Родительское собрание на тему «Развитие речи детей» старшая группа
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад № 1 г. Шацка
Родительское собрание
на тему: «Развитие речи детей»
старшая группа
Воспитатель: Шарахова С. П.
Предварительная работа:
- анкета для родителей « Речь вашего ребенка»
- оформление настольно-печатных игр по развитию речи и книг для работы с детьми по развитию речи.
Цель: привлечь родителей к вопросам и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Задачи:- формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;
- побуждать родителей помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.
Ход собрания.
Добрый вечер, уважаемые родители! « А как речь – то говорит, словно реченька журчит», - так говорилось в известной сказке А. С. Пушкина о героине, об ее умении говорить. Не всегда взрослые, а тем более дети могут выражать свои мысли грамотно, последовательно. Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить доказать, правильно построить предложения. Поэтому уже сегодня мы решили обратить ваше внимание на проблему развития речи.
Итоги анкетирования.
Как видно из анкет, некоторые дети заговорили в возрасте 1 – 1,2 года, что является физиологической нормой. Некоторые – в период 2 – 3 лет, у многих детей сегодня наблюдается задержка речевого развития.
Вопрос родителям «Что, на ваш взгляд, помогает развивать речь ребенка?»
Обсуждение высказываний.
Самым важным средством развития речи, конечно же, является общение ребенка с взрослыми и сверстниками. Дети не рождаются с уже готовой речью, а перенимают опыт речевого общения у нас, взрослых. Поэтому очень важно с момента появления ребенка наладить с ним речевой контакт. Спокойно с ним говорите, делитесь впечатлениями, спрашивайте о друзьях, делах, его интересах. Большую роль в развитии речи ребенка имеет общение его со сверстниками. Как мы, взрослые, любим порой поболтать со своими знакомыми о природе, погоде, делах. Также и дети. Им тоже хочется другу рассказать, куда они с родителями ходили в выходные, что им купили и т.д. Пусть ребенок выскажет в этой беседе свое мнение, узнает мысли и суждения своего товарища.
Речь детей в нашей группе, конечно, оставляет желать лучшего. У детей есть проблемы с речевым развитием:
- неправильное звукопроизношение или вообще отсутствие некоторых звуков;
- бедный словарный запас;
- преобладание коротких, простых предложений;
- невыразительность, несвязность речи;
- присутствие слов-паразитов (ну, вот, блин и т.д.)
Речь ребенка – это показатель его интеллектуального развития, средство общения с другими людьми.
Хорошо развитая речь – это залог успешного обучения в дальнейшем в школе. Что же делать, чтобы речь развивалась в норме? Работая в детском саду, мы уделяем большое внимание развитию речи детей. Это совместная деятельность, игры по развитию речи, логопедические упражнения, индивидуальная работа и т. д. Анкетирование показало, что дома у некоторых родителей не хватает времени, а порой и терпения поиграть, позаниматься с ребенком. Другие родители признаются, что у них нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с малышами. Сегодня существует много литературы для родителей, в которой описаны игры, упражнения, задания для развития речи детей. Полки магазинов пестрят играми, дидактическими пособиями. Некоторые экземпляры книг вы увидели на нашей выставке. Они помогут вам в совместной деятельности с ребенком.
Не всегда развитие речи дошкольника зависит от изобилия пособий. Нужно задействовать всю окружающую среду: предметы, природу, людей, чтобы успешно развивать речь, память, звукопроизношение. Сейчас мы вам поможем в этом разобраться.
1.Чаще читайте ребенку. Так ребенок лучше усваивает новые слова, словосочетания, у него расширяется словарный запас. В детских книгах много иллюстраций, а они отлично развивают в целом. Прочитав книгу, неспешно рассмотрите картинки, спросите, что ребенок видит на них, что ему нравится (не нравится), почему; какие предметы похожи; что делают люди; назвать предметы, начинающиеся со звука «к» и т.д. Вопросы могут быть любые, важно, чтобы ребенок отвечал на них охотно, использовал в речи сложные предложения, сравнения. При затруднении, помогите детям. Можно попробовать составить по картинке рассказ. Сначала вместе с ним, а потом пускай он сам расскажет.
2. Для развития и обогащения словаря используйте игры, игровые упражнения.
Например, «Подбери слова»
- Какой бывает дом? (высокий, низкий, деревянный, красивый и др.)
- Что делает повар? (варит, кушает, солит и др.)
- Что бывает голубым? (море, небо, платье и др.
Или подбери к данным словам одно.
-Идут, спешат, показывают время…(часы)
- Зеленая, кудрявая, стройная…(береза)
«Доскажи словечко». Ребенок добавляет к задуманному слогу другие, чтобы получилось слово. Например, СА- (пог), (хар)
«Доскажи предложение». Ребенок заканчивает предложение, начатое взрослым.
«Скажи наоборот». Широкий – (узкий), горячий –(холодный).
«Словесная цепочка» Взрослый называет исходное слово, например, кошка и спрашивает, какая она? (ласковая, пушистая)
Что еще бывает ласковым? (ветер)
Каким он еще бывает? (теплый, сильный)
Кто еще бывает сильным? И т.д.
«Что из чего сделано?» Ребенок учится преобразовывать прилагательные из существительного. Как сказать про стакан, который сделан из стекла? (стеклянный)
Сок из яблок? (яблочный) и др.
3. Большинство детей недостаточно хорошо владеют связной речью, не умеют последовательно описать увиденное, пересказать прочитанное. Этому нужно учить. Составляйте вместе с детьми загадки, сочиняйте сказки, рассказы и не забывайте о скороговорках. Скороговорка и чистоговорка не только занятная игра, но и полезное упражнение для выработки хорошей дикции.
Уважаемые родители, хотелось бы вот о чем еще с вами побеседовать. В последние десятилетия мы наблюдаем увлечение ранним обучением детей чтению. Ребенок, рано научившийся читать, обычно для родителей предмет гордости. Однако, в дальнейшем от учителей да и самих родителей слышать приходится , что ребенок не хочет читать. Число детей, у которых нет интереса к чтению, растет. В чем же дело? Некоторые винят телевизор и компьютер. Однако, главная причина – неготовность детей к раннему обучению. Настаивая на раннем обучении грамоте, родители часто ссылаются на то, что дети сами проявляют интерес к чтению. Но ведь они такой же интерес проявляют и ко многому другому их окружающему. Более того, начинать обучение грамоте с букв, все равно, что давать в руки любой опасный предмет. Знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Точно также цифра – знак числа. Этап звукового обучения требует много времени и сил. Систему знаний ребенок постепенно усвоит при помощи речи. Поэтому, обратите внимание в речи на:
- правильное произношение звуков;
- умение различать звуки на слух;
- владение звукового анализа слова;
- грамматически правильный строй речи;
- умение отвечать на вопросы и задавать их;
- умение пересказывать текст.
Пусть ваш ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами, больше рисует, конструирует из любого материала, складывает кубики, лепит, вырезает.
Развивайте мышление, мелкую моторику, задавайте больше вопросов. Любите детей, помогайте им в становлении их личности.
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей.
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своих теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите.
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять.
Мнение и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте!
А. Лопатина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 2-3 лет» с родителями воспитанников 2 группы раннего возраста
Материалны для родителей...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....
Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....
Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....
Родительский клуб на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно исследовательской деятельности».
Цель: формировать единое образовательное пространство «ДОУ» - семья». Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через исследовательскую деятел...
Протокол родительского собрания по теме «Развитие речи детей второй группы раннего возраста».
Для детей раннего характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста. Частое обращение ко взрослым и све...