Акватерапия
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
нетрадиционные методики развития речи у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metodiki_razvitiya_rechi_akvaterapiya.docx | 95.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные методики развития речи на логопедических занятиях.
Акватерапия, или гидротерапия один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Гидротерапия применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.
Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:
Стабилизация эмоционального фона.
Снятие психоэмоционального и физического напряжения.
Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.
Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.
Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.
Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.
На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр: игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн); игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.); игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).
В ход игр используем психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста и поэтому данную методику хорошо использовать при адаптации детей к детскому саду.
Ранее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта, поэтому для стабилизации эмоционального состояния малышей в адаптационный период используем теплые ванночки для рук как игровой и релаксационный метод.
Игры можно брать следующие: «Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть; « Вылови игрушку» - ситечком выловить из воды; «Плавает – тонет» - определение плавучести предметов; «Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки; «Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек; «Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого; «Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная; «Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают. Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.
Метод гидротерапии можно проводить как утреннее время, так и в вечернее время, использовать как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.
Картотека игр:
1. Игра «Найди заданный звук в слове»Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист.. |
2. Игра «Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии)Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них. |
3. Игра «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква? |
4. Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики)Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки.Ход игры: собери в воде бусы. |
5. Игра «Выложи букву»Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки.Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками. |
6. Игра «Выложи слово»Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне. |
7. Игра «Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательныхОборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку. |
8. Игра«Расширяем словарный запас»Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон). |
9. Игра «Рыбка» (ориентировка в пространстве)Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве), непромокаемые фартуки.Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево. |
10. Игра «Жемчужины»Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки.Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин.Сколько в слове слогов, столько и жемчужин. |
11.Игра «Рыбацкие сети» (математика, счет)Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. |
12. Игра «Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина)Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко), непромокаемые фартуки.Ход игры: поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал? |
13. Игра «Пальчиковые игры»Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде. |
14. Игра «Ракушки» (существительное с числительным)Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки.Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек. |
15. Игра «Губка» (развиваем тактильные ощущения)Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки.Ход игры: достань и выжми губку |
16. Игра «Непроливайки». Переливание воды из емкости в емкость даст ребенку жизненный навык, чтобы впоследствии он смог налить себе воды, не разлив ее по столу и не облив ею себя.Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки.Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина. |
17. Игра «Кораблик» (развиваем речевое дыхание).Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки.Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил. |
18. Игра «Моем посуду» .Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная посуда, губка, непромокаемы фартуки.Ход игры: наши куклы уже поели, а сейчас мы помоем за ними посуду. |
19. Игра «Дед Мазай и зайцы».Оборудование: ёмкость с водой, картина Дед Мазай и зайцы, пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки.Ход игры: помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья?Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика «проплыть» все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие. |
20.«Разноцветные камушки»Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначенияХод игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камушек нужного цвета.Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же камней нужного цвета. |
22. «Зашифруй слово».Цель: Формирование фонематического анализа.Ход игры: На дне аквариума (любой и с водой) камушки трех цветов: го, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и помогает сделать звуковой анализ на дне ума из цветных камней. |
23.«Рыбка».Цель: Развивать умение находить место заданного звука в словеХод игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «рыбка» (дельфин, краб) и звуковая дорожка. Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне аквариума |
24. «Буря»Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю» на воде. |
25.«Морская прогулка»Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды. |
26. «Спрячь ручки».Прятать руки в воду, услышав заданный звук. |
27.«Два моря».Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в « море С» и «море Ш»). |
42.«Весёлый язычок».Цель: развитие артикуляционной моторики.Оборудование: ёмкость с водой, или со льдомХод игры: педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные движения одновременно выполняя движения рук в воде или в ёмкости со льдом.Артикуляционные упражнения:*«Лошадка» - Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде.*«Индюки» - Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком«бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде.*«Качели» - Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.*«Часики» - Языком ритмично двигать вправо-влево, ладошками по дну бассейна в такт движениям языка в том же направлении по воде.*«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п- п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде. |
43.«Прошагай по ракушкам».Цель: автоматизация звуков в слове; деление слов на слоги.Оборудование: ёмкость с водой, ракушки.Ход игры: предлагаем ребёнку шагать по ракушкам и при этом проговаривать чистоговорку, скороговорки; делим слова на слоги; придумать слова на заданный звук. |
44. «Кокофония».Цель: развитие голосоподачи.Оборудование: ёмкость с водой.Ход игры: пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде. |
45.«Найди на ощупь», «Найди и пересчитай».Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.Оборудование: ёмкость с водой или со льдом.Ход игры: предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку |
46.«Сколько слогов?Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.Ход игры: На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»).Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин») |
47.«Вылови букву»Цель: закрепление зрительного образа буквыХод игры: В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово. |
48.«Угадай букву».Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфииХод игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов) |
49.«Составь букву, слово, слог».Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по акватерапии для детей старшего дошкольног возраста "Морские волны"
Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по плаванию для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения....
Конспект занятия по акватерапии для детей старшего дошкольног возраста "Планета мыльных пузырей"
Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и инструктора по плаванию для детей старшего дошкольного, имеющих нарушение зрения....
Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".
В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией. Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....
Акватерапия для дошкольников
Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, с применением воды. Игра с водой- это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Приемы акватер...
Конспект занятия в первой младшей группе с использованием акватерапии « В гости к рыбке».
Задачи 1. Добиться снижения психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации.2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.3.Развивать речь детей, актив...
Акватерапия как средство адаптации к детскому саду
В образовательной области существует немало проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, где всякая практическая работа, направленная на укреплени...
Статья Занятие "Узоры в воде" с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
занятие с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи или имеющими ОНР...