Рабочая программа кружковой деятельности
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Рабочая программа кружка для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_programma.docx67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР -  д/с №15»

Приняла решением педагогического

совета  МБ ДОУ «ЦРР – д/с №15»

Протокол от «27» августа 2020 года № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

«Развивайка»

старшая группа

«Непоседы»

2020 – 2021 уч. г.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Титульный лист

  1. Содержание

  1. Целевой раздел

- Пояснительная записка.

3

- Цель и задачи ООП.

4

- Принципы и подходы в организации общеобразовательного процесса.

4

- Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

7

- Особенности организации образовательного процесса в группе.

7

- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 5-6 лет.

8

- Планируемые результаты освоения программы, целевые ориентиры.

11

  1. Содержательный раздел

- Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе.

12

- Взаимодействие с семьей, социумом.

14

- Перспективное планирование работы кружка «Развивайка» на    2020 – 2021 учебный год.

15

- Модель организации совместной деятельности воспитаталя с воспитанниками ДОУ.

19

  1. Организационный раздел

- Оформление предметно – пространственной среды.

21

- Структура НОД.

21

- Перечень методических пособий.

34

  1. Дополнительный раздел

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Наблюдение за детьми    старшей группы «Непоседы»  выявило недостаточную устойчивость внимания, повышенную отвлекаемость, причина которой заключается в воздействиина детей  ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность двигательной сферы и поведения.

     Логопедическая помощь этой категории детей дошкольного возраста необходима, и должна включать следующие направления работы: формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

     Фонетическое нарушение речи (ФНР). Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков родной речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и – реже – их пропусках.

     При фонетическом нарушении речи, особых отклонений психического развития у детей не наблюдается, поскольку у детей дошкольноговозраста с фонетическим нарушением речи сохранен интеллект, то и всепсихические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) соответствуют возрастным нормам. Иногда в общем психологическом развитии могут проявляться признаки астении, которыесказываются на продуктивности психических процессов, на темповыххарактеристиках деятельности детей.

     У детей отмечается нарушение произношения отдельных звуков, таких как [Р], [Л], [С], [Ш], [Ж], [Ц] и некоторых других.

     Наиболее часто можно встретить искажённое произношение звуков[Р] – (велярное), [Ш] – (нижнее). При работе с такимидетьми надо помнить, что самостоятельно эти дефекты не исправляются. При исправлении нарушенного звукопроизношения нужна помощь логопеда.

     У детей с нарушением произношения отдельных звуков фонематический слух часто не нарушен.У детей с нарушением произношения нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми. Это затрудняет установление контактас ребенком, что требует дополнительных усилий.

     Таким образом, тщательное изучение каждого ребенка, особенностей его развития, индивидуализированная работа с ним по специальноподобранным пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздействия способствуют максимальной подготовке детей к последующему школьному обучению и его социальной адаптации.

     Анализ психофизического статуса детей, позволяет выделить основные особенности развития, которые необходимо учесть в процессе подготовки к обучению грамоте:

- Нарушения звукопроизношения;

- Недостаточнаясформированноть фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

- Нарушения развития словаря, грамматического строя и связной речи

- Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и их сочетаний в предложениях;

- Нарушения развития психических процессов, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики.

     Особенностью психофизического статуса детей, является незавершенность всех этаповпсихологического развития.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ООП.

Цель кружковой деятельности – всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи работы по развитию речи с детьми 5-6 лет:

1) обогащения активного, пассивного, потенциального словаря;

2 )развитие грамматического строя речи;

3 )развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

4)развитие фонематического слуха, совершенствование звуковойкультуры речи детей;

5 )обучение звуко – слоговому анализу слов;

6 )развитие мелкой моторики руки.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующимпериодом дошкольного развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, егопсихологическое самочувствие.

Успехи в овладении грамотой во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.

Исследователи отмечают, что с каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.

Обучение в  старшей  группе, даёт возможность детям достигнуть необходимого и достаточного уровня подготовки к школе. Возраст для детей 5-6 лет является сензитивным периодом, когдадети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то вбудущем ребенок вряд ли будет хорошо учиться в школе и станет успешным в дальнейшем.

Задачи: обратить особое внимание на развитие техкачеств личности, тех психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Поэтому нужно очень разумно отнестись к обучению детей, потомучто оно не должно превратиться во всё то же натаскивание детей наматериал первого класса. Обучение должно строиться не в жёсткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме детсадовских занятий, которые предусматривают наряду с обучением время для игровой, театрализованной конструктивной, изобразительной, музыкальной и других видов деятельности.

В связи с этим, работа  педагогов  должна  акцентироваться на следующих принципах работы с детьми:

- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;

- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;

- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

- обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;

- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

- широкое использование игровых приёмов, игрушек; создание эмоционально-значимых для детей ситуаций;

- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждомуребенку чувство комфортности и успешности .

При организации разнообразной познавательной деятельности, развитии мелкой моторики, зрительно-пространственных представлений сохраняется ведущая роль игровой деятельности.

Игра – основная форма организации детской жизни, позволяющая ребенку наиболее полно проявитьсобственную активность, реализовать себя. На специально организован-

ных физкультминутках широко используются разные виды игр (дидактические, развивающие, национальные, двигательные, сюжетно-ролевыеигры с правилами и т.д ). При организации физкультминуток можно рекомендовать такие методические приёмы как кинезитерапию(Кине́зиотерапи́я (др.-греч. κίνησις – движение + θεραπεία — лечение) — одна из форм лечебной физической культуры. Она представляет собой научно-прикладную деятельность, в которой сочетаются знания медицины, педагогики, анатомии, физиологии, биохимии),пальцевого массажа.

В процессе обучения у ребёнка необходимо сформировать круг индивидуальных качеств наиболее важных для начала школьного обучения – это учебно-значимые качества, которые иопределяют содержание работы. В связи с этим занятия по развитиюречи и обучению грамоте направлены на формирование фонематического восприятия, на обогащение активного словаря ребенка, связнойречи, формирование умений составлять повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено подготовке к изучениюрусского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенкак письму, а так же развитию словесного творчества ребенка.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольнобогатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и засчет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль воспитателя состоит в том,чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание надо уделять развитию фонетического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.Общие сведения о коллективе детей и родителей.  

     Основные участники реализации программы:  дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.  

     Старшая группа от 5 до 6 лет – количество 38 человек. Вид образовательного учреждения – общеразвивающий. Форма реализации программы: игра, познавательная, исследовательская и проектная деятельность, творческая активность.  

     Программа формируется с учетом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования личностно-ориентированного  взаимодействия взрослого с детьми  старшей группы и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от  5  до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

     Основная направленность  образовательной программы: Позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка.

     Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации программы: художественно-эстетическое и познавательное развитие.

     Задачи педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников – старшая группа (от 5 до 6 лет).

3.  Индивидуальные особенности воспитанников.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ

1)Демографические особенности:

   Анализ социального статуса семей выявил, что в средней группе  воспитываются дети из полных семей, из неполных семей  и многодетных семей.

Среднюю группу посещают 40 человек, из них два временно выбывших; 12 девочки и 18 мальчиков.  

В настоящее время группу посещают 38 человек.

 По группе здоровья:

•        1 группа - 11 человек;

•        2 группа - 22 человека;

•        3 группа - 5 человек .

Состав родителей:

•        Полная семья – 27 семей

•        Неполные -4 семей

•        Многодетные –4 семьи

•        Мать-одиночка – 2 семьи

•        Отец – одиночка – 1 семья

•        Опекуны – 0 семья

Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим и средне- специальным  профессиональным образованием.

2) Национально – культурные особенности:

   Этнический состав воспитанников группы: русские (98%), армяне (2%). Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.                                                                                               Основной контингент воспитанников проживает в условиях города, прилегающего района.

  Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Ставропольского края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты.

3) Климатические особенности:

   При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона.

   В режим дня группы ежедневно включены утренняя гимнастика, зарядка после сна. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

  Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

2. теплый  период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня).

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНТИНГЕНТА

 ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ

     Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

     Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

     Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

     Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Вос принимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием фор мы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

     В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное  мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

     В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

     Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

     Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

     Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

     Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

     Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

  1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
  • умение ориентироваться в содержании этого общения,
  • выполнять поручения

      2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности

  • о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
  • о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
  • о выразительных средствах речи

3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР

4.  Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

  •     наличие у него представления о модели и процессе моделирования
  •     способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу

Мониторинг усвоения материала по  кружковой деятельности  

«Развивайка»

Фамилия и имя ребенка

Соотносит звук и букву

Графиче ское обознач ение звуков

Понимает

термины

«звук»,

«буква»,

«слог»,

«предложе

ние»

Определяет

место звука

в слове: в

начале, в

середине и

в конце

Различает

гласные,

согласные

, твердые

и мягкие

согласные

, звонкие

и глухие

Звуковой

анализ

слова

Определяет

ударный слог,

ударную

гласную и

обозначает

соответствую

щим значком

Читает

слова,

слоги,

предложе

ния

Составляет предложени е из двух, трех слов, анализирует его

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим периодом дошкольного развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Успехи в овладении грамотой во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.

Исследователи отмечают, что с каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.

Обучение в  старшей  группе, даёт возможность детям достигнуть необходимого и достаточного уровня подготовки к школе. Возраст для детей 5-6 лет является сензитивным периодом, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет хорошо учиться в школе и станет успешным в дальнейшем.

Задачи: обратить особое внимание на развитие тех качеств личности, тех психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Поэтому нужно очень разумно отнестись к обучению детей, потому что оно не должно превратиться во всё то же натаскивание детей на материал первого класса. Обучение должно строиться не в жёсткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме детсадовских занятий, которые предусматривают наряду с обучением время для игровой, театрализованной конструктивной, изобразительной, музыкальной и других видов деятельности.

В связи с этим, работа  педагогов  должна  акцентироваться на следующих принципах работы с детьми:

- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;

- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;

- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

- обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;

- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

- широкое использование игровых приёмов, игрушек; создание эмоционально-значимых для детей ситуаций;

- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности .

При организации разнообразной познавательной деятельности, развитии мелкой моторики, зрительно-пространственных представлений сохраняется ведущая роль игровой деятельности.

Игра – основная форма организации детской жизни, позволяющая ребенку наиболее полно проявить собственную активность, реализовать себя. На специально организован-

ных физкультминутках широко используются разные виды игр (дидактические, развивающие, национальные, двигательные, сюжетно-ролевые игры с правилами и т.д ). При организации физкультминуток можно рекомендовать такие методические приёмы как кинезитерапию (Кине́зиотерапи́я (др.-греч. κίνησις – движение + θεραπεία — лечение) — одна из форм лечебной физической культуры. Она представляет собой научно-прикладную деятельность, в которой сочетаются знания медицины, педагогики, анатомии, физиологии, биохимии), пальцевого массажа.

В процессе обучения у ребёнка необходимо сформировать круг индивидуальных качеств наиболее важных для начала школьного обучения – это учебно-значимые качества, которые и определяют содержание работы. В связи с этим занятия по развитию речи и обучению грамоте направлены на формирование фонематического восприятия, на обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму, а так же развитию словесного творчества ребенка.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики.                  У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль воспитателя состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание надо уделять развитию фонетического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Формы работы

    Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

  1. Артикуляционная / речевая гимнастика
  2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
  3. Новый материал:
  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
  • буква, её образ и графическое написание
  • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
  • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
  • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  1. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  2. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ, СОЦИУМОМ

  • Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.
  • «Наши результаты»: сентябрь, май.
  • Методические недели с приглашением родителей (законных представителей) на открытые просмотры – октябрь, апрель.
  • Индивидуальные беседы, консультации в течение года по запросу родителей (законных представителей).

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА «РАЗВИВАЙКА» НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

№ п/п

Тема

Цель

СЕНТЯБРЬ

1

МОНИТОРИНГ

2

Звук. Различие  звуков окружающей  действительности.

Развитие речевого слуха. Составление схем предложений.

3

Гласный  звук А. Звуки речи. Гласные звуки.

Четкое произношение звука А, выделение звука А в речевом потоке,  в слогах,  словах, нахождение места звука в слове.

4

Буква А.

Знакомство с буквой А,  печатание  буквы А. Выкладывание  букв гороховым методом.

5

Гласный  звук О. Звуки речи. Гласные звуки.

Четкое произношение звука О, выделение звука О в речевом потоке,  в слогах,  словах, нахождение места звука в слове

6

Буква О.

Знакомство с буквой О,  печатание  буквы О. Выкладывание  букв гороховым методом.

7

Гласный  звук У.

Четкое произношение звука У, выделение звука У в речевом потоке,  в слогах,  словах, нахождение места звука в слове

8

Буква У.

Знакомство с буквой У,  печатание  буквы У. Выкладывание  букв гороховым методом.

ОКТЯБРЬ

1

Гласные  звуки

А, У, О.

Дифференциация  гласных  звуков А,О,У

2

Звук М и Мь

Дать определение «звонкий»  согласный звук, «твердый/мягкий»  согласный звук  Звукословный  анализ слов: МАК, МАША .

3

Буква М

Знакомство с  буквой М,  печатание  буквы М. Развитие умения  подбирать   к слову – предметы  как можно больше слов -  признаков и правильно их согласовывать. Выкладывание  букв гороховым методом.

