«ТРИЗ - ОТСМ–РТВ - технологии как универсальное средство речевого развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи
Основная задача ТРИЗ – технологии - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
- активизации познавательной деятельности детей;
- созданию мотивационных установок на проявление творчества;
- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);-
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРИЗ – Т еория Р ешения И зобретательных З адач . Основатель технологии Генрих Саулович Альтшуллер изобретатель , писатель - фантаст "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" ( Г. С. Альтшуллер ) .
Основная задача ТРИЗ – технологии это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Дидактические принципы Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора . Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих . Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Методы технологии ТРИЗ обучение детей творческому рассказыванию по картине; работа с противоречием; обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок; обучение детей созданию образных характеристик объектов; обучение детей сочинительству и словотворчеству; обучение детей составлению текстов сказочного содержания.
Создание текстов сказочного содержания Обучение составлению загадок Составление рифмованных текстов Развитие речи дошкольника методами ТРИЗ Обогащение словаря Обучение составлению сравнений Обучение творческому рассказыванию по картине; Аналогия. Мозговой штурм
Обучение детей творческому рассказыванию по картине При рассматривании картины используются следующие методические приемы: Игровая мотивация «Волшебная картина» Игра «Подзорная труба» Игра «Фотографирование» Игра «Вхождение в картину» Игра «Живые картинки» Игра «Превращение в объект на картине».
Жил-был кто (что?) Какой он был? ( подбор определений) Какие делал ДОБРЫЕ дела? У ….. было много друзей( кто? что?) И был у него враг. Кто это был? Он был какой? Как он мешал главному герою? Кто мог помочь главному герою и как? Чем закончилась история? ( помирить или развести, но не прогонять, убивать, ломать и т.д.) Выведение жизненного правила (нравственной позиции), которое вкладывается в уста положительного объекта. Придумывание названия сказки. Речевая активность самих детей Типовое фантазирование (алгоритм составления сказок)
Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п. Игры «Подбор прилагательных« или «Волшебный мешок»
Метод - аналогия Личностная аналогия ( эмпатия ) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи». «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца».
«Сказка наизнанку» Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
«Коллаж из сказок» Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. "(Творческая совместная работа детей и воспитателя ). «Знакомые герои в новых обстоятельствах » Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.
Какой? Что бывает таким же? цвет Но не Как форма Но не Как действие Но не Как « Составление загадок» Круглое , но не мяч, Красное , но не помидор, Ароматное, но не цветок, Гладкое, но не щека, Растёт на дереве, но не слива.
“Да–Нет” – Я загадала слово. – Это слово обозначает предмет? – Да. – Это растение? – Нет. – Это что-то неживое? – Нет. – Это животное? – Да. – Оно белого цвета? – Это несущественно.
«Объяснялки»
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию мотивационных установок на проявление творчества; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);- повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .
Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...
Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
В презентации даны методические рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста,обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...
Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»
Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...
Математический лепбук - универсальное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Дидактическое пособие лэпбук – это яркая, красочная, интерактивная папка с кармашками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по теме. Это один из способов орган...
Педагогическая технология «Синквейн» – как средство речевого развития детей дошкольного возраста».
Педагогическая технология «Синквейн» - инновационный подход для речевого развития детей дошкольного возраста, которая направлена на обучение старших дошкольников уме...