Конспект занятия «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Закреплять знания детей о зимних явлениях в жизни природы, о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_raspechatat.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | «Путешествие в зимний лес» |
Вид | итоговое занятие |
Возраст детей | Подготовительная логопедическая группа (6-7) |
Образовательная область | Познавательное развитие |
Интегрированные образовательные области | речевое развитие , социально-коммуникативное , художественно –эстетическое ,физическое развитие |
Форма проведения | Групповая |
Цель | Закреплять знания детей о зимних явлениях в жизни природы, о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме |
Задачи: - воспитательная -развивающая -образовательная | Воспитательные: Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе. Образовательные: Продолжать учить правильно отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Продолжать учить выразительно читать стихи Развивающие: Развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать воображение |
Планируемый результат | дети связанно рассказывают о зимних явлениях в природе, самостоятельно делают умозаключение |
Методы и приемы | Словесный: беседа, вопросы, дополнение и уточнение ответов детей, художественное слово; загадки, стихи. Наглядный: использование атрибутов, презентации Практический: имитация, игра. Использование игрового приема (использование сюрпризного момента: во время прогулки встречаемся со стариком – Лесовичком). |
Оборудование (наглядные средства обучения, раздаточный материал) | Макеты деревьев «сугробы», пеньки, бревна, занавес, старинная русская мебель: скамья, сундук, стол, прялка, печь. Посуда: чугунок, самовар, деревянные ложки, плошки, кружки, рушник, корзина с морковкой, кормушка, тряпичный мячик, шишки, снежинки, письмо, испеченные орешки. |
Организация детей | Занятие проводится в виде путешествия, в начале занятия сюрпризный момент (дети получают письмо от Старика – Лесовичка). Дети стоят около воспитателя. |
Индивидуальная работа | Активизировать на занятии детей (малоактивных на повторе ответов других детей). |
Словарная работа | Плошка, рушник, прялка |
Предварительная работа | Целевая прогулка в уголок леса. Рассматривание картин и иллюстраций о лесе и зверях. Рисование осеннего и зимнего леса. Проведение бесед о зимних явлениях, о том, как звери готовятся к зиме. Чтение художественной литературы о животных и птицах. Работа в тетрадях «Здравствуй, мир», просмотр презентации |
Структура занятия | Сюрпризный момент, загадывание загадок, дидактическое упражнение «Оденься правильно». Беседа с детьми, игра «Снежинки». Составление рассказа «Опиши дерево» Чтение стихов. Игровой момент (появление Лесовичка, отгадывание загадок, рассказы детей о животных), рассматривание мебели и посуды в русской избе, словесная игра «Стеклянный, деревянный, металлический»). Анализ занятия. |
Ход занятия | Дети входят в группу Группа оформлен как «зимний лес». Стоят макеты деревьев: береза, рябина, дуб, ель, сосна, вокруг «сугробы», пеньки, лежит бревно, вокруг снежинки. За тюлью находиться избушка старичка – Лесовичка, обставленная под русскую избу. Воспитатель: Сегодня рано утром прилетела сорока – белобока и принесла в клюве вот это письмо (береста, свернутая в рулон). В этом письме нас приглашают в лес. Но чтобы попасть туда, надо отгадать загадки. Первая загадка, слушайте внимательно. Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. Дети: Снежинка. Вторая загадка. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. Дети; Зима. Третья загадка: Без рук, без ног, А рисовать умеет. Дети: Мороз. Четвертая загадка: Превратилась в лед вода, Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Дети: Зимой. Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки, значит, мы сможем попасть в лес. Я взяла с собой корзину с гостинцами для зверей и птиц. Дети, какое сейчас время года? Дети: Сейчас зима. Воспитатель: Значит, мы попали в какой лес? Дети: Мы попали в зимний лес. Воспитатель: Зима – это чудесное время года, но в тоже время зима бывает разной. Как можно сказать, какая погода, если на улице мороз. Дети: Морозная. Воспитатель: Если холод? Дети: Холодная. Воспитатель: Если идет снег? Дети: Снежная. Воспитатель: Если дует ветер? Дети: Ветреная. Воспитатель: Что мы надеваем зимой? Дети: Валенки, шубы, шапки. т.д. Воспитатель: Но как же мы пойдем в лес в одних рубашках и платьях? Давайте представим, что мы одеваемся. Что наденем сначала. Что после? (имитация). Теперь мы готовы. Идемте. Заходим в «лес». Звучит музыка. Воспитатель: Вот мы и в лесу. Давайте негромко поздороваемся с ним: Здравствуй лес, Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Здороваются. Воспитатель: Мы с вами попали в необычный лес, сказочный, волшебный, поэтому старайтесь ничего не трогать. Иначе мы сможем превратиться в лед. Дети, посмотрите как красиво вокруг, какой чистый воздух! Чем пахнет зимний лес? Дети: Морозной свежестью, хвоей, снегом. Воспитатель: Давайте вспомним каким был лес осенью, чем он отличается от зимнего? Дети: На земле лежат сухие листья, деревья одеты в разнообразные платья – желтые, оранжевые, красные. Звери и птицы готовятся к зиме. Воспитатель: Правильно. Сейчас вместо листьев лежит снег. Обратите внимание на снег. Какого он цвета? Какой он? Дети: Белый, пушистый, сверкает на солнце. Воспитатель: Если морозная погода, снег какой? Дети: Снег рассыпчатый, не липкий. Если подбросить, то разлетается. Воспитатель: А если погода теплая? Дети: Снег подтаивает, и из него можно лепить. Воспитатель: Посмотрите вокруг. Что это за кучи снега? Дети: Сугробы. Воспитатель: Про снег говорят так: «Одеяло бело, всю землю одело». Почему снег называют одеялом? Дети: Снег не пропускает сильный мороз. Если снега мало будет, то деревья, кусты могут погибнуть. Воспитатель: Да, чем больше снега, тем теплее земле и деревьям. Поэтому Зимушка – зима заботливо укрывает всю землю снежным одеялом. Игра «Снежинки» Кругом лежат снежинки, предложить взять по одной и самим стать снежинками. Звучит музыка, дети изображают полет снежинок. Воспитатель: Подул ветер –ш-ш-ш-! Все дети произносят этот звук, прячутся за деревьями, приседают. Ветер перестал дуть. Вставайте и посмотрите, кто за каким деревом оказался. Сможете ли вы определить? Дети: По коре, по стволу, веткам. Воспитатель: Какое это дерево? (показываю на березу) Дети: Береза. Воспитатель: Как вы определили? Дети: Ствол белый, с черными пятнами, ветки тонкие, висят сережки. Дети: А вы под каким деревом? Дети: Под рябиной. У нее висят гроздья ягод, ствол коричневый, гладкий. Воспитатель: А это какое дерево? Дети: Дуб у него ствол толстый и кора шероховатая. Воспитатель: А это что за красавица? Дети: Елка и сосна. Воспитатель: Что у них общего, чем похожи? Дети: У елки ветки растут к низу и короткая хвоя, а у сосны ветки – кверху и хвоя длинная. Похожи тем, что всегда зеленые. Воспитатель: Деревья в этом лесу и лиственные и хвойные. Значит лес какой? Дети: Смешанный. Предлагаю детям немного отдохнуть, присесть на пеньки и бревна. Воспитатель: О зиме есть очень много прекрасных стихов. Вы хотите их послушать. Усаживайтесь по удобнее, слушайте внимательно. Стихи рассказывают: дети Есенин «Погода» (отрывок) Пушкин «Зимнее утро» Авдиенко «Зима». Воспитатель: Послушайте еще одно стихотворение С.Есенина «Береза» (читаю). Какая чудесная рисуется картина. Снег сравнивается с чем? Дети: С серебром. Воспитатель: Дети, что – то птицы не поют. Почему? Дети: Потому что наступила зима, а зимой птицы не поют. Воспитатель: Какие птицы остались зимовать? Дети: Синица, сорока, дятел, сова, воробей. Прилетает снегирь. Воспитатель: Куда делись другие птицы? Дети: Улетели на юг, в теплые страны. Воспитатель: А почему они улетели? Дети: Эти птицы питаются насекомыми, а зимой насекомых нет. Воспитатель: Куда они делись? Дети: Спрятались под кору деревьев, под сухие листья и спят до весны Воспитатель: Какая из зимующих птиц питается насекомыми? И как? Дети: Дятел. Он стучит клювом по дереву и под корой находит насекомых Воспитатель: Трудно зимой птицам, их нужно подкармливать. Как мы с вами помогаем птицам? Что мы сделали на участке? Дети: Повесели на дерево кормушку и насыпали зерна, семечки, крошки хлеба, а для синичек положили кусочек сала. Воспитатель: Я взяла с собой кормушку, давайте повесим ее на дерево, покормим птичек, угости их. Встаем и подходим к дереву. Старик Лесовичок. Здравствуйте, дети! Добро пожаловать ко мне в лес! Дети: Здравствуйте! Лесовичок: Вы узнали меня? Я хозяин леса, старичок – Лесовичок. Как мне приятно, что вы пришли ко мне в гости. Вам здесь нравиться? Дети: Да, очень нравиться. Лесовичок: Вы, молодцы, не шумели, ничего не трогали, не потревожили моих маленьких друзей – зверей, птиц. Воспитатель: Старичок – Лесовичок как хорошо в твоем саду: стучит дятел, тенькают синицы, белка прыгает по веткам, все как нужно. Лесовичок: Да, все в моем лесу так, как и должно быть. А вы знаете кто из лесных зверей спит всю зиму? Дети: Медведь и ежик. Старик: А где спит медведь? Дети: В своей берлоге спит всю зиму. Старичок: Почему же ему кушать не хочется? Дети: Он много летом ел, накопил много жира. Лесовичок: А где спит ёжик? Дети: В своей норе, в ней много сухих листьев и тепло. Лесовичок: Вы любите загадки? Дети: Да Лесовичок: И я их люблю очень, сейчас загадаю вам загадки про моих зверей. Вот загадка, слушайте: Кто зимой холодный Ходит злой, голодный? Дети: Волк. Лесовичок: Дети, как вы считаете, тяжело волку зимой? Дети: Волку голодно и холодно зимой. Лесовичок: Чем он питается зимой? Дети: Волк нападает на зайцев, кабанов, оленей и лосей. Воспитатель: А почему волки зимой собираются в стаи ? Дети: Так легче охотиться. Одному волку с оленем или лосем не справиться. Олени и лоси защищаются. У них острые рога и тяжелые копыта. Или они просто убегают. Лесовичок: А чем питаются лоси и олени зимой? Дети: Ветками кустов, корой молодых деревьев. Лесовичок: Молодцы! Следующая загадка: Какой зверь опасный Одет в шубе красной. Снег разгребает Мышек хватает? Дети: Лиса. Лесовичок: Чем кормится лиса зимой? Дети: Ловит мышей, зайцев или может залезть в курятник. Лесовичок: Легко зайца поймать? Дети: Нет, он старается обмануть лису, убегает от нее, он бегает кругами, петляет. Лесовичок: Чем питается сам заяц? Дети: Молодыми веточками, корой молодых деревьев. Лесовичок: Меняет ли он шубку и почему? Дети: Серую летнюю шубку меняет на белую, чтобы легче было спрятаться в лесу. Лесовичок: Сколько вы знаете! Еще загадаю загадку: Зверь узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом. Дети: Это белка. Лесовичок: Как она приготовилась к зиме? Дети: Осенью делает запас грибов и ягод, сушит их и прячет в дупле. Орехи и шишки прячет в ямке под кустом. Так же ест семена еловых шишек. Меняет шубку рыжую на серую. Лесовичок: Вы много знаете, а не хотите ли со мной поиграть? Дети: Хотим. Лесовичок: Сейчас я буду вас превращать в лесных зверей. Старик – Лесовичок колдует: дети имитируют движения зверей под музыку. Лесовичок: Вы наверное уже замерзли? Я приглашаю вас в свою избушку. Воспитатель: А где же твоя избушка? Наверное нужно долго идти? Лесовичок: Совсем нет, вы забыли, что находитесь в сказочном лесу. Закройте глаза, я скажу волшебные слова. Дети приседают и закрывают глаза. Открывается тюлевый занавес. За ним оборудована комната в стиле деревенской русской избы. Лесовичок: Дети, откройте глаза. Воспитатель: Вот чудеса! Лесовичок: Прошу вас проходите, присаживайтесь. У меня тепло. Воспитатель: Как у тебя уютно, необычно. Дети, вам нравится здесь? Сколько разной посуды, мебели. У тебя все по – старинному. Лесовичок: Да, а что это, вы знаете? Для чего она нужна? (показывает на печь). Дети: Это печка. Она нужна, чтобы дома было тепло, ее топят дровами на ней спят и в ней готовят еду. Воспитатель: А что это стоит в печи? Дети: Чугунок. Воспитатель: Посмотрите на стол, что это за чудо? Дети: Это самовар. В нем кипятят воду для чая. Воспитатель: А из чего сделана вся посуда? Дети: Она деревянная. Воспитатель: Предлагаю потрогать посуду. А какую посуду вы видите? Дети: Ложки, кружки, плошки, бочонок для меда. Воспитатель? Дети: На чем мы сидим? Дети: На скамейках, стульях, сундуке. Воспитатель: Из чего они сделаны? Дети: Мебель сделана из дерева. Лесовичок: А вы знаете как называется это красивое полотенце? (если дети затрудняются, отвечает сам). Дети: Рушник. Лесовичок: Вы знаете почему он так называется? Дети: Потому что им вытирают руки. Лесовичок: А это что, вы знаете? (показывает на прялку). Дети: Это прялка. Лесовичок: Для чего она нужна? Дети: Прясть пряжу. Воспитатель: Для чего нужна пряжа? Дети: Чтобы вязать варежки, носки, шапочки. Лесовичок.: Сижу вечерами и пряжу пряду. Еще я люблю играть. У меня есть такой мячик. Он сшит из тряпочек. Игра «Стеклянный, деревянный, металлический». Я буду называть слова, например «Стеклянный» а вы будете называть предмет из стекла. Проводится игра. Ну, что же, дорогие мои дети, мне вы очень понравились, вы все умные и добрые. Воспитатель: Спасибо тебе, старичок –Лесовичок. Мы много узнали и увидели, давайте скажем старичку-Лесовичку, что мы много интересного узнали и увидели. Дети: Отгадывали загадки, говорили о птицах, о зверях, изображали животных, угощали птиц и зверей, рассказывали о деревьях, играли в игру «Стеклянный, деревянный, металлический», читали стихи. Воспитатель: Ну, что же, нам пора возвращаться в детский сад. Лесовичок: Просто так я вас не отпущу. Я хочу вас угостить орешками, которые собрала белочка. Угощайтесь. Растите здоровыми и послушными. Приходите еще. Дети: Спасибо. До свидания. Приходите к нам в детский сад. Дети прощаются с лесом: До свидания, лес, Дремучий лес, Полный сказок и чудес! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Путешествие в зимний лес"
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста....
конспект занятия "Путешествие в зимний лес" для подготовительной группы
конспект позволяет расширять, углублять и систематизировать знания детей о зимовке диких животных, птиц, рыб. Учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в жизни животных и...
Конспект занятия «Путешествие в зимний лес»
Образовательные задачи:-способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных...
Конспект занятия "Путешествие в зимний сказочный лес"
Комбинированное занятие по математике + рисование....
конспект занятия "Путешествие в зимний лес"
Средняя группа...
конспект занятия "Путешествие в зимний лес"
Средняя группа...
Конспект занятия «Путешествие в зимний лес»
Обогащать знания детей о диких животных; о зиме, как о времени года;Пополнять и активизировать словарь (названия животных: заяц, медведь, белка; глаголы: сидит, прыгает, ходит, спит; предлоги: в, на, ...