Самообразование «Обучение детей пересказу»
материал

Чердак Галина Ивановна

Цель: обогащать речь детей всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями)

 

Задачи: - обучать детей воспринимать произведение

• обучать планированию развёрнутых высказываний

• развивать самоконтроль при построении высказываний

• развивать лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны речи

• развивать речевую коммуникацию

• развивать высшие психические функции

• формировать связные высказывания с использованием средств художественной выразительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx733.19 КБ

Предварительный просмотр:

                    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   

                                                              «Детский сад № 21»     

                                                Артёмовского городского округа.                                           

                                                                                                                                   

                                                                                                                                           

                                                                                         

                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                     

                                                                                                           Заведующий МБДОУ

                                                                                                           детский сад №21

                                                                                                          «   »__________ 20…. год.

                         

                                        План самообразования воспитателя

                                          Чердак Галины Ивановны.

                                                                                                                 

                                                                                 

     

                                                   

                                                 ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ.

Тема самообразования: «Обучение детей пересказу».

Цель: обогащать речь детей всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями)

Задачи: - обучать детей воспринимать произведение

• обучать планированию развёрнутых высказываний

• развивать самоконтроль при построении высказываний

• развивать лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны речи

• развивать речевую коммуникацию

• развивать высшие психические функции

• формировать связные высказывания с использованием средств художественной выразительности.

Предполагаемый результат:

Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Дошкольники начинают внимательно слушать пересказы сверстников, при обсуждении пересказов большинство, а часто и все дети группы делают замечания, относящиеся к содержанию или языку воспроизведения.

Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей.

Форма отчёта по проделанной работе: открытое занятие  для педагогов.

Форма самообразования: групповая.

Этапы

Содержание работы

Сроки

           Практическая    деятельность

Диагностический

1.Подбор литературы.

2.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

3.Изучение образовательных технологий.

4.Подбор материала по теме.

2021-2022 год

Курсы повышения квалификации.

Изучение ФГОC.

Создание проекта.

Изучение психолого-педагогической литературы.

Прогностический

1.Определение целей и задач темя.

2.Разработка системы мер, направленных на расширение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

4. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы).

2022-2023 год

Отчёт «Из опыта работы» (показать промежуточный результат).

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

4. Исследовательская работа.

2023-2024 год

Презентация проекта.

Консультация для родителей.

Консультации для воспитателей.

Мастер – классы.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

3.Распространение опыта своей работы.

2024-2025 год

Анализ результатов о проделанной работе.

                                                                                                                               

                                                                                                                                                 

Проект на тему: «Обучение детей пересказу»

Дошкольное детство - период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников.

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимания пересказу. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения пересказу освещается недостаточно.

Актуальность нашего исследования подтверждается тем фактом, что образовательная практика показывает, что даже опытные воспитатели нередко испытывают затруднения в организации занятий по пересказу. Ситуация усложняется еще и тем, что некоторые современные программы для детских садов предоставляют педагогу право выбора литературного произведения для чтения, пересказа, заучивания наизусть. Таким образом, целесообразно рассмотреть как теоретические методические, так и практические аспекты развития навыков пересказа у дошкольников.

Задачи: - обучать детей воспринимать произведение

• обучать планированию развёрнутых высказываний

• развивать самоконтроль при построении высказываний

• развивать лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны речи

• развивать речевую коммуникацию

• развивать высшие психические функции

• формировать связные высказывания с использованием средств художественной выразительности.

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Изучение методической литературы по данной теме:

Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации;

II. Основной этап реализации проекта:

составление перспективного плана, разработка рекомендаций.

Работа с родителями:

- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Обучение детей пересказу»,

- мастер-класс для родителей «Волшебные слова»;

- беседы с родителями «Мнемотехника»;

- родительское собрание «Любимые произведения»

III. Заключительный этап

План выполнения проекта

1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

2. Составление перспективного плана. Систематизировать обучение пересказу в работе с детьми, с помощью мнемотаблиц, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

Для старших групп можно рекомендовать следующие художественные произведения: авторские и народные сказки: «Еж» А. Н. Толстого, «Умей обождать» К. Д. Ушинского, «Кораблик» В. Г. Сутеева, «Котик Петрик и мышка» (белорусская народная сказка), «Как лисичка бычка обидела» (эскимосская народная сказка), «Заяц и черепаха» (ингушская народная сказка); рассказы русских, советских и зарубежных писателей: «Котенок» Л. Н. Толстого; «Как мальчик Женя научился говорить букву «р», «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. И. Чарушина; «Ракета» В. Бороздина; «К морю» (из книги «Любопытные») Г. Я. Снегирева; «Про снежный колобок» Н. Калининой; «Крапива» (из книги «Моя семья») Д. Габе [3, c. 36].

