Развитие предметно-пространственной ориентировки. Работа с предлогами.
консультация по развитию речи

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками – это работа с предлогами. Деи с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, не выделяют их как отдельные слова, часто не используют в речи, либо не дифференцируют их. Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется  в  процессе развития  понимания  речи,  уточнения  словарного  запаса,  произношения  и  обучения  грамоте,  формирования  грамматических  средств  языка, развития  связной  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_predlogami.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие предметно-пространственной ориентировки.

Предлоги.

     Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками – это работа с предлогами. Деи с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, не выделяют их как отдельные слова, часто не используют в речи, либо не дифференцируют их. Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется  в  процессе развития  понимания  речи,  уточнения  словарного  запаса,  произношения  и  обучения  грамоте,  формирования  грамматических  средств  языка, развития  связной  речи.

    Задачи коррекционной работы:

1. Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые  предлоги: на, под, над,к, у, от, с (со), из, в, по, между,за, перед, около,возле; сложные предлоги: из-под, из-за).

2. Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.

3. Учить дифференцированно использовать предлоги  в  речи.

4. Составление предложных конструкций и простых распространённых предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

     Дети с ТНР испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

а) пропуск или замена предлогов;

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой;

в) неправильное употребление падежного окончания существительного;

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.

Правильность и точность употребления предлогов в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

     Для осуществления мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: занятия с логопедом, дефектологом, занятия  по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкультминутки.

     Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.

     После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей. 

     В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. 

1-я группа: в, из;

2-я группа: на, с (со);

3-я группа: над, под, между;

4-я группа: из, за, из-за;

5-я группа: из, под, из-под;

6-я группа: от, до, к:

7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;

8-я группа: через, сквозь, по.

     Лучше всего игры проводить поэтапно – от простого к сложному. Начинаем играми с игрушками и предметами, постепенно переходя к работе с картинками, а затем и к решению задач без наглядной опоры.  

     Разнообразные  игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые поля как элемент развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста

Работа по созданию игровых полей проходит в четыре этапа. Дети и родители принимают активное участие в подборе материалов....

Развивающая предметно-пространственная среда в работе специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

Информационная справка о проведении открытого методического дня для специалистов городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов....

"Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя"

Сообщение на семинар "Комплекс игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации"...

Особенности предметно-пространственной среды при работе с детьми с ОВЗ

Статья содержит материал предметно-пространственной среды в детском саду, где находятся дети с ОВЗ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в работе учителя-логопеда

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и в соответствии с Программой обеспечивают: игровую, познавательную, исследова...

Методическая разработка на тему: «Организация развивающей предметно–пространственной среды в работе с детьми младшего возраста»

В стратегии развития воспитанников одним из важных направлений является создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с реализуемой программой.Специально подготовленная ...

Наполнение и организация развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми с ОВЗ с помощью авторских методических разработок

Наполнение и организация развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми с ОВЗ с помощью авторских методических разработок...