«Развитие речи через сказку.»
статья по развитию речи (младшая группа)

                               

Государственное  бюджетное  дошкольное  общеобразовательное  учреждение  детский  сад  №22  общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  деятельности  по  познавательно-речевому  развитию                         детей  Кировского  района  Санкт-Петербурга

 

 

 

 

                             

      «Развитие речи через сказку.»

   

 

 Составитель: Кафтанова  Татьяна  Георгиевна.

Воспитатель  высшей  квалификационной  категории

 

 

 

 

 

 

                                  Санкт-Петербург  2021г.

                            Развитие речи через сказку.

 

 

Ответственных родителей всегда интересует вопрос гармоничного развития ребенка. Им хочется, чтобы малыш не отставал от сверстников или даже опережал их. Один из важнейших показателей успешности развития ребенка  — это речь. Она должна быть правильная, богатая, эмоционально окрашенная. Развить эти характеристики речи можно через чтение сказок.

 

Какую пользу ребенку приносит хорошая сказка.

    Чтение сказок подходит детям в любом возрасте. Они получают мощный стимул к развитию в увлекательной форме.Во время слушания у детей активизируется память, внимание, воображение, обогащается словарный запас. Игры по прочитанному сюжету зарождают творческие способности, улучшают мышление, учат фантазировать. Инсценировки, обсуждения сказки, творчество — мощные средства для развития речи. У детей улучшается произношение. Они учатся говорить связно и выразительно.

 

Как читать сказки детям в 1-3 года

 

Крайне важно не навредить, не наскучить и не привить неприязнь к занятиям с раннего возраста. При чтении сказки следует обратить внимание на несложные, но важные правила: Проводить занятия надо, учитывая особенности возраста ребенка. Тогда малыш будет легко и с удовольствием получать новые знания Главное, на что должны опираться родители — это интерес. Детские психологи утверждают, что ребенок развивается, занимаясь общим интересным делом со взрослым. Ничто не должно отвлекать читателя и маленького слушателя от чтения. Необходимо посадить малыша так, чтобы он видел  жесты и мимику взрослого. На интересных моментах нужно делать паузы, активно жестикулировать, играть. Так ребенок не заскучает и будет слушать с удовольствием. Если карапуз еще не в состоянии прослушать сказку целиком — надо сокращать повествование. Можно рассказывать или читать только основные  моменты. Когда усидчивость и внимание малыша улучшатся — увеличить продолжительность чтения. Рассказывать сказку своими словами, а не читать по книге — это значит дать ребенку  яркий пример связной и выразительной речи. Заинтересовать малыша помогут яркие картинки и игрушки. Пусть игрушки будут актерами и устроят ребенку представление. Такой прием научит соотносить новые, абстрактные понятия с уже известными ему вещами и персонажами. Малышу это доставит удовольствие и удержит его внимание. Стоит читать всей семьей. Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра или брат по-своему преподнесут сюжет. У каждого из них индивидуальная интонация, мимика, эмоциональность, особый вариант развития событий сказки. Во время чтения пусть ребенок повторяет за взрослым. Как мычит корова? Как зовут персонажа? Можно, например, спеть песенку Колобка. Делать это следует эмоционально и ярко. Малышу захочется повторить это за родителем, а потом и произнести самостоятельно. Нужно читать сказку столько раз, сколько захочет ребенок. Для него важна стабильность. Любимая сказка, даже прослушанная  много раз, не может надоесть.

 

Как обсуждать сказку  .

 

 Обсуждая сказку с ребенком, мы касаемся сложных и серьезных тем — добро и зло, взаимовыручка, верность и т.д. Нужно обсуждать прочитанное, пока малыш не уяснит его смысл. Так расширяется кругозор, происходит знакомство с важнейшими жизненными понятиями. При обсуждении рекомендуется применять следующие правила:

-По ходу чтения следует объяснять незнакомые слова. Необходимо заранее посмотреть трудные значения в словаре, чтобы доходчиво и легко преподнести их. Так ребенку будет проще слушать и понимать. Если он что-то не понял, то быстро потеряет интерес.