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Требования к работе над пересказом:

- Знать индивидуальные особенности детей

-Определять цель и тему организованной образовательной деятельности, направленной на

обучение детей пересказу

- Определять лексику, необходимую для усвоения детьми в активной речи

- Обозначать основной ход деятельности

- Обеспечивать постепенное усложнение речевых и мыслительных заданий

- Включать регулярное повторение усвоенного речевого материала

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРЕСКАЗУ

1. Вводная часть.

Задачи:

- выяснить знания детей по теме произведения;

 обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

- расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

- обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.

Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3.Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели:

- уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),

- привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),

- активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ. Активное руководство воспитателя.

7. Анализ пересказов детей

Заключение

В речи детей становится больше прилагательных, но деепричастий и причастий они по-прежнему избегают. Постепенно уменьшается количество ошибок в ударении.

Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Дошкольники начинают внимательно слушать пересказы сверстников, при обсуждении пересказов большинство, а часто и все дети группы делают замечания, относящиеся к содержанию или языку воспроизведения.

Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Можно наблюдать немало моментов, когда они, ассоциируя свое поведение с поведением героев произведения, прилагают усилия изменить его.

В процессе работы многие педагоги отмечают у детей критическое отношение к недостаткам своей речи и речи сверстников. У дошкольников формируются элементы творческого воображения.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000. 400 с.

2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 1997.

3. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. М., 2005.

4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Спб.: Акцидент, 1996. 205 с.

5. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. М.: ГНОМ и Д, 2001. 144 с.

6. Жукова, О.В. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. М., 2007.

7. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Совершенство, 2001. 368 с.

8. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., «Просвещение», 1982. 128 с.

9. Лебедева, Л.В., Козина, И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. М., 2008.

10. http://308.tvoysadik.ru/?category=31&class=rubric_articles_items&id=20.

11. http://www.resobr.ru/materials/45/8323/.

                                                                                                                                     

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                      «Детский сад №21»

                                           Артёмовского городского округа.

                           Отчёт по самообразованию.

           

                                                                                         

                                                                                         Составил: Чердак Г.И. – воспитатель

                                                                                                                         высшей категории

        

                                                     

Тема самообразования: «Обучение детей пересказу».

Цель: обогащать речь детей всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями)

Задачи: - обучать детей воспринимать произведение

• обучать планированию развёрнутых высказываний

• развивать самоконтроль при построении высказываний

• развивать лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны речи

• развивать речевую коммуникацию

• развивать высшие психические функции

• формировать связные высказывания с использованием средств художественной выразительности.

В течение года ежедневно проводилась работа с детьми по речевому развитию. С детьми было разучено много сихотворений, чистоговорок, скороговорок, пальчиковых игр, словесных игр.

Внедрила в работу артикуляционную гимнастику с предметами и без предметов. Это способствовало развитию артикуляционного аппарата детей, вниманию.

В результате проектной деятельности внимание у детей постепенно стало более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Дошкольники стали внимательно слушать пересказы сверстников, при обсуждении пересказов большинство, а часто и все дети группы делали замечания, относящиеся к содержанию или языку воспроизведения.

Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей.

Дети стали активнее, внимательнее. Повысился уровень речевой активности, дети стали более активнее высказывать своё мнение, используя в речи сложные предложения.

Также проводилась работа с родителями:

- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Обучение детей пересказу»,

- мастер-класс для родителей «Волшебные слова»;

- беседы с родителями «Мнемотехника»;

- родительское собрание «Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы»

Проводилась работа с педагогами:

- консультация: «Методика обучения пересказа»

- памятка для педагогов

- мастер – класс «Волшебные таблицы»

            муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                      «Детский сад №21»

                                           Артёмовского городского округа.

Консультация для воспитателей:

                        «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ»

                   

           

                                                                                         

                                                                                         Составил: Чердак Г.И. – воспитатель

                                                                                                                         высшей категории

        

Консультация для воспитателей: «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ»

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность.

Пересказ — вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста, как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.

В современной практике дошкольного образования используются разные виды пересказа:

- подробный или близкий к тексту;

- краткий или сжатый; выборочный;

- пересказ по частям и ролям;

- от лица литературного героя и пр.

При пересказе предлагается использовать различные методические приемы:

- воспроизведение текста по серии сюжетных картинок;

- по пространственно-временной модели, на которой символами изображены герои и их основные действия;

- по серии предметных картинок, с помощью которых обозначаются ключевые слова из текста – заяц, болото, лягушка и т.д.

