Конспект НОД в средней группе Тема: "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кузуб Наталья Викторовна

Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обощающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствовани е грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_temu_zima_v_sredney_gruppe.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область «Коммуникация»

Тема «Зима»

Декабрь, 1-я неделя.

Образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме (снег, лёд, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа).

Развивающие цели. Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания. Воспитание нравственно-эстетических чувств в общении с природой.

Оборудование. Картина М. Пишванской «В зимнем парке» (Круглый год. Демонстрационные картины. ― СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), снеговики, красные семафоры.

Предварительная работа. Наблюдения за изменениями в природе во время прогулок с родителями и воспитателями, разучивание подвижного упражнения  «Снежная баба», чтение русской народной сказки «По щучьему велению».

Ход занятия.

  1. Организационный момент. [Развитие зрительного внимания, совершенствование навыка дифференциации основных цветов. Объявление темы занятия.]

Воспитатель: Не случайно я приготовила для вас эти картинки. Наступила зима. На улице много снега. Вчера вы слепили на нашем участке замечательного снеговика. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о том, что происходит в природе зимой, чем занимаются зимой на прогулке дети.

  1. Беседа по картине «В зимнем парке» (Круглый год. Серия демонстрационных картин. ― СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.) [Уточнение и расширение словаря по теме «Зима», развитие диалогической речи.]

Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором выставлена картина. На картине изображены дети, гуляющие в парке (Круглый год. Серия демонстрационных картин. ― СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.). Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом.

Воспитатель: Кто нарисован на этой картине? Начните со слов «на картине…»

Дети: На картине нарисованы дети.

Воспитатель: Куда они пришли?

Дети: Они пришли в парк.

Воспитатель: Что делает девочка в синей шапочке?

Дети: Она лепит снеговика.

Воспитатель: Что делает мальчик?

Дети: Он катается на лыжах.

Воспитатель: Что есть у девочки в красном комбинезоне?

Дети: У неё есть санки.

Воспитатель: Кто пришёл с ней?

Дети: Собака.

Воспитатель: Какое время года на картине?

Дети: Зима.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Везде лежит снег.

Воспитатель: Какой снег?

1-й ребёнок: Белый.

2-й ребёнок: Холодный.

3-й ребёнок: Мокрый.

4-й ребёнок: Пушистый.

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Пушистый белый снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. На улице холодно, поэтому дети тепло одеты. У детей румяные щёчки. Прилетели снегири. На рябине сидит синичка. Как вы думаете, детям нравится гулять зимой?

Дети: Нравится. Им весело.

  1. Подвижна игра «Снежная баба» [Развитие обшей моторики, творческого воображения, координация речи с движением.]

Воспитатель приглашает детей выйти на ковёр. Он делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно надо выполнять движения, выразительно произносить.

Сегодня из снежного мокрого кома

(дети идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)

Мы снежную бабу слепили у дома.

(дети «рисуют» руками в воздухе три круга, начиная с маленького)

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдёт.

(дети грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом ― левой)

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»

(дети идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребёнок, сидящий в центре круга)

  1. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков.]

Воспитатель приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить 3-4 наиболее сложных упражнения. Каждое упражнение выполняется 2-3 раза. После каждого выполнения детям предоставляет возможность отдохнуть и проглотить слюну. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием игрушек или предметных картинок в качестве зрительной опоры.

  1. Игра «Вьюга» [Развитие речевого дыхания, силы голоса.]

Воспитатель предлагает детям встать в шеренгу.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку, и вы легко отгадаете её, если вспомните картину, которую рассматривали вчера.

Кто бросает снег в лицо?

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Дети: Вьюга.

Воспитатель: Молодцы! Давайте попробуем изобразить вьюгу. Вытяните губы трубочкой и спойте протяжно: у-у-у-у.

Дети: У-у-у-у!

Воспитатель: А теперь я буду показывать рукой, громче или тише завывает вьюга. Если рука поднимается, то вьюга воет всё громче. Если рука опускается, вьюга воет всё тише (упражнение проводится 3 раза).

  1. Упражнение «Подними семафор». [Развитие фонематического слуха.]

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним гласным звуком (Показывает детям картинку, на которой изображён мальчик с завязанным ухом). У мальчика болит ухо. Он стонет: «О-о-о!» Попробуйте произнести этот звук. Учтите, что губы должны быть круглыми, когда вы его произносите.

Дети: О-о-о!

Воспитатель: Звук «О» ― гласный. Его можно петь. Во рту нет преграды, когда мы произносим этот звук. Мы будем обозначать его красным кружком. Сейчас я буду петь разные звуки, а вы будете поднимать красные семафоры только тогда, когда услышите звук «О».

Далее воспитатель произносит следующие звуки: [а],[у],[о],[и],[о],[у],[о],[а], дети поднимают семафор.

  1. Пальчиковая гимнастика «Снежок». [Координация речи с движением, развитие воображения.]

Воспитатель предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику и делает её вместе с ними.

Раз, два, три, четыре,

(дети загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили.

(дети «лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(дети показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.

(дети грозят пальчиком)

Раз ― подбросим,

(дети смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

Два ― поймаем,

(дети приседают, ловят воображаемый снежок)

Три ― уроним

(дети встают, роняют воображаемый снежок)

И… сломаем.

(дети топают)

  1. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"

На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются  понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Обучение дошкольников рассказыванию в средней группе тема: "Зимующие птицы".

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Обучение дошкольников рассказыванию в средней группе тема: "Зимующие птицы"....

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе Тема: «Зима»

Занятие с использованием нетрадиц. техник рисования...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Зимующие птицы »

Расширение представлений у детей о зимующих птицах,умение различать птиц по внешнему виду....

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

Занятие по познавательной деятельности для детей средней группы. Предназначено для  закрепления материала по теме "Зимующие птицы"...