Методическая разработка "Зима и ее приметы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Горлова Елена Яковлевна

В ходе реализации НОД уточняются и расширяются знания детей по данной теме, закрепляются знания детей о признаках зимы , у детей воспитывается бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_i_ee_primety.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР- детский сад с. Бакчара»

Методическая разработка

 по развитию речи

на тему «Зима. Зимние приметы»

для детей 4-5 лет

Воспитатель Горлова Е.Я.

                                     с. Бакчар 2020


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Зима».

Закрепить знания детей о признаках зимы, учить рассказывать по мнемотаблице.

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛ:

Мнемотаблицы по теме «зима», игрушка – Зайчик, снежинки.

Ход занятия.

---Дети стоят полукругом---

Воспитатель читает загадку:

Во дворе замерзли лужи,

 Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла...

Ответ: зима

Воспитатель. Какое настроение вам навивает эта загадка (печальное, грустное, радостное и.т.д)

Воспитатель: ребята, а теперь послушайте стихотворение

Пришла зима

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

Автор: И. Черницкая

Воспитатель. А теперь какое у вас настроение прочтя это стихотворение. (веселое, радостное, грустное и т.д.)

А какая зима, какие определения ей можно подобрать? (Снежная, красивая, радостная, веселая)

В: Вот, как много красивого мы сказали о зиме. Давайте поиграем в игру.

Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

солнце - солнышко,

снег - снежок,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

лёд - ледок,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

санки– саночки,

Дерево – деревце.

- Молодцы.

Игровое упражнение: «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ЗИМЕ»

На смену осени пришла… (зима).

Солнце все реже выглядывает… (из—за туч).

Деревья надели… (укрыты снегом).

Снежинки…(красивые, белые)блестят на солнышке, а затем… (таят, кружатся, укрываютземлю белым ковром.

Снег… (падает, кружится,) и заставляет прятаться… (по домам).

Зверям впали в … (спячку).

Физкультминутка

«Снежинки»

Снежинки тихо кружатся, (кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Снежинки нам под ноги плавно ложатся (приседают.)

И под ногами хрустят и лежат, (движения руками вправо - влево.)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(На ширме появляется кукла – Зайка)

ЗАЙКА: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Что-то я ничего не пойму. Какое сейчас время года? Помогите мне, пожалуйста, расскажите, научите. А то я совсем запутался.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Не переживай,ЗАЙКА , наши дети тебе помогут. Ребята, расскажите Незнайке, какое сейчас время года?

(использую мнемотаблицы)

Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо рассказали о зиме.

Воспитатель: Медленно и неспешно наступала зима и по пословицам и поговоркам люди уже смотрели на предстоящую весну и об этом говорило многое. Ведь по многим приметам зимы можно было строить догадке о том, какова будет весна.ЗАЙКА, послушай, какие дети знают поговорки и пословицы о зиме

  • Зимой денек, как у комарика носок. Изречение говорит о том, что зимой дни очень короткие, а ночи долгие. Поэтому необходимо много успеть.
  • Летом соберешь, то зимой на столе найдешь. Это изречение говорит о том, что летом и осенью необходимо трудиться, стараться и складывать запасы на зиму. Если ничего из этого делаться не будет, то зима будет голодной.
  • Зима лето пугает, да все равно тает. Смысл изречения заключается в том, что рано или поздно зима заканчивается. За ней приходит теплое время года.
  • Зимой тулуп всякому люб. Смысл изречения в том, что в холодное время года необходимо тепло одеваться. Без верхней одежды невозможно ходить по улицам.
  • Лето собирает, а зима поедает. Суть учения в том, что в теплое время года нужно работать, не покладая рук и складывать запасы овощей и фруктов в погреб. Чтобы зимой можно было съесть. Фраза гласит о необходимости труда в теплое время года.
  • Зима заморозками начинается и капельками кончается. Смысл фразы в том, что в самом начале зимы обычно морозы. Последний месяц зимой характеризуется гололедом, а также снегом, который тает.
  • Береги нос зимой в мороз. Фраза гласит о необходимости тепло одеваться. При необходимости в лютый мороз не выходить на улицу.
  • Подрожишь, так и побежишь. Смысл изречения в том, что в холода все люди ходят гораздо быстрее, нежели летом. Потому как долго находиться в неподвижном состоянии на одном месте, в лютый мороз, нельзя. При активном движении согреваешься.
  • В мороз добрый хозяин не выгонит собаку за ворота. Смысл фразы в том, что в лютые холода хорошему хозяину жалко своего пса. Поэтому он держит его в тепле.

Воспитатель. ЗАЙКА, теперь ты точно знаешь какое сейчас время года и его приметы.

Поиграй с нами в интересную игру.

Подвижная игра «Найди пару»

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре- снежинки (их количество по количеству детей и подобраны снежинки так, чтобы можно было составить пары одинаковых снежинок).Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - снежинку скорей бери!» Каждый берёт снежинку.

Воспитатель говорит: «Найдите себе пару –снежинку такую же как у тебя.»

Зайка. Спасибо, ребята.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте дляЗАЙКИ придумаем красивые предложения про зиму. Каждое предложение начинается со слова «Зимой». Например: «Зимой снежинки подают на землю и все кругом бело».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Дети придумывают предложения.

ЗАЙКА: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений о зиме.

Воспитатель: А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков зимы, какие запомнили. Мы их подарим Зайке, чтобы он не путал больше зиму с другими временами года.

(дети делают зарисовки).

ЗАЙКА: Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности "Весенние приметы"

Данная непосредсвенно-образовательная деятельность помогает сформировать у детей конкетные представления о марте, как месяце пробуждения природы. Развивает умение замечать нарастающие изменения в нежи...

Методическая разработка. Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста....

Методическое пособие по познавательному развитию "Календарь народных примет"

Методическое пособие для педагогов по ознакомлению с окружающим миром....

Методическая разработка НОД по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"

Методическая разработка НОД  по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"...