Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Осень в стихотворениях А. С. Пушкина» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Чувства ребёнка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.Цели и задачи данного занятия могут быть сформулированы так: учить детей выразительно читать стихотворение; учить передавать интонацией печаль осенней природы; учить чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; расширять представление о пейзажной лирике А.С.Пушкина; вспомнить, кто из русских поэтов, кроме А.С.Пушкина, написал о русской природе; назвать признаки глубокой осени, отражённые в стихотворении; учить придумывать предложения (грустные) об осени и небольшие рассказы о листопаде в осеннем лесу; учить детей выразительно читать стихотворение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей" № 7 "Березка" города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе
«Осень в стихотворениях А. С. Пушкина»
Работу выполнила:
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 7 «Березка»
Кузнецова Алевтина Вячеславовна
Новочебоксарск, 2019
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе
«Осень в стихотворениях А. С. Пушкина»
Цель: Продолжить развивать интерес детей к творчеству А. С. Пушкина. Способствовать формированию эмоционального отношения к стихотворениям.
Задачи:
-обучающие: учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения А. С. Пушкина;
-развивающие: развивать умение поддержать беседу по содержанию стихотворения, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, свое понимание слов, развивать слуховое восприятие звуков природы;
усадьба, подсвечник, чернила, секретер, увяданье, очи, багрец, сени, мгла; развивать звуковую культуру речи (звуки р, л), обогащать речь детей прилагательными, характеризующими осень;
-воспитательные: воспитывать чуткость к стихотворениям, умение видеть красоту природы.
Оборудывание: экран, компьютер, магнитофон, записи со звуками природы,
Материал: книги с произведениями А. С. Пушкина, перо с чернилами, подсвечник со свечами, запись отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», карета с лошадью.
Предшествующая работа: чтение сказок А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций к сказкам, рассматривание картин, беседы на тему «Осень», рисование по мотивам сказок А. С. Пушкина.
Словарная работа: усадьба, подсвечник, чернила, секретер, увяданье, очи, багрец, сени, мгла.
Методы и приемы:
- Вводная часть: 1. Беседа с детьми о произведениях А.С.Пушкина. 2. Сюрпризный момент- поездка в карете с лошадью в усадьбу Пушкиных.
- Основная чать: 3. Чтение педагогом стихотворения «Унылая пора».4. Разбор стихотворения, выявление словарных лов.5. Рассматривание предметов, которыми пользовались во время жизни поэта Пушкина.6. Физминутка «Осенние листья».7. Прослушивание стихотворения «Уж небо оенью дышало».
- Заключительная часть: 8. Рефлексия.
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети заходят в зал.
Включается запись отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
В.: Ребята, отрывок из какой сказки мы сейчас послушали? Кто ее написал?
Дети : «Сказка о рыбаке и рыбке», ее написал А. С. Пушкин.
В.: Какие сказки Пушкина вы еще помните?
Д.: Сказка о золотом петушке. Сказка о Царе Салтане.
В.: Да, все эти сказки написал русский поэт А. С. Пушкин. Сегодня мы с вами продолжим наше знакомство с Пушкиным и его произведениями. Ребята, хотите узнать где великий поэт написал свои самые известные проиведения?
.Д.: Да, хотим.
В.: Тогда мы с вами отправимся в путь- в усадьбу семьи Пушкиных, который находится в селе Болдино Нижегородской области. Только как нам туда можно добраться, как вы думаете, ребята?
Д.: На автобусе, на поезде, на самолете.
В.: Да, на всех этих видах транспорта мы можем добраться до усадьбы. Но в те времена, когда жил А. С. Пушкин люди ездили в каретах, запряженными лошадьми. Хотите, мы тоже поедем в карете?
Д.: Да, хотим.
В.: Тогда присаживайтесь поудобнее. И в путь. (Включается запись со звуком цоканья лошадей)
Включается презентация с усадьбой Пушкиных в Болдино.
В.: Вот мы и доехали. Выходите, пожалуйста, с кареты. Посмотрите, вот это усадьба семьи Пушкиных. Усадьба- это дом и все, что находится рядом с этим домом: земля, сад.
А. С. Пушкин очень любил гулять по этому саду. Во время прогулок у него рождались самые красивые стихотворения. На экране картина « Пушкин за секретером». Включается запись шелеста листьев. Послушайте, ребята, что это за звуки?
Д.: Листья шелестят на ветру.
В.: Шелест листьев навеяло Пушкину написать следующее стихотворение. Послушайте его.
Унылая пора! Очей очарованье!...
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В.: Ребята, о чем это стихотворение?
Д.: Про осень.
В.: Какое оно по настроению?
Д.: Грустное, немного веселое.
В.: Какие незнакомые слова вы услышали?
Д.: Унылая пора, очей очарованье, природы увяданье, багрец, сени, мгла.
В.: Как вы думаете, что значит слово «унылая»?
Д.: Печальная, грустная.
В.: Да, верно. Унылая пора- грустная, печальная пора ( время). Поэт пишет о грустной поре- осени.
В.: Слышали ли вы слова «очи» и «очарованье»?
Д.: Нет, не слышали.
В.: Очи- глаза, очарованье- прелесть, очень красиво, очей очарованье- глаза видят прелестную красоту;
В.: Природы увяданье- высыхание растений: травы, цветов, листьев;
В.: Ребята, в какой цвет окрашиваются листья осенью? Лиза.
Лиза.: Листья осенью окрашиваются в желтый, красный, коричневый цвета.
В.: Багрец- красный цвет темного оттенка, в который окрашиваются листья.
В.: Мгла- темнота. Поэт говорит « унылая пора, очей очарованье» про осень.
В.: Как еще можно сказать про осень, какая она осень?
Д.: разноцветная, красивая, дождливая, золотая, ветреная, холодная, печальная, грустная.
В.: Послушайте еще раз это стихотворение.
В.: Ребята, хотите почувствовать себя поэтами?
Д.: Да, хотим.
В.: Тогда подойдите, пожалуйста, к столу. Посмотрите это- секретер А. С. Пушкина. Раньше стол, за которым писали, читали назывался секретером. Ваня, Катя, Лиза, Антон, повторите. Здесь все предметы, которыми пользовались во времена Пушкина: перо с чернилами, подсвечник со свечами.
Воспитатель показывает как писали чернилами. Дети трогают, рассматривают все предметы.
В.: Все мы с вами окунулись в мир поэта. Может кому-то из вас захотелось тоже написать стихотворение? Семен, расскажи нам отрывок из сказки Пушкина. А другие ваши стихотворения мы послушаем в свободное время в группе.
Семен: Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Ядра чистый изумруд.
В.: Спасибо, Семен.
А сейчас, ребята, давайте возьмем листочки и полетаем с ними как- будто в осеннем саду.
Физкультминутка «Листья осенние»
Мы — осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)
Дунул ветер – мы цепочкой (Ребенок поворачивается в сторону мамы)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки)
В.: Садитесь, ребята, на свои места.
А. С. Пушкин очень любил осень. И написал о ней много стихотворений. Послушайте, пожалуйста, еще стихотворение.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало, ( на экране Осенний лес)
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман, ( на экране Туман)
Гусей крикливых караван (включается запись с криком гусей)
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
В.:Этот отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин», который написал А. С. Пушкин. Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас возникают после чтения этого стихотворения?
Д.: Грусть, печаль, скука.
В.: Как можно назвать это стихотворение.?
Д.: (Придумывают название несколько вариантов): Печальная осень, скучная пора.
В.: Хорошо, а сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение еще раз внимательно. После прослушивания скажите мне: что лежит на полях осенью, караван каких птиц тянется к югу.
Д.: На поля ложится туман. Осенью караваны гусей улетают в теплые края.
В.: Верно, ребята. Вот такую осень видел А.С.Пушкин. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось сегодня.
Д.: Нам понравилось ехать в карете и писать на бумаге пером.
В.: А что нового вы узнали о поэте А.С.Пушкине?
Д.: Мы узнали, что Пушкин больше всего любил время года- осень.
В.:Что ж, ребята, пришло время нам с вами возвращаться домой. Сейчас мы с вами снова сядем в карету и поедем домой.
Включается запись цоканья лошадей.
В.: Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие? Спасибо всем за такое интересное путешествие.
Использованная литература:
1. Гербова В. Развитие речи в детском саду.М.-2010.
2.Пушкин А.С. Стихи. Сборник. М- Малыш, Аст, Астрель.-2007, 64 с.
3. https://ja-rastu.ru/news-all/games/gam-skip/1007-osennie-fizkultminutki-dlya-detey.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Елка» с использованием мнемотаблицы."
Материал будет полезен воспитателям детских садов....
Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»
Организованно- образовательная деятельность направлена на развитие умений по составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Приметы осени. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение.«Детский сад №3»Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Приметы осени....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе «Чтение стихотворений С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетки».
Знакомство детей с яркими образами животных в стихотворениях С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетки»....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Сочинение сказки про Золушку» в подготовительной к школе группе 6-7 лет
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Сочинение сказки про Золушку» в подготовительной к школе группе6-7 лет Цель: Помогать детям составлять творчески...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Заучивание стихотворения С.Я.Маршака «Февраль».
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе«Заучивание стихотворения С.Я.Маршака «Февраль». Задачи:Образовательные:познакомить дете...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Стихи А. Барто «Игрушки» (Инсценированные стихотворения)
Цель: совершенствовать умения у детей 3-4 лет слушать и понимать речь взрослого через беседу и игровую деятельность....