Развитие речи старших дошкольников в рамках проекта "Моя семья _ моё богатство"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Сегодня проблема развития речи является одной из актуальных. ФГОС ДО рассматривает речь как средство общения.Речь ребенка в первую очередь формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог.
К сожалению, в наше время в семьях все меньше остается живого общения, особенно общения взрослых с детьми. Все больше дети общаются с разными гаджетами.
Поэтому мы считаем, что необходимо обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального общения, а также полагаем, что детский сад должен стремиться к сотрудничеству с родителями воспитанников. В своей статье я делюсь опытом решения данных вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.r.starshih_doshkolnikov_v_ramkah_proekta_moya_semya_-_moyo_bogatstvo.docx | 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа по развитию речи старших дошкольников в рамках проекта «Моя семья – моё богатство»
Автор:
Федорова Татьяна Владимировна,
воспитатель
ГБДОУ д/с № 115компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
2021
Сегодня проблема развития речи является одной из актуальных.
Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения. Известно, что у детей с задержкой речевого развития отмечаются сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностные, поведенческие трудности, а также несформированность познавательных возможностей.
ФГОС ДО рассматривает речь как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.
Речь ребенка в первую очередь формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог.
Не секрет, что семья в большей степени формирует личность ребенка, дает представления о жизни, развивает его коммуникативные способности. Огромное значение имеет эмоциональный фон взаимоотношений в семье.
Доказано, что ласковое доброжелательное отношение родителей к детям, взаимопонимание в семье являются основой эмоционального благополучия ребенка и вызывают у него чувство уверенности и защищенности, а также способствуют выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Родители, воспитывающие ребенка с овз(наш детский сад – сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения)– это особая категория родителей.
К сожалению, в наше время в семьях все меньше остается живого общения, особенно общения взрослых с детьми. Все больше дети общаются с разными гаджетами.
Поэтому мы считаем, что необходимо обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального общения, а также полагаем, что детский сад должен стремиться к сотрудничеству с родителями воспитанников.
В нашем детском саду решению данных вопросов очень хорошо помогает проект «Моя семья – моё богатство».
Технология проектирования и использование метода проектов в ДО с интеграцией в различных образовательных областях является отличным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
В первый раз мы работали над этим проектом с детьми подготовительной группы всего один год. Хотя предварительная работа велась, начиная со среднего возраста детей. Результаты проекта превзошли все ожидания. И уже с «новыми» воспитанниками, которые пришли к нам с коллегой в старшей группе, мы работали по этому проекту все два года. И снова плоды труда были очень радостными. Теперь, начав работать с детьми в младшей группе, мы готовимся приступить к данному проекту уже со следующего года.
Мы с полной ответственностью можем рекомендовать данный проект к использованию в детских садах.
Немного о проекте «Моя семья – моё богатство»
Тип проекта –долгосрочный, социально-творческий.
Участники проекта -дети старшей и подготовительной групп, родители, воспитатели и специалисты (музыкальный руководитель, педагог-психолог, дефектолог, логопед)
Цель:
- Социально-эмоциональное развитие дошкольников с ОВЗ;
- Гармонизация детско-родительских отношений.
В работе по развитию речи в рамках проекта мы поставили цель:
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Задачи:
- Расширение активного словаря детей
- Развитие речевого творчества
- Усвоение общепринятых норм общения с другими людьми
- Развитие познавательной и творческой активности дошкольников
- Профилактика дезадаптации школьной готовности
Коррекционные задачи
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие выразительности речи
- Развитие мелкой моторики рук
Подготовительный этап
- Определение темы проекта.
- Планирование цикла совместной деятельности для детей и их семей:
- Праздничный досуг «День Матери»
- Спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья»
- Мини-опера «Сказка о глупом мышонке»,посвященнаядню 8 Марта.
- «Бабушки и дедушки – старшие родители»;
- «Мама – солнышко мое»;
- «Папа - лучший друг»;
- «Наша дружная семья»
Основной этап работы над проектом включал в себя
- Взаимодействие с детьми:
- Непрерывно-образовательная и совместная деятельность;
- Чтение художественной литературы по теме;
- Творческие задания на предложенные темы (индивидуальные и коллективные работы);
- Совместные с родителями музыкальные вечера, досуги;
- Организация и проведение игр;
- Обогащение развивающей среды для реализации творческой и игровой активности;
- Взаимодействие с родителями:
- Привлечение к участию в занятиях-тренинга;
- Консультации по выполнению предложенных на дом заданий;
- Знакомство с результатами деятельности детей в группе;
- Проведение праздничных досугов-тренингов для детей и взрослых.
- Обогащение развивающей среды для реализации творческой и игровой активности: различные виды бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски, гуашь; бросовый материал; элементы костюмов для обыгрывания сказок; атрибуты к сюжетно-ролевым играм; иллюстративный материал.
Остановлюсь на некоторых приемах и технологиях, используемых в работе.
Игровые технологии.
Основной вид деятельности ребенка-дошкольника – игра.
Через игровую деятельность происходит развитие диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей.
Мы много играем с детьми в разные игры от дидактических и психологических до сюжетно-ролевых и подвижных.