-Первое время задавать вопросы, на которые достаточно односложного ответа. Так ребенок сможет участвовать в диалоге на доступном ему языке. Если он затрудняется — нужно ответить самим и попросить повторить.

-Затем задать вопросы, требующие развернутого ответа. Не страшно, если вначале малыш не сможет придумать его самостоятельно. Взрослый должен дать ответ сам. Ребенок запомнит — сразу или через несколько повторений. Можно проговаривать начало предложения и показывать на картинку с нужным словом или персонажем. Пусть ребенок озвучит их, завершая фразу.

 

Например, обсуждая сказку “Зайкина избушка”, следует коснуться  таких проблем, как превосходство силы, готовность помочь тому, кто в беде.

Можно задать малышу такие вопросы:

 -Кто главные герои?

 -О чем говорится в сказке?

 -Что такое избушка?

-Кто построил лубяную избушку?

 -Что такое луб? ( Сразу же нужно объяснить, что это — внутренняя часть коры дерева. Ведь вы заглянули предварительно в словарь )

-Какая избушка была у лисы?

-Что случилось весной с ледяной избушкой?

-Что сделала лиса?

-Она хорошо поступила?

-Кого тебе жалко — лису или зайку?

-Кто пожалел зайку?

-Кто смог прогнать лису?

 

 

Как инсценировать сказку

 

Одно из самых увлекательных занятий для ребенка любого возраста — игра в сказку. Малышам подойдут игры с “одушевлением” героев, игры-инсценировки. Им понравится, если игрушки оживут и разыграют представление. Детям захочется повторить лай собаки или сказать маме, кто из героев спрятался за ширму. Ребятам постарше будет интересно разыгрывать сказку по ролям, выступая за любимого персонажа.

 

 Пальчиковый театр

Пальчиковые куклы надевают не только себе, но и малышу. Движения пальцами хорошо разовьют мелкую моторику, и, как следствие, речь. Важно побуждать малыша произносить простейшие звуки и слова, озвучивая персонажей. Скоро он самостоятельно научится звукоподражанию в нужный момент.

Кукольный театр

Малыши  могут передвигать игрушки по “сцене” и озвучивать простейшие реплики героев. Дети постарше способны самостоятельно “играть” роль и произносить фразы. Начинать можно с нескольких предложений, затем переходить к полным репликам персонажей.

 

 

Творчество по сюжету сказки

 

В процессе творчества раскрывается потенциал ребёнка. Он чувствует себя художником или соавтором, выражая свои идеи при изготовлении поделки. Творческая работа руками развивает мелкую моторику, а, значит, и речь. Это может быть лепка, рисование, раскрашивание, моделирование.

1.С малышами нужно раскрашивать и рисовать пальчиковыми красками. Стоит постелить на пол защитное покрытие (например, пленку), сверху положить большой лист бумаги с заготовкой (например, с изображением солнышка). Лучше одеться с крохой в такую одежду, которую не жалко испачкать. В процессе творчества малыш может разрисовать все вокруг. Важно показать, как пользоваться красками. Нужно окунуть пальчик малыша в баночку и помочь провести линию, поставить кляксу на бумаге. Затем стоит предложить ребенку “рисовать”самостоятельно, немного придерживая его за локоть.

2.Можно попробовать рисовать кистью или карандашами “рука в руку”. Пусть взрослый встанет за спину крохи, вложит кисть в его ладошку и придерживает своей рукой. Так надо набирать краску, рисовать, раскрашивать, мыть кисточку. Это учит малышей правильному захвату, укрепляет запястье для самостоятельного рисования и письма.

3.Старшим деткам будет интересно мастерить из необычных материалов — ягод, ватных палочек, песка и т.д.

4. Прочитав сказку и побеседовав о ней, стоит изготовить поделку и изобразить персонажей. Лучше обсуждать в ходе процесса, что у вас получится, и приветствовать идеи ребенка.