В ходе обучения пересказу педагог должен обращать внимание на выразительность пересказа, при необходимости корректно исправлять речевые недочеты и давать ребенку возможность повторного действия, если он чувствует, что первая проба была не совсем удачной.

Пересказ — это творческое воспроизведение литературного текста.

На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.

Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, то есть, развивают его речевые умения.

Подбирая произведения для пересказа воспитателю необходимо учитывать следующие требования и ним:

- высокая художественная ценность;

- динамичность, лаконичность, и вместе с тем образность изложения,

- четкость и последовательность развертывания действия;

- занимательность, а также доступность содержания;

- небольшой объем;

- возможности воспитательного воздействия.

Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки.

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, но есть общие методические приемы.

План занятий по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так:

- первичное чтение произведения,

- беседа по вопросам,

- повторное чтение,

- пересказ.

Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям:

- логику повествования,

- взаимосвязь и взаимодействие героев,

- в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка,

- после пересказа помогают проанализировать его.

В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа, который воспитатель составляет один или вместе с детьми.

С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является:

- выработка умений слушать,

- отвечать на вопросы,

- вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.

На данном этапе перед педагогом стоят две задачи:

1. научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка,

2. подвести к воспроизведению текста

В подготовке детей к пересказу большую роль играют различные зрелища. Драматизация литературных произведений с помощью кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфа создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к художественным произведениям, а также лучшему запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления.

При обучении пересказу детей среднего дошкольного возраста решаются более сложные задачи:

- их учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии;

- выразительно передавать разговор действующих лиц;

- слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

После чтения сказки или рассказа воспитатель проводит краткую беседу о прочитанном. Его вопросы должны быть направлены на выявление понимания детьми содержании произведения, последовательности событии, а также некоторых средств художественной выразительности.

Если ребенок затрудняется в пересказе, педагог задает ему дополнительные вопросы (для помощи можно привлекать и других детей) или напоминает какую-то фразу из текста, забытое слово.

Постепенно от занятия к занятию требования к пересказу возрастают:

- воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания,

- выразительной передачи диалогов персонажей.

- если ребенок пересказывает текст своими словами, педагог следит за тем, чтобы точно передавалась мысль автора.

Подготовку детей к пересказу сказок можно проводить по следующему плану: на первом занятии воспитатель рассказывает сказку, используя настольный (теневой, кукольный) театр, на втором - повторно рассказывает сказку и затем предлагает детям пересказать ее.

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В средней группе ее проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старания ребенка, вселить в него уверенность в своих силах. При этом необходимо решать и другую программную задачу: воспитывать у детей умение замечать несоответствия тексту в пересказах друг друга.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведении:

- уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя;

- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

- использовать выразительные средства.

Детям предлагаются более сложные по сюжету произведения. В старшей группе проводится пересказ русских народных сказок, рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера.

Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:

1. Вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения; вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей; рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный, настрой, и т. п.;

2. Чтения литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста — это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять свое отношение к героям и событиям рассказа;

3. Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы педагога должны быть очень тщательно продуманы. Беседа не должна быть длинной, достаточно 4-5 вопросов.

4. Повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5.  Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ произведения детьми. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова, так и свои, точно передающие смысл прочитанного. Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;

наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

                 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                      «Детский сад №21»

                                           Артёмовского городского округа.

                     Консультация для родителей: «Речь и пальчики»

                   

           

                                                                                         

                                                                                         Составил: Чердак Г.И. – воспитатель

                                                                                                                         высшей категории

        

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развития малыша.

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращено речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.

Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Ведь на ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной. Но что может быть интереснее игры?

Игра – это ведущий вид деятельности в детском возрасте. Именно она дает возможность ребенку развиваться. Играть с малышом могут не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие дети, которые много времени проводят с малышом.

Игра должна быть интересна обоим – и ребенку, и взрослому. Это ни в коем случае не урок, трудный, утомительный для ребенка и неприятный для взрослого.

Ниже хотелось бы привести примеры игр, способствующих развитию мелкой моторики рук и речи:

1. Пассивная гимнастика для пальчиков (поглаживания и растирания рук, вибрация). Нужно помнить, что такой массаж не должен приносить неприятных ощущений. Продолжительность такого массажа 3-5 минут.

2. Активная гимнастика для развития мелкой моторики:

• Вот какие разные! Ребенку по очереди дают потрогать различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную ленту, шелковый платок, поролоновую губку для мытья посуды (только новую) и т.д. Для этой игры можно завести свою коробку, куда вы можете складывать все материалы.

Важно: все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребенка!

