Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи детей"
материал по развитию речи (старшая группа)

Арина Рязанова

Цель: привлечь родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 104

Родительское собрание

 в старшей группе

Тема: «Развитие речи детей»

                                                       

                                                                     Подготовили воспитатели:

РЯЗАНОВА А. М.

МАКОВСКАЯ Р. Я.  

ЯРОСЛАВЛЬ

2016

Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Использованная литература: Л.В.Минкевич «Родительские собрания в детском саду» старший дошкольный возраст.

Предварительная работа: 

Анкета для родителей:                                                                                                         - В каком возрасте впервые заговорил ваш ребёнок?                                                 - Довольны ли вы словарным запасом ребёнка?                                                        - Достаточно ли развита его речь?                                                                                   - Работаете ли вы дома над развитием речи ребёнка? Каким образом?

Повестка собрания:                                                                                                                   1.Итоги анкетирования.                                                                                                       2. Средства развития речи.                                                                                                 3. Выступление логопеда.                                                                                                   4. Задание родителям и детям.                                                                                         5. Инсценировка «Под грибом».

                                         Ход собрания:

   Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас  к проблеме развития речи ребёнка? До школы осталось немного времени – 1 год. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, ребёнок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребёнка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребёнка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк.

Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесёт первое слово? Когда начнёт активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит это вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся: (Очень жаль, поэтому вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?).

1.Итоги анкетирования.

Как видно из анкет, некоторые дети заговорили в возрасте до года – 1,5 года, что является физиологической нормой. Некоторые начали говорить в период 2 – 3 лет. У многих детей сегодня наблюдается задержка речевого развития.

 Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу? (Педагог записывает на доске названные родителями характеристики речи: грамотная, понятная, выразительная, осмысленная, богатая…)

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой (педагог записывает на доске во второй столбик):

  1. Односложная речь – состоящая из одних простых предложений;
  2. Бедная речь – недостаточный словарный запас;
  3. Слова - «паразиты» - употребление нелитературных слов и выражений;
  4. Неправильное звукопроизношение;
  5. Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребёнка была (педагог зачитывает слова из 1-го столбца), а у нас (педагог зачитывает слова из 2-го столбца).

2. Что же делать? Мы приготовили папку-ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь Вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей по развитию речи. В методическом кабинете нашего детского сада готовится выставка игр, пособий и наглядного материала на развитие речи. О её проведении мы вам обязательно сообщим.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

  1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:                - составлению творческих рассказов                                                                   - составлению рассказов по картине, по серии картин                                   - пересказам.                                                                                                          А помогают нам в этом вот такие схемы (показываем).  
  2. Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.    
  3. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
  4. Очень любят дети отгадывать и загадывать  загадки, то занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему».
  5. И ещё учёными доказано, что через игру ребёнок усваивает знания быстрее.                                                                                                                                                                  

А дома? Анкетирование показало, что дома вы с детьми занимаетесь над развитием речи: разучиваете скороговорки, стихи, пытаетесь учить буквы. Но вы признаётесь, что у вас нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с детьми. А также у некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребёнком, поиграть, позаниматься с ним.

Что дома делать надо:

  1. В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
  2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
  3. Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
  4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребёнку эти фразы:                                 - Ты самый любимый!                                                                                               - Ты очень многое можешь!                                                                                   - Что бы мы без тебя делали?!                                                                               - Иди ко мне!                                                                                                               - Садись с нами!                                                                                                                 - Я помогу тебе.                                                                                                           – Я радуюсь твоим успехам.                                                                                 – Расскажи мне, что с тобой.    

3. Слово предоставляется логопеду – Воскобоевой Л.И., которая познакомит вас с результатами обследования детей, расскажет и покажет некоторые игры и игровые упражнения для развития и обогащения словаря. (Выступление логопеда)

4. Задание родителям и детям.

Конечно, все дети любят сказки: слушать, пересказывать, драматизировать. Мы предлагаем вам – сочините с ребёнком свою сказку, запишите её тетрадь или блокнот, а ребёнок будет иллюстратором этих сочинений. Получится замечательная книга – ваша и вашего ребёнка.

5. А завершить нашу встречу мы хотим показом детьми инсценировки сказки «Под грибом».

   

                         

Приложение:

Анкета

  • В каком возрасте впервые заговорил ваш ребёнок?

  • Довольны ли вы словарным запасом ребёнка?

  • Достаточно ли развита его речь?

  • Работаете ли вы дома над развитием речи ребёнка? Каким образом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Развитие речи детей 3-4лет"

Правильная, выразительная речь- портрет человека.Речь- это не прирожденный дар, необходимо приложить много усилий для хорошего результата....

Презентация для родительского собрания на тему: "Развитие речи детей четвёртого года жизни"

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей четвёртого года жизни". (Характеристика речи ребёнка. Речевая среда. Причины речевых нарушений. Создание условий для речевого развития детей)....

Доклад к родительскому собранию на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Доклад к родительскому собранию на тему:«Развитие речи детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей.Уважаемые родители, бабушки и дедушки!  ...