5.Будет интересно сочинить сказку о том, как герои появились у вас дома в виде поделок. Что случилось с ними потом?

6.Фантазировать и придумывать новую историю можно прямо во время лепки или рисования.

 

Лучшие сборники сказок Детям 1-2 лет

 

Родителям важно следить за качеством иллюстраций в детских книгах. Именно на них обращает внимание ребенок, по ним запоминает сюжет и последовательность действий в сказке. Картинки должны быть приятных, спокойных цветов, на белом фоне, чтобы не перегружать зрение. Малыши отождествляют себя с персонажами-детьми или одушевленными животными. Пусть они на иллюстрациях выглядят добрыми и имеют детские пропорции тела. Книги с большим количеством текста в этом возрасте ребенку не нужны. Чтобы не утомить его, на странице должно быть не более 1-2 предложений. Хорошо, если в сказке есть повторения текста — например, “Колобок”, “Репка”. Чтобы малыш нечаянно не порвал книжку, в ней должны быть плотные страницы. Так крохе будет удобно “читать”. Книги с обычными страницами тоже допустимы, если взрослые будут показывать осторожное обращение с ними.

Стоит познакомить малыша с короткими русскими народными сказками, потешками, песенками, стихами А. Барто, В. Сутеева, К.Чуковского, С. Маршака.

Все лучшие сказки в картинках для малышей. С. Маршак , С. Михалков. Книга для чтения детям от 6 месяцев до 3 лет. Толстой А.Н. , Барто А.Л. 100 стихов малышам Барто А.Л. , Чуковский К.И. Сказки В. Сутеев 100 любимых стихов и 100 любимых сказок для малышей Берестов В.Д. , Толстой А.Н. Сказки для малышей Чуковский К.И. Поучительные

 

. Детям 3х лет

 

 Качественные иллюстрации в книгах важны детям и в этом возрасте. Пусть они будут на каждой странице издания. Рассматривание увлекательной книги прививает любовь к чтению. Стоит обратить внимание на те сказки, в которых герои совершают добрые или дурные поступки. Их можно обсудить на примере. Нужно выбирать произведения, в которых персонажи решают актуальные проблемы ребенка. Например, историю о том, как утенок научился делиться, или Маше понравилось чистить зубы. Полезно читать русские народные сказки, шедевры всемирной литературы — адаптированные по возрасту произведения Ш. Перро, Г.Х. Андерсена и т.д. Лучше разнообразить тематику — волшебные сказки, о животных, народные. Это расширит кругозор ребенка и поможет сформировать его предпочтения. Все самые великие сказки мира Три поросенка. Сказки С. Михалков Лучшие сказки для мальчиков Терентьева И.А., Сутеев В.Г. Сказки для принцесс Г.Х. Андерсен , Братья Гримм Волшебные сказки в лучших иллюстрациях Шарль Перро , Братья Гримм Сказки про «можно» и «нельзя» С. Михалков , В.

 

 

 Заключение

Чтение сказок — мощное средство для всестороннего развития ребенка. Оно обогащает словарный запас, активизирует речь. Обсуждение прочитанного позволит лучше мыслить, разовьет логику, научит анализировать. Пересказ поможет ребенку связно излагать мысли и улучшит память. Игры в сказку, создание творческих поделок повысят уверенность в себе, разовьют воображение и художественный дар. Важно показывать положительный пример, читать книги самим. Взрослому надо изучать с ребенком разнообразные по жанрам книги. Полезно читать и те, которые выбирают сами дети. Любовь к книгам  — один из важнейших шагов к успешности в будущем.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи через сказку."

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности....

НОД по развитию речи через театрализованную деятельность Во второй младшей группе «Сказка за сказкой» «Колобок»

Цель: Дать представления у детей младшего дошкольного возраста о разных видах театра....

Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу во второй младшей группе по сказкам К. И. Чуковского «Сказка в гости к нам пришла»

Цель: создать условия для знакомства детей с творчеством детского писателя К.И. Чуковского, посредством художественных произведений. Задачи:формировать знания детей о творчестве писат...