Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Шкатулка из АБВГДейки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Андрюшина Марина Михайловна

Конспект организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

в подготовительной к школе группе на тему:

«Шкатулка из АБВГДейки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №10 «Сказка»

города Алатырь Чувашской Республики

Конспект организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

в подготовительной к школе группе на тему:

«Шкатулка из АБВГДейки»

                                                                                Подготовила: воспитатель

Андрюшина Марина Михайловна

г. Алатырь, 2019г.

Конспект организованной образовательной деятельности  по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Шкатулка из АБВГДейки»

Программное содержание:

Учить детей определять наличие заданного звука и его место в слове, составлять предложение с заданным словом, производить анализ слов по смешанной модели (звукобуквенный).

Упражнять в словообразовании, в делении слов на слоги.

Закрепить правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных.

Развивать активное внимание и объем памяти, фонематический слух, воображение, творческое мышление, самоконтроль при выполнении заданий, умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитывать желание взаимодействовать, активно участвовать в выполнении заданий.

Способствовать обогащению и активизации словаря детей словами: гласные, согласные, звуки, слоги, буквы.

Предшествующая работа: знакомство с термином «слово», составление предложений из заданного количества слов, деление слов на слоги, знакомство с терминами «звук», «буква», игровые ситуации «Найди звук (букву)», игры «Живые звуки», «Подбери слова к модели», «Назови пару» (твердые, мягкие согласные звуки); игры на развитие грамматического строя речи: «Какая бывает зима», «Подбери действие»; «Скажем ласково» .

 Материал:

Демонстрационный: посылка:  шкатулка, письмо, замок, новогодние игрушки; книга со стихотворением; картинка с изображением зимней природы; подносы красного, зеленого, синего цветов; картинка с изображением новогодней елки, карточки-схемы, наборное полотно с буквами и фишками красного, зеленого, синего цветов.

Раздаточный: снежинки с картинками; карточки с заданием на определение написания гласных после твердых и мягких согласных, цветные карандаши; карточки-схемы, конверты с буквами, фишки красного, зеленого, синего цветов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Методические приёмы:

1. Организационный момент;

2. Чтение стихотворения;

3. Вопросы и ответы;

4. . Игра «Раздели слова на слоги»;

5 Игра «Снегопад»;

6. Игра «Соедини картинку с буквой»;

7. Звуковой анализ слова «ёлка»;

8. Игра  «Набери код»;

9. Анализ.

Ход:

 (Дети входят в зал, подходят к воспитателю)

Воспитатель: Ребята, нам пришла посылка из страны АБВГДейки. Давайте прочитаем, что на ней написано.

От кого: «От жителей страны АБВГДейки»

Кому: «Детям подготовительной к школе группы №11 «Чебурашка».

Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Открывают посылку, достают оттуда шкатулку и письмо).

Воспитатель: Ребята, шкатулка не простая! С волшебным замком! И ещё письмо. Давайте его прочитаем: «Дорогие дети, группы «Чебурашка! Пишут вам жители страны АБВГДейки! Мы узнали, что вы очень любознательные и любите заниматься. Мы прислали для вас подарок в шкатулке. Но просто так шкатулку не открыть, нужно подобрать ключ к замочку. Ключ тоже непростой – это код из звуков и букв, который вы получите, когда правильно выполните наши задания! Желаем успеха!»

- Дети, вам интересно узнать, что находится в шкатулке? Тогда приступаем к выполнению заданий!

Задание 1.

Воспитатель: - Все задания связаны с одним из времен года, с каким, вы узнаете, послушав стихотворение Ивана Захаровича Сурикова:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

 О каком времени года стихотворение? А ещё о чём? Какими словами поэт описывает зимнюю природу?  Какими словами поэт говорит про снег? Почему поэт говорит, что лес заснул? Какие еще приметы наступления зимы вы знаете?  Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы. (Ответы детей).

- Какими словами мы можем сказать о зиме? Какая она? (белоснежная, холодная, суровая,  морозная,  студёная,  красивая,  ветреная).

Задание 2.

 Воспитатель: Из чего состоит наша речь? (из предложений). Из чего состоят предложения? (из слов). Какими бывают слова? (Длинными и короткими).

Игра «Раздели слова на слоги»

Воспитатель: Предлагаю поиграть. Я буду называть слова, а вы будете делить их на слоги. (зима, снегопад, снежок, сугроб, белые, ледяной, снежинка, падает, кружится, летит)

Задание 3.

Воспитатель:  Ребята, скажите, из чего состоят слова? (из звуков). Жители страны АБВГДейки хотят поиграть с нами в веселую игру «Снегопад». У меня на подносе снежинки, на обратной стороне которых есть картинка. Вам нужно взять по одной снежинке, определить, на какой звук начинается слово и на какой заканчивается, и положить снежинку на соответствующий поднос. Но сначала давайте вспомним правила: какие звуки мы считаем гласными, согласными.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).

- Почему их называют гласными? (Они легко тянутся, поются, не встречают препятствий)

- А звуки, которые нельзя пропеть, которые встречают препятствия при произношении, как называются? (Согласные)

- Каким цветом мы их обозначаем? (Синим и зеленым).

- Какие согласные звуки обозначаются синим (зеленым) цветом? (Твердые, мягкие)

(Дети определяют первый и последний звуки в слове, обозначающем название предмета на картинке, подходят к определенному подносу).

Задание 4. Игра «Соедини картинку с буквой»

Воспитатель: Ребята, скажите, чем обозначаются звуки? (Буквами) Гласные звуки мы уже умеем обозначать буквами. Но у некоторых из них есть свои секреты. И чтобы не ошибиться, нужно знать правила. Давайте их повторим. Предлагаю поиграть в игру «Соедини картинку с буквой». У вас на столах лежат карточки, на которых есть картинки и буквы. Вам нужно определить какой буквой обозначается гласный звук в названии предмета на картинке и соединить картинку с нужной буквой.

Вопросы: С какой буквой ты соединил первую (вторую) картинку? Почему? (Дети отвечают,  называя  правила написания гласных букв после мягких и твёрдых согласных).

Задание 5. Ребята, мы подошли к последнему самому главному заданию, благодаря которому мы сможем получить код от замка.  Скажите, что за праздник на дворе наступает в декабре? (Новый год).  А теперь послушайте внимательно загадку: 

«Дерево - Ёж
Носит платье клёш»
Дети: Ёлка.

Воспитатель: Молодцы, отгадали. Теперь нужно правильно разобрать слово «ёлка», обозначив звуки фишками и знакомыми буквами. Вам нужно выбрать карточку-схему.

- Что означают клеточки на схеме? (Сколько клеточек, столько звуков)

- Совершенно верно. Давайте посчитаем, сколько клеточек на ваших схемах. (Вызывает ребенка к доске).

- Значит сколько звуков в слове «ёлка»?

- Какой звук первый? (выделяет голосом)

(один ребенок выполняет у доски, остальные у себя на карточке)

- Каким цветом обозначим этот звук? (Зеленым) Почему? (У звука «й» есть секрет – он всегда мягкий)

- Какой второй? (выделяет голосом)

- Что мы можем с ним сделать? (Пропеть)

- Как называется этот звук? (Гласный)

- Каким цветом обозначим этот звук? (Красным)

- Какой третий звук? (выделяет голосом)

- Можем ли мы пропеть этот звук? Почему? (Он встречает препятствия, нам мешают зубы)

 - Каким цветом обозначим этот звук? (Синим) Почему?

 - Какой четвертый звук? (выделяет голосом)

- Каким цветом обозначим этот звук? (Синим)

- Какой четвертый звук? (выделяет голосом)

- Каким цветом обозначим этот звук? (Красным)

Воспитатель: Сколько звуков в слове «ёлка»?

Назовите первый звук. (й)

Назовите второй звук. (о)

Назовите третий звук. (л)

Назовите четвертый звук. (к)

Назовите пятый звук. (а)

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Замените гласные звуки нужными буквами.

- Какие буквы вы использовали при разборе (ё, а).

- Где находится буква «ё» («а»)? (В начале слова, в конце слова)

Воспитатель: Внимательно посмотрите на схему и запомните расположение фишек и букв  - это и есть код от замка на шкатулке. (Дети убирают карточки и фишки. Выбирается ребёнок, который будет набирать код – расставлять фишки и буквы на магнитной панели замка, остальные словесно помогают).

- Ребята, вы отлично справились с заданием! А вот и подарок из шкатулки (игрушки и бусы для украшения елки в группе). Спасибо жителям страны АБВГДейки!

- Вам понравилось выполнять задания? Что вас больше всего заинтересовало, что запомнилось? Какое задание показалось вам наиболее трудным? Кто сегодня был самым активным?

- Вы все молодцы! Вы внимательно слушали, активно отвечали на вопросы, правильно выполняли задания! С вашей помощью нам под силу открыть любые замки! Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Подарки Деда Мороза»

Методическая разработка занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Помощь другу»

формировать представления детей о профессии кондитер посредством использования кейс-технологии...

Конспект организованной образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной к школе группе на тему: «Щедрой осени дары»

Конспект организованной образовательной деятельности  «Музыка» в подготовительной к школе группе на тему:«Щедрой осени дары» Цель занятия: Обогащение знаний детей по ...

Конспект организованной образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной к школе группе на тему: «День Победы»

Конспект а организованной образовательной деятельности  «Музыка» в подготовительной к школе группе на тему:«День Победы»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки правильного питания" (Образовательная область «Физическое развитие») Форма проведения: Шоу - игра "Поле чудес"

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки правильного питания" (Образовательная область «Физи...