Конспект в подготовительной группе: « Самовар без чая не живёт»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
!
Конспект в подготовительной группе: « Самовар без чая не живёт»
Цель:приобщать детей к русской народной культуре: закреплять знания детей о традициях чаепития на Руси.
Педагог-психолог
Таранова Л.В.
Программные задачи:
Образовательные задачи: расширять общий кругозор детей; ознакомить детей с традицией чаепития ; закрепить у детей знания русских народных игр; побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова; совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания; создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей;Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, активность, инициативность, фантазию, самостоятельность, умение сосредоточиться, эстетический вкус, мышление, связную речь, расширять словарный запас, память.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре.
Словарная работа: самовар, блюдца, подстаканник.
Средства обучения: самовар, презентация «Самовары», фарфоровый заварник, грелка для заварника, кусковой сахар, мед, варенье, баранки;
Предварительная работа: беседы о традиции чаепития на Руси,, разучивание пословиц и поговорок о чае,, песен-потешек и русских народных хороводных игр.
Ход занятия
Оргмомент:
(звучит р. н. музыка)
В: Просим, просим, приглашаем, заходи честной народ
Вкусным чаем угощаем, самовар горячий ждет.
Все, кто любит крепкий чай, торопитесь! Не зевай!
Нам сегодня некогда скучать, вместе будем веселиться и играть!
Дети заходят в зал и садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).
В: Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним -
Забываем мы о ней,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Беседа о чайной традиции.
- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.
В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.
Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.
В. - Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития.
(презентация «Чаепитие в России»)
Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.
- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)
-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.
- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).
- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)
- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.
В. Игра «А знаете ли вы, как правильно заваривать чай?»
Разложить на столе карточки в той последовательности, в какой должны выполняться операции. (звучит р. н. музыка, дети и родители)
В: На Урале самовар родился
В веке 19 он в Туле очутился
Самовары делали медные, стальные
А для знатных и богатых — даже золотые.
В: Давайте посмотрим, какие самовары были, и какими стали
(презентация «Самовары»)
В. Про чаепитие даже придумали чайные частушки (р. н. музыка)
Частушки
На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так пропойте ж под чаек
Чайные частушки!
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!
Самовар блестит, кипя,
Чай в нем пенится.
Погляди-ка на себя,
Ну и отраженьице!
Подавай мне чашку чая.
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока!
Самовар поет, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Вот уже струится пар,
Закипает самовар,
Пора его на стол нести,
Чай гостям преподнести!
Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай - чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день - денёчек
В: Во время чаепития можно и поиграть.
Игра "Самовар "
Ведущий помогает игрокам при помощи жребия выбрать водящего — это будет «самовар». Как и настоящий самовар на этом празднике, он станет главным в игре. «Самовар» встает спиной к играющим. А те при помощи жестов обсуждают, кто будет проверять, «вскипел ли самовар», то есть дотрагиваться до водящего рукой (для экономии времени решение может принять ведущий).
Когда «шеф-повар» проверяет готовность самовара,остальные игроки дружно скандируют: «Самовар пыхтит, хозяин спит». Закончив инспекцию, «шеф-повар» возвращается на место, а «самовар» должен угадать, кто же его побеспокоил.
Если отгадал, то «шеф-повар» превращается в «самовар», а если произошла ошибка,то игроки кричат: «Самовар лягушку съел и добавки захотел» — и игра продолжается с прежним водящим.
«Самовар» имеет три попытки, после чего ведущий находит ему замену.
В. А сейчас музыкальная пауза – звучит русская народная
песня «Ух ты, Порушка-Пораня»
Ребенок:
Нынче день такой веселый
Только петь, да танцевать
Вот и я вас приглашаю
Чай попить, да поиграть.
Игра "Заварим чай" (с родителями- комады) (звучит р. н. музыка)
Участники делятся на команды. Перед каждой командой устанавливают большой лист бумаги с нарисованной в центре чашкой. Участникам завязывают глаза и они, подходя по очереди к листу, рисуют на нем по треугольничку (пакетику чая). Побеждает та команда, участники которой были точнее и разместили больше нарисованных пакетиков внутри чашки.
Ребенок:
Чай с черникой, черный чай,
Чаем чаще угощай!
С чаем праздники встречай,
Вместе с чаем не скучай!
Ребенок:
С сухарями пили чай,
С пирогами пили чай,
С сушками, ватрушками,
С пирогами, плюшками,
Ребенок:
Чай с лимоном,
Чай простой,
Сладкий чай
И чай пустой.
Пили, пили, напились,
На перинах улеглись,
Сладко спали до зари.
Чай побулькивал внутри.
В: Всем спасибо за внимание,
Всех друзей на чай зовем
Угощаем ароматным,
Вкусным чаем с пирогом.
За столы скорей садитесь
Чаем сладким угоститесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта проблемного обучения ООД в подготовительной группе на тему: "Кто живёт на Южном полюсе"
Поэтапное проведение ООД, с указанием деятельности педагога и детей....
План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)
Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....
Конспект НОД в подготовительной группе "Квест - игра "Где живёт Чысхаан"
Конспек НОД в подготовительной группе "Квест - игра "Где живёт Чысхаан"...
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Сказка в музыке живёт»
Участники: музыкальный руководитель, воспитатель, дети подготовительной группы. Дети входят в зал под фонограмму «Приходите в гости к нам», проходят «змейкой», становятся в хоровод, выполняют танцева...
Занятие по экологии в подготовительной группе с использованием «Где живёт Капелька?»
Занятие по экологии в подготовительной группе с использованием «Где живёт Капелька?»...
Конспект занятия в подготовительной группе по энергосбережению "Где живёт электричество?"
Программное содержание:- Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения.- Развивать творческие способности.- Развивать память, воображение, речь, любознательность, самостоятельность су...
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе «Зима. Зимний лес» план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования ...