«Использование кругов Эйлера в познавательном развития детей.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Статья предназначена педагогам дошкольных образовательных учреждений.
В статье рассматривается вопрос организации работы использования кругов Эйлера в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. В статье описаны задачи, этапы, алгоритм работы с множествами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_krugi_ellera.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование кругов Эйлера в познавательном развития детей.
Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений признаков предметов. К.Д. Ушинский утверждал, что познание любого предмета происходит, только через приравнивание его к чему-то и отличая от чего-то.
Сравнение даёт возможность обнаружить существенные и несущественные признаки, выделить свойства и отличия. Так ребёнок учится понимать, что у каждого предмета или их группы есть свое подробное описание и характеристики. Знание свойств и отношений объектов дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности- изобразительной, познавательной, учебной.
В своей работе для познавательного развития детей я использую Круги Эйлера.Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике, развитии речи детей. Учитывая простоту и наглядность модели - кругов Эйлера, их можно с успехом использовать в детском саду. Круги Эйлера- это геометрическая схема, которая применяется для наглядного отображения отношений между множествами.
Существуют несколько моделей кругов:
а) Непересекающиеся круги ( это 1 какое либо понятие);
б) Пересекающиеся круги (множества имеют общие признаки);
в) Один круг вложен в другой (одно понятие и его подклассы).
В своей практике я использую обычные обручи или рисую маркером круги на магнитной доске. Круги Эйлера я использую в образовательной деятельности детей, по развитию речи , познавательному развитию.
Используя круги Эйлера я решаю следующие задачи:
- Формирую умение выявлять свойства в объектах, сравнивать и классифицировать их;
- Развиваю логическое мышление, представления о множестве;
- Развиваю пространственное мышление детей;
- Учу детей логически рассуждать и обосновывать свой выбор;
- Воспитываю самостоятельность, инициативу.
Данную технологию начала применять с детьми среднего возраста.
Прежде чем приступить к играм с кругами я объясняла детям, что значит «положить в круг», и что такое «положить предмет вне круга». Затем учила детей выбирать предметы, ориентируясь на один из признаков предмета. Давала детям задание
«найти пару» показывала детям, какой либо предмет и просила найти среди множества предметов лежащих на столе предмет, совпадающий по одному признаку с указанным. Например: монетка и мяч - круглые , огурец и крокодил- зеленые.
Работу по обучению разделения на множества проводила в несколько этапов с постепенным усложнением. Сегодня я вам покажу как легко и просто при помощи кругов Эйлера можно рассмотреть и выделить характерные признаки животных.
1 этап Освоение дошкольниками свойств, предметов происходит через чувственное познание, поэтому сначала в процессе игры я использую игрушки.
Для того чтобы ребенок мог более детально рассмотреть и выделить заданный признак. Например, признак большой – маленький проверяем приемом наложения.
Сперва, я учила детей играть с одним кругом, классифицировать предметы по одному заданному признаку. Игровое действие заключалось в размещении внутри круга предметов с определенным признаком, а предметы не обладающие данным признаком оставались за кругом.
Игра с 1 кругом, зададим детям признак Домашние животные.
Рассмотрите игрушки, положите в круг только домашних животных. Назовите их. Расскажите, почему их так называют. Назовите игрушки, оказавшиеся внутри круга, одним словом.
Далее брала игру с двумя кругами, с непересекающимися множествами, где каждое множество имело только свой признак, исключая другой.
Даю детям задание, разделите игрушки так, чтобы в одном круге находились животные с копытами, а в другом животные с когтями. В этом случае мы видим , что животные отличаются друг от друга по внешнему признаку, у одних на лапах подушечки с когтями, а у других животных копыта. Здесь же уместно обсудить, зачем животным когти и копыта. Выделить признак рогатые, безрогие.
Для того чтобы дети самостоятельно научились выявлять признаки, даю детям алгоритм работы с множествами.
- Внимательно рассмотри предметы, вспомни, что ты знаешь о них.
2) Посмотри и скажи, чем они похожи.
3) Посмотри и скажи, чем они различаются.
4) объедини объекты в группы на основе общего признака;
5) выдели объекты, не принадлежащий к данной группе, каждой группе дай общее название;
6) Подумай, по какому признаку их можно сравнивать.
7) сформулируй результаты сравнения.
В результате первого этапа у детей сформировалось умение сравнивать и выделять в объекте один из признаков, и давать ему характеристику. Так дети научились выделять такие признаки предметов как : цвет, форма, размер, материал, назначение. У живых объектов такие признаки как: действие, среда обитания, внешние признаки, общие и индивидуальные признаки в общих группах.
2 этап- Учила детей классифицировать предметы по 2, 3 признакам, в игре использовала дидактический материл.
