«ТРИЗ - ОТСМ–РТВ - технологии как универсальное средство речевого развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

Галкина Мария Ивановна

Основная задача ТРИЗ – технологии - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

  •  активизации познавательной деятельности детей;
  •  созданию мотивационных установок на проявление творчества;
  •  созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);-
повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ТРИЗ - ОТСМ–РТВ - технологии как универсальное средство речевого развития детей дошкольного возраста » Галкина Мария Ивановна с тарший воспитатель МДОУ «Детский сад № 77» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Слайд 2

ТРИЗ – Т еория Р ешения И зобретательных З адач . Основатель технологии Генрих Саулович Альтшуллер изобретатель , писатель - фантаст "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" ( Г. С. Альтшуллер ) .

Слайд 3

Основная задача ТРИЗ – технологии это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Слайд 4

Дидактические принципы Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора . Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих . Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Слайд 5

Методы технологии ТРИЗ обучение детей творческому рассказыванию по картине; работа с противоречием; обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок; обучение детей созданию образных характеристик объектов; обучение детей сочинительству и словотворчеству; обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

Слайд 6

Создание текстов сказочного содержания Обучение составлению загадок Составление рифмованных текстов Развитие речи дошкольника методами ТРИЗ Обогащение словаря Обучение составлению сравнений Обучение творческому рассказыванию по картине; Аналогия. Мозговой штурм

Слайд 7

Обучение детей творческому рассказыванию по картине При рассматривании картины используются следующие методические приемы: Игровая мотивация «Волшебная картина» Игра «Подзорная труба» Игра «Фотографирование» Игра «Вхождение в картину» Игра «Живые картинки» Игра «Превращение в объект на картине».

Слайд 8

Жил-был кто (что?) Какой он был? ( подбор определений) Какие делал ДОБРЫЕ дела? У ….. было много друзей( кто? что?) И был у него враг. Кто это был? Он был какой? Как он мешал главному герою? Кто мог помочь главному герою и как? Чем закончилась история? ( помирить или развести, но не прогонять, убивать, ломать и т.д.) Выведение жизненного правила (нравственной позиции), которое вкладывается в уста положительного объекта. Придумывание названия сказки. Речевая активность самих детей Типовое фантазирование (алгоритм составления сказок)

Слайд 9

Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п. Игры «Подбор прилагательных« или «Волшебный мешок»

Слайд 10

Метод - аналогия Личностная аналогия ( эмпатия ) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи». «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца».

Слайд 11

«Сказка наизнанку» Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

Слайд 12

«Коллаж из сказок» Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. "(Творческая совместная работа детей и воспитателя ). «Знакомые герои в новых обстоятельствах » Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

Слайд 13

Какой? Что бывает таким же? цвет Но не Как форма Но не Как действие Но не Как « Составление загадок» Круглое , но не мяч, Красное , но не помидор, Ароматное, но не цветок, Гладкое, но не щека, Растёт на дереве, но не слива.

Слайд 14

“Да–Нет” – Я загадала слово. – Это слово обозначает предмет? – Да. – Это растение? – Нет. – Это что-то неживое? – Нет. – Это животное? – Да. – Оно белого цвета? – Это несущественно.

Слайд 15

«Объяснялки»

Слайд 16

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию мотивационных установок на проявление творчества; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);- повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .

Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...

Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

В презентации даны методические рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста,обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...

Математический лепбук - универсальное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Дидактическое пособие лэпбук – это яркая, красочная, интерактивная папка с кармашками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по теме. Это один из способов орган...

Педагогическая технология «Синквейн» – как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

Педагогическая технология «Синквейн» - инновационный подход для речевого развития детей   дошкольного возраста,  которая направлена на обучение старших дошкольников уме...