Игра на обогащение словаря новыми словами Тема: «Птицы» Д/И«Кто как голос подает?» Для детей четвертого-пятого года жизни (2 мл. – средняя группы) м
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Обучающая задача: обогащать словарь новыми словами глагольной формы,закрепить и уточнить словарь.
Игровая задача: кто быстрее и правильно произнесет голос птиц т.е как они разговаривают.
Игровые действия:
- Воспитатель показывает карточку с изображением птицы, а дети говорят как эта птица подает голос (что она делает),
затем (имитируют) голос (разговор) этих птиц.
2.Ребенок сам опускает руку в волшебный сундучок и достает карточку с изображением птицы и так же
говорит как она подает голос, затем произносит (имитирует)разговорэтой птицы, либо предлагает сделать это
ребенку из группы.
Игровые правила: 1. Воспитатель достает карточку из волшебного сундучка и предлагает детям внимательно
рассмотретькакая птица изображена на карточке (по выбору воспитателя ребенок либо называет птицу
либо не называет), и сказать как она подает голос (что делает), не кричаи не перебивая друг друга. Первый ребенок кто
назовет правильно – получает фишку.
Ребенок который набрал, больше фишек считается победителем, ему предоставляется приз (по усмотрению педагога).
2. Ребенку предоставляетсявозможность самому достать карточку изволшебного сундучка (т.е быть в роли ведущего)
и показать ее своему товарищу, чтобы тот сказал как эта птица подает голос т. е. что она делает, затем этот ребенок
имитирует голос этой птицы.
Итог игры:Воспитатель: вы ребята молодцы, все активно принимали участие в игре. Путь к победе возможен только
через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Воспитательназывает победителя (лей) игры, затем спрашивает у детей понравилась ли им игра и предлагает
поиграть в следующий раз в другую игру, которая будет такой же интересной.
Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, волшебный сундучок, фишки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_rechevomu_razvitiyu_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра на обогащение словаря новыми словами
Тема: «Птицы»
Д/И«Кто как голос подает?»
Для детей четвертого-пятого года жизни
(2 мл. – средняя группы)
Обучающая задача: обогащать словарь новыми словами глагольной формы,закрепить и уточнить словарь.
Игровая задача: кто быстрее и правильно произнесет голос птиц т.е как они разговаривают.
Игровые действия:
- Воспитатель показывает карточку с изображением птицы, а дети говорят как эта птица подает голос (что она делает),
затем (имитируют) голос (разговор) этих птиц.
2.Ребенок сам опускает руку в волшебный сундучок и достает карточку с изображением птицы и так же
говорит как она подает голос, затем произносит (имитирует)разговорэтой птицы, либо предлагает сделать это
ребенку из группы.
Игровые правила: 1. Воспитатель достает карточку из волшебного сундучка и предлагает детям внимательно
рассмотретькакая птица изображена на карточке (по выбору воспитателя ребенок либо называет птицу
либо не называет), и сказать как она подает голос (что делает), не кричаи не перебивая друг друга. Первый ребенок кто
назовет правильно – получает фишку.
Ребенок который набрал, больше фишек считается победителем, ему предоставляется приз (по усмотрению педагога).
2. Ребенку предоставляетсявозможность самому достать карточку изволшебного сундучка (т.е быть в роли ведущего)
и показать ее своему товарищу, чтобы тот сказал как эта птица подает голос т. е. что она делает, затем этот ребенок
имитирует голос этой птицы.
Итог игры:Воспитатель: вы ребята молодцы, все активно принимали участие в игре. Путь к победе возможен только
через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Воспитательназывает победителя (лей) игры, затем спрашивает у детей понравилась ли им игра и предлагает
поиграть в следующий раз в другую игру, которая будет такой же интересной.
Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, волшебный сундучок, фишки.
Слова для обогащения словаря:
воробей – чирикает (чик-чирик)
ворона – каркает (кар-кар)
голубь – воркует (уррр)
синица – свистит (тсиии)
утка – крякает (кря-кря)
соловей –поет(издает трель )
кукушка – кукует (куку-куку)
петух – кукарекает (кукареку)
Гусь –гагочет (га-га-га)
Крица-квохчет или кудахчет (ко-ко-ко)
Игра на активизацию словаря
Тема: «Овощи»
Д/И«Скажи ласково»
Для детей пятого года жизни ( средняя группа)
Дидактическая задача: активизировать словарь уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Игровая задача: внимательное отношение друг к другу.