Сначала использовала игру с 2 кругами, в этом случае оба множества обладали общими признаками, и некоторые объекты попадали в пересечении колец. Показывала детям, как можно совместить круги, чтоб они имели общую область пересечения , куда разместить объекты с общими признаками.
№1 Например : давала детям задание, разделить животных по двум признакам - домашние и дикие животные. При делении групп животных на классы дети замечали, что среди тех и других есть животные, имеющие общий признак.
После обсуждения, дети размещали животных, которые обладали общим признаком, в пересечении колец. Затем просила детей распределить картинки так ,чтобы в одном круге лежали домашние животные, а в другом птицы. В этом случае в пересечении колец оказывались домашние птицы.
После каждого выполненного задания, я задавала детям вопросы:
какие объекты лежат в одном круге, какие в другом круге, какие объекты лежат в пересечении колец, почему есть объекты, которые лежат вне колец. Так же здесь можно обсудить, чем птицы отличаются от животных? ( крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. Зачем человек разводит птиц? )
Усложняю задания и предлагала игру с тремя кругами, учу классифицировать объекты по трем признакам.
Даю детям задание разделить животных на 3 круга по способу питания.
В этом случае получается 1область пересечения колец (это всеядные животные). Потом каждой из пересекающейся окружности присваиваем название.
Так дети классифицировали животных по внешним признакам: по размеру, покрову и окрасу шерсти животных; по месту обитания , дети выяснили что больше животных которые передвигаются по суше.
Таким образом, используя игры с пересекающимися кругами, дети наглядно видят, что все животные обладают как общими так и отличительными признаки .
Работая на логопедической группе изучая каждую неделю новую тему, я заметила, что у детей с нарушениями речи трудно формируются родовые понятия и принципы классификации внутри этого понятия. Чтобы преодолеть эти трудности я применяю игры с вложенными кругами.
В этой игре один большой круг - это одно понятие, в которое входит другие подгруппы объектов, размещенные внутри большого. Я предлагаю детям картинки с изображением животных, прошу разделить их на группы по месту обитания. Так дети разделили всех животных на: животных, обитающих в жарких странах, на севере, морских обитателей, а также диких и домашних.
После распределения картинок детям задаю вопросы помогающие закрепить понимание принципа обобщения объектов, или их исключения из общей группы.
Третий этап- Развиваю у детей умение самим подбирать дидактический материал, подлежащий классификации. В таких играх дети сами определяют основание для классификации признаков. Группы, можно составлять из чего угодно.
Предлагаю детям картинки относящихся к разным обобщающим понятиям .
Сначала прошу детей рассмотреть картинки, сказать на какие группы можно разделить все картинки. После чего дети должны распределить картинки в заранее нарисованные круги.
Договариваемся с детьми в какой круг, каких животных будем размещать.
После распределения картинок, прошу детей назвать каждую группу картинок обобщающим словом. Затем приступаем к сравнению и классификации. Если дети не могут самостоятельно выделить признак для сравнения, то я задаю детям наводящие вопросы, отвечая на которые дети определяют признак и сравнивают объекты.
Так изучая тему животные, дети выделили следующие признаки :
- среди всех выделенных групп животных , бывают как дикие так и домашние;
- хищные и травоядные ;
- бывают водные и наземные животные, выделили внешние признаки этих животных, сравнили их образ жизни и среду обитания;
Затем мы рассмотрели, как дикие животные приспосабливаются к зиме.
Используя круги Эйлера можно играть в игру «Кто подходит под описание». Так я предлагала детям найти объект, подходящий под описание тех кругов, которые имеют общее пересечение. Затем дети сами составляли такие загадки.
Таким образом, условия игры с кругами Эйлера позволяют объединять, сенсорику, лексику, развивать у детей мышление, произвольное внимание, умение рассуждать и делать выводы. Благодаря развитию зрительной и ассоциативной памяти во время занятий, дети хорошо запоминали новый материал и закрепляют полученные знания. У детей развилась способность к обобщению, дети научились самостоятельно выбирать основания для классификации. И именно с помощью пересекающихся кругов решался целый класс интереснейших логических задач, которые необходимы ребенку при подготовке к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
мастер-класс "Использование кругов Эйлера в речевом развитии детей"
Использование кругов Эйлера для речевого развития летей....
«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»
Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...
«Использование кругов Эйлера в познавательном развития детей.
Опыт работы внедрения метода круги Эйлера в образовательный процесс....
презентация "Использование кругов Эйлера в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста"
Круги Эйлера - это геометрическая схема, которая применяется для наглядного отображения отношений между множествами. Основной целью игр с обручами является освоение умения классифицировать множес...
Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".
Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Э...
Использование кругов Эйлера для развития логического мышления детей дошкольного возраста
Использование кругов Эйлера для развития логического мышления детей дошкольного возраста...