Система работы по ЗКР средняя группа
материал по развитию речи (средняя группа)

Султанова Вера Николаевна

Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:

• формирование звуковой культуры речи, фонематического слуха;

• развитие лексики;

• формирование грамматики речи;

• развитие связной речи дошкольников;

• обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_po_zkr._4-5_let.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по ЗКР в средней группе

Лексическая тема

Содержание деятельности

«Здравствуй детский сад»

«Детский сад»

Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. побуждать высказываться на темы из личного опыта. Обогащать словарь точными глаголами.  в следующих видах деятельности:

Рассказ детей об интересных и забавных случаях во время летнего отдыха.

Рассматривание семейных альбомов, разговор о членах семьи.

Рассказ воспитателя о домашнем тепле.    

Песни: «К нам гости пришли»: «Самая хорошая».

Чтение произведений: В.Белов «Веселая забота»; Е.Благинина «Бабушка – забота», «Посидим в тишине»; А. Плещеев «Внучка»; К.Д. Ушинский «Брат и сестра»; К. Лукашевич «Садик».

Обсуждение сюжетных картинок «Учимся вежливым словам».

Разыгрывание детьми беседы вежливого мальчика (девочки).

Чтение «Сказки о невоспитанном мышонке» С. Прокофьевой, В.Сутеева «Капризная кошка» и Н. Абрамцевой «Как кошка на дачу собиралась».

Чтение стихотворений про игрушки, взаимоотношения детей, детский сад (Г. Лагздынь, А. Барто, С. Маршака, Я. Тайца, О. Высотской и др.).

Хороводные игры: «Каравай», «Кто у нас хороший».

Р.н.игра «Как у бабушки Ларисы»

Д/И: «Здравствуйте, дети», «Приходим в гости к кукле Маше», «Поможем кукле Маше одеться», «Когда это бывает?» (презентация «Сутки»).

Просмотр презентации «Уроки вежливости».

«Наша группа»

«Детский сад»

Развивать диалогическое общение со взрослыми и сверстниками в следующих видах деятельности: Развивать активный словарь. Побуждать разыгрывать ролевые диалоги, рассуждать. Активизировать прилагательные, глаголы в следующих видах деятельности:

Театрализованная игра Теремок

Путешествие по группе. Рассказы воспитателя «А что у нас в группе?»

Рассматривание картин с изображением осени. Настольно-печатные игры: «Во саду ли, в огороде», лото «Фрукты, овощи», скотчи «Дача», «Овощи» и т. п.

Д/И: «Кто, где спрятался?», «Отгадай про кого?», «Большой-поменьше-маленький» и т.д.

Чтение произведений: «Сказка о грубом слове «уходи» С. Прокофьева, Т. Александрова и В. Берестов «Катя в игрушечном городе», Г. Лагздынь «Вот какой наш коридор», «Вера и Анфиса в детском саду» Э. Успенский, В. Чичиков, стихотворения «Мы любим играть», «Игра в стадо» А. Барто, «Детский сад О. Выготская.

Разыгрывание мини-сценок по сюжетам стихов А. Барто.

П/И «Гуси-лебеди», игровые упражнения: «Поймай мяч», «Пройди - не задень», «Пройди – не упади», «По ровненькой дорожке», «Угадай кто, где кричит»

«Городская улица. Транспорт»

«Транспорт»

Вовлекать в игровое речевое взаимодействие. подводить к составлению небольших текстов – описаний. Уточнять представления  о городском транспорте. Закреплять обобщающее слово «Транспорт» в следующих видах деятельности:

Сюжетная игра «Водители»

Д.И. «Назови одним словом», «Чего не стало» «Кто к нам в гости пришел»

Рассматривание предметных картинок, тематических словарей, плакатов по теме «Наш город», «Улицы нашего города», «Транспорт».

Беседа «Как нам транспорт помогает», «Кто управляет автомобилем?», «Как себя вести во дворе, на дороге?».

Чтение художественной литературы: сказка Э. Успенского «Вера и Анфиса заблудились», рассказ М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице», Г. Дядина «Бедные зебры», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», С. Михалков «Моя улица».

Разыгрывание мини-сценок из произведения «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова.

Рассказывание из личного опыта «Мой первый транспорт».

«Городская улица. Магазины»

«Магазин»

Обобщать речь прилагательными. Побуждать строить небольшие тексты в следующих видах деятельности:

Сюжетная игра «Поездка в «магазин» . «что в магазине продают»

Рассматривание иллюстраций с изображением магазина и его отделов.

Беседа «Кто работает в магазине?», «Какие бывают магазины?».

Чтение стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей».

Д/И «Чудесный мешочек», «Назови фрукт (овощ)», «Съедобное-несъедобное», «Угадай, кого показываю».

Чтение художественной литературы: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», В. Левин и Г. Лагздынь «Вот какой у нас арбуз!».

«Во саду ли в огороде»

«Овощи» «Фрукты»

Развивать словарь, активизировать прилагательные, глаголов.  В следующих видах деятельности:

Д.И. «Что где растет», «Во саду ли в огороде», «Из чего варю компот», «Овощной салат» пальчиковая игра «Капустный салат

Беседа «Что значит «подарки осени»?», «Что где растет?», «Какие фрукты и овощи вы знаете?» и т.п.

Чтение «Сказки о кролике Питере» Б. Поттер, В. Зотов «Заяц – беляк», В. Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок».

Просмотр развивающего мультфильма «Фрукты и ягоды».

Д/И «Сбор урожая», «Назовем, что видим», «Чудесный мешочек».

П/И «Прятки», «Лягушки», «Зайцы и волк», «Третий лишний», «Жмурки», «Бездомный заяц», «Колечко-колечко», «Салочки-выручалочки»; Игровые упражнения: «Зайчатки», «Бегите к флажку», «Напои лошадку», игры с кольцебросом.

«Городская улица. Транспорт. Магазин»

«Город»

Развивать словарь по лексической теме «Город».   Побуждать разыгрывать ролевые диалоги, рассуждать.  Активизировать прилагательные, в следующих видах деятельности:

Создание наборов предметных картинок с изображением транспорта для организации дидактических игр типа «Лото «Транспорт», «Разрезные картинки», «Чего не стало».

Просмотр мультфильма «Крот и автомобиль» и беседа по его содержанию.

Чтение сказки и обсуждение сказки Н. Павловой «На машине», разыгрывание ситуаций по сюжету.

Рассматривание сюжетных картин по теме «Транспорт»      и беседы по их содержанию.

«Дружная семья»

«Семья»

 Развивать активный словарь. Побуждать разыгрывать ролевые диалоги, рассуждать., активизировать прилагательные, в следующих видах деятельности:

РНИ «Как у бабушки Ларисы» игра – драматизация по стихотворению В. Белова «Веселая забота».

Чтение и обсуждение сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»

Беседа «Что такое семья».

Чтение рассказа Л. Курсунская «Семья», И. Бунин «Матушке».

Чтение стихотворения «Веселая забота» В. Белова.

Обсуждение пословицы «Вся семья на месте так и душа на месте».

Чтение рассказа Э. Шим «Брат и младшая сестра».

П/игра «Кувшин доброты»

Беседа «Профессии мам», «Как в вашей семье заботятся друг о друге?»

Дидактическая игра «Чем можно порадовать маму»

Русская народная песня «Где, был Иванушка?».

Просмотр мультфильма «Встречайте бабушку»

Дидактическая игра «Домашний труд».

Игра-ситуация: "Семейный отдых на природе».

Дидактическая игра « Назови ласково».