Игровые правила: узнать овощ, назвать, образовать уменьшительно-ласкательную форму.
Игровые действия: Воспитатель приходит в наряде «Осени» и говорит: «Урожай собрала, хотите узнать, что я собрала? Вот – огурец, а как мы можем назвать огурец ласково? Как мы можем назвать одним словом то, что я собрала?»
Итог игры:воспитатель хвалит всех ребят за участие и отмечает самых активных называя их по именам, затем предлагает поиграть в не менее интересную игру (по желанию детей).
Игровой материал: корзина, овощи (огурец, помидор, картошка, тыква, перец, капуста, морковь).
Слова для активизации словаря:
Огурец – огурчик;
Помидор – помидорчик;
Картошка – картошечка;
Тыква – тыковка;
Перец – перчик;
Капуста – капустка;
Морковь – морковка.
Игра на закрепление и уточнение словаря
Тема: «Профессии»
Д/И«Что кому нужно»
Для детей пятого года жизни
(средняя группа)
Дидактическая задача: закреплять и уточнять в речи формы имён существительных в творительном падеже.
Игровая задача: кто первый правильно назовет что кому нужно.
Игровые действия: Предложите ребенку рассмотреть изображение людей. Попросите их определить и назвать профессии. Затем спросите: «Что изображено на этой картинке? Показывая поочерёдно на пианино, кастрюлю, шапочку врача задать вопросы:
«Кому этот предмет нужен для работы?»
Задайте вопросы: Чем повар режет овощи? (ножом).
Чем врач делает уколы? (шприцом).
На чём играет музыкант? (на музыкальных инструментах).
Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару). Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу). «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю). «Кто работает с детьми?» (Воспитатель).
Игровые правила: узнать предметы ответить на вопросы не выкрикивая и не перебивая друг друга, а поднимая руки. Кто первый поднимет руку тот и отвечает, засчитывается только правильный ответ. «Что изображено на этой картинке? Кому этот предмет нужен для работы? Чем работает: повар, доктор, музыкант, воспитатель?»
Итог игры: В.: Ребята все вы молодцы, активно принимали участие в игре, а лучше всех справились с заданием….(воспитатель называет имена детей). Затем воспитатель спрашивает детей понравилась ли им игра и предлагает детям поиграть в другую игру.
Игровой материал: Предметные картинки с изображением повара, доктора, музыканта, воспитатель. Картинки с изображением ножа, шприца, пианино, игрушки; фишки
Слова для закрепления и уточнения словаря: повар, доктор, воспитатель, нож, шприц, пианино, игрушки.
Игра на формирование грамматического строя речи
Д/И«Что изменилось, чего не стало»
Для детей пятого года жизни
(средняя группа)
Дидактическая задача:Упражнять детей в усвоении формы родительного падежа мн. числа существительных;
Игровая задача: определитькто самый внимательный из ребят.
Игровые действия: В.:«Ребята посмотрите на стол. На столе много игрушек-зверюшек. Давайте назовем их» - дети перечисляют названия игрушек. «Сейчас некоторые из них убегут, а вы должны узнать какие из них убежали в лес» Взрослый просит рассмотреть игрушки, ставится ширма, за которой взрослый убирает одну группу игрушек, ширма убирается и через 15-20 сек. Воспитатель спрашивает: «Каких зверюшек не стало, кто убежал в лес» или «Чего не стало». Дети отвечают (зайчата или лисята убежали в лес, не стало зайчат или не стало лисят), за каждый правильный ответ воспитатель дает детям фишку, после чего игрушки возвращаются. Игра повторяется несколько раз (4-5раз). Если дети проговаривают неверно, то воспитатель их поправляет.
Игровые правила: дети внимательно рассматривают игрушки, выясняют какие убежали и правильно проговаривают слова. В конце игры подсчитать фишки у кого их больше тот и победил.
Итог игры: ребята какие вы молодцы, вы все очень внимательные. Подсчитывает фишки, называет победителя и называет достижения всех ребят, затем предлагает детям по желанию нарисовать зверюшек которые убегали в лес.
Игровой материал: группы игрушек-зверюшек, ширма, фишки.
Игра на формирование грамматического строя речи
Д/И «Фантастический зверь»
(образование притяжательных прилагательных)
Для детей седьмого года жизни (подготовительная группа)
Дидактическая задача:упражнять в образовании притяжательных прилагательных и составлении простых
распространенных предложений;
Игровая задача:отгадать какого животного части тела;
Игровые действия:ведущийвоспитатель или ребенок раздает игрокам карточки с изображением фантастического зверя, адети рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.
Игровые правила: не перебивать друг друга.
Итог игры:воспитатель хвалит детей за внимательность, выделяет более внимательного ребенка и предлагает детям нарисовать своего фантастического зверя для выставки;
Игровой материал:картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).
Пример:«У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».
Игра на формирование грамматического строя речи
Д/И«Один-много»
Для детей четвертого-пятого года жизни
(2 мл.-средняя группы)
Дидактическая задача: научить образовывать существительные множественного числа
Игровая задача:кто лучше выполнит задание.
Игровые действия: воспитательназывает существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но во множественном числе и возвращает мяч обратно воспитателю (чашка- чашки, ложка- ложки и т.д.).
Игровые правила: дети сидят на стульчиках и ловят мяч двумя руками, поймав мяч ребенок называет существительное во множественном числе, остальные дети ему не подсказывают, воспитатель дает ребенку возможность подумать, только после того как он подумал и затрудняется ответить воспитатель предлагает детям помочь ему, или помогает сам.
Итог игры:все ребята сегодня справились с заданием, все постарались-молодцы. В следующий раз мы поиграем с вами в другую интересную игру.
Игровой материал:мяч.
Слова для закрепления и уточнения словаря по лексической теме
Игра на формирование грамматического строя речи
Д/И «Большой и маленький»
Для детей пятого года жизни (средняя группа).
Дидактическая задача: научить согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных;
Игровая задача:кто лучше справится с заданием;
Игровые действия:дети делятся на пары. Воспитатель раздает им парные карточки с изображением одного и того же предмета, на одной карточке нарисован предмет большого размера, на другой маленького. Один ребенок в паре говорит о большом предмете – второй о маленьком (пример: Цветок красный, а цветочек красненький).
Игровые правила: после того как дети рассказали о предмете воспитатель дает им следующую карточку и они меняются ролями, дети не должны подсказывать друг другу, воспитатель дает возможность подумать;
Примечание: воспитатель или ребенок могут быть ведущими, они могут говорить только о большом предмете.
Итог игры:Воспитатель хвалит всех ребят и отмечает лучших, предлагает ребенку лучше всех справившемуся с заданием стать ведущим.
Игровой материал:парные цветные карточки с изображением одного и тогоже предмета, но разной величины;
Пример
Цветок красный, а цветочек красненький.
Яблоко сладкое, а ... (яблочко сладенькое).
Чашка синяя, а ... (чашечка синенькая).
Цыплёнок пушистый, а ... (цыплёночек пушистенький).
Ведро синее, а ... (ведерко синенькое).
Дом низкий, а ... (домик низенький).
Морковь вкусная, а ... (морковочка вкусненькая).
Звуковая культура речи
Д/И «Самолет»
(на закрепление звукопроизношения)
Для детей шестого года жизни (старшая группа)
Дидактическая задача:формироватьумения узнавать звук [с] в словах.
Игровая задача: кто больше соберет вещей.
Игровые правила:
Игра может проводится с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети находят картинки с изображением вещей со звуком [с]. Дети должны соблюдать очередь, не кричать, не перебивать друг друга.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает детям отправиться в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].
Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.
Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].
«Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами
И опять вернемся к маме. » А. Барто
Игровые атрибуты:картинки с изображением вещей.
Итог игры:стюардесса (воспитатель)подсчитывает пассажиров кто взял с собой в полет нужный багаж.
Затем предлагает детям которые взяли картинки с другим звуком, попробовать еще раз поиграть.
Звуковая культура речи
Д/И «Громко-тихо»
(на интонационную выразительность)
Для детей четвертого года жизни ( 2 младшая группа)
Дидактическая задача:формировать умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Игровая задача: кто правильно изобразит с помощью голоса большой и маленький предмет.
Игровые правила:дети не должны переходить на шепот и кричать. дети с помощью голоса имитируют звуки больших и маленьких игрушек
Игровые действия: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки (дети с помощью голоса имитируют звуки больших и маленьких игрушек).
Игровые атрибуты: парные картинки с изображением игрушек разного размера, парные игрушки разного размера, музыкальные инструменты разного размера ( на выбор).
Итог:воспитатель хвалит детей за усердие, предлагает поиграть с игрушками или в другую не менее интересную игру.
