Конспект НОД по формированию ценностно - смыслового восприятия художественной литературы. Тема: «Путешествие по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рогач Юлиана Александровна

Цель: приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям ,  формирование интереса и потребности в чтении ( восприятии) художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию ценностно -    смыслового восприятия художественной литературы.

Тема: « Путешествие по сказке В. П. Катаева « Цветик-             семицветик»

Возрастная группа : подготовительная (6-7 лет).

Цель:   приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям  ,  формирование интереса и потребности в чтении ( восприятии) художественной литературы.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить знания детей о сказке В. П. Катаева « Цветик- семицветик», о ее жанровых особенностях; 

- расширить и закрепить знания детей о  понимании нравственного смысла сказки, оценки поступков и характера главной героини;

- закрепить знания детей о положительных и отрицательных героев сказок.

2. Развивающие: 

- Развивать речевую и познавательную активность детей;

- развивать  мышление , воображение, творчество, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, умение выполнять различные игровые задания;

- развивать умение различать основные жанры литературных произведений.

3. Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений;

- воспитывать умение сопереживать, желание прийти на помощь, слушать друг друга.

Интеграция образовательных областей:

« Социально – коммуникативное развитие»

- углублять  представление детей о доброте как ценном, неотъемлемом качестве каждого человека, о необходимости совершать добрые поступки ;

- помочь осознать основное содержание сказки « Цветик – семицветик»;

- формировать  нравственного воспитания детей в  игровой деятельности.

 «Художественно - эстетическое развитие»

- продолжать использование художественного слова , эстетично – оформленного оборудования;

- закреплять  умение выражать эмоции художественными средствами изображения ;

- использовать  музыкальные произведения , как средства обогащения образовательного процесса ;

- использовать  средства продуктивной деятельности ( аппликации ) для закрепления результатов восприятия художественного произведения

« Физическое развитие»

- формировать осознанную потребность в двигательной активности ;

- обогащать двигательный опыт детей, умение выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением.

« Речевое развитие»

- продолжать совершенствовать умение выстраивать свои ответы в соответствии с речевыми нормами, аргументировать свое мнение;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас детей в использовании слов вежливости;

- стимулировать проявление речевой активности.

 « Познавательное развитие»

- закреплять понятие « художественная литература»;

- углублять понятие « жанр» художественной  литературы;

- развивать познавательные и творческие способности детей.

Предварительная работа: 

знакомство с творчеством В.П. Катаева, чтение сказки « Цветик – семицветик», чтение русских народных и авторских сказок,  чтение рассказов, заучивание стихотворения « Доброта»,  беседа « Что такое доброта?», домашнее задание « Загадай желание»,  заучивание песни « Лети, лети, лепесток»,

Форма организации : фронтальная.

Форма проведения: игровое путешествие.

Методы и приемы:  

Игровой – игровые ситуации,  дидактическая игра, словесные задания.

Словесный  – беседа по сказке, обсуждение, постановка проблемных вопросов, объяснение , уточнение, поощрение.

Наглядный – рассматривание , показ, демонстрация. .

Практический  – решение проблемных ситуаций, физкультминутка, аппликация.

Планируемый результат: способность эмоционально реагировать на литературные и художественные произведения, определять настроение, характер, поведение героев произведений.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: иллюстрации к сказке « Цветик – семицветик», картинки с изображением портрета В. П Катаева и его произведений, , картинки « Правила доброты» и « Положительные и отрицательные герои сказок. Модель волшебного цветка , Музыкальный центр, аудиозаписи детских песен, карточки для игры « Добрый и злой», « волшебный»  сундучок с «волшебными» предметами, « волшебная» книга, заготовки для аппликации « Цветик – семицветик».

Структура и методические приемы НОД :

1.Вводная часть.

 Организационно – мотивационный  этап:

- приветствие – стихотворение.

- постановка цели.

- отгадывание загадки.

2. Основная часть:

-совместная работа с детьми

1) Словесное задание « Расскажи сказку»

2) Беседа « Правила доброты»

3) Чтение стихотворения « Доброта»

4) Дидактическая  игра « Добрый и злой»

5) Физкультминутка.

6) Игра « Волшебный сундучок»

6) Словесное домашнее задание « Загадай желание»

7) Аппликация « Цветик - семицветик» : самостоятельная деятельность детей.

3. Заключительная часть:

   Рефлексия: подведение итогов, обсуждение результатов.

Список используемой литературы:

« Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Методическое пособие « Ознакомление дошкольников с художественной литературой» О.С. Ушакова.

Ход НОД.

1 . Вводная часть.

Орг. момент:

 Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. 

- Придумано кем то

  Просто и мудро.

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро приветливым лицам!

Каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро – длится до вечера!

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу,  и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.  ( Сели)

1. Основная часть.

Сюрпризный момент:

    1)     – Ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?

Тогда отгадайте загадку:

Разукрашиваем летом

Клумбы, парки, цветники

Мы своим красивым цветом,

А зовемся, мы …….( Цветы).

- Молодцы, отгадали загадку.

- Ну, тогда смотрите! ( снять накидку с цветка).

- Ребята, посмотрите, у нас в группе появился необычный цветок.

- Вы узнали этот цветок?( это цветик- семицветик).

- Нам его подарила  волшебница.

- Что же  необычного в этом цветке? ( Он  исполняет  желания).

- Скажите, а  из какой он сказки? ( « Цветик – семицветик»).

- Кто написал эту сказку?

( Известный русский писатель , создавший книги для детей и взрослых Валентин Павлович Катаев).