• Пирамидки. Дети очень любят собирать и разбирать пирамидки. Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка развивает не только пальчики малыша, но и логическое мышление.

• Сборные матрешки. Деревянная матрешка – прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.

• Белкины гостинцы. Расскажите ребенку, что встретили на улице белку, которая передала для малыша грецкий орех или шишку. Предложите ребенку положить предмет между ладонями и делать круговые движения, чтобы почувствовать, какой он шершавый. Это своеобразный массаж ладошек и пальчиков.

• Лепим из пластилина. Купите ребенку пластилин и предложите слепить цилиндр, скатать шарик, сделать змейку. Оказывайте ребенку посильную помощь. Кроме пластилина можно использовать тесто для лепки, которое также можно купить в магазине, а можно сделать самим.

Рецепт теста для лепки: 150 г пшеничной муки высшего сорта; 150 г нейодированной поваренной соли «Экстра», то есть мелкого помола (можно измельчить обычную соль в кофемолке); 100 г холодной воды, чайная ложка детского крема.

• Рисуем пальчиками. Можно предложить ребенку порисовать пальчиками. Для этого сейчас в продаже есть специальные краски. Можно использовать любые другие. Главное, чтобы краски были нетоксичные и густые. Попросите ребенка нарисовать, для начала, прямые линии, геометрические фигуры, простейшие узоры. Рисовать можно не только красками, но и на манной крупе. Для этого на яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребенка. Получится контрастная линия.

• Бусы. Вы можете найти в продаже готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины. Но такую игру можно изготовить и самим. Для этого потребуется шнурок и старые бусины или пуговицы с большими отверстиями. Пусть ребенок фантазирует, нанизывая бусы в произвольном порядке.

К таким играм, относятся различные шнуровки и мозаики, которые не менее полезны для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

• Разноцветные прищепки. Из картона или плотной бумаги можно вырезать простые формы (круг для солнышка, полукруг для ежа). Далее взрослый предлагает ребенку прицепить прищепки, в результате у ребенка получается солнышко или ежик.

• Золушка. Данная игра проводится только под присмотром взрослого. В миске смешиваем белую и красную фасоль (позже можно использовать горох, или рис с гречкой). В две другие миски ребенок сортирует крупу. Данную игру можно изменить, предложив ребенку выложить крупой какую-то картинку (дорожку, цветок, волны и т.п.).

Важно: при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребенком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши!

3. Упражнения без речевого сопровождения, когда взрослый показывает ребенку определенные движения руками, а малыш повторяет (Например, коза рогатая, зайчик, человечек).

4. Упражнения с речевым сопровождением (различные пальчиковые гимнастики «Замок», «Семья», «Кулачок», «Овощи», «Засолка капусты»).

«Замок»

Т.А. Ткаченко

На двери висит замок. Соединить пальцы обеих рук в замок.

Кто его открыть бы смог? Пальцы сцеплены в замок, руки тянуться в разные стороны.

Мы замочек постучали, Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга.

Мы замочек покрутили, Движения сцепленными пальцами от себя к себе.

Потянули. Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны.

И открыли. Расцепить пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Как вы могли убедиться, игры просты, и многие из них можно изготовить своими руками, но, не смотря на свою простоту, они очень интересны и увлекательны.

Играйте с ребенком, общайтесь с ним, у вас все получится! Удачи вам!

.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0118/0002377f-804923c8/img6.jpg

http://ddu7.gancevichi.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=2433

https://i.mycdn.me/image?id=851343085116&t=3&plc=WEB&tkn=*V-gCCFLzUvioebaa4Lgzc1LBNuo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Контрольная работа «Методика развития детской речи» «Обучение детей пересказу художественного текста»

Контрольная работа  по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"Тема: «Обучение детей пересказу художественного текста» План Введение.1. Значение...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе группе по "Сказке о матрёшках"

Образовательная область «Речевое развитие»; направление: 1) развитие словаря; 2) развитие связной речи; 3) формирование грамматического строя речи; 4) воспитание любви и интереса к художественному сло...

Обучение детей пересказу с использованием приемов наглядного моделирования

Рекомендации по использованию метода моделирования при обучении перессказу...

План работы по самообразованию "Обучение дошкольников пересказу".

В основу своей работы я взяла произведения природоведческой детской литературы. Они писались специально для детей настоящими мастерами художественного слова. Кроме того, природа является важной частью...

План самообразования по теме: « Использование графических схем как средство обучения детей пересказу»

Эта тема очень актуальна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в развитии связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при п...

Презентация по самообразованию : "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей пересказу текстов и заучиванию стихотворений".

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи...