Конспект в подготовительной группе: « Самовар без чая не живёт»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Таранова Людмила Владимировна

!

Конспект в подготовительной группе: « Самовар  без чая не живёт»

 

Цель:приобщать детей к русской народной культуре: закреплять знания детей о традициях чаепития на Руси.

Педагог-психолог

Таранова Л.В.

Программные задачи:

Образовательные задачи: расширять общий кругозор детей; ознакомить детей с традицией чаепития ; закрепить у детей знания русских народных игр; побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова; совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания; создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей;Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, активность, инициативность, фантазию, самостоятельность, умение сосредоточиться, эстетический вкус, мышление, связную речь, расширять словарный запас, память.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре.

Словарная работа: самовар, блюдца, подстаканник.

Средства обучения: самовар, презентация «Самовары», фарфоровый заварник, грелка для заварника, кусковой сахар, мед, варенье, баранки;

Предварительная работа: беседы о традиции чаепития на Руси,, разучивание пословиц и поговорок о чае,, песен-потешек и русских народных хороводных игр.

Ход занятия

Оргмомент:

(звучит р. н. музыка)

В: Просим, просим, приглашаем, заходи честной народ

Вкусным чаем угощаем, самовар горячий ждет.

Все, кто любит крепкий чай, торопитесь! Не зевай!

Нам сегодня некогда скучать, вместе будем веселиться и играть!

Дети заходят в зал и садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).

В: Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним -

Забываем мы о ней,

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Беседа о чайной традиции.

- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.

В. - Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития.

(презентация «Чаепитие в России»)

Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.

- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)

-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.

- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).

- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)

- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.

В. Игра «А знаете ли вы, как правильно заваривать чай?»

Разложить на столе карточки в той последовательности, в какой должны выполняться операции. (звучит р. н. музыка, дети и родители)

В: На Урале самовар родился

В веке 19 он в Туле очутился

Самовары делали медные, стальные

А для знатных и богатых — даже золотые.

В: Давайте посмотрим, какие самовары были, и какими стали

(презентация «Самовары»)

В. Про чаепитие даже придумали чайные частушки (р. н. музыка)

Частушки

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так пропойте ж под чаек

Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится.

Погляди-ка на себя,

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая.

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

Самовар поет, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

Вот уже струится пар,

Закипает самовар,

Пора его на стол нести,

Чай гостям преподнести!

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай - чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день - денёчек

В: Во время чаепития можно и поиграть.

Игра "Самовар "

Ведущий помогает игрокам при помощи жребия выбрать водящего — это будет «самовар». Как и настоящий самовар на этом празднике, он станет главным в игре. «Самовар» встает спиной к играющим. А те при помощи жестов обсуждают, кто будет проверять, «вскипел ли самовар», то есть дотрагиваться до водящего рукой (для экономии времени решение может принять ведущий).

Когда «шеф-повар» проверяет готовность самовара,остальные игроки дружно скандируют«Самовар пыхтит, хозяин спит». Закончив инспекцию, «шеф-повар» возвращается на место, а «самовар» должен угадать, кто же его побеспокоил.

Если отгадал, то «шеф-повар» превращается в «самовар», а если произошла ошибка,то игроки кричат«Самовар лягушку съел и добавки захотел» — и игра продолжается с прежним водящим.

«Самовар» имеет три попытки, после чего ведущий находит ему замену.

В. А сейчас музыкальная пауза – звучит русская народная

песня «Ух ты, Порушка-Пораня»

Ребенок:

Нынче день такой веселый

Только петь, да танцевать

Вот и я вас приглашаю

Чай попить, да поиграть.

Игра "Заварим чай" (с родителями- комады) (звучит р. н. музыка)

Участники делятся на команды. Перед каждой командой устанавливают большой лист бумаги с нарисованной в центре чашкой. Участникам завязывают глаза и они, подходя по очереди к листу, рисуют на нем по треугольничку (пакетику чая). Побеждает та команда, участники которой были точнее и разместили больше нарисованных пакетиков внутри чашки.

Ребенок:

Чай с черникой, черный чай,

Чаем чаще угощай!

С чаем праздники встречай,

Вместе с чаем не скучай!

Ребенок:

С сухарями пили чай,

С пирогами пили чай,

С сушками, ватрушками,

С пирогами, плюшками,

Ребенок:

Чай с лимоном,

Чай простой,

Сладкий чай

И чай пустой.

Пили, пили, напились,

На перинах улеглись,

Сладко спали до зари.

Чай побулькивал внутри.

В: Всем спасибо за внимание,

Всех друзей на чай зовем

Угощаем ароматным,

Вкусным чаем с пирогом.

За столы скорей садитесь

Чаем сладким угоститесь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....

Конспект НОД в подготовительной группе "Квест - игра "Где живёт Чысхаан"

Конспек НОД в подготовительной группе "Квест - игра "Где живёт Чысхаан"...

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Сказка в музыке живёт»

Участники: музыкальный руководитель, воспитатель, дети подготовительной группы. Дети входят в зал под фонограмму «Приходите в гости к нам», проходят «змейкой», становятся в хоровод, выполняют танцева...

Занятие по экологии в подготовительной группе с использованием «Где живёт Капелька?»

Занятие по экологии в подготовительной группе с использованием  «Где живёт Капелька?»...

Конспект занятия в подготовительной группе по энергосбережению "Где живёт электричество?"

Программное содержание:- Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения.- Развивать творческие способности.- Развивать память, воображение, речь, любознательность, самостоятельность су...