Проект познавательно - игровой "Развитие речи через сюжетно - ролевую игру - Доктор"
проект по развитию речи (старшая группа)
Проект по развитию речи в старшей группе через сюжетно - ролевую игру"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.1 КБ |
proekt.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-игровой проект
«Сюжетно-ролевая игра,
как средство развития речи детей»
Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Вид проекта: познавательно - игровой
Участники проекта: Дети, воспитатели старшей группы № 1 и родители воспитанников.
Продолжительность: Долговременный (сентябрь 2020г. – май 2021г.)
Актуальность:
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время. Чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.
Большое значение в речевом развитии детей придается игре: во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в – четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.
Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка.
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Цель: Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру «Я доктор»
Задачи:
1. Образовательные:
- Обучение выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.
- Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
- Развитие диалогической и монологической речи дошкольников.
2. Развивающая: Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.
3. Воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Планируемые результаты: При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Материально-технические ресурсы:
-Методическая и художественная литература;
-Атрибуты к играм;
-Иллюстрационный материал.
Методы проекта:
- Наглядные: рассматривание иллюстраций, с изображением людей, которые работают в области медицины.
- Словесные: беседы с детьми, о профессиях - «Врачь…», «Доктор», «Стоматолог»
- Игровые сюжетно-ролевая игра «Я доктор»
- 1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Создание проблемы:
Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
Мотивация:
При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не
хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою
деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации
данного проекта.
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Включение каждого ребенка в игровую деятельность для достижения
высокого уровня знаний, умений и навыков.
1 ступень «Ознакомление»
Цель: Расширить речь и знание детей через с\р игру «Я доктор».
Задачи:
- познакомить дошкольников с медицинским персоналом, которые работают в больнице, поликлинике. аптеки;
- формировать знания о медицинском оборудовании, какое нужно для каждого доктора;
- развивать способность и умения принять на себя роль врача или доктора;
- закреплять умения выполнять усвоенные нормы и правила культуры поведения в общественных местах;
- развивать связную диалогическую речь, умение реализовывать игровой замысел, творческое воображение.
- Вызвать желание играть в с\р игру «Я доктор»
- Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Методы:
- Организация предметно – развивающей среды для игры.
- Внесение вариативного материала в игровую среду это рекламные проспекты, плакаты с различными консультациями по уходу за зубами, инструменты для лечения зубов, медицинские карты пациентов, контейнеры, шприцы,бланки рецептов для лекарств, защитные накидки, халат, рентгеновские снимки, ручка, набор Плей До Мистер Зубастик.
2 ступень «Обучение»
Задачи:
- Обучение детей планировать игру, преобразовывать, выполнять различные роли.
- Обучать использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика).
- Обучать располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.
- Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора.
- Развивать организаторские качества, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль.
- Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.
Методы:
- Участие детей в деятельности взрослых.
- Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).
- Беседа: Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?
- Беседа после игры (самоанализ).
3 ступень «Самостоятельная игра»
Задачи:
- Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).
- Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами.
- Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.
- Формировать умение словесно обозначать игровую роль.
- Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.
Методы:
- Советы.
- Помощь.
- Беседы до и после игры.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника», «Больница», «Аптека»
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл
дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-
печатных, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. В систему работы включены подвижные игры. Также включены
театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их.
Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм
План работы по реализации проекта
Месяц | Период | Мероприятия | Участники |
Подготовительный | |||
Сентябрь | 1-2 неделя | Сбор и анализ методической педагогической литературы. | Воспитатель группы |
3- 4 неделя | Определение содержания, длительность проекта и участие в нем родителей. Подготовка консультации для родителей. | Воспитатель группы | |
Основной | |||
Октябрь | 1-2 неделя | Артикуляционная гимнастика, «Чистим зубки» Беседа: «чем отличается больница от поликлиники и аптеки»? (Выяснить что есть общее и какие различия Знакомство с работой «Регистратуры» | Воспитатель |
3 неделя | Знакомство со строением и предназначением зубов. | ||
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей:
| Воспитатель | |
Ноябрь | 1 неделя | Ознакомление с полезной пищей и разрушающей зубную эмаль; | Воспитатель |
2 неделя | Консультация для родителей «Моя первая зубная щётка» Сюжетно- ролевая игра: «Аптека» | ||
3-4 неделя | Беседа зачем зубы зверям (здесь нужно подвести детей к ответу, что не только для пережевывания пищи, но и для обороны от врагов); Показать детям фотографии и иллюстрации, изображающие средства гигиены полости рта. Игра: «Назови одним словом». | Воспитатель | |
Декабрь | 1 неделя | Подготовка атрибутов к с/ ролевой играм Игра: «Назови одним словом». | Воспитатель |
2 неделя | Беседа: Кто такой? | ||
3-4 неделя | Заучивание стихотворения: «Чтоб здоровым быть сполна» Дидактическая игра: «Закончи предложение» | Воспитатель | |
Январь | 1 неделя | Беседа «Врач –окулист» | Воспитатель |
2 неделя | Сюжетно - ролевая игра: « Поликлиника» | ||
3-4 неделя | Дидактическая игра: «Закончи предложение» Сюжетно- ролевая игра: «Больница» | Воспитатель | |
Февраль | 1 неделя | Сюжетно- ролевая игра: «Аптека» Дидактическая игра «Кому что нужно | Воспитатель |
2 неделя | Беседа: «врач – хирург» Сюжетно- ролевая игра: «Больница» | ||
3-4 неделя | Чтение детям Чуковского «Айболит» и других произведений о работе врача с беседой. Работа с родителями: | Воспитатель | |
Март | 1неделя | Игровая ситуация «На приёме у врача – специалиста» (окулиста) | Воспитатель |
2 неделя | Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них. | ||
3-4 неделя | Игровая ситуация: «На приёме у врача – специалиста» (хирург) Дидактическая игра «Кому что нужно». | Воспитатель | |
Апрель | 1 неделя | Упражнение: «Чистоговорки». | Воспитатель |
2неделя | Игровая ситуация «Посещение врача-массажиста» Сюжетно-ролевая игра «Я- водитель скорой помощи». | ||
3-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: Игровая ситуация «Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)» | Воспитатель | |
Май | 1-2 | Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника» Сюжетно –ролевая игра «Аптека» | |
3-4 | Сюжетно- ролевая игра «Больница» | ||
Сюжетно ролевая игра «Я-доктор» |
Методические приемы, используемые в игре
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Игровые ситуации:
«На приёме у врача – специалиста» (окулиста, хирург, лор, логопед)
«Посещение врача-массажиста»
«Скорая помощь приехала к больному»
«Готовим лекарства для больных»
«В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам»
Подготовка к сюжету:
- Экскурсия в медкабинет детского сада.
- Рассматривание картины «Врач» из серии «Кем быть?», беседа по ней.
- Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание необходимых игровых действий с детьми.
- Рассматривание и беседа об игрушках «Доктора Айболит», набора «Айболит», машин «Скорая помощь» и другое.
- Чтение детям Чуковского «Айболит» и других произведений о работе врача с беседой.
- Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.
- Дидактическая игра «Кому что нужно».
Оформление сюжета:
- Выделение места для игры и хранение атрибутов.
- Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).
- Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки и другое.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
Игровые ситуации:
«Фармацевт отпускает лекарства по рецепту»
«Покупатель пришёл в аптеку»
«Изготовление лекарств по рецепту врача»
«Реклама нового лекарства»
«Привезли новые лекарства в аптеку»
Подготовка к сюжету
- Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения».
- Загадки о лекарственных растениях.
- Экскурсия в аптеку с родителями (индивидуальная)
Оформление сюжета:
- Изготовление атрибутов с детьми и родителями: чеки, деньги, сумки, халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт.
- Сбор коробок, баночек с помощью родителей.
- Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Период осмысления собственных результатов.
- Диагностика детей.
- Презентация проекта.
Результаты реализации познавательно-игрового проекта «Сюжетно-ролевая игра,
как средство развития речи детей дошкольного возраста»
в старшей группе №1
Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии речи детей. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, воображение, происходит становление самооценки и самосознания. В сюжетно – ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Развивается речь детей, ребенок учится мыслить, творить, т.е. в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
ВЫВОД:
В процессе целенаправленной деятельности у детей дошкольного возраста, возможно, сформировать такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развить творческие способности, умение работать коллективно на основе введения в педагогический процесс инновационных форм и методов работы.
Считаю, что деятельность по реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» плодотворна. Данный проект может быть использован, в работе с детьми среднего, старшего дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.
Предварительный просