Мониторинг логопедической работы в ДОУ
учебно-методический материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
В МБДОУ «Детский сад № 67 «Виктория» учителем-логопедом используется автоматизированная информационно-аналитическая система
«Мониторинг развития ребёнка». ais.ds353.ru (авторы-разработчики: Едакова И.Б., Соколов Е.Г., Шилкова И.А., Соколова Ю.Г.).
Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Данные о результатах диагностики вносятся в электронные таблицы по критериям освоения программы ребенком с помощью знаков «+» или «-», что означает степень проявления компонента качества.
Периодичность диагностики – три раза в год:
- в начале учебного года с 1 по 15 сентября;
- в конце учебного года с 15 по 30 мая.
Промежуточная диагностика достижения детьми планируемых результатов адаптированной образовательной программы дошкольного образования проводится с 15 по 30 декабря.
Таким образом, система мониторинга развития ребёнка обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей, выстраивать на их основе индивидуальный коррекционный маршрут каждого ребёнка и оптимизировать работу всей группы.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит квалифицированный специалист (педагог-психолог).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Диагностика и мониторинг успешности в освоении адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников
МБДОУ «Детский сад № 67 «Виктория»
Важнейшим аспектом качества образования в группах комбинированной направленности для детей с нарушениями речи является проведение диагностики и образовательного мониторинга.
Диагностическое обследование – это комплексное обследование с целью составления максимально объективной, подробной картины развития
речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на эту картину.
Образовательный мониторинг – это форма сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития этой системы.
Мониторинг развития речи – систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным аспектам речевого развития детей, составная часть профилактической работы педагогов.
Мониторинг развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи способствует установлению вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения. Обращаем внимание к процессам, а не к результатам. Фиксируемые текущие процессы рассматриваются как основа для гибкого реагирования, способствуют более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.
Любое достижение ребенка на каждом этапе является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы, позволяют внести коррективы в календарно- тематическое планирования коррекционно-образовательной работы.
Задачи диагностики и мониторинга речевого развития сводятся к следующему:
- определение основных показателей и технологии отслеживания, а не результатов;
- определение зоны ближайшего развития ребенка;
- осуществление индивидуального подхода к содержанию и темпам речевого развития каждого ребенка;
- оценивание достижений ребенка не с точки зрения положительного, а максимально возможного эффекта речевого развития;
- обнаружение и фиксирование не только ожидаемых, прогнозируемых результатов, но и неожиданных, случайных, отрицательных, чтобы можно было видеть реальные процессы во всей их полноте.
Форма проведения диагностики и мониторинга преимущественно представляют собой изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных), наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности, беседа с родителями и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Диагностические исследования проводим 3 раза в год (1-15 сентября, 15- 30 декабря, 15-30 мая).
Мониторинг усвоения программного материала ведется в течение всего учебного года: после каждой фронтальной (подгрупповой, индивидуальной) организованной образовательной деятельности.
Табель посещаемости совмещается с журналом подгрупповой и индивидуальной работы.
В середине учебного года, после новогодних каникул, учитель-логопед анализирует полученные результаты мониторинга (результаты усвоения материала на фронтальной, подгрупповой, индивидуальной ООД), проводит итоговые (контрольные) занятия.
Результаты диагностики и мониторинга учитель-логопед анализирует и заносит в речевые карты, мониторинговые таблицы. Такая организация диагностики и мониторинга позволяют проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении двух лет и составить календарно- тематический план работы с группой в целом, план работы с подгруппой и перспективные индивидуальные планы работы с каждым ребенком, а также провести корректировку этих планов по мере необходимости.
Методика проведения диагностики и мониторинга учителем-логопедом
Учитель-логопед проводит диагностику и мониторинг следующих компонентов речевой системы ребенка:
1 - состояние артикуляционной моторики; 2 - исследование импрессивной речи;
3 - состояние фонематического восприятия; 4 - состояние звукопроизношения;
- - сформированность звуко-слоговой структуры слова;
- - исследование состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений;
- - исследование словаря и навыков словообразования; 8 - исследование грамматического строя речи;
9 - исследование связной речи.
Методика проведения диагностики включает серии, каждая из которых объединяет пробы нарастающей трудности. Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допустимых ошибок, и использование помощи.
При описании методики, оценке результатов использованы следующие материалы:
- Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство-Пресс, 2000 г.
- Коненкова И. Д. Обследования речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М.: ГНОМ и Д, 2004 г.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста: Методическое пособие // Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.) Изд. 2-е, перераб., доп. / 3-е. - М.: Просвещение, 2007.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос, 2000.
По мере обследования на каждого ребенка заполняется речевая карта, составленная в соответствии со схемой логопедического обследования детей с ОНР II-III и IV уровней речевого развития. Для того чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждого задания серии, а затем сумма баллов суммируется и определяется среднее арифметическое значение всей серии.
Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий, а по оси абсцисс - параметры измеряемых сторон речи. (Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)
Получив речевой профиль, можно вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать индивидуальный перспективный план коррекционной работы.
При повторном обследовании состояния речи целесообразно следующий речевой профиль вычертить рядом с предыдущим, что позволит выявить динамику и адекватность избранных средств и методов обучения.
Схема обследования варьируется в зависимости от той цели, которую ставит перед собой учитель-логопед.
Методика обследования детей младшего и старшего дошкольного возраста с ОНР предполагает 5 - бальную систему оценки результатов. В каждой серии раскрываются содержание и уровни оценки выполнения.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ
МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Серия I. Состояние артикуляционной моторики
Для того чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.
5 баллов - все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;
4 балла - все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1-2 движения выполняются со второй попытки;
3 балла - движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижены, объем движений неполный, отмечается дополнительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удерживание позы, требуются повторные показы движений;
2 балла - для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается длительный поиск позы, быстрая истощаемость, вялость или тремор кончика языка, синкинезии, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;
1 балл - невыполнение, отказ от деятельности.
Серия II Исследование импрессивной речи:
5 баллов - правильное выполнение; 4 балла - самокоррекция;
3 балла - задание выполняется неточно, только после повторного проговаривания, затруднено понимание некоторых слов;
2 балла - неверное выполнение задания; 1 балл - невыполнение.
Серия III Исследование сенсомоторного уровня речи:
Состояние фонематического восприятия
Слоги и слова предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.
5 баллов - все задания точно воспроизводятся;
4 балла - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно;
3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары – точно;
2 балла - большинство заданий выполняются только после повторного проговаривания, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары;
1 балл - невыполнение.
Состояние звукопроизношения
Все звуки условно делятся на 5 групп: 1 - свистящие,
- - шипящие,
- - соноры Р, РЬ, 4 - соноры Л, ЛЬ,
5 - остальные звуки.
5 баллов - все звуки произносятся правильно в любых речевых ситуациях;
4 балла - один – два звука недостаточно автоматизированы, но при указании на ошибку исправляются;
3 балла - нарушено произношение группы звуков, но не более 5;
2 балла - нарушено произношение двух – трех групп звуков, но не более 10; 1 балл - нарушено произношение более 10 звуков.
Сформированность звуко - слоговой структуры слова
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
5 баллов - все слова точно воспроизводятся в темпе предъявления;
4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;
3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;
2 балла - задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;
1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования
Предметный словарь
5 баллов - все слова правильно понимаются и употребляются в активном словаре;
4 балла - все обиходные слова и большинство редко употребляемых слов есть в активном словаре;
3 балла - 1-2 слова обиходной лексики и большинство слов редко употребляемой лексики отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре, остальные слова - в активном словаре;
2 балла - большинство слов (обиход) - в активе, остальные - в пассиве, большинство редко употребляемых - в пассиве, некоторые вообще отсутствуют;
1 балл - большая часть слов из обоих разделов отсутствует и в активном, и в пассивном словарях.
Глагольный словарь
5 баллов - самостоятельно придумывает более 3 лексем к каждому предложенному слову;
4 балла - самостоятельно придумывает по 3 лексемы к половине предложенных слов, к остальным - 2 лексемы;
3 балла - к половине слов придумал по 1 лексеме самостоятельно, 2 лексемы с помощью; к оставшимся словам 1 лексема самостоятельно, 1 - с помощью в виде побуждающих вопросов;
2 балла - требуется повторение, расширение инструкции; из предложенных слов в большинстве случаев придумано по 1 лексеме с помощью в виде побуждающих вопросов, а самостоятельно выполнено 1-2 задания;
1 балл - отказ, помощь не использует, неадекватные ответы.
Словарь признаков
5 баллов - по каждому заданию придумано самостоятельно более 3 определений;
4 балла - самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов по 1 определению, а по 2 определения с помощью;
3 балла - по 2 определения с помощью в виде побуждающих вопросов, повторения инструкции;
2 балла - к каждому из предложенных слов придумано 1 определение с помощью, требуется повторение, расширение инструкции;
1 балл - неадекватные ответы, замены, помощь не использует.
Серия V. Исследование грамматического строя речи
Употребление существительных в косвенных падежах без предлога
Оценивается: особенности формирования функций словоизменения, правильность и способ выполнения задания
5 баллов - по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
4 балла - большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;
3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, с ошибками; часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;
2 балла - большинство заданий выполняется после стимулирующей помощи;
1 балл - неверный ответ, помощь не используется.
Употребление простых предлогов
В связи с трудностью этого задания используются два вида помощи: 1 - стимулирующая («Неверно, подумай ещё») и 2 - в виде вопроса («На что я положила карандаш?»).
5 баллов - по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
4 балла - отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов;
3 балла - часть заданий выполняется верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов, часть ошибок не исправляется после уточняющих вопросов, однако, есть понимание значения предлогов (выполняет инструкцию, включающую предлог);
2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения предлогов;
1 балл - невыполнение.
Согласование прилагательных с существительными
Исследуется структурирование словосочетаний на основе вопросов: Какой?
Какая? Какое?
5 баллов - правильный ответ;
4 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
3 балла - отмечаются редкие ошибки, которые исправляются с помощью вопросов;
2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует;
1 балл - невыполнение.
Согласование числительных 1, 2, 3 с существительными
При предъявлении обязательно использование предметов или предметных картинок
5 баллов - правильный ответ; 4 балла - самокоррекция;
3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи; 2 балла - неверный ответ;
1 балл - невыполнение.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому целесообразно использовать картинки.
5 баллов - правильный ответ; 4 балла - самокоррекция;
3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения грамматических форм;
1 балл - невыполнение.
Употребление имен существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами
5 баллов - задание выполняется без ошибок;
4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно;
3 балла - задание выполняет с уточняющей помощью, иногда с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен;
2 балла - большинство ответов неверные, коррекция ответа после уточнения отсутствует;
1 балл - невыполнение.
Серия VI. Исследование связной речи
Беседа по картинке с опорой на наводящие вопросы и объединение их в короткий рассказ.
Оценка производится с учетом трех критериев:
- - критерий смысловой целостности;
- - критерий лексико-грамматического оформления высказывания;
- - критерий самостоятельности выполнения задания.
- Критерий смысловой целостности
5 баллов - рассматривает картинки внимательно, с интересом, рассказ соответствует изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья;
4 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены;
3 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы;
2 балла - рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
- Критерий лексико-грамматического оформления высказывания
5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
4 балла - недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение их значения, проявляются аграмматизмы;
2 балла - отмечаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
- Критерий самостоятельности выполнения задания
5 баллов - рассказ составлен самостоятельно;
4 балла - рассказ составлен в основном самостоятельно; 3 балла - рассказ составляет по наводящим вопросам;
2 балла - невыполнение задания даже при наличии помощи; 1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Серия I. Состояние артикуляционной моторики
Для того чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.
5 баллов - все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;
4 балла - все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1-2 движения выполняются со второй попытки;
3 балла - движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижены, объем движений неполный, отмечается дополнительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удерживание позы, требуются повторные показы движений;
2 балла - для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается длительный поиск позы, быстрая истощаемость, вялость или тремор кончика языка, синкинезии, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;
1 балл - невыполнение, отказ от деятельности.
Серия II Исследование импрессивной речи
5 баллов - правильное выполнение; 4 балла - самокоррекция;
3 балла - задание выполняется неточно, только после повторного проговаривания, затруднено понимание некоторых слов;
2 балла - неверное выполнение задания; 1 балл - невыполнение.
Серия III Исследование сенсомоторного уровня речи:
Состояние фонематического восприятия
Слоги и слова предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи:
5 баллов - все задания точно воспроизводятся;
4 балла - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно;
3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары - точно;
2 балла - большинство заданий выполняются только после повторного проговаривания, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары;
- балл - невыполнение.
Состояние звукопроизношения
Все звуки условно делятся на 5 групп: 1 - свистящие,
- - шипящие,
- - соноры Р, РЬ, 4 - соноры Л, ЛЬ,
5 - остальные звуки.
5 баллов - все звуки произносятся правильно в любых речевых ситуациях;
4 балла - 1-2 звука недостаточно автоматизированы, но при указании на ошибку исправляются;
3 балла - нарушено произношение группы звуков, но не более 5;
2 балла - нарушено произношение 2-3 групп звуков, но не более 10; 1 балл - нарушено произношение более 10 звуков.
Сформированность звуко-слоговой структуры слова
Слова предъявляются до первого воспроизведения:
5 баллов - все слова точно воспроизводятся в темпе предъявления;
4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;
3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;
2 балла - задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;
1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Серия IV. Исследование состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай ещё».
5 баллов - правильный ответ с первой попытки; 4 балла - правильный ответ со второй попытки; 3 балла - правильный ответ с третьей попытки;
2 балла - единичные ошибки после третьей попытки; 1 балл - неверный ответ после третьей попытки.
Серия V. Исследование словаря и навыков словообразования
Предметный словарь
5 баллов - все слова правильно понимаются и употребляются в активном словаре;
4 балла - все обиходные слова и большинство редко употребляемых слов есть в активном словаре;
3 балла - 1-2 слова обиходной лексики и большинство слов редко употребляемой лексики отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре, остальные слова - в активном словаре;
2 балла - большинство слов (обиход) - в активе, остальные – в пассиве, большинство редко употребляемых - в пассиве, некоторые вообще отсутствуют;
1 балл - большая часть слов из обоих разделов отсутствует и в активном, и в пассивном словарях.
Глагольный словарь
5 баллов - самостоятельно придумывает более 3 лексем к каждому предложенному слову;
4 балла - самостоятельно придумывает по 3 лексемы к половине предложенных слов, к остальным - 2 лексемы;
3 балла - к половине слов придумал по 1 лексеме самостоятельно, 2 лексемы с помощью; к оставшимся словам 1 лексема самостоятельно, 1 - с помощью в виде побуждающих вопросов;
2 балла - требуется повторение, расширение инструкции; из предложенных слов в большинстве случаев придумано по 1 лексеме с помощью в виде побуждающих вопросов, а самостоятельно выполнено 1-2 задания;
1 балл - отказ, помощь не использует, неадекватные ответы.
Словарь признаков
5 баллов - по каждому заданию придумано самостоятельно более 3 определений;
4 балла - самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов по 1 определению, а по 2 определения с помощью;
3 балла - по 2 определения с помощью в виде побуждающих вопросов, повторения инструкции;
2 балла - к каждому из предложенных слов придумано 1 определение с помощью, требуется повторение, расширение инструкции;
1 балл - неадекватные ответы, замены, помощь не использует.
Словообразование
5 баллов - все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла - в основном все задания выполнены самостоятельно и верно, ошибки исправляются самостоятельно, либо после уточняющего вопроса;
3 балла - большинство заданий выполняется с помощью в виде уточняющих вопросов, некоторые задания недоступны;
2 балла - при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;
1 балл - невыполнение.
Употребление обобщающих слов
5 баллов - все задания выполнены самостоятельно, без ошибок;
4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, иногда с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен;
2 балла - требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью;
1 балл - неадекватные ответы, помощь не используется.
Употребление антонимов, синонимов
5 баллов - по всем заданиям дан правильный ответ;
4 балла - встречаются единичные ошибочные ответы;
3 балла - большинство заданий выполняются с уточняющей помощью, темп замедлен, требуется повторение инструкции;
2 балла - часть ответов с уточняющей помощью, часть – с контекстной подсказкой, темп замедлен, требуется повторение инструкции;
1 балл - неадекватные ответы, помощь не использует.
Объяснение значения слов, выражений
5 баллов - все задания выполнены самостоятельно, без ошибок;
4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, иногда с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен;
2 балла - требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью;
1 балл - неадекватные ответы, помощь не используется.
Серия VI. Исследование грамматического строя речи
- Употребление существительных в косвенных падежах без предлога Оценивается: особенности формирования функций словоизменения, правильность и способ выполнения задания.
5 баллов - по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
4 балла - большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;
3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, с ошибками; часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;
2 балла - большинство заданий выполняется после стимулирующей помощи;
1 балл-неверный ответ, помощь не используется.
Употребление простых и сложных предлогов
В связи с трудностью этого задания используются два вида помощи: 1 - стимулирующая («Неверно, подумай ещё») и 2 - в виде вопроса («На что я положила карандаш?»).
5 баллов - по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
4 балла - отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов;
3 балла - часть заданий выполняется верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов, часть ошибок не исправляется после уточняющих вопросов, однако, есть понимание значения предлогов (выполняет инструкцию, включающую предлог);
2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения предлогов;
1 балл - невыполнение.
Согласование прилагательных с существительными
Исследуется структурирование словосочетаний на основе вопросов Какой? Какая? Какое?
5 баллов - правильный ответ;
4 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
3 балла - отмечаются редкие ошибки, которые исправляются с помощью вопросов;
2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует;
1 балл - невыполнение.
Согласование числительных 2, 5 с существительными
При предъявлении обязательно использование предметов или предметных картинок
5 баллов - правильный ответ; 4 балла - самокоррекция;
3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи; 2 балла - неверный ответ;
- балл – невыполнение.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому целесообразно использовать картинки.
5 баллов - правильный ответ; 4 балла - самокоррекция;
3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения грамматических форм;
1 балл - невыполнение.
Серия VII. Исследование связной речи
Составление рассказа по сюжетной картинке
Оценка производится с учетом трех критериев: 1 - критерий смысловой целостности;
- - критерий лексико-грамматического оформления высказывания; 3 - критерий самостоятельности выполнения задания
- Критерий смысловой целостности
5 баллов - рассматривает картинки внимательно, с интересом, рассказ соответствует изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья;
4 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены;
3 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы;
2 балла - рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
- Критерий лексико-грамматического оформления высказывания
5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
4 балла - недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение их значения, проявляются аграмматизмы;
2 балла - отмечаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
- Критерий самостоятельности выполнения задания
5 баллов - рассказ составлен самостоятельно;
4 балла - рассказ составлен в основном самостоятельно; 3 балла - рассказ составляет по наводящим вопросам;
2 балла - невыполнение задания даже при наличии помощи; 1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
- Критерий смысловой целостности
5 баллов - рассматривает картинки внимательно, с интересом, рассказ соответствует изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событий;
4 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, временные и причинно-следственные связи определены, отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования (иногда непродолжительные паузы или заминки);
3 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
2 балла - рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно, выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершён;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы, отсутствует описание ситуации.
- Критерий лексико-грамматического оформления высказывания
5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
4 балла - недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение их значения, проявляются аграмматизмы;
2 балла - отмечаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
- Критерий самостоятельности выполнения задания
5 баллов - самостоятельно разложены картинки, рассказ составлен самостоятельно;
4 балла - серию раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет их без помощи взрослого, последовательность не нарушена, рассказ составлен в основном самостоятельно;
3 балла - серию раскладывает с ошибками, при исправлении ошибок требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, контекстных подсказок, рассказ составляет по наводящим вопросам;
2 балла - при раскладывании серии действует импульсивно, допускает ошибки, при их исправлении нуждается в помощи (чаще всего в виде прямых указаний на ошибку и демонстрации правильного расположения), невыполнение задания даже при наличии помощи;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
Пересказ прослушанного текста
- Критерий смысловой целостности
5 баллов - структура текста, последовательность событий не нарушены; 4 балла - отмечаются незначительные трудности в реализации замысла; 3 балла - отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла,
может нарушаться последовательность событий, продолжительные паузы;
2 балла - пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включения посторонней информации;
1 балл - отказ от выполнения задания.
- Критерий лексико-грамматического оформления высказывания
5 баллов - пересказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
4 балла - недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - отмечаются трудности в построении высказывания, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, лексика авторского текста используется не полностью, преобладают простые распространенные предложения, отмечены аграмматизмы;
2 балла - связное высказывание затруднено, словарный запас небольшой, в основном, существительные и глаголы, отмечается ошибочное употребление слов, сужение или расширение значения слов, преобладают простые предложения, иногда простые распространенные, отмечаются аграмматизмы (нарушение порядка слов в предложении, отсутствие или неправильное употребление предлогов, ошибки в словоизменении существительных по падежам, в согласовании их с прилагательными), соскальзывание на побочные темы;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
- Критерий самостоятельности выполнения задания
5 баллов - пересказ составлен самостоятельно;
4 балла - пересказ составлен в основном самостоятельно;
3 балла - пересказ составляет по наводящим вопросам, подсказок; 2 балла - невыполнение задания даже при наличии помощи;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
В рамках преемственности ведения документации и оценке уровня усвоения коррекционно-развивающей программы в мониторинге образовательного процесса (стартовый, промежуточный, итоговый) 5-бальная система оценки учителя-логопеда (что необходимо для более тонкого, дифференцированного подхода в оценке и определения направлений дальнейшей работы) используется в речевой карте, перспективном и индивидуальном планах работы и следующим образом соотносится с 3- бальной системой оценки педагогов:
5 баллов – высокий уровень усвоения программы; 3-4 балла – средний уровень,
2-1 балл – низкий уровень.
5 бальная система используется учителем-логопедом и при выпуске ребенка из группы детей зачисленных для проведения коррекционной работы в логопедическом кабинете:
5 баллов – выпущен с чистой речью;
4-3 балла – со значительными улучшениями в сопровождение учителя- логопеда школы;
2-1 балла – без значительных улучшений (рекомендовано обучение в специальном учреждении)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг логопедической работы
Каждый ребенок обследуется 2-3 раза в год по следующим параметрам: • звукопроизношение; • фонемати...
Мониторинг логопедической работы
Мониторинг...
мониторинг логопедической работы
МОНИТОРИНГ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫКаждый ребёнок, посещающий логопедические занятия для детей с недостатками устной речи, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:1.Звукопро...
Мониторинг коррекционно-логопедической работы
В мониторинге укаываются критерии, по которым проводится диагностика детей...
Мониторинг коррекционно-логопедической работы
Для определения уровня речевого развития детей мониторинг проводится дважды в год: в начале учебного года с целью выявить проблемы, и в конце года с целью определения степени о...
Мониторинг коррекционной работы и параметры логопедического обследования
Мониторинг коррекционной работы и параметры логопедического обследования...
Мониторинг коррекционной работы по развитию речи в логопедической группе №5 "Сказка" для детей 6-7 лет
Мониторинг коррекционной работы по развитию речи в логопедической группе №5 "Сказка" для детей 6-7 лет...