«Домашние животные»

«Домашние животные»

Развивать активный словарь. Побуждать разыгрывать ролевые диалоги, рассуждать. Активизировать прилагательные, глаголы в следующих видах деятельности:

. Игра – драматизация «Репка»

Рассматривание картин с изображением деревень, деревенских домов, скотного двора, домашних животных.

Беседа «Чем отличаются домашние животные от диких? «Как называют дом овец, коров, лошадей?»

Оформление тематического словаря «Домашние животные»

Д/И «Части тела». «Кто это?», «Кого не стало».

Отгадывание загадок про домашних животных

Игры – инсценировки с игрушками

Чтение художественной литературы: Г. Балл «Новичок на прогулке», Т. Александрова «Хрюшка и Чушка», М. Пляцковский «Как щенок Тявка учился кукарекать», Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим».

Слушание аудиозаписи песни «Кто пасется на лугу?» (муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных).

«С днем рождения любимый город»

«Город»

Развивать активный словарь. Побуждать разыгрывать ролевые диалоги, рассуждать. Активизировать прилагательные, глаголы в следующих видах деятельности:

Развивать представления детей о городе, пополнять словарь такими словами, как (улица, микрорайон, памятник и т.д.)

«Мой город», «Что где находится»

«Сказочный лес. Запасы на зиму»

Развивать активный словарь. Побуждать разыгрывать ролевые диалоги, рассуждать. Активизировать прилагательные, глаголы в следующих видах деятельности:

Беседа «Что подарила нам осень?», «Зачем мамы закрывают банки с соленьями, компотами, вареньями, маринадами?», «Как звери и птицы готовятся к зиме?».

Наблюдение за погодой, деревьями, птицами.

Чтение произведений: Н. Сладков «Синичий запас», И. Соколов – Микитов «Белка», Н. Сладков «Белкин мухомор», В. Сутеев «Дядя Миша», Г. Снегирев «Как звери и птицы к зиме готовятся».

Д/И: «Кто, что ест?», «Опиши овощ (фрукт)», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и т.д.

Загадки про фрукты и овощи

«В гостях у трех медведей»

«Мебель»

Развивать активный словарь.  В следующих видах деятельности:

Игра – драматизация «Три медведя», «Третий лишний

Беседа и просмотр видео «Как готовятся к зиме медведи и другие животные».

Рассматривание картин с изображением внутреннего обустройства квартир, предметов мебели, внутреннего убранства русской избы, русской печи с лежанкой и полатями, укрытый скатертью стола с самоваром.

Беседы: «Из чего изготавливают мебель?», «Кто делает мебель?», «Какие инструменты нужны плотнику, столяру?».

Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя», А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке», М. Пляцковский «Кролик, который никого не боялся».

Инсценировка сказки «Три медведя».

«Книжки про ежиков и не только

«Дикие животные»

Развивать словарь детей. Закреплять обобщающее выражение дикие животные. В следующих видах деятельности:

«Третий лишний» «Кто где живет» игра драматизация «Как ежик с медвежонком ловили осень»

Рассматривание книг, сравнение их между собой.

Беседы: «Как зимуют ежи?», «Из чего изготавливают книгу?», «Почему дорожки скользкие?»

Чтение художественных произведений: В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок», В.Зотов «Еж», Е.Чарушин «Еж», И.Соколов-Микитов «Еж», М. Пришвин «Еж», сказка С.Козлова «Как Ежик с Медвежонком ловили осень», стих.В.Осеевой «Ежинка».С/Р игры: «Семья», «Книжкина больница», «Книжный магазин», «Библиотека».

Загадки о лесных животных.

Д/И: «Найди ошибку», «Разложи по порядку», «Чего не стало?», «Из чего состоит?», «Угадай-ка».

«Котятки и перчатки»

«Одежда»

Развивать диалогическое общение со взрослыми и сверстниками. Учить составлять короткие тексты – описания.

«Подбери рифму», обыгрывание стихотворения А Усачева о том, что делают кошки на кошачьей планете. Обыгрывание сюжета «Маша и котенок Тишка»

Беседы с детьми: «Зачем людям нужна одежда?», «Какая одежда у зверей, птиц, рыб?», «Кто изготавливает одежду для людей?», «Какие инструменты у портного?».

Чтение художественных произведений:  С. Маршак «Перчатки», В.Сутеев «Три котенка»,  р.н.с. «Хвосты», рассказ М.Зощенко «Глупая история».

Д/И: «Найди пару варежке», «Одень куклу на прогулку», «Заплатки», «Что напутал художник?»; Танграм «Собери котенка»

«Дороги Добра»

Развивать словарь детей. Учить составлять описательные рассказы, согласовывать существительные, прилагательные и глаголы. В следующих видах деятельности:

Беседы с детьми на темы: «Доброта», «Что такое доброта», «Жизнь Богородицы», «Рождество Христово», «Крещение», «Сретение Господне»

Чтение художественных произведений по темам:  «Доброта», «Дружба» (рассказы «Вдвоем не страшно», Б. Корсунской, «Бродячая собака» О. Лихачевой, «Старик и яблони» Л. Толстого; сказка В. Катаева «Цветик – семицветик»); обсуждение и оценка поступков героев, решение проблемных ситуаций «Как поступить?»; Чтение пословиц и поговорок о добре и дружбе, разъяснение их смысла детям.

Дидактические игры о дружбе: «Что такое хорошо и что такое плохо»; «Добрые и злые слова»; «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме»; «Правила дружбы».

Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».

Беседы с детьми и чтение литературы о братьях наших меньших (животных).

Игры – драматизации по сказкам: «Теремок»; «Колобок»; «Репка»; «Три поросёнка».

«Здравствуй, зимушка Зима»

«Зима»

Обогащать опыт содержательного общения детей со взрослыми; побуждать выполнять речевые задания небольшими подгруппами, ориентироваться на партнера – сверстника; активизировать использование прилагательных, глаголов; В следующих видах деятельности:

«Когда это бывает» «Загадки о зиме», «Найди пару», Хороводные игры: «Елочка. Ты елочка, зеленая моя», «Зайку мы будили». Пальчиковые игры. Театрализованные игры: «обитатели леса в гостях у ребят». «Четвертый лишний». «Чудесный мешочек». Д.И. «Елочные игрушки». Д.И. «Все засыпал снег». Д.И. «Подбери варежку по цвету». Д.И. «Кто чем зимой занимается.

Чтение и обсуждение рассказ Н.Сладкова « Отчаянный заяц». Обогатить представления детей об образе жизни зайцев зимой.

Чтение сказок Н. Абрамцевой: «Морозное окошко», С. Козлова: «Поросенок в колючей шубке». Развивать понимание литературной речи. умение следить за ее сюжетом. Развивать слуховое  восприятие, эмоциональную отзывчивость.

ХМАО – наш родной округ. День, ночь, сутки прочь.

«Время года. Сутки»

Развивать словарь детей. Закреплять обобщающее выражение сутки. Дать детям представление об округе в котором они живут. Познакомить с такими понятиями, как округ, герб, флаг. Развивать словарь детей.

Д.И. «Когда это бывает». Д.И. «Что за чем».

«Мой день», «Четвертый лишний»

«Подарки Деда Мороза»

«Зима, Новый год»

Вовлекать в разыгрывание ролевых диалогов в инсценировке и игре-драматизации; обогащать содержание вне ситуативное общение детей со взрослым; уточнять и закреплять правильное произношение звука [ч].

«Когда это бывает» Д/И: «Что сначала, что потом?»  «Загадки о зиме», «Найди пару», Хороводные игры: «Елочка. Ты елочка, зеленая моя», «Зайку мы будили». Пальчиковые игры. Театрализованные игры: «обитатели леса в гостях у ребят». «Четвертый лишний». «Чудесный мешочек». Д.И. «Елочные игрушки». Д.И. «Все засыпал снег». Д.И. «Подбери варежку по цвету». Д.И. «Кто чем зимой занимается»

Рассматривание игрушек, обсуждение, из каких материалов сделаны, чем похожи, чем отличаются. Продолжать знакомить со свойствами разных материалов.

