Методическая разработка. Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki._osen.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ 1. Земля - наш общий дом.
Наблюдение. Представьте, что вы превратились в облака и пролетаете над Землей:
В облака мы превратимся, к лесу ближнему помчимся,
Чтоб увидеть с высоты деревья, травы и кусты.
Что ещё можно увидеть с высоты? Какие растения? Каких птиц и животных?
А ещё на нашей планете много воды. Какие водоёмы вы увидели? На Земле много воды и растений. Они необходимы для жизни людей, поэтому надо бережно к ним относиться.
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля.
П/игра : «Карлики и великаны». Игроки становятся в круг.
Когда ведущий говорит «карлики», все должны присесть,
а когда говорит «великаны» - подняться. Кто ошибается - выходит из игры.
И/р по развитию движений: перестроение из шеренги в круг.
Труд. Пополнить песочницу песком.
№2. Улитка.
Улитка медленно ползет, |
Наблюдение. Какой домик у улитки? Как она передвигается? Чем питается? Какие враги есть у неё?
П/игра: «Тише едешь – дальше будешь». Развивать внимание, умение действовать по сигналу.
И/р по развитию движений: ходьба по шнуру. Упражнять в умении держать равновесие.
Труд: собрать упавшие ветки.
№ 3. Грибы.
Наблюдение. Рассмотреть гриб-поганку на участке: строение, где растет, уточнить съедобный он или нет. Уточнить названия съедобных и несъедобных грибов. Открыть лесной секрет: грибы не могут жить без деревьев. Под берёзой растёт подберёзовик, под осиной – подосиновик, а боровик так называется, потому что в бору растёт.
Пословицы и поговорки. Леса нет, и гриб не родится. Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.
Дождь собрался за грибами,
Долго по лесу ходил.
Шарил в роще, под дубами,
Ничего не находил.
Грустный вышел он из леса:
"Здесь грибов, похоже, нет..."
А они повсюду лезут
И ему хохочут вслед! (И.Александрова
Игра на прогулке. «У медведя во бору...»
И/р по ФИЗО: прыжки на одной ноге с продвижением..
Труд. Собрать камни и выложить ограждение вокруг деревьев.
№4. Сентябрь - румянец осени.
Наблюдение. Назовите первый месяц осени.
Сентябрь называют златоцветом, рябинником.
Как вы думаете, почему? В старину его называли «ревун», «дождезван», «хмурень», «листопадник». Объясните характер месяца.
Народные приметы. Ранее опадание листвы – к ранней зиме.
Как рябины много – так сырая осень, мало рябине – так и осень сухая будет.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзки на плечах.
У калины, у рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды. (Е. Трутнева)
П/игра: «Займи домик». Дети встают у деревьев, скамеек, игрового оборудования – это домики. По сигналу начинают перебегать от домика к домику. Задача водящего - занять домик без игрока.
И/р по развитию движений: прыжки в длину. Упражнять в технике.
Труд. Предложить детям собрать ветки.
№5. Пчела.
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)
Наблюдение. Как выглядит пчела? Чем питается пчела? Как пчела добывает нектар? Где зимуют пчёлы? Как называется дом у пчелы? Какую пользу приносит? Труд. Сбор ягод с земли для кормушек.
Инд.работа по развитию движений. Бег в медленном темпе.
Подвижная игра. «Медведь и пчёлы»
Играющие делятся на две группы – медведи и пчелы. По середине площадки очерчивается круг (улей). На расстоянии 3-5м вправо от «улья» очерчивается линией лес, а на расстоянии 8-9м с другой стороны – луг. Пчелы в улье. По сигналу, пчелы летят на луг, жужжат. Как только пчелы улетят, медведи залезают в улей, едят мед. На сигнал «МЕДВЕДИ!» пчелы летят к ульям и жалят «салят» медведей. Затем пчелы возвращаются в улей. Игра повторяется2-3 раза.
№6. Одуванчик.
Ярко-жёлтый одуванчик!
Ты зачем сменил кафтанчик?
Был красивым, молодым,
Стал, как дедушка седым!
Наблюдение. Как выглядит цветок одуванчика? Как распространяются его семена? Как выглядит растение осенью? Это многолетнее растение. Корень сохраняет соки и питательные вещества в течении зимы под землёй.
Одуванчик – лекарственное растение, его отвары помогают справиться со многими заболеваниями.
Труд. Показать детям, как правильно собирать лекарственные растения.
