Развитие предметно-пространственной ориентировки. Работа с предлогами.
консультация по развитию речи
Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками – это работа с предлогами. Деи с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, не выделяют их как отдельные слова, часто не используют в речи, либо не дифференцируют их. Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_predlogami.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие предметно-пространственной ориентировки.
Предлоги.
Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками – это работа с предлогами. Деи с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, не выделяют их как отдельные слова, часто не используют в речи, либо не дифференцируют их. Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.
Задачи коррекционной работы:
1. Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые предлоги: на, под, над,к, у, от, с (со), из, в, по, между,за, перед, около,возле; сложные предлоги: из-под, из-за).
2. Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.
3. Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.
4. Составление предложных конструкций и простых распространённых предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.
Дети с ТНР испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
а) пропуск или замена предлогов;
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой;
в) неправильное употребление падежного окончания существительного;
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.
Правильность и точность употребления предлогов в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.
Для осуществления мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: занятия с логопедом, дефектологом, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкультминутки.
Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.
После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей.
В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения.
1-я группа: в, из;
2-я группа: на, с (со);
3-я группа: над, под, между;
4-я группа: из, за, из-за;
5-я группа: из, под, из-под;
6-я группа: от, до, к:
7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;
8-я группа: через, сквозь, по.
Лучше всего игры проводить поэтапно – от простого к сложному. Начинаем играми с игрушками и предметами, постепенно переходя к работе с картинками, а затем и к решению задач без наглядной опоры.
Разнообразные игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые поля как элемент развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста
Работа по созданию игровых полей проходит в четыре этапа. Дети и родители принимают активное участие в подборе материалов....
Развивающая предметно-пространственная среда в работе специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта
Информационная справка о проведении открытого методического дня для специалистов городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов....
"Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя"
Сообщение на семинар "Комплекс игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации"...
Особенности предметно-пространственной среды при работе с детьми с ОВЗ
Статья содержит материал предметно-пространственной среды в детском саду, где находятся дети с ОВЗ...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в работе учителя-логопеда
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и в соответствии с Программой обеспечивают: игровую, познавательную, исследова...
Методическая разработка на тему: «Организация развивающей предметно–пространственной среды в работе с детьми младшего возраста»
В стратегии развития воспитанников одним из важных направлений является создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с реализуемой программой.Специально подготовленная ...
Наполнение и организация развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми с ОВЗ с помощью авторских методических разработок
Наполнение и организация развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми с ОВЗ с помощью авторских методических разработок...