НОД «Космическое путешествие» для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: обобщение знаний детей по обучению грамоте и лепке через игровую деятельность.
Задачи:
– обучающие - продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных; закреплять умение детей делить слова на слоги; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем; закреплять приемы лепки букв.
– развивающие – развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, мышление, внимание, память, фонематический слух; развивать художественно-творческие, конструктивные способности детей;
– воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Тип образовательной деятельности: итоговое, по обобщению и закреплению знаний.
Предварительная словарная работа: комета, черная дыра, космос, планета.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе, беседа о первом космонавте Ю.А.Гагарине, чтение стихов и рассказов, загадывание загадок, лепка букв.
Оборудование и материал:
Демонстрационный: изображение космических объектов: планета, черная дыра, комета; мяч; звезды с буквами А, З, Б, У, К, А; предложение «В добрый путь!»; фонограмма старта космической ракеты, учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики глаз; схема предложения.
Раздаточный: карточки со словами; слова с пропущенными буквами; раскраски; цветные фишки для звукового анализа слова; пластилин для каждого ребенка; простые карандаши.
Методические приемы:
· Словесные: беседа, загадывание загадок, проговаривание хором, поощрение, индивидуальная работа, напоминание.
· Практические: словесные игры, игровые упражнения, творческая мастерская (лепка букв из пластилина).
· Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть
Воспитатель:
– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое, радостное)
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
II. Основная часть
1. Беседа о времени года.
Воспитатель:
– Ребята, какое время года наступило? (наступила весна)
– Весна какая? (Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная)
– Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)
– Какой сейчас месяц? (Сейчас месяц апрель.)
2.Создание игровой мотивации.
Воспитатель:
– Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля? (Вся страна отмечала день Космонавтики.)
– Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы на ней полететь ,нам нужно ее построить. Какой конструктор можно использовать для постройки ракеты? (конструктор «Лего», металлический конструктор, деревянный конструктор, пластмассовый конструктор).
– А я предлагаю построить ракету из мягких модулей. (Постройка ракеты). Чтобы наш полет прошел успешно, и мы смогли давать полные и правильные ответы нам надо потренировать язычки.
3. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
4. Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
Воспитатель:
– Нам надо занять свои места в ракете, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
– Молодцы, все справились с заданием. Это была у нас разминка. А сейчас заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо прочитать предложение: В добрый путь! (Дети читают хором)
– Прочитайте, что у вас получилось. (В добрый путь!)
– Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)
5. Деление слов на слоги.
Воспитатель:
– На нашем пути три планеты – «Слогознайки». Но это непростые планеты, на первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй плпнете - из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трех слогов. Космические пираты напугали всех жителей и они сбежали со своих планет. Давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов. (Дом, луг, лес, хвост – слова состоят из одного слога; небо, космос, Земля, звезда, луна – слова состоят из двух слогов; планета, ракета, комета, телескоп – из трех слогов)
– Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).
– А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (Дыра.)
6. Звуковой анализ слов.
Воспитатель:
– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра)
– Сколько слогов в слове дыра? (В слове дыра два слога ды – ра.)
– На какой слог падает ударение? (Ударение падает на второй слог.)
– Дайте характеристику звуку [ д ]. (Звук [ д ]согласный, твёрдый)
– Охарактеризуйте звук [ ы ]. (Звук [ ы ] гласный, )
– Дайте характеристику звуку [ р ]. ) Звук [ р ] согласный, твёрдый)
– Дайте характеристику звуку [ а ]. (– Звук [ а ] гласный, ударный.)
– Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
7. Физкультминутка.
Воспитатель: Давайте пройдем в космический спортивный зал и проведем разминку.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны)
– На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…(Комета.)
8. Составление схем предложений.
Воспитатель:
– На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес.оп, солн.е, созве.дие, Гага.ин, астро.ом.
– Почему слово Гагарин написано с большой буквы? (Это фамилия.)
– Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.)
- Какие еще слова пишутся с большой буквы. (Имена людей, клички животных, название городов, рек, планет)
_ За это задание получаем еще одну звезду. (У)
– Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют предложения с прочитанными словами).
– Составьте схему одного предложения. «Солнце светит ярко». (Дети составляют схему предложения.)
– Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (К). А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
9. Гимнастика для глаз
Воспитатель:
– Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам.
10. Творческая мастерская.
Воспитатель:
- Посмотрите, с неба упали звезды, но не простые, а с буквами. Вам нужно слепить буквы из пластилина. (Дети лепят буквы из пластилина)
- Молодцы! За это задание нам дали звезду (А).
– Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили. (АЗБУКА)
– Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
(Звучит запуск ракеты)
III. Итог НОД.
Воспитатель:
- Вот мы и вернулись домой. Давайте вспомним, какие задания космических пиратов мы выполняли. (Делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки, лепили буквы из пластилина.)
– За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем путешествии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии – раскраски. На этом наше путешествие закончилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskoe_putushestvie_obuchenie_gramote_podg_gr_itogovoe.doc | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: обобщение знаний детей по обучению грамоте и лепке через игровую деятельность.
Задачи:
– обучающие - продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных; закреплять умение детей делить слова на слоги; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем; закреплять приемы лепки букв.
– развивающие – развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, мышление, внимание, память, фонематический слух; развивать художественно-творческие, конструктивные способности детей;
– воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Тип образовательной деятельности: итоговое, по обобщению и закреплению знаний.
Предварительная словарная работа: комета, черная дыра, космос, планета.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе, беседа о первом космонавте Ю.А.Гагарине, чтение стихов и рассказов, загадывание загадок, лепка букв.
Оборудование и материал:
Демонстрационный: изображение космических объектов: планета, черная дыра, комета; мяч; звезды с буквами А, З, Б, У, К, А; предложение «В добрый путь!»; фонограмма старта космической ракеты, учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики глаз; схема предложения.
Раздаточный: карточки со словами; слова с пропущенными буквами; раскраски; цветные фишки для звукового анализа слова; пластилин для каждого ребенка; простые карандаши.
Методические приемы:
- Словесные: беседа, загадывание загадок, проговаривание хором, поощрение, индивидуальная работа, напоминание.
- Практические: словесные игры, игровые упражнения, творческая мастерская (лепка букв из пластилина).
- Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть
Воспитатель:
– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое, радостное)
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
II. Основная часть
- Беседа о времени года.
Воспитатель:
– Ребята, какое время года наступило? (наступила весна)
– Весна какая? (Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная)
– Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)
– Какой сейчас месяц? (Сейчас месяц апрель.)
2.Создание игровой мотивации.
Воспитатель:
– Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля? (Вся страна отмечала день Космонавтики.)
– Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы на ней полететь ,нам нужно ее построить. Какой конструктор можно использовать для постройки ракеты? (конструктор «Лего», металлический конструктор, деревянный конструктор, пластмассовый конструктор).
– А я предлагаю построить ракету из мягких модулей. (Постройка ракеты). Чтобы наш полет прошел успешно, и мы смогли давать полные и правильные ответы нам надо потренировать язычки.
3. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
4. Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
Воспитатель:
– Нам надо занять свои места в ракете, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
– Молодцы, все справились с заданием. Это была у нас разминка. А сейчас заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо прочитать предложение: В добрый путь! (Дети читают хором)
– Прочитайте, что у вас получилось. (В добрый путь!)
– Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)
5. Деление слов на слоги.
Воспитатель:
– На нашем пути три планеты – «Слогознайки». Но это непростые планеты, на первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй плпнете - из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трех слогов. Космические пираты напугали всех жителей и они сбежали со своих планет. Давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов. (Дом, луг, лес, хвост – слова состоят из одного слога; небо, космос, Земля, звезда, луна – слова состоят из двух слогов; планета, ракета, комета, телескоп – из трех слогов)
– Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).
– А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (Дыра.)
6. Звуковой анализ слов.
Воспитатель:
– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра)
– Сколько слогов в слове дыра? (В слове дыра два слога ды – ра.)
– На какой слог падает ударение? (Ударение падает на второй слог.)
– Дайте характеристику звуку [ д ]. (Звук [ д ]согласный, твёрдый)
– Охарактеризуйте звук [ ы ]. (Звук [ ы ] гласный, )
– Дайте характеристику звуку [ р ]. ) Звук [ р ] согласный, твёрдый)
– Дайте характеристику звуку [ а ]. (– Звук [ а ] гласный, ударный.)
– Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
7. Физкультминутка.
Воспитатель: Давайте пройдем в космический спортивный зал и проведем разминку.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны)
– На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…(Комета.)
8. Составление схем предложений.
Воспитатель:
– На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес.оп, солн.е, созве.дие, Гага.ин, астро.ом.
– Почему слово Гагарин написано с большой буквы? (Это фамилия.)
– Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.)
- Какие еще слова пишутся с большой буквы. (Имена людей, клички животных, название городов, рек, планет)
_ За это задание получаем еще одну звезду. (У)
– Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют предложения с прочитанными словами).
– Составьте схему одного предложения. «Солнце светит ярко». (Дети составляют схему предложения.)
– Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (К). А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
9. Гимнастика для глаз
Воспитатель:
– Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам. (см. приложение №1)
10. Творческая мастерская.
Воспитатель:
- Посмотрите, с неба упали звезды, но не простые, а с буквами. Вам нужно слепить буквы из пластилина. (Дети лепят буквы из пластилина)
- Молодцы! За это задание нам дали звезду (А).
– Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили. (АЗБУКА)
– Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
(Звучит запуск ракеты)
III. Итог НОД.
Воспитатель:
- Вот мы и вернулись домой. Давайте вспомним, какие задания космических пиратов мы выполняли. (Делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки, лепили буквы из пластилина.)
– За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем путешествии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии – раскраски (смотри приложение №2). На этом наше путешествие закончилось.
Приложение № 1.
Рисунок звезды для проведения гимнастики для глаз.
Дети рисуют звезду глазами по стрелкам, не поворачивая головы.
Приложение № 2.
Раскраска раздаётся каждому ребёнку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Космическое путешествие" Старшая и подготовительная к школе группы
Предлагаю музыкальные номера, стихи, конкурсы и игры для детей старшего дошкольного возраста. объединённые темой космоса. Играть в них можно в помещении и на улице. Они могут быть использованы в мероп...
Конспект досуга "Космический квест" для детей подготовительной к школе группы
Досуг ко дню космонавтики для детей подготовительной к школе группы....
НОД на основе элементарного музицирования "Космические фантазии" для детей подготовительной к школе группе
Цель: Творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению....
"Большое космическое путешествие" для детей подготовительной к школе групп
Материал предназначен для педагогов ДОУ и начальной школы СОШ...
Конспект ООД по рисованию (Область «Художественное творчество) На тему: «Космическое путешествие» для детей подготовительной к школе группы.
Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования....
Непосредственно образовательная деятельность по Познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Большое космическое путешествие» для детей подготовительной к школе группы с ТНР.
Занятие по математике для детей подготовительной к школе группе. В ходе изучения лексической темы "Освоение космоса". Цель: закрепление ранее изученного материала. Задачи: закрепление навыко...
Конспект развлечения на тему: «Космическое путешествие» с детьми подготовительной к школе группы
Цель: Закреплять знания детей о космосе; формировать знания о календарных праздниках (День космонавтики)Задачи: Закреплять знания детей о планетах, их место положении в солнечной системе, о...