Самообразование. "Обучение пересказу, как способ формирования связанной речи".
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
Работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самообразование | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №105
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: Обучение пересказу, как способ формирования связанной речи.
Воспитатель: Кузнецова Галина Валерьевна
Тема: Обучение пересказу, как способ формирования связанной речи.
Актуальность темы:
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН:
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. | Памятки для родителей по обучению связанной речи. | |
Октябрь | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Репка» | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». |
Ноябрь-декабрь | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапия: «Маша и три медведя ». | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов. | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи. |
Январь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Показ детей в группе, по составлению рассказов по сюжетным картинам. |
Февраль | Работа с загадками. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
Март | Составление загадок. | Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. | Тематическое занятие «В мире загадок» |
Апрель | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». | Конкурс чтецов. |
Май | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Кот, петух и лиса», «Репка». | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Показ сказки «Кот, петух и лиса» перед родителями. |
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 4 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно–методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.
7. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Занятия, игры, мониторинг. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связанной речи по серии картин
Через содержание данного занятия решаются следующие образовательные задачи:- усваиваются правила поведения в общественном транспорте;- усваиваются правила уличного движения;- закрепляется лексик...
Пересказ как способ формирования связной речи
Консультация для воспитателей...
Роль установления последовательности событий в формировании связанной речи
Роль установления последовательности событий в формировании связанной речи...
План работы по самообразованию "Обучение дошкольников пересказу".
В основу своей работы я взяла произведения природоведческой детской литературы. Они писались специально для детей настоящими мастерами художественного слова. Кроме того, природа является важной частью...
Формирование связанной речи в группе ОНР
Основная задача коррекционной работы педагогов – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Преодоление имеющихся у детей дефектов речевого разви...
Проект «Формирование связанной речи у детей раннего возраста через экологическое воспитание»
Формировать у детей представления о птицах, как о живых существах в природе...
Самообразование"театр как средство формирования связанной речи дошкольников"
Цель: Развитие речи детей в театральной деятельности.Задачи: Активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать ...
- Мне нравится (1)