Конспект НОД в средней группе Тема: "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обощающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствовани е грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_temu_zima_v_sredney_gruppe.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Образовательная область «Коммуникация»
Тема «Зима»
Декабрь, 1-я неделя.
Образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме (снег, лёд, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа).
Развивающие цели. Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания. Воспитание нравственно-эстетических чувств в общении с природой.
Оборудование. Картина М. Пишванской «В зимнем парке» (Круглый год. Демонстрационные картины. ― СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), снеговики, красные семафоры.
Предварительная работа. Наблюдения за изменениями в природе во время прогулок с родителями и воспитателями, разучивание подвижного упражнения «Снежная баба», чтение русской народной сказки «По щучьему велению».
Ход занятия.
- Организационный момент. [Развитие зрительного внимания, совершенствование навыка дифференциации основных цветов. Объявление темы занятия.]
Воспитатель: Не случайно я приготовила для вас эти картинки. Наступила зима. На улице много снега. Вчера вы слепили на нашем участке замечательного снеговика. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о том, что происходит в природе зимой, чем занимаются зимой на прогулке дети.
- Беседа по картине «В зимнем парке» (Круглый год. Серия демонстрационных картин. ― СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.) [Уточнение и расширение словаря по теме «Зима», развитие диалогической речи.]
Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором выставлена картина. На картине изображены дети, гуляющие в парке (Круглый год. Серия демонстрационных картин. ― СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.). Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом.
Воспитатель: Кто нарисован на этой картине? Начните со слов «на картине…»
Дети: На картине нарисованы дети.
Воспитатель: Куда они пришли?
Дети: Они пришли в парк.
Воспитатель: Что делает девочка в синей шапочке?
Дети: Она лепит снеговика.
Воспитатель: Что делает мальчик?
Дети: Он катается на лыжах.
Воспитатель: Что есть у девочки в красном комбинезоне?
Дети: У неё есть санки.
Воспитатель: Кто пришёл с ней?
Дети: Собака.
Воспитатель: Какое время года на картине?
Дети: Зима.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Везде лежит снег.
Воспитатель: Какой снег?
1-й ребёнок: Белый.
2-й ребёнок: Холодный.
3-й ребёнок: Мокрый.
4-й ребёнок: Пушистый.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Пушистый белый снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. На улице холодно, поэтому дети тепло одеты. У детей румяные щёчки. Прилетели снегири. На рябине сидит синичка. Как вы думаете, детям нравится гулять зимой?
Дети: Нравится. Им весело.
- Подвижна игра «Снежная баба» [Развитие обшей моторики, творческого воображения, координация речи с движением.]
Воспитатель приглашает детей выйти на ковёр. Он делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно надо выполнять движения, выразительно произносить.
Сегодня из снежного мокрого кома
(дети идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)
Мы снежную бабу слепили у дома.
(дети «рисуют» руками в воздухе три круга, начиная с маленького)
Стоит наша баба у самых ворот,
Никто не проедет, никто не пройдёт.
(дети грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом ― левой)
Знакома она уже всей детворе,
А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»
(дети идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребёнок, сидящий в центре круга)
- Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков.]
Воспитатель приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить 3-4 наиболее сложных упражнения. Каждое упражнение выполняется 2-3 раза. После каждого выполнения детям предоставляет возможность отдохнуть и проглотить слюну. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием игрушек или предметных картинок в качестве зрительной опоры.
- Игра «Вьюга» [Развитие речевого дыхания, силы голоса.]
Воспитатель предлагает детям встать в шеренгу.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку, и вы легко отгадаете её, если вспомните картину, которую рассматривали вчера.
Кто бросает снег в лицо?
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Дети: Вьюга.
Воспитатель: Молодцы! Давайте попробуем изобразить вьюгу. Вытяните губы трубочкой и спойте протяжно: у-у-у-у.
Дети: У-у-у-у!
Воспитатель: А теперь я буду показывать рукой, громче или тише завывает вьюга. Если рука поднимается, то вьюга воет всё громче. Если рука опускается, вьюга воет всё тише (упражнение проводится 3 раза).
- Упражнение «Подними семафор». [Развитие фонематического слуха.]
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним гласным звуком (Показывает детям картинку, на которой изображён мальчик с завязанным ухом). У мальчика болит ухо. Он стонет: «О-о-о!» Попробуйте произнести этот звук. Учтите, что губы должны быть круглыми, когда вы его произносите.
Дети: О-о-о!
Воспитатель: Звук «О» ― гласный. Его можно петь. Во рту нет преграды, когда мы произносим этот звук. Мы будем обозначать его красным кружком. Сейчас я буду петь разные звуки, а вы будете поднимать красные семафоры только тогда, когда услышите звук «О».
Далее воспитатель произносит следующие звуки: [а],[у],[о],[и],[о],[у],[о],[а], дети поднимают семафор.
- Пальчиковая гимнастика «Снежок». [Координация речи с движением, развитие воображения.]
Воспитатель предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику и делает её вместе с ними.
Раз, два, три, четыре,
(дети загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили.
(дети «лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(дети показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий.
(дети грозят пальчиком)
Раз ― подбросим,
(дети смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два ― поймаем,
(дети приседают, ловят воображаемый снежок)
Три ― уроним
(дети встают, роняют воображаемый снежок)
И… сломаем.
(дети топают)
- Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"
На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Обучение дошкольников рассказыванию в средней группе тема: "Зимующие птицы".
Конспект непосредственно образовательной деятельности " Обучение дошкольников рассказыванию в средней группе тема: "Зимующие птицы"....
Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе Тема: «Зима»
Занятие с использованием нетрадиц. техник рисования...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Зимующие птицы »
Расширение представлений у детей о зимующих птицах,умение различать птиц по внешнему виду....
План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»
Задачи1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».
Занятие по познавательной деятельности для детей средней группы. Предназначено для закрепления материала по теме "Зимующие птицы"...