Инд.работа по развитию движений: упражнять в беге на носках.
Подвижная игра: «Собери букет». Дети делятся на команды, у каждой своё название цветов. По сигналу дети рассыпаются, разбегаются по лугу( по площадке). По сигналу «Цветок в букет!» дети собираются в команды в круг.
№7. Осенние приметы.
Наблюдение. Какое сейчас время года? Какое небо? Что вы видите на небе? Как можно сказать про погоду? ( пасмурная, солнечная, дождливая). Дует ли ветер? Как узнаем, что он дует? Как можно сказать про такую погоду? ( ветреная, тихая)
Холодно сегодня или тепло? Почему стало холоднее? Что надето на детях? Как можно сказать про такую погоду? (теплая, прохладная, холодная).
Загадки: не зверь, а воет (ветер); белая вата поплыла куда-то, чем вата ниже, тем дождик ниже.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон. (Н.Некрасов)
Примета: Солнце садится в облако – на другой день ненастье.
П/игра: «Ловишки» – развитие бега, ловкости.
И/р по развитию движений: бег с ускорением.
Труд. Поручить детям собрать игрушки, очистить от песка.
№8. Берёза осенью.
Наблюдение.
За окном берёзка
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом
Как узнать берёзу среди других деревьев?( У неё кора белого цвета) Какой величины и формы листики? Какого они цвета? Каких листьев больше зеленых или желтых?
Почему листья желтеют?
Хоровод: «Во поле береза стояла».
Загадки: стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
П/игра: «Море волнуется» – развитие координации движений, воображения.
И/р по развитию движений: прыжки на двух ногах с передвижением.
Труд. Собрать листья березы для гербария.
№9. «Дождь – барабанщик»
Загадка. Шёл долговяз, да в землю увяз.
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползёт.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идёт и сеет осень
Душистые грибы. (И.Демьянов)
Наблюдение – Какой дождь? Как он идет? Какая сегодня погода?
Осенний дождь холодный, частый, идёт долго, протяжно. Небо низкое, серое.
Пословица: осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
П/игра: «Дождь идёт». Очертить круг – домик. Дети гуляют вокруг. При словах: «Дождь идёт», - дети бегут в дом, а водящий – дождь их догоняет.
И/р по ФИЗО: метание в цель. Развивать меткость.
Труд. поручения:
№10. Осенины - праздник осени.
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
На полях идёт уборка –
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт. (Т.Бокова)
Наблюдение. Как нарядила осень леса, сады и парки? Какие подарки приготовила осень для человека, зверей и птиц? Осень всех порадовала, всех угостила. Праздник Осенины устроила.
П/игра: «Белка и орешки». Дети-орешки ходят по кругу со словами, в центре – белка.
Собирала белка в спешке
Летом лучшие орешки.
А орешки залежались
И под осень разбежались.
Белка, белка, не зевай,
Ты орешки собирай.
Дети убегают, а белка их догоняет.
Инд.работа по развитию движений: ходьба по тропинке из листочков. Упражнять в умении держать равновесие.
Труд : собрать листья для осенних поделок.
№11. О простом воробушке.
Наблюдение. Маленький мальчишка в сером ярмячишке
По дворам шныряет – крохи собирает.
Какой величины птичка? Какого цвета оперенья? У самцов оперенье более яркое,
у самок более скромное, серое. Где воробьи строят свои гнёзда? Они плохие строители, их гнёзда не отличаются красотой и удобством.
Чем питаются воробьи? Почему не улетают в тёплые края?
Воробей по лужице прыгает и кружится.
Пёрышки взьерошил он, хвостик распушил.
Погода хорошая! Чил-чив-чил!
Примета: воробей купается в луже – к теплу, в пыли купаются или чирикают – к ненастью.
Труд. Поручить детям наполнить песочницу песком.
Инд.работа по развитию движений. Перестроение в две шеренги.
Подвижная игра: «Воробьи и вороны». Группу детей разбить на две команды, на площадке очертить две линии на расстоянии. Команды встают спиной друг к другу посередине площадки. По сигналу «Воробьи!» дети догоняют «ворон», которые убегают за свою границу. По сигналу «Вороны» дети догоняют «воробьёв».
№12. Разыгрался ветер.
Наблюдение. Разыгрался ветер на лесной поляне –
Закружил осину в красном сарафане.