4

Звук Н и Нь

Дать определение «звонкий»  согласный звук, «твердый/мягкий»  согласный звук  Звукословный  анализ слов: НАМ, НОС .

5

Буква Н

Знакомство с  буквой Н,  печатание  буквы Н. Развитие умения  подбирать   к слову – предметы  как можно больше слов -  признаков и правильно их согласовывать. Выкладывание  букв гороховым методом.

6

Гласный  звук И

Четкое произношение звука И, выделение звука И в речевом потоке,  в слогах,  словах, нахождение места звука в слове

7

Буква И.

Знакомство с буквой И,  печатание  буквы И. Выкладывание  букв гороховым методом.

8

Гласный  звук Ы

Четкое произношение звука Ы, выделение звука Ы в речевом потоке,  в слогах,  словах, нахождение места звука в слове

НОЯБРЬ

1

Буква Ы.

Знакомство с буквой Ы,  печатание  буквы Ы. Выкладывание  букв гороховым методом.

2

Гласные  звуки

Ы, И

Дифференциация  гласных  звуков Ы, И

3

Звук Т и Ть

Дать определение «глухой»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: КОТ, ТОК .

4

Буква Т

Знакомство с  буквой Т,  печатание  буквы Т. Развитие умения  подбирать   к слову – предметы  как можно больше слов -  признаков и правильно их согласовывать. Выкладывание  букв гороховым методом.

5

Звук Д и Дь

Дать определение «звонкий»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: ДУБ, ДОМ

6

Буква Д

Знакомство с  буквой Д,  печатание  буквы Д. Развитие умения  подбирать   к слову – предметы  как можно больше слов -  признаков и правильно их согласовывать. Выкладывание  букв гороховым методом.

7

Звуки Т т ТЬ,

Д и ДЬ

Уточнение понятий «глухой» и «звонкий»   согласные звуки. Развитие  умения образовывать   формы  родительного падежа множественного   числа  числительных.

8

Звук П и ПЬ

Дать определение «глухой»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: ПОЛ, ПАРК.

ДЕКАБРЬ

1

Буква П

Знакомство с  буквой П,  печатание  буквы П. Развитие умения  подбирать   к слову – предметы  как можно больше слов -  признаков и правильно их согласовывать. Выкладывание  букв гороховым методом.

2

Звук Б  и БЬ  

Дать определение «звонкий»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: БАК, БЫК

3

Буква П

Знакомство с  буквой Б,  печатание  буквы Б. Развитие умения  подбирать   к слову – предметы  как можно больше слов -  признаков и правильно их согласовывать. Выкладывание  букв гороховым методом.

4

Звуки П  и ПЬ,

Б и БЬ

Уточнение понятий «глухой» и «звонкий»   согласные звуки. Развитие  вербального воображения.  Определения рода слов  предметов.  

5

Гласный  звук Э,

Четкое произношение звука Э, выделение звука Э в речевом потоке,  в слогах,  словах, нахождение места звука в слове

6

Буква Э.

Знакомство с буквой Э,  печатание  буквы Э. Выкладывание  букв гороховым методом.

7

Гласные  звуки

А, У, О,Э

Дифференциация  гласных  звуков А,О,У, Э

8.

Повторение  изученного

Выкладывание букв гороховым способом.

ЯНВАРЬ

1

Звук Ф и ФЬ

Дать определение «глухой»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: ФЛОТ, ФЛАГ.

2

Буква Ф

Знакомство с  буквой Ф,  печатание  буквы Ф. Развитие умения  подбирать   к слову – предметы  как можно больше слов -  признаков и правильно их согласовывать. Выкладывание  букв гороховым методом.

3

Звук В и ВЬ

Дать определение «звонкий»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: ВОЛК, ВОЗ

4

Буква В

Знакомство с  буквой В,  печатание  буквы В. Развитие умения  подбирать   к слову   противоположные  слова по смыслу. Выкладывание  букв гороховым методом.

5

Звуки В  и ВЬ,

Ф и ФЬ

Уточнение понятий «глухой» и «звонкий»   согласные звуки. Развитие  вербального воображения.  Определения рода слов  предметов.  

6

Звук К и КЬ

Дать определение «глухой»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: КОТ  КИТ

ФЕВРАЛЬ

1

Буква К

Знакомство с  буквой К,  печатание  буквы К Развитие умения  подбирать   к слову – уменьшительно  - ласкательные слова. Выкладывание  букв гороховым методом.

2

Звук Г и ГЬ

Дать определение «звонкий»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: ГОЛ, ГРАД

3

Буква Г

Знакомство с  буквой Г,  печатание  буквы Г Развитие умения  соотносить слово предмет  со словом  признаком.  Выкладывание  букв гороховым методом.

4

Звуки К  и КЬ,

Г и ГЬ

Уточнение понятий «глухой» и «звонкий»   согласные звуки. Развитие  вербального воображения.  Определения рода слов  предметов.  

5

Звук Х и ХЬ

Дать определение «глухой»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: ХЛЕБ, МОХ

6

Буква Х

Знакомство с  буквой Х,  печатание  буквы Х Развитие умения  подбирать   к слову – уменьшительно  - ласкательные слова. Выкладывание  букв гороховым методом.

7

Звук С и СЬ

Дать определение «глухой»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: СОК, САНИ

8

Буква С

Знакомство с  буквой С,  печатание  буквы С Развитие умения  подбирать   к слову – предмету, как можно  больше слов  признаков. Выкладывание  букв гороховым методом.

МАРТ

1

Звук З и ЗЬ

Дать определение «звонкий»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: ВАЗА, ЗАВОД

2

Буква З

Знакомство с  буквой З  печатание  буквы З Развитие умения  образовывать новые слова. Выкладывание  букв гороховым методом.

3

Звуки С и СЬ,

З и ЗЬ

Уточнение понятий «глухой» и «звонкий»   согласные звуки. Развитие  вербального воображения.  Определения рода слов  предметов.  

4

Звук Ш

Дать определение «глухой»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: КАША, МАША

5

Буква Ш

Знакомство с  буквой Ш,  печатание  буквы Ш Развитие умения  подбирать   к слову – предмету, как можно  больше слов  признаков. Выкладывание  букв гороховым методом.

6

Звук Ж

Дать определение «звонкий»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: ЖУК, УЖИ

7

Буква Ж

Знакомство с  буквой Ж,  печатание  буквы Ж Выкладывание  букв гороховым методом.

8

Звук ЩЬ

Дать определение «глухой»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: ЩУКА, ЩИТ

АПРЕЛЬ

1

Буква Щ

Знакомство с  буквой Щ,  печатание  буквы Щ. Развитие умения  подбирать   к слову – предмету, как можно  больше слов  признаков и правильно  их согласовывать. Выкладывание  букв гороховым методом.

2

Звуки Ш, Ж, С, СЬ, З, ЗЬ

Уточнение понятий «глухой» и «звонкий»   согласные звуки. Развитие  вербального воображения.  Развитие  связной речи  детей.  

3

Звук ЧЬ

Дать определение «глухой»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: ТУЧА, МЯЧ

4

Буква Ч

Знакомство с  буквой Ч,  печатание  буквы Ч. Уметь называть признаки животных по образцу. Выкладывание  букв гороховым методом.

5

Звук Ц

Дать определение «глухой»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: ОВЦА, ЗАЯЦ

6

Буква Ц

Знакомство с  буквой Ц,  печатание  буквы Ц. Развитие умения  подбирать   к слову – предмету, слова  обозначающие действия. Выкладывание  букв гороховым методом.

7

Звук Р и РЬ

Дать определение «звонкий»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: РОТ, РЫБА

8

Буква Р

Знакомство с  буквой Р,  печатание  буквы Р. Развитие умения  подбирать   к слову – предмету, как можно  больше слов  признаков и правильно  их согласовывать.

Выкладывание  букв гороховым методом.

 МАЙ

1

Звук Л и ЛЬ

Дать определение «звонкий»  согласный звук,  Звукословный  анализ слов: ЛАК, ЛОТО

2

Буква Л

Знакомство с  буквой Л,  печатание  буквы Л. Развитие умения  образовывать новые слова.

Выкладывание  букв гороховым методом.

3

Мягкий знак Ь

сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь

4

Твёрдый знак Ъ

сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й

5

Повторение

слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово.

6

Закрепление

Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова

7

Закрепление

алфавит, чтение стихотворений

8

Ребусы, загадки, чтение стих-й.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ ДОУ

Направление развития ребенка

1-я половина дня

2-я половина дня

Физическое развитие и здоровье

Прием детей на воздухе в теплое время года.

Утренняя гимнастика  (подвижные игры, игровые сюжеты).

Гигиенические процедуры.

Закаливание в повседневной жизни.

Физкультминутки в процессе непосредственно образовательной деятельности (далее НОД).

