Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Оберюхтина Елена Геннадьевна

 Звуковая культура речи : "Дифференциация звуков С-Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_video_po_razvitiyu_rechi.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы.

Тема : «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

      Цель: совершенствовать звуковое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове.

      Ребята, сегодня мы с вами вспомним звуки с-ш, но для того чтобы наш язычок хорошо работал и правильно произносил эти звуки, мы сделаем сначала для него зарядку.

1. Артикуляционная гимнастика «Цирк» (приложение)

2. Упражнение на дифференциацию звуков.

Ребята, пока наш язычок немного отдыхает после зарядки , мы поиграем в игру .Я сейчас вам буду называть звуки «с» и « ш», если вы услышите звук

«с», то нужно изобразить умывание , а если услышите звук «ш», то должны сделать зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто уползает змея. Затем называет звуки «с», «ш», то поочередно, то один за другим.

Молодцы, ребята справились с заданием. А теперь все тоже самое, только со словами. Услышав заданный звук в слове, дети выполняют те же движения.

Слова: сова ,ослик  ,миска ,башня, кашка, каска, кошка, ириска ,мышка ,сережки.  

                                     3.Физминутка по мнемосхеме

На опушке в избушке живут старушки -болтушки,

У каждой старушки лукошко , а в каждом лукошке-кошка.

4. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Со-со-со – Миша катит колесо.

Су-су-су – мишку видели в лесу.

5. Ребята , подумайте и скажите в слове «Саша» ,звук «ш» в какой части слова ? ( Дети отвечают.)

И так далее, в словах : шарик, письмо, пишу, колесо ,Миша ,малыши.  

6.Ребята, мы сейчас поиграем в игру «Ласковое слово». Вам необходимо встать возле своих стульчиков, а я буду  бросать   вам мяч и говорить  слово ,а   вы должны сказать это слово ласково, чтобы в нем появился звук [ш]. Например, петух – петушок

   Хлеб –Гнездо –Окно –Солнце – Черепаха .

   Молодцы, ребята, справились с заданием.

7. А теперь послушайте, внимательно  рассказ «Пушок и Машка».

«У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а       Машка мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке».

А теперь нужно ответить на мои вопросы:

- Кто  у Саши?- У Саши собака пушок.

- Кто у Даши?- У Даши кошка Машка.

- Что любит Пушок?- Он любит кости.

- Что любит Машка?- Она любит мышек.

- Где спит Пушок?- Пушок спит у Сашиных ног.

- Где спит Машка?- Машка спит на кушетке.

 Молодцы, правильно ответили на мои вопросы.

8. Рефлексия

А теперь, ребята, скажите мне с какими звуками мы сегодня работали ?

Дети называют звуки «с», «ш». Правильно , ребята, эти звуки очень важны для русского языка ,и если бы их не было мы даже ваши имена не смогли произнести, спросить чьи имена( Семен, Алеша, Миша).

Комплекс артикуляционной гимнастики

                       «Цирк»

Цель: -укреплять мышечную систему языка, губ, щёк;

-улучшать кровоснабжение речевых органов и их иннервацию (нервную проводимость);

-улучшать подвижность, гибкость языка, растягивать подъязычную связку;

-подготавливать органы артикуляции к правильному произношению звуков, отрабатывать умение быстро менять положение язык;

-учить детей удерживать определённую артикуляционную позу.

1. «Улыбка»

Цирк – веселье, шутки, смех!

Много радости для всех!

Описание упражнения:

Улыбнуться без напряжения, чтобы видны были верхние и нижние зубы. Следить, чтобы не подворачивалась внутрь верхняя или нижняя губа. Можно предложить ребёнку пропеть звук [И], и губы сами растянутся в улыбке. (5-10 сек.)

2. «Двери цирка»

Двери цирка открываются.

Представление начинается.

Описание упражнения:

 Слегка улыбнуться, медленно открыть рот. Язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Кончик языка находится у нижних передних зубов. (5 – 10 сек.)

3. «Цирковая арена»

Вот арена цирковая. Очень круглая, большая.

Описание упражнения:  Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении 5- 10 сек.

4. «Канатоходец»

По канату взад – вперёд ,канатоходец здесь идёт.

Описание упражнения:

 Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного угла рта к другому. Нижняя челюсть неподвижна. Следить, чтобы язык не касался нижней губы. Повторить 10-15 раз.

5.  «Хобот»

На арену вышел слон, протянул нам хобот он.

Описание упражнения:

 Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 10.

6. «Сальто»

На батуте мягче ваты, крутят сальто акробаты.

Описание упражнения

Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка облизывать верхнюю и нижнюю губу, меняя направления движения. 5 -10 раз в каждую сторону.

7. «Пони»

По арене скачут пони. Это маленькие кони.

Описание упражнения:

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка наверху. Темп убыстряется постепенно. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Очень весело играли.

Широко рот открывали.

Но устал наш язычок,

Лёг в кроватку и молчок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...