Проект "Юные журналисты"
проект по развитию речи (старшая группа)
Для развития речи и коммуникативной деятельности детей старшей группы был разработан проект «Мы журналисты», при реализации которого дошкольники могут овладеть диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющихся в использовании языковых средств допустимых в разговорной речи. Специальное речевое воспитание ребенка посредством журналистики позволяет овладеть речью на более высоком уровне.
В старшем дошкольном возрасте дети живо интересуются профессиями, и это может быть использовано как средство развития познавательного интереса, повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.
В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Журналисты – это люди, занимающиеся поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире. После получения необходимой информации они рассказывают об этом - устно или письменно – в газетах, журналах или на телевидении и радио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 253.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад № 35 «Вырастайка»
Проект
«Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников»
Разработала воспитатель:
Спицина Т.И.
г.о Серпухов, 2020г
I. Содержание проекта
1.1. Актуальность проекта
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних детей ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их не только легко и быстро воспринимать и запоминать информацию, но и уметь находить, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В настоящее время речевое развитие детей остаётся одной из актуальных проблем, так как речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации.
Работая с детьми и наблюдая за их общением и речью, мы видим, как нелегко им общаться друг с другом. Дети не умеют высказывать свои мысли, правильно задать вопрос друг другу, т. е. не владеют диалогической устной монологической речью, возникает чувство робости, стеснения, даже при общении с взрослыми . Не умеющий говорить ребенок стесняется, у него возникает чувство неполноценности, и в результате он замыкается от детей и взрослых Большую часть свободного времени дети заняты компьютером, телевизором, просмотрим мультфильмов, или своими играми.
Ребенок, у которого хорошо развита речь даже в одиночестве играя с игрушками, разговаривает с ними, задает вопросы и сам на них отвечает. Может, самостоятельно открыв книгу, без участия взрослых глядя на иллюстрации, придумать и озвучить героев. Но таких детей, к сожалению мало.
Как разбудить в ребенке желание высказывать свое мнение, справляясь с волнением, общаться между собой в течение дня, быть интересными собеседниками, доброжелательным, внимательным? Любознательному ребенку интересно все, чем больше у него запас знаний и богаче активный словарь, тем сильнее тяга к познанию окружающего мира.
Метод «Детской журналистики» это один из инновационных путей развития коммуникативно - речевых навыков у дошкольников. Этот метод основывается на личностно –ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате журналистской деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
Правильно организованная журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка. Все это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся окружающем мире.
Новизна проекта заключается в том, что формирование коммуникативно- речевого развития происходит на основе общего интересного детского дела – журналистской деятельности.
Практическая значимость:
- разработано тематическое планирования проектной деятельности;
- разработаны дидактические материалы к проекту.
1.2. Цель и задачи проекта
Цель: Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ профессии журналиста.
Задачи проекта:
1. Организовать в предметно – пространственной развивающей среде группы центр журналистики.
2. Обучать детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.
3. Формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
4. Развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.
5. Воспитать уважительное отношение к профессии журналиста, желание вести диалог друг с другом.
1.3. Основные направления проекта
Подбор и переработка художественной, публицистической, познавательной литературы по изучению журналистики.
- Знакомство с профессиями: журналист, редактор, оператор и т.д.; с жанрами и понятиями журналистики.
- Экскурсии по детскому саду, встречи с людьми разных профессий.
- Создание условий: организация пресс-центра в группе.
- Обучение проведению интервью с разными людьми, умение вести себя раскованно и свободно.
- Подготовка и создание газет и видеороликов.
1.4. Этапы реализации проекта
I Подготовительный (сентябрь 2018-декабрь 2018) - составление плана работы, подготовка развивающей среды, консультативная ознакомительная работа с педагогами, родителями.
II Основной ( январь 2019- март 2020) - организация работы центра журналистики «Семицветик».
Целью данного этапа является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой. На данном этапе с детьми велась работа по знакомству с такими понятиями, как журнал и газета, их целенаправленное рассматривание и изучение истории создания. В ходе организованной образовательной деятельности ребята знакомятся с новыми профессиями, такими, как журналист, редактор, художник-оформитель, корреспондент.
«Деятельный»: на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих способностей, умение работать в команде.
III Заключительный (апрель - Май 2020) - анализ и выводы по внедрению и реализации проекта в педагогический процесс дошкольного образования.
II. Описание проекта
Вид проекта: информационно-познавательный, долгосрочный.
Тип проекта По доминирующему методу (поисково-исследовательский, творческий), по количеству участников (групповой), продолжительности (долгосрочный).
Участники проекта: Педагоги ДОУ, воспитанники, их родители.
Работа строится по двум основным блокам: познавательный и деятельностный
Познавательный блок предполагает работу по трем направлениям:
1 направление - знакомство детей с детскими журналами, газетами, телепередачами, их содержанием.
2 направление работы – знакомство с жанрами и некоторыми понятиями. Дети знакомятся с такими понятиями, как газета, журнал, альманах, телепередача. Также знакомятся с жанрами: интервью, статья, заметка, репортаж.
В ходе обсуждения с детьми мы даем простые определения этим понятиям.
3 направление – создание условий. После обсуждения детьми особенностей профессии журналиста в группе создается «центр журналистики» или «телестудия». Мы знакомимся с атрибутикой, символикой журналистики, и вместе с детьми и родителями создаем их своими руками.
«Деятельностный блок» предполагает совместную работу по взаимодействию педагога с детьми, реализуемую через проектную деятельность, непосредственно образовательную деятельность, развлечения и результат деятельности.
Работа по проекту осуществляется с учетом принципа систематичности и последовательности, от простого к сложному
На первом этапе педагоги ДОУ выступают в роли журналистов и задают вопросы детям на различные темы, а воспитанники дают развернутые и содержательные ответы.
На втором этапе дошкольники учатся брать интервью, состоящее из 2–3 вопросов, которые они задают друг другу и педагогам .
Игра «Дружеское интервью» в ходе которой один ребенок находится в центре круга, а другие дети передают микрофон друг другу, по очереди обращаются к сверстнику по имени и задают ему интересующий вопрос. Например: «Софья, можно узнать, с кем ты дружишь? А какое у тебя любимое блюдо?» и т. д. Эта игра способствует не только развитию активного словаря и умению вступать в диалог, но и формирует у дошкольников социально-коммуникативных навыков.
Во время проведения первых игр дошкольники еще не умели пользоваться микрофоном и, задавая вопрос, протягивали его сверстнику или, наоборот, не смотрели в глаза собеседнику, забывали следующий вопрос или неточно его формулировали. Также в речи наблюдались паузы, односложные ответы. Некоторые воспитанники говорили тихо, неуверенно, очень волновались и даже боялись видеокамеры.
Вместо микрофона мы используем игрушки –заместители.
Детская журналистика дает возможность интеграции всех образовательных областей, особенно коммуникативных.
Мы планируем изготовить атрибуты: детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны.
Беседуем: как должен вести себя журналист при интервью, какие слова речевого этикета должен употреблять.
Планируем: у кого будем брать интервью.
Использовать можно карты-схемы.
На третьем этапе будем организовать встречи с людьми разных профессий. К этому времени воспитанники научаться грамотно задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с нормами речевой культуры.
На заключительном этапе, можно отправиться на экскурсию
-в кабинет заведующей (кто не хочет узнать информацию из первых уст)
- в медицинский кабинет (всех волнует очередная прививка);
- в кабинет учителя-логопеда;
- на кухню к повару.
После того, как дети взяли интервью, мы как редакторы набираем их на компьютере, и только потом мы приступаем к монтажу газеты: подбираем и анализируем материал, клеим, рисуем иллюстрации, печатаем фотографии, спорим, рассуждаем.
В процессе подготовки газеты дети приобретают способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность - дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание.
Юные журналисты в ходе создания сюжетов высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим, развивает инициативность. Создание собственных и коллективных продуктов деятельности, участие в реализации творческих медиапроектов выступает альтернативой компьютерной зависимости детей, у них формируются социально-значимые навыки работы в детском коллективе, умение использовать различные источники информации, процесс обучения становится удовольствием для дошкольников.
Поставленные задачи решаются с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения. Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зависимость от заинтересованности родителей. Поэтому особое внимание уделяли работе с родителями, предлагали им разыгрывать подобные ситуации дома, выполнять конкретные поручения воспитателя по формированию у ребенка определенных правил речевого этикета. Для этого нами были составлен план работы с родителями
Задачи работы с родителями:
1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта " Мы - журналисты".
2. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
3. Организовать мини-консультации и изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр "Фотосалон", «Звукооператор», «Библиотека»
4. Привлечь родителей к организации и проведению экскурсий.
Предполагаемый результат
Реализация данного проекта позволит достичь положительных результатов. К концу учебного года воспитанники могут без труда провести беседу со взрослыми, включающую 4-5 и более вопросов, а также поблагодарить собеседника за интервью
Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня связной диалогической и монологической речи детей, коммуникативных навыков, интеллектуальной и социальной компетентностями, развитию таких качеств, как любознательность, наблюдательность, активность, уверенность в себе, быть активным и самостоятельным собеседником; речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие "Мы журналисты"
конспекты занятий,игры на тему детской журналистики....
Сюжетно - ролевая игра "Мы журналисты"
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-182486-1636948801.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи «Мы – журналисты»
Материал предназначен для развития связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия. Занятие проводится в форме ток-шоу, на которое приглашены сотрудники детского сада раз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет по теме: «Журналист Кеша в гостях у ребят»
Занятие по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/26/picture-263877-1640540533.jpg)
Проект "Мы-Журналисты"
Название проекта: Издательство «Планета Детства»Тема проекта: Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»Цель проекта: Формирование интереса и потребности в чтении книг, развитие речи.Итоговое мероприятие...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/10/picture-330485-1665422913.jpg)
Конспект совместной деятельности "Мы журналисты"
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий в подготовительной группе. Предназначена для использования в работе педагогов дошкольных учреждений. Разработка ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330697-1383139704.jpg)
Образовательная область - коммуникация "Журналисты"
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы. Комуникативная деятельность.Тема: "Журналисты"...