Составление рассказов о своих игрушках. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, стремление доставить другому радость.

Чтение и обсуждение стихотворений Э. Мошковской «Я был таким хорошим!», Э.Успенского «Берегите игрушки».

Чтение сказок: «Жираф», и «Котенок» из цикла «Сказки «Детского мира» С.Седова.

«К нам гости пришли». «Колядки»

«Зима, Зимние праздники»

Поддерживать радостное настроение после новогодних праздников; обогащать опыт внеситуативного общения на темы из личного опыта; учить воспринимать текст без опоры на наглядную ситуацию; в процессе игры-драматизации вовлекать в игровое и речевое взаимодействие; развивать интонационную выразительность речи

«Зимние развлечения»

«Зима»

Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения; подводить к составлению небольшого пересказа; развивать образность речи, дикции; уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков

Рассказ воспитателя красивой легенды о том, почему именно елочку мы украшаем к новогоднему празднику игрушками.

Беседа о правилах безопасного обращения с наряженной елкой, елочными украшениями и игрушками.

Инсценировка новогоднего праздника, «Новогодний концерт для кукол».

Заучивание новогодних стихотворений для Деда Мороза.

Чтение и обсуждение сказки В. Сутеева: «Елка», Н. Абрамцевой «Самая главная снежинка», С.Козлова « Как Ослик, Ёжик, Медвежонок встречали Новый год», Г. Абрамцевой «Трудно быть добрым?», А. Прейсена «Веселый Новый год».

«Добрая забота»

Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения; подводить к составлению небольшого пересказа; развивать образность речи, дикции; уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков. В следующих видах деятельности:

Рассматривание картин «Уроки доброты» и их обсуждение.

Словесная игра «Скажи наоборот»

Беседа с детьми «Что такое дружба, доброта?», «Какое доброе дело я сделал сегодня?», «Что значит быть заботливым?», «Кто заботится о вас?».

Чтение художественной литературы по темам «Доброта», «Дружба» (нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка»; В. Катаев «Цветик-семицветик»).

Заучивание стихотворений и песен о доброте, чтение пословиц и поговорок о добре и дружбе, разъяснение их смысла детям.

Дидактические игры «Хорошие и плохие поступки», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Добрые и злые слова», «Оцени поступок».

Театрализованные постановки сказок «Репка», «Три поросенка», «Красная Шапочка».

«Путешествие в Африку»

«Животные Африки»

Вовлекать в общий разговор внеситуативного общения на темы из личного опыта; побуждать самостоятельно строить небольшие тексты-описания; В следующих видах деятельности:

«Кто, где живет», «Опиши попугая». «Найди отличия»

Беседа с детьми на тему «Медсестра и врач» - продолжать знакомить с профессиями взрослых, их профессиональными принадлежностями, расширять представления о том, что поликлиника, больница, кабинет врача. Сюжетно-ролевая игра «У врача» - учить правилам безопасного обращения с лекарствами.

Чтение и рассматривание иллюстраций в детских энциклопедиях о животных и растениях Африки.

Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» - продолжать знакомить с произведениями К. Чуковского, способствовать запоминанию некоторых фрагментов текста. Игра – драматизация «Доктор Айболит».

«Море и его обитатели»

«Море и его обитатели»

Обогащать опыт содержательного познавательного общения; вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; побуждать высказываться на темы из личного опыта; активизировать прилагательные; воспитывать интерес к письменной речи, элементарное осознание языковой действительности В следующих видах деятельности:.

«На земле и на суше», «назови части тела»

Чтение рассказов Г. Снегирева «Осьминожек», «Дом осьминога».

Чтение стихотворений о морских обитателях, литературных произведений: Г. Косов «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живет?»,

Г. Х. Андерсен «Русалочка», И. Токмакова «Где спит рыбка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Пальчиковая игра «Жил да был один налим», «Рыбка».

Дидактические игры: «Четвертый лишний»; «Чей силуэт»; Икт игра «На морском дне. Направо-налево».

«Защитники»

«Военные профессии»

Вовлекать в общий разговор; побуждать высказываться на темы из личного опыта; обогащать и активизировать словарь прилагательных; учить рассуждать и аргументировать свое мнение; развивать дикцию, артикуляционный аппарат.  В следующих видах деятельности:

«Кто, где служит»

Беседа «День Защитника Отечества», «Смелый, сильный, волевой»

Чтение литературных произведений: сказки Г.Остера «Он попался» и «Попался, который кусался», стих. С.Маршака «Хороший день». В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Разучивание стихотворений ко Дню Защитника Отечества.

«Чаепитие»

Вовлекать во внеситуативное содержательное общение; побуждать высказываться на темы из личного опыта; активизировать прилагательные и глаголы; учить разыгрывать. инсценировку, передавать текст рассказа; В следующих видах деятельности:

Беседа «Мама – самый дорогой человек на свете», «Бабушки и внуки».

Просмотр презентации «Кем работает мама?».

Составить из фотографий мам презентацию «Моя мамочка».

Рассказ детей о своих мамах.

Заучивание стихотворений и пословиц о маме и бабушке.

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Посидим в тишине», рассказы М. Потоцкой  «Барсундук», С. Михалков «А что у вас?», М. Пляцковский «Как ослик учился уважать старших», Г. Виеру «Мамин день»; А Плещеев «Бабушка и внучек»

«Праздник бабушек и мам»

Вовлекать во внеситуативное содержательное общение; побуждать высказываться на темы из личного опыта; активизировать прилагательные и глаголы; учить разыгрывать. инсценировку, передавать текст рассказа; воспитывать интерес к письменной речи, элементарное осознание языковой действительности. В следующих видах деятельности:

«Назови ласково»,  Беседа «Мама – самый дорогой человек на свете», «Бабушки и внуки».

Просмотр презентации «Кем работает мама?».

Составить из фотографий мам презентацию «Моя мамочка».

Рассказ детей о своих мамах.

Заучивание стихотворений и пословиц о маме и бабушке.

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Посидим в тишине», рассказы М. Потоцкой  «Барсундук», С. Михалков «А что у вас?», М. Пляцковский «Как ослик учился уважать старших», Г. Виеру «Мамин день»; А Плещеев «Бабушка и внучек»

«Каким бывает огонь»

Вовлекать в содержательное внеситуативное общение; познакомить с многозначным словом «огонек»; обогащать словарь прилагательных; развивать дикцию, артикуляционный аппарат. в процессе инсценировки побуждать передавать ролевой диалог персонажей.  В следующих видах деятельности:

«Каким бывает огонь» «Найди отличия»

Беседа «Огонь – спутник и помощник человека»

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Радость», сказка С.Козлова «Доверчивый ежик», С. Маршак «Пожар», А. Усачев «Поливальная машина», «Про умную собачку Соню»; К. Мазовского «Весенние голоса», рассказ Н. Сладкова «Весенние ручьи», К. Чуковский «Мойдодыр», М.Зощенко «Острое поросячье заболевание», А.Барто «Девочка чумазая».

Загадки, потешки «Дождик, дождик, пуще»

Рассказывание сказки «Лиса и заяц».

«Какой бывает, вода»

Вовлекать в содержательное вне ситуативное общение; познакомить с многозначным словом «огонек»; обогащать словарь прилагательных; развивать дикцию, артикуляционный аппарат. в процессе инсценировки побуждать передавать ролевой диалог персонажей. В следующих видах деятельности:

Чтение произведений, беседа на тему «Кто живет в воде», «Что растёт в воде», «Вода вокруг нас».  Д.И«Какой бывает вода».