- Сколько лепестков у этого волшебного цветка?

- Ребята, ну надо же! Цветок где- то потерял один свой лепесток.

- Волшебства не будет , пока не найдется   седьмой лепесток.

Нам необходимо его найти!

- Но для того нам нужно попасть в сказку и выполнить задания.

- Вы готовы ?

- Тогда закройте глаза и все вместе скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять

В гостях у сказки мы опять.

2 )    – Вот мы и в сказке .

1. Задание. « Расскажи сказку»

- Рассмотрите иллюстрации к сказке.

- Ребята, кто главный герой сказки?( Девочка Женя ).

- Что случилось с Женей,  и как у нее появился волшебный цветок?

- Для чего ей подарила добрая бабушка – волшебница  этот цветок?

- Сколько желаний она загадала?

- Какие желания она загадала?

- Какие из желаний, вам показались ненужными , пустяковыми? Почему вы так решили?

- Какие желания показались важными? Объясните почему вы так думаете.

- Что вы можете сказать о Жене ?  Какая она по характеру?

( Добрая, чуткая, рассеянная, невнимательная).

- Ребята, похожа ли эта сказка на рассказ? Если да, то чем?

- Но почему мы говорим , что это сказка? Что сказочного в этой истории?

( Исцеление больного  мальчика Вити, Волшебница, волшебный цветок,  приключения, чудеса).

- С первым заданием справились. Молодцы!

2. Задание. « Правила доброты»

- Что такое  доброта?

- Что значит быть добрым?

- Какие правила доброты вы знаете?( По картинке)

Доброта- это отзывчивость,  сочувствие, сопереживание, внимание к людям, все положительное, хорошее, полезное.

- Ребята, кто знает стихотворение о ДОБРОТЕ?

- Вероника М. прочитает нам стихотворение « Доброта»

Доброта нужна всем людям ,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

 « Добрый день» и «Добрый вечер».

 И не зря ведь есть у нас

Пожеланье « В добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека!!!

- Молодцы! Вы знаете что такое быть добрым.

3.   Задание .  Игра « Добрый и злой»      Волшебная книга.

- Ребята, во всех сказках есть положительные, добрые герои и отрицательные, злые.

- Назовите черты характера добрых и злых героев сказки.  ( По картинке).

« Добрую сказку в душе береги

С добрых героев пример ты бери».

- Назовите добрых героев сказок и злых.( Картинки перепутались)

- Ребята, нам пора отдохнуть. Представьте себя героями из разных сказок.

Физкультминутка « Сказочные превращения» ( Стоя у стульчиков)

4. Задание. « Волшебный сундучок»

- Посмотрите! Какой то Волшебный сундучок!!!

- Ребята, в каждой сказке есть волшебные предметы, которые помогают сказочным героям.

- Давайте посмотрим, может быть здесь мы  найдем наш лепесток.

( Один ребенок подходит к столу,  достает  волшебные предметы.

Назвать предмет и назвать из какой он сказки)

- Волшебная палочка. золотой ключик, дудочка, лепесток.

- Мы справились со всеми заданиями и нашли лепесток. Теперь наш Цветик – семицветик стал опять волшебным.

5. Задание. « Загадай желание»   Домашнее задание

- Ребята, представьте себя на месте Жени и загадайте одно , но полезное и доброе желание.

- Загадывать желания вы будете по очереди , передавая лепесток друг другу .

 Начнем мы все вместе и скажем волшебные слова из сказки

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели……

( Дети загадывают желания).

- Можно мне тоже загадать желание?

- Я хочу , чтобы дети в нашей группе были самыми добрыми, самыми дружными , умными, честными, заботливыми, самыми любящими и самыми любимыми.!!!

-  Как вы думаете исполнятся наши желания?

 - Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

« Раз, два, три, четыре , пять

Вот и в группе мы опять»

3.   Заключительная часть.

 Аппликация « Цветик – семицветик».

- Ребята, у меня есть отличная идея ! Я предлагаю вам самим для себя сделать Цветики - семицветики.

Аппликация по образцу.

( Пройти за столы . ).

- Ребята, посмотрите на свой цветик- семицветик.

Заберите его домой. И как только вам захочется помочь кому- нибудь очень сильно , захочется совершить добрый и полезный поступок , вспомните о нашем сказочном путешествии.

Нужно очень постараться и у вас обязательно все получится.

- Обязательно ли и иметь волшебный цветок , чтобы делать добрые дела?

Дети: Нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту .

Рефлексия:

- Вам понравилось путешествие в сказку?

- Ребята, что было самым интересным?

- Чему нас научило это путешествие?

- А как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями?

Дети: - Потому что мы очень дружные,  помогаем друг другу.

- Ребята , вы большие молодцы! Спасибо вам за вашу работу и старание!

- Теперь, мы хотим подарить нашим гостям маленькие цветики – семицветики, чтобы и ваши самые сокровенные желания обязательно исполнились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Ознакомление детей средней группы с художественной литературой Тема: Наши любимые сказки

Данное занятие учит детей вступать в общение с помощью речи и игровых действий и воспитывает интерес к русской народной сказке....

Сборник игр-драматизаций, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия художественного образа у детей 6-7 лет.

Сборник игр-драматизаций, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия художественного образа у детей 6-7 лет...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...

Технологическая карта «Путешествие в сказку В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

Сказка «Цветик-семицветик» В.П. Катаева учит тому, что добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся сторицей; если же человек желает всё только для себя, это может привести к вр...