НОД по физическому воспитанию. Прогулка в двигательной активности.

Гимнастика после сна.

Закаливание.

Физкультурные досуги, игры, развлечения.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений).

Познавательное  развитие

НОД по познавательноу развитию.

Дидактические игры.

Наблюдения.

Ситуативные беседы.

Экскурсии по участку.

Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.

Развивающие игры.

Индивидуальная работа.

Конструирование и моделирование.

Речевое развитие

НОД по речевому развитию

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций

Показ различных видов театра

Игровые действия по  

произведеним

Заучивания стихов

Дидактические игры

Логоритмика

Развивающие игры

Сюжетно-ролевые игры

Настольно-печатные игры

Чтение стихов и сказок

Индивидуальная работа

Показ различных видов театра

Социально-личностное развитие

Ситуативные беседы.

Формирование навыков культуры еды, культуры быта. Трудовые поручения.

Формирование навыков культуры общения.

Театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Индивидуальная работа.

Формирование навыков культуры еды, культуры быта.

Трудовые поручения.

Театрализованные, музыкальные игры.

Работа в художественно-речевом центре.

Сюжетно-ролевые игры.

Художественно-эстетическое развитие

НОД по художественно-эстетическому развитию.

Экскурсии в природу (на участке)

Музыкально-художественные досуги.

Работа в творческих мастерских.      Индивидуальная работа.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

  • Магнитная азбука;
  • Демонстрационный материал «Звуки и буквы»
  • Дидактические настольные игры
  • «Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.

СТРУКТУРА НОД

1. Лексическая и грамматическая работа:

- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи:

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный рассказ текста по зрительной опоре;

- составление рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука,его условным обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки;

– твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове,

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу:

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру, печатание букв в тетради в клетку).

        Программа  кружковой деятельности рассчитана на реализацию в течение одного года на 72 занятия (2 занятия в неделю; вторник и четверг 16:00).

     При обучении грамоте можно использовать такие методические приёмы как «глобальное чтение», «интуитивное чтение», «сочинение стихотворений», письмо горохом, «глобальное письмо», и др. Использование данных приёмов основано на закономерностях психофизического развития ребёнка. У дошкольников больше развито правое полушарие мозга, и им легче запоминать чтение всего слова целиком (они какбы фотографируют слово), чем понимать многочисленные правила. Логическое мышление еще мало развито на этом этапе. Суть “глобального чтения” заключается в том, что звучащее слово и его написание предъявляются ребёнку много раз (оно звучит на диске, написано в учебнике и на карточках). Дети, которые научились читать таким методом, быстро овладевают чтением и предложений, они редко делают орфографические ошибки.

Важным моментом обучения является так же обучение детей звуковому анализу слов. Это умение формируется как особый мыслительный процесс, в ходе которого дети должны последовательно и правильно называть в словах звуки, количество звуков в слове, давать характеристику звука (гласный, согласный, согласный твердый, мягкий и т.д.),

уметь производить полный звуковой анализ слов, “узнавание” заданного или самостоятельно выделенного звука в других словах (т. е., и в таких, где он может находиться в разных позициях, в том числе и в структуре “слияние”).

Далее, ребенок узнает, что речь состоит из предложений. Само понятие “предложение” воспринимается и осваивается чисто практически: “Послушай такое предложение...”.

С помощью взрослого ребенок делает важное “открытие” – предложение состоит из слов, их может быть два, три и больше (пока не следует давать для анализа слишком длинные предложения, а также состоящие из одного слова). Самым доступными по структуре предложениями являются такие, в котором подлежащее выражено именем существительным (реже – личным местоимением), а сказуемое – глаголом. (Птицы летают. Они поют.) Порядок слов преимущественно прямой. (Травка зеленеет.) Здесь подлежащее стоит перед сказуемым. Но можно дать и предложения, которые имеют обратный порядок слов. (Скоро придет весна. Прилетят птицы.) Постепенно для анализа нужно вводить вопросительные предложения (Откуда прилетят птицы?) и побудительные (Плыви, мой кораблик.)

Следующим этапом занятий с детьми является составление схематического изображения предложения. Модель предложения строится при помощи горизонтальной черты (слово) и знака (точка, восклицательный и вопросительный знаки).

Например,

Пришла осень __ __ .

Воздух стал прохладным __ __ __ .

Спрятались от холода насекомые __ _ __ __ .

Куда собираются птицы __ __ __ ?

Далее, необходимо научить детей делить слова на слоги. Для деления сначала подбираются слова, состоящие из двух слогов типа: мама, ли-па, се-но, мо-ре. Затем предложите слова типа мо-роз, кни-га, гри-бы, кра-си –во и т.д.

Полезным и интересным видом работы, является проговаривание по слогам считалочек. Детям очень нравится такая работа, особенно в процессе подвижной игры, инсценировки (ребенок, выполняя соответствующие движения, проговаривает считалочку):

Мы де-ли-ли а-пель-син.

Мно-го нас, а он о-дин.

Э-та доль-ка – для е-жа.

Э-та доль-ка для стри-жа.

Э-та доль-ка для у-тят.

Э-та доль-ка для ко-тят.

Э-та доль-ка для боб-ра.

А для вол-ка – ко-жу-ра.

Он сер-дит на нас – бе-да!

Раз-бе-гай-тесь кто ку-да!)

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому

и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

В процессе образовательной деятельности  большое снимание уделяется и обучению чтению. Обучение ребёнка грамоте должно быть непринуждённым и организовано на более высоком уровне, с учётом возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей и должно носить развивающий характер.

Содержание развивающего обучения грамоте принципиально отличается от традиционного. Ребенку не просто показывают способы чтения и письма, которые ему необходимо воспроизвести, он эти способы должен “открыть”, исследуя звуковую материю родного языка.

Именно благодаря этому резко изменяется ситуация обучения грамоте, особенно для детей, которые приходят в школу, умея хотя бы немножко читать. Но звуковая материя языка, с которой сталкиваются дети при развивающем обучении, для читающего ученика так же нова и неизвестна, как и для нечитающего. Разгадывание ее секретов, поиск средств и способов моделирования звучащего слова – дело, уравнивающее и увлекающее всех детей, независимо от их предшествующей подготовки.

Понятие готовности к овладению чтением и письмом не исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребёнка, а включает также созревание некоторых неречевых функций (в частности, зрительно-пространственных представлений).

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела  (правая – левая рука, нога, глаз, ухо). Далее у ребёнка нужно развить ориентацию на картинке (что находится вверху – внизу, справа – слева).

Потом подключаются действия с предметами (поставь кубик под стол, на стол, держи над столом; поставь кубик справа – слева от шара и т.п.) Ребёнок должен различать любые предметы по цвету, а также по признаку (большой – маленький, толстый – тонкий, узкий – широкий, высокий – низкий). Большую помощь в развитии зрительно-пространственных представлений окажут игры с мозаикой, с разрезанными картинками, паззлами. Очень полезна работа с пластилином, глиной, тестом; раскраска картинок карандашами, особенно заштриховка мелких деталей.

Такая профилактическая работа поможет ребёнку подготовиться к чёткому зрительному восприятию и правильному написанию букв.

Активизировать речевое развитие помогает вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка. На занятиях по развитию речи и обучению грамоте дошкольников необходимо использовать лингвистические игры во всём их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им у ребёнка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпо ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять эмоции ребёнка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью , то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестаёт быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребёнка и взрослого, необходимо внимательно следить за настроением ребёнка, выявлять и учитывать его речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику.

Так как для старшего дошкольного возраста наиболее характерным является активное усвоение речевых конструкций разного типа, освоение формы монолога и параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя речи и освоение смысловой стороны слова, то и лингвистические игры подбираются мною исходя из этого и, конечно, цели каждого отдельного занятия.

Для активизации речевого развития детей на занятиях по развитию речи и подготовки к обучению грамоте можно использовать упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач.

 Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

Исходя из-задач, которые ставятся при использовании на занятиях лингвистических игр, все игры можно условно разделить на группы по направленности на решение какой-то одной главной задачи, хотя параллельно с ней в этой игре будут решаться и другие задачи.

 Игры на развитие звуковой культуры речи.

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с задан-

ным количеством слогов.

Игра «Придумай слово».

Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д.Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать детей на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, воспитатель  говорит:  

«Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово – пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово.

Но здесь необходимо учитывать один момент: если учитель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, что- бы помощь исходила от детей.

 Игра «Строим дорожку».

Цель – развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока.                 В этой игре на первом этапе воспитатель  активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе

Воспитатель  уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, а воспитатель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.

 Игра «Ловушка».

Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.

Учитель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются  воспитателем в зависимости от темы занятия.

Игра «Поймай слог».

Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.

Воспитатель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.

Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

 Игровое упражнение «Раздели правильно».

Цель – развитие умения делить слова на слоги.

Воспитатель  говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра «Посели в домик».

Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.

Воспитатель вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

Игры на формирование грамматического строя речи.

В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

Игровое упражнение «Подбираем рифмы».

Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Учитель читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:

-Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

-Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

-Даю вам честное слово!

Далее учитель задаёт детям вопросы на понимание текста:

-Кого видел поэт? В каком виде они были?

-Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки,тапочки, рукавички и т.д.)

-Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

-Даём честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видали двух сорок

Без…(ботинок) и …(чулок).

И щенков без …(носков).

И синичек без …(рукавичек).

Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению учителя. По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже самое.

Игра «Кузовок».

Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования;

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

-Вот тебе кузовок,

-Клади в него, что на –ок.

-Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством воспитателя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

 Игровое упражнение «Чьё всё это?».

Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие:

-Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

-Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игра «Домики».

Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.

Учитель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

* Игры на обогащение словарного запаса.

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также

работа над подбором синонимов и антонимов.

 Игра «Наоборот».

Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Воспитатель  говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время

игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч воспитателю.

Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

-Нам с тобой пришёл черёд

-Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).

-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!

-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

 Игровое упражнение «Закончи фразу».

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова слова – неприятели).

Воспитатель называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил воспитатель, т.е. закончить фразу.

-Сахар сладкий, а лимон … .

-Луна видна ночью, а солнце … .

-Огонь горячий, а лёд … .

-Река широкая, а ручей … .

-Камень тяжёлый, а пух … .

Обыграть это можно следующим образом: воспитатель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому».

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Воспитатель  говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» – это слова – приятели.

Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идёт)

Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

-Чистый воздух (свежий воздух).

-Чистая вода (прозрачная вода).

-Чистая посуда (вымытая посуда).

-Самолёт сел (приземлился).

-Солнце село (зашло).

-Река бежит (течёт, струится).

-Мальчик бежит (мчится, несётся).

-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).

очень маленький (малюсенький).

 Игра «Какой предмет?»

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: детям  показывают картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Игра «Что бывает?»

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом –признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

красное – платье, яблоко, знамя, …

* Игры на развитие связной речи.

Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Можно использовать: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «За-

кончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений приведены ниже.

Игровое упражнение «Распространи предложение».

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое воспитателем  предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, воспитатель  начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня».

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Учитель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше учитель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ученик должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, учитель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать.

Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель  рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

 Игровое упражнение «Если бы…».

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

-«Если бы я был волшебником, то …»

-«Если бы я стал невидимым…»

-«Если весна не наступит никогда…»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

 Игровое упражнение «Закончи сам».

Цель – развитие воображения, связной речи.

Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

Наблюдая за активностью детей на занятиях, можно отметить, что при использовании данных игр активность и интерес к занятию заметно возрастает и занятие проходит очень весело и незаметно.

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих школьно-значимых качеств:

• правильно держать ручку при письме;

• ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;

• фиксировать границу и величину элементов;

• запоминать конфигурацию букв;

• знать и уметь выполнять разные виды штриховки;

• при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;

• уметь по фрагментам продолжить узор;

• проводить звуковой анализ и синтез слов;

• владеть литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;

• вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;

• владеть элементарными умениями чтения и письма.

В результате обучения у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности

ребёнка и саморазвития, готовность ребёнка к школе.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

  1. Акименко В.М. Система занятий по обучению грамоте детей, 2012г.
  2. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Бином», 2018 г.
  3. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
  4. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
  5. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
  6. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.
  7. Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
  8. Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.
  9. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Мониторинг усвоения материала по  кружковой деятельности  «От А до Я»

Ф.И. ребенка

Соотносит звук и букву

Графиче ское обознач ение звуков

Понимает

термины

«звук»,

«буква»,

«слог»,

«предложе

ние»

Определяет

место звука

в слове: в

начале, в

середине и

в конце

Различает

гласные,

согласные

, твердые

и мягкие

согласные

, звонкие

и глухие

Звуковой

анализ

слова

Определяет

ударный слог,

ударную

гласную и

обозначает

соответствую

щим значком

Читает

слова,

слоги,

предложе

ния

Составляет предложени е из двух, трех слов, анализирует его

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности  по музыкальному образованию в ДОУ...

Рабочая программа кружковой деятельности в 1 мл группе на тему " познавайка"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 МЛ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ...

Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу"

Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу" в подготовительной группе....

Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»

Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....

Рабочая программа кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Содержание данной рабочей программы кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» представлена одним из видов деятельности по художественно-эстетическому...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...