животных и птиц.
Продолжать развивать умение называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
Закрепить навык образования прилагательного от существительного, согласовывая в роде, числе и падеже.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным
Словарная работа:
Осадки, пасмурная, ясная, дождливая, хмурая, волшебная, ранняя, поздняя, зимующие, перелетные.
Ход
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие, а куда нам подскажет игра, в которую мы сейчас поиграем!
Игра «Осень»
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, это каждый должен знать!
Лето, осень и зима, а потом опять весна (хлопки в ладоши).
Мы теперь друг друга спросим, что от нас уходит?
Дети: Осень!
Воспитатель: Вы догадались к кому мы отправимся в гости?
Дети: К осени!
Воспитатель: Назовите месяцы осени!
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь!
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали месяцы! А что происходит с природной осенью?
Дети отвечают на вопрос
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?
Дети: Нет!
Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Раняя, золотая, поздняя!
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Расскажите, какая на них осень и подберите картинки к каждому периоду осени!
Дети смотрят на картины, рассказывают какая на них осень и подбирают к каждому периоду
Воспитатель: Молодцы, вы точно подобрали картинки и рассказали об изменениях в природе!
Воспитатель: Ребята, а вы смотрите по телевизору прогноз погоды?
Дети: Да, смотрим!
Воспитатель: Конечно вы слышали как диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки, что это такое?
Дети: Дождь, снег, град, туман!
Воспитатель: А какая бывает погода осенью? Когда идет дождь…
Дети: Дождливая!
Воспитатель: Когда дует ветер…
Дети: Ветренная!
Воспитатель: Когда холодно…
Дети: Холодная!
Воспитатель: Когда пасмурно…
Дети: Пасмурная!
Воспитатель: Когда сыро…
Дети: Сырая!
Воспитатель: Когда хмуро…
Дети: Хмурая!
Воспитатель: Когда солнце светит…
Дети: Солнечная!
Воспитатель: Когда ясно…
Дети: Ясная!
Воспитатель: Отлично, вы правильно говорили о погоде! Хочется похвалить вас за то, что говорили чётко и внятно!
Игра «С какого дерева лист?»
Воспитатель: Ой, сколько на ковре листочков!
А давайте с ними поиграем?
У кого рябины лист тот тихонько покружись!
Лист березовый вы взяли – с ним тихонько поплясали!
Если с тополя листок – слышен ножек топоток!
У кого же ветка ели – с ней тихонечко присели!
Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку! Вы точно определили листья!
Воспитатель: С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли пословицы и поговорки. Послушайте стихотворение о приметах осени.
Белая берёза в золото одета,
Вот и появилась осени примета.
Птицы улетают в край тепла и света,
Эти птицы тоже осени примета!
Сеет капли дождик с ночи до рассвета,
Эти капли тоже осени примета!
Воспитатель: О каких приметах осени говорилось в стихотворении?
Дети: Листья пожелтели, птицы улетели, часто идут дожди!
Игра «Соберем пословицы и поговорки»
Воспитатель: У нас в детском саду есть копилка народной мудрости! Дети складывают в неё пословицы и поговорки об осени, а вы хотите положить туда свои знания?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда в круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму и приметы соберу!
(Воспитатель открывает крышку шкатулки, а дети кладут туда осенний листок, называя пословицы и поговорки).
Пословицы:
Коли ясно, то и осень прекрасна
Осень идет, и дождь за собой ведет
Красна весна цветами, а осень пирогами
От осени к лету поворота нету
Лето со снопами, осень с пирогами
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок
Приметы
Осенью паутина на ясную погоду
Гром в сентябре – теплая осень
Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая
Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме
Когда гусь улетает , снег выпадает!
Воспитатель: Вы замечательно все говорили! Наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями, мне понравились ваши ответы!
Игра «Разноцветный мяч»
Воспитатель: Посмотрите, у меня разноцветный мяч. Мяч осенний и волшебный! Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!
Дети встают в круг
Вопрос от мячика: Какие красивые слова вы бы могли сказать про осень?
Дети: Золотая, кружевница, мастерица, художница, рукодельница, разноцветная, очаровательная, тихая, грустная, таинственная, теплая, печальная, пёстрая, величавая, дивная, красивая, хозяйка, ласковая, щедрая, холодная, долгая.
Игра «Лесные жители»
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем! Я буду ведущим, а вы лесными жителями, согласны?
Дети: Да!
На столе лежат картинки с изображениями животных.
Воспитатель: Возьмите в руки картники и скажите: один, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!
Дети говорят слова
Воспитатель: Жители леса, осень на пороге, все ли к её приходу готовы?
Дети: Все!
Воспитатель: Вот это мы сейчас и проверим! Перво-наперво, осень напустит холоду в лес. Что птицы делать станут?
Дети: Улетят на юг!
Воспитатель: Как мы их назовем?
Дети: Перелетными!
Воспитатель: Почему они улетают?
Дети: Нет корма!
Воспитатель: А кто из птиц останется?
Дети: Воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби, дятлы!
Воспитатель: Как мы этих птиц назовем?
Дети: Зимующими!
Воспитатель: А вы, звери, что будете делать? Кто из зверей шубки будет менять и на какие?
Дети: Заяц с серую на белую, белка с рыжей на серенькую!
Воспитатель: А какие убежища для себя приготовите?
Дети: Лиса – нору, волк – логово, медведь – берлогу, белка – дупло улепляет., ёж и барсук – норки.
Воспитатель: Кто какие припасы на зиму готовит?
Дети: Белка – грибы, ягоды, орехи, мыши – колоски и жёлуди
Воспитатель: А кто на зиму спать заляжет?
Дети: Ежи, медведи и барсуки!
Воспитатель: А кто без запасов и нор зимовать будет?
Дети: Заяц!
Воспитатель: Молодцы, все к зиме готовы!
Скажем – раз, два, три, всех нас в деток преврати!
Дети говорят слова
Воспитатель: Вот и снова вы стали детьми!
Воспитатель: А сейчас посмотрим сценку о том, как животные приготовились к зиме!
Входят дети, одетые в костюмы зайца, белки, ежа и медведя.
Заяц: Пора мне зайчку линять!
Пора мне шубу поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу!
Белка: А я спешу, спешу, спешу!
На сучках грибы сушу.
Орехов делаю запас,
Вот как стараюсь!
Медведь: В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима опять!
Пусть мне во сне приснится мёд.
Проснусь, когда весна придет.
Ёж: Я тоже буду спать, как мишка!
Я поохотился за лето: грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это!
Устал я, выбился из сил!
Листков себе я принесу,
Квартиру сделаю в лесу.
Проснусь – пойду встречать весну,
Опять охотится начну!
Воспитатель: Спасибо звери за рассказ, не буду вас задерживать, идите к себе в лес!
Дети в костюмах зверей уходят.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу! Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхо!
Игра «Эхо»
Воспитатель: Эхо лесное спросить могу?
Дети: Ау-ау-ау
Воспитатель: Куда это листья с деревьев пропали?
Дети: Опали-опали-опали!
Воспитатель: Птички-певички, давно ли галдели?
Дети: Летели-летели! На юг улетели!
Воспитатель: Белки и зайцы про вас мы не знаем!
Дети: Линяем-линяем-линяем!
Воспитатель: Так что же творится в лесу?
Дети: Осень-осень-осень!
Итог занятия:
Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, о чем мы сегодня говорили с вами?
Дети: Осень наступила, зайцам пора менять шубки на белые, а то лиса и волк заметят. Листья пожелтели, птицы улетели на юг!
Воспитатель: Я рада, что вы так много знаете об осени и интересно рассказываете о ней! Мне с вами было интересно, а вам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной к школе группе на тему: «По страницам любимых сказок»
Упражнять детей в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, формировать фонематический слух и восприятие....
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие познавательной активности, развитие воображения и творческой личности) по теме «Хлеб и хлебобулочные изделия» (старший дошкольный возраст
Материал содержит конспект образовательной деятельности по теме "Познание". Затрагиваются несколько образовательных областей. Познавательная теятельность плавно перетекает в продуктивную деятельность....
НОД Познавательное развитие. Развитие речи. "Откуда хлеб пришел" (старшая группа)
Задачи по образовательным областямЗадачи приоритетной образовательной области Речевое развитие: Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать послови...
Интегрированное занятие в подготовительной группе. Занятие объединяет в себе следующие области: Познавательное развитие Развитие речи Социально коммуникативное развитие Физическое развитие
интегрированное занятие в подготовительной группе, задачами которого являются:1)-совершенствовать навыки счета в пределах 10-решать задачи на сложение, пользоваться арифметическими знаками-вычленять в...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Развитие речи в старшей группе На тему «Кошка с котятами»
Цель: Формировать у детей умение составлять связный рассказЗадачи:-Способствовать умение составлять связный рассказ по картине.-Способствовать умению рассказывать о событиях изображенных на картине .-...
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию, развитию речи и рисованию в старшей группе Тема: "Здравствуй, Зимушка-зима"
Цель:- Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, стремления применять на практике имеющиеся знания и умения.Задачи:Образовательные:- обогащать эмоционально-эстетическое восприятие дошк...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: "В поисках потерянных веществ" (образовательная область: познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: "В поисках потерянных веществ" (образовательная область: познавательно...