«Благодарное слово».

«Любимая сказка»

Обогащать опыт содержательного вне ситуативного общения; вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; развивать интонационную выразительность речи. В следующих видах деятельности:

Работа по книге «Благодарное слово».

«Какой бывает вода». Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка».

«К нам весна шагает»

«Весна»

Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения; вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; развивать интонационную выразительность речи, дикцию;  В следующих видах деятельности

«Найди отличия» «Четвертый лишний», «Бывает не бывает»,

Беседы: «Весна в лесу», «Насекомые весной», «Перелетные птицы», «Как птицы и звери весну встречают», «Труд людей весной», «Первоцветы».

Пальчиковые игры: «Цветок»; «Капель».

Речевые игры: «Подбери слово»,  «Чей хвост?»,  «Один – много».

Чтение и обсуждение: рассказ Э. Шима «камень, ручей, сосулька и солнце»,

Народные приметы, поговорки о весне.

Заучивание стихов о весне: А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…», С. Маршак «Апрель», Е. Серова «Подснежник».

Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Кто, как кричит», «Летает – не летает», «Узнай цветок по описанию», «У кого какой домик», «Чьи припасы», «Что в лесу растет», «Кто в лесу живет».

«Кто построил этот дом» (Правильный труд)

«Дом»

Обогащать опыт внеситуативного содержательного общения; стимулировать словообразование имен существительных и прилагательных; вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; побуждать составлять короткие тексты-описания;

  В следующих видах деятельности

«Что из чего построили», «Четвертый лишний», «Подбери по описанию»

Беседа с детьми, о том, где живут животные, сравнить  сказочные домики зверей с

их реальными местами обитания, об особенностях приспособления животных к условиям их проживания.

Чтение художественных произведений вне занятий: Л.Зубкова «Чей дом лучше?», рассказы Н. Сладкова «Гнездо», «Пылесос», рассказы Г. Снегирева «Бобренок» и «Бобровая хатка», В. Зотов «Бобр», сказка «Три поросенка».

Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

Беседа «Делу время, а потехе час», «Что такое «лень»?», «Почему мы трудимся в семье?», «Мои обязанности в семье».

Выучить пословицы о праведном труде.

 Чтение:  О.С. Абрамова «Семейный праздник»;  В. Глущенко  «Грядка»;  П. Засодимский «Откуда хлеб  пришел»;  Т.А. Шорыгина «Жатва»; К.Д. Ушинский «На что тебе?», «Коровка»;  Ю.  Крутогоров «Дождь из семян»; русская народная сказка «Заюшкина  избушка».

«Что там в небе голубом»

Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие; побуждать вести ролевой диалог учить различать их на слух при произношении; воспитывать речевое внимание.  В следующих видах деятельности

Чтение  сказки С. Козлова «Заяц, Ослик, Медвежонок и чудесные облака», «Не смотри на меня так, ежик»; М. Московин «Что случилось с крокодилом».

Разыгрывание с игрушками сказки «Что случилось с крокодилом».

Д/И: «Назови транспорт», «Назови одним словом», «Летает – не летает», «Высоко–низко», «Далеко–близко».

«Во поле береза стояла»

Подводить к сочинению небольших рассказов по содержанию русской народной прибаутки; активизировать глаголы; учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; развивать фонематическое восприятие, дикцию  В следующих видах деятельности

Рассматривание березок, которые растут на участках детского сада.

Рассказ воспитателя, «Как деревья встречают весну»

Беседа «Белая красавица России», «Праздник Троица»,

Словесная игра «Назови добрые слова березке».

Чтение рассказа Н.С. Шмелев «Троица", стихотворений А. Прокофьева «Березка», «Солнышко».