И листок с берёзы золотистой пчёлкой
Вьётся и летает над колючей ёлкой. (Е. Трутнева)
О чем стихотворение? Похож ли ветер на человека в этом стихотворении?
Что он делал? Перечислите его действия. Как можно назвать ветер, который любит шалить?(озорник, шалун, непоседа, баловник, проказник)
Посмотрите вокруг и скажите, есть ли ветер сегодня. Как вы догадались? Какой силы ветер? С чем ещё любит играть ветер?
Труд. Собрать осенние листья для осеннего букета.
Инд.работа по развитию движений. Ходьба с заданием. Развивать внимание.
Подвижная игра: «Ловкий дворник». Чертится круг – место дворника. Дети кидают в круг опавшие листья, дворник собирай их в кручу. Водящий побеждает, если соберёт все листья.
№13. Муравей-трудяга.
Наблюдение.
Муравьи живут семьёй.
Как их много, ой-ёй-ёй!
Дом в лесу стоит средь ёлок.
Из сухой травы, иголок,
Мелких сучьев и земли.
Всё, что притащить смогли
Как выглядит муравей? Сколько у него лапок? Как он передвигается? Для чего ему нужны крепкие челюсти? Чем питается? Как называется дом у муравья?
Из чего муравьи строят свой дом? Где муравейник на площадке? Какие враги есть у муравья? Какую пользу приносит? Как готовится к зиме?
Примета: Муравьи прячутся в муравейник – к дождю.
Труд. Поручить собрать камни на участке и выложить вокруг клумбы.
Инд.работа по развитию движений. «Прыгни дальше». Упражнять в прыжках в длину с разбега.
Подвижная игра: «Удочка»
Играющие становятся по кругу (рыбки), в центре находится водящий (рыбак). Он вращает веревку с мешочком, а дети (рыбки) прыгают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел ног. Описав 2-3 круга мешочком, педагог делает паузу, во время которой подсчитывает количество пойманных.
№14 Художница – осень.
Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса.
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Пословица: сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Наблюдение. Посмотрите вокруг, как всё изменилось. Что вы можете сказать о листве деревьев и кустарников? Какой наряд у берёзки, клёна, рябины? Какие краски у осени? Почему эту пору осени называют золотой?
П/игра: «Поезд». Дети встают друг за другом. Поезд идёт до станции Берёзовой, Рябиновой, Кленовой и т.д. Ведущий продаёт билеты: разные листья деревьев. Дети выходят на станции соответственно билетам.
И/р по ФИЗО: упражнять детей в умении бросать и ловить мяч друг другу.
Труд. поручения: собрать букет из осенних листьев.
№15. Ворона.
Наблюдение. Птицы улетели в тёплые края,
Лишь вороны важные не спешат туда.
Над домами кружатся, каркают, шумят.
Показать, наверное, всем они хотят,
Что хозяева они, всё для них осталось.
До весны вся птичья власть им теперь досталась.
Почему ворон назвали хозяевами?Какой величины птица? Какого цвета перья?
Где зимуют вороны? Чем питаются? Назовите повадки вороны.
Примета: Вороны в кучу собираются - к ненастью, купаются - тоже; каркают стаей летом - к ненастью; зимой - к морозу.
Труд. Предложить наполнить песком песочницу младшей группы.
Инд.работа по развитию движений. Упражнять в подлезании под скакалку,
не касаясь её.
Подвижная игра: «Не попадись!»
Чертится круг. Все дети стоят за ним. Один водящий встает в круг и старается коснуться играющих, когда они запрыгивают внутрь. При приближении водящего, все возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим. Через 30-40сек. Игра останавливается. Подсчитается количество проигравших. Выбирается новый водящий.
№16. Рябина.
Грозди рябины ярко краснеют,
Летнего солнца жар излучая.
Стояла рябина почти неприметной,
Сегодня собою лес украшает.
Легкий морозец только на пользу,
Снежная пудра - как украшенье.
Рябиновых ягод не трогай, прохожий,
Оставим для птичек ее угощенье. (Коломбина)
Наблюдение. Какого цвета ствол у рябины? Какой формы и цвета листья?
Как расположены ягоды на ветках? (кисть)
Какие звери любят ягоды рябины? (лоси, медведи, мыши-полёвки, ёжики, белочки)
Какие птицы лакомятся ягодами рябины? (снегири, свиристели)
Что даёт рябина людям? (рябиновый джем,сок, мёд; древесина для рукояток топоров и молотков)
Труд. Сбор ягод с земли для кормушек.
Инд.работа по развитию движений. Бег в медленном темпе.
Подвижная игра. «Волк во рву»
По середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 70–100см – это ров. У одной стороны рва на расстоянии 2-3 шагов «дом коз», а «волк» во рву. По сигналу «Козы на луг!» они перепрыгивают через ров и гуляют на лугу, на сигнал: «Козы домой!» они перепрыгивают через ров, а волк их ловит.
№17. Паук.
Это маленький ловец сетку прочную плетёт,
Если муха попадёт, тут бедняжке и конец.
Наблюдение. Как выглядет паук? Как он передвигается? Где живёт и как питается?
Как паук ловит насекомых? Есть ли враги у паука? Где зимуют пауки?
Народная примета: Если паук распускает паутину – жди хорошей погоды.
Труд: поручить детям собрать листья в кучу.
Подвижная игра: «Паук и мухи» Обозначается кружком паутина, где живет паук (водящий). Остальные дети – мухи. По сигналу играющие разбегаются по всей площадке– мухи летают. Паук в паутине. По сигналу «паук!» мухи замирают, останавливаясь в том месте. Кто пошевелится, паук отводит в свою паутину.
И/р по развитию движений: совершенствовать прыжки через длинную скакалку
(неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).
№18. Листопад.
Наблюдение.
Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад». (О.Киселёва)
- Почему к зиме деревья раздеваются кругом?
- А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном! ( В.Орлов)
Труд.
Инд.работа по развитию движений.
Подвижная игра
№ 19. Птицы готовы к отлёту.
Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отдёту.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми берёзками, ивами,
Долго кружат они над лесами,
Над крутыми речными обрывами.
Наблюдение.Чем питаются птицы? Почему птицы улетают в тёплые края?
Почему птицы называют перелётными?
Каких перелётных птиц вы знаете?
Когда вы расстаётесь с мамой, какое у вас настроение? Почему?
Народная примета: если осенью гуси летят высоко, то зима наступит поздно, а если
низко, то скоро.
Игра на прогулке:«Перелёт птиц». По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают,
а по сигналу «Буря!» бегут к скамейкам, песочнице и др. возвышенностям.
И/р по развитию движений: ходьба по буму.
Упражнять в умении держать равновесие.
Труд. Пополнить песочницу песком.
№20. Унылая пора.
Наблюдение. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя приятная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А. С. Пушкин)
Почему про осень говорят, что она унылая? А кто думает иначе?
Игра «Грустная – весёлая». Дети поочерёдно называют соответствующие признаки:
Холодные и частые дожди
Нельзя гулять
Грязь и слякоть
Холодный ветер
Улетают птицы и т.д.
Красивые пейзажи, цветы, деревья
Много вкусных плодов
Можно увидеть стаи перелётных птиц
Можно составлять осенний букет
Можно собирать грибы
Поговорка. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт. Осень – погоды перемен восемь.
Труд. Поручить детям собрать опавшие листья в кучу.
Инд.работа по развитию движений. Перестроение в колонну, круг,шеренгу.
Подвижная игра: «Мы веселые ребята»
По краям площадки поперек чертятся две параллельные линии. За одной линией стоят дети. Между линиями водящий. Дети говорят:
Мы, веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас поймать!
Дети перебегают на противоположную сторону. Водящий старается их осалить. Осаленные на одну перебежку выбывают из игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Развитие элементарных естественно- научных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
В представленной методической разработке отражены:- пояснительная записка, в которой отражены основные принципы работы с детьми : обучающий и развивающий; поисково- исследовательский; ...
Методическая разработка "Нетрадиционные способы изображения, как средство развития художественного творчество детей старшего дошкольного возраста"
Нетрадиционные способы рисования занимают важное место в обучении детей изобразительному искусству, так как воспитывают их нравственно, формируют эстетический вкус, оказывают огромное влияние на разви...
Методическая разработка «Здоровье - это жизнь» по здоровье сберегающей методике для детей старшего дошкольного возраста
Цель здоровье сберегающих методик в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры....
Методическая разработка сценария вечера памяти, посвященного Дню снятия блокады для детей старшего дошкольного возраста (совместно с родителями).
Тематика: снятие Блокады Ленинграда....
Методическая разработка по экологическому воспитанию «Расширение представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающе...
Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»
В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...