Считаем, что важно, научив ребенка играть, потом не мешать ему, вводя слишком строгие ограничения и запреты.
Примеры игр, используемые в проекте (и не только)
Психологические (они же речевые) игры:
- «Каждый в чем-нибудь герой»
- «Узнай по описанию»
- «Снежный ком»,
- «Моё имя»,
- «Узнай, кто тебя позвал»,
- «Волшебные клубочки»
А также различные дидактические игры, игры с правилами, развивающие игры, конструктивные игры, Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры.
Сказкотерапия- современное средство, используемое для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в развитии и воспитаниидетей.Работая по этой технологии, не достаточно просто прочитать сказку.Следует обыграть, проинсценировать, проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию. Сначала это просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения. Мы используем интересные приемы в обыгрывании сказок:
- Рассказ сказки от имени определенного героя
- Сочинение своего окончания сказки
- Придумывание собственного сказочного персонажа.
У нас есть положительный опыт использования этой технологии и сочетания её с Музыкальной и Арт-терапией (благодарямузыкальному руководителю и педагогу-психологу).
В рамках проекта мы привлекали родителей к совместным с детьми театральным постановкам. Например, дети и родители под руководством музыкального руководителя исполнили мини-оперу «Сказка о глупом мышонке». А на досугах, посвященных дню пожилого человека, дню матери, 23 февраля, бабушки и дедушки, папы и мамы разыгрывали для детей сказки или притчи.
Изотерапия - это мощное средство самовыражения. Кроме того, в изобразительной деятельностипроисходитобогащение словарного запаса дошкольника через знакомство с основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура), с выразительными средствами (форма, цвет, колорит, композиция).
В ходе реализации данного вида деятельности педагогом создаются условия для применения активного словаря (описание фрагментов рисунков), грамматических форм и представлений (при описании деталей аппликации, фрагментов рисунков); развития связной речи (вопросы и ответы во время продуктивной деятельности, описание собственного изделия или рисунка).
Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков.
В своей работе мы используем следующие виды изобразительного воздействия:
- Индивидуальное рисование.
- Групповое рисование.
- Совместное творчество детей и родителей.
Упражнения: «Нарисуй себя»;
«Нарисуй себя сейчас и в будущем»;
«Нарисуй свой страх и трансформируй его»;
«Рисуем свою семью»;
«Рисуем свою маму/папу»;
«Рисуем счастье, боль, обиду и другое»;
«Рисуем совместный рисунок, пускаем его по кругу
«Нарисуй каракули и найди в них веселые образы»;
«Рисуем кляксу, изменяем ее, а что она похожа?»;
«Выставка рисунков. Чем тебе понравился чужой рисунок?».
Детское словотворчество позволяет не только стимулировать монологическую речь детей, развивать их воображение и творчество, но и дает большой простор для размышления родителям, педагогам и психологам.
Работая над проектом, дети рассказывали про своих мам, пап, бабушках, дедушках; придумывали истории «Первая буква моего имени», «История имени», «Разложи моё имя по буквам»; вместе с родителями раскрывали тайны семейного герба.
Заключительный этап проека:
- Обобщение и анализ результатов деятельности.
- Представление наглядных результатов деятельности:
- Выставки работ;
- Выставка «У моей бабули руки золотые»
- Видеофильмы «Бабушки и дедушки – старшие родители», «С днем матери»;
- Фотовыставки;
- Спектакли в исполнении родителей: сказки «Колобок», «Мешок яблок»
- Спектакли с участием взрослых и детей: инсценирование притч о семье и матери; постановка мини-оперы «Сказка о глупом мышонке»
«Материальным» результатом нашей работы по развитию речи в рамках проекта «Моя семья – моё богатство» стало«Портфолио семьи», где дети и их родные в рисунках и рассказах представили свою семью.
Но главное, нам удалось привлечь к живому общению со своими детьми и с нами, их педагогами, всех родителей. Благодаря мероприятиям, проводимым в ходе проекта, в работу включились даже обычно пассивные мамы, папы и даже бабушки и дедушки.Родители отметили, что проект оказал положительное влияние на детей: они стали более инициативны, самостоятельны;заметили, что общение стало более свободным, открытым.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Тагаева Е. Ю., Савицкая Л. А. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи [Текст] / Педагогическое мастерство: материалы III Международной. научной конференции (г. Москва, июнь 2013 г.). - Москва, 2013. - с. 52-54.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Издательство Гном и Д, 2000
- Александрова Елена Сергеевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования «Разнообразие компонентов образовательной области речевого развития в условиях современного образовательного процесса в ДОУ»http://sdo.spbappo.ru/course_view/target_view.php?type=target&target_id=73001764&
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
Мастер -класс "Развитие связной речи старших дошкольников" в рамках преемственности МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и МОУ «Лицей №1» п. Тюльган
Мастер – классв рамках преемственности МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и МОУ «Лицей №1»воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Зе...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....
Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...
Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"
Сообщение о мастер-классе по развитию речи в подготовительной группе.В этом учебном г...
Использование речевых игр в семье как способ развития речи старших дошкольников с ОНР
Консультация для родителей.Обосновывается роль родителей в речевом развитии детей. Предлагаются конкретные игры, способствующие развитию речи дошкольников с речевыми нарушениями. ...