Чтение Е. Серовой «Одуванчик», К.Д. Ушинский «Березка»

Рассказывание познавательных сказок.

Д/И «Собери цветок», «Найди такой же», «Разрезные картинки».

ИКТ игра «Веселый счет»

Чтение сказок: р.н.с. «Пастушья дудочка», р.н.с. «Как коза избушку построила», р.н.с. «Коза – дереза», р.н.с. «Глиняный парень». р.н.с. «Чудесные лапоточки».

Хороводная игра «Мы на луг ходили…», «Во поле береза стояла».

Чтение и слушание народных песен, прибауток, закличек.

«Праздничная почта»

«Почта»

Вызвать положительное эмоциональное отношение к праздникам; развивать интонационную выразительность речи, умение разыгрывать ролевой диалог в игре-драматизации; дикцию; в стихотворных строчках.  В следующих видах деятельности

«Времена года», «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме», «Мой день», «Четвертый лишний», «Когда это бывает», «Подскажи словечко», «Назови по описанию»

Отгадывание и составление загадок по теме праздника;

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Телефон», С. Маршак «Почта», рассказ М. Зощенко «Глупая история», рассказ Е. Пермяка «Как Миша маму хотел перехитрить».

Просмотр мультфильма по сказке Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»,

Разучивание стихов по теме;

Беседы, рассказы педагогов о профессии почтальона, атрибутах профессии, функциях, которые выполняет почта (пересылка писем, телеграмм, продажа прессы, открыток, марок и конвертов и др.), о видах деятельности почтовых работников (погрузка, упаковка, оформление,  различной корреспонденции и др.), видах транспортировки почты (авиа, наземная, электронная), о почте как  о средстве связи между людьми  и т.п.;

 «Такие разные насекомые»

«Лето»

Вовлекать в содержательное общение, игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; учить рассуждать, понимать смысл образования производных слов; В следующих видах деятельности

Игра – драматизация «Пчелки на разведках» по мотивам рассказа К. Ушинского. Словесно- логическая игра «Летает – не летает»

«Летние путешествия»

Рассматривание растений, которые растут на участках детского сада.

Беседа «Как люди отдыхают летом?», «Как вести себя на природе?», «Что будет, если пропадут растения?».

Просмотр презентации «Лето», «Правила поведения в лесу».

Составление рассказа: «На чем вы отправитесь в путешествие и что с собой вы возьмете?»

Рассказ воспитателя: «Кто работает на железной дороге»

Чтение произведений: С. Маршак «Багаж», Е. Чарушин «Томка», «Томка испугался»,  «Как Томка не показался глупым», «Как Томка научился плавать», М. зощенко «Умная птичка», Л. Квитко «Жучок».

Рассказывание познавательных сказок

Д/И «Собери цветок», «Найди такой же»,  «Разрезные картинки», «Узнай по голосу», «Утро-день-вечер-ночь», «Когда это бывает?», «Чудесный мешочек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок тишины "Связь звука и движения" по системе М.Монтессори в средней группе

Урок тишины по системе М.Монтессори«Связь звука и движения»(в средней группе)     воспитатель МБДОУ"Детский сад общеразвивающего вида №10 г.Шебекино Белгородской области"...

«Система работы с детьми младшей группы по ознакомлению с правилами уличного движения»

2 слайд. Образовательная область: обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения. Основное направление – предупреждение детского дорожного транспортного травматизма....

Система работы в смешанной дошкольной группе по теме «Мы за здоровый образ жизни»

Система работы в смешанной дошкольной группепо теме «Мы за здоровый образ жизни»  «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы».Т. КарлейльАктуаль...

Система работы в смешанной дошкольной группе по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»

Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельност...

Разработка работы кружка «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей средней группы.

Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.В процессе реализаци...

Система работы учителя-дефектолога на группе детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

статья содержит цель коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога, задачи. направления и содержание....

Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми средней группы 2022-2023

Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми средней группы 2022-2023...