Звуковая культура речи
Д/И «Строим дорожку»
Для детей седьмого года жизни (подготовительная группа)
Дидактическая задача: развивать слуховое внимание;
Игровая задача:не упустить мяч и придумать правильно слово;
Игровые правила: четко произнести слово, аккуратно передать мяч другому игроку, не вставать пока мяч не дойдет до первого игрока, не подсказывать друг другу;
Игровое действие:дети сидят в кругу на стульчиках. Первый игрок придумывает любое слово и передает мяч следующему игроку. Второй игрок придумывает слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова, и так далее, пока не дойдут до первого игрока;
Примечание:в этой игре на первом этапе воспитатель активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе воспитатель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук.Воспитатель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.
Игровые атрибуты: мяч;
Итог игры: воспитатель хвалит всех за старание, спрашивает у детей как они справились с заданием, и кто по их мнению лучше всех придумал слово. Предлагает детям поиграть в не менее интересную игру.
Звуковая культура речи
Д/И «Испорченный телефон»
(на развитие фонематического слуха)
Для детей шестого года жизни (старшая группа)
Дидактическая задача: развивать у детей слухового внимания.
Игровая задача:кто правильно назовет слово.
Игровые правила:Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
Итог игры:по окончании воспитатель объявляет испорчен телефон или исправен, хвалит всех детей если они правильно назвали заданное слово, предлагает поиграть еще раз, но ведущим становится ребенок.
Развитие связной речи
Д/И «Почемучкины вопросы»
Для детей шестого года жизни ( старшая группа)
Дидактическая задача: развивать у детей связную речь, мышление;
Игровая задача:кто правильнее ответит на вопрос;
Игровые правила:дети отвечают на вопросы ведущего полным ответом, не перебивают друг друга, внимательно слушают отвечающего;
Игровые действия:ведущий (воспитатель) бросает ребенку мяч и задает вопрос (Почему…), ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос. Затем бросает мяч ведущему который в свою очередь задает вопрос следующему ребенку.
Примечание: ведущим может быть ребенок выбранный с помощью считалки.
Игровые атрибуты: мяч;
Итог игры:ребята какие вы молодцы, вы все очень постарались. Называет по имени детей которые лучше всех справились с заданием и говорит, что в следующий раз у получится еще лучше у всех детей.
Примерные вопросы к игре:
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему медведь зимой спит?
7. Почему заяц зимой белый?
8. Почему дома нельзя играть с мячом?
9. Почему из трубы идет дым?
10. Почему в доме делают окна?
11. Почему листья на деревьях появляются весной?
Развитие связной речи
Д/И «Где начало рассказа?»
Для детей шестого года жизни (старшая группа)
Дидактическая задача:формировать умение передавать временную и логическую последовательность рассказа с помощью картинок;
Игровая задача:кто правильней составит картинки и рассказ;
Игровые правила: одна картинка-одно предложение, соединить в связной рассказ. Не перебивать друг друга. Допускается помощь друзей, но по просьбе.
Игровое действие: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа. Они позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.
Игровые атрибуты:серия сюжетных картинок.
Итог игры:взрослый хвалит всех детей, называет более отличившихся, и предлагает в следующий раз поиграть в другую не менее интересную игру.
Развитие связной речи
Д/И «Чего на свете не бывает»
Для детей седьмого года жизни (подготовительная группа)
Дидактическая задача: формироватьсвязную речь, черезописание картинок-нелепиц;
Игровая задача: выявить кто самый внимательный;
Игровые правила:найти неправильные фрагменты, назвать их;
Игровое действие:ребенок рассматривает картинки-нелепицы, находит неправильные фрагментыкартинки, описывает и доказывает, почему данное изображение ошибочное;
Игровые атрибуты:картинки-нелепицы;
Итог игры:воспитатель оценивает внимательность детей и называет более старательных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Консультация для родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ...
Консультация для родителей Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...
Развитие речи детей четвертого - пятого года жизни
Развитие речи...
Консультация для родителей: «Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни»
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании граммати...
Семинар – практикум с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме «Формирование у детей 7 – го года жизни психологической готовности к школе»
Семинар – практикум...
Статья: «Народные игры как средство развития и обогащения словаря детей 5-го года жизни в ДОУ».
Статья посвящена речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через фольклор, а именно народные игры. В статье описаны роль и значение народных игр для обогащения словаря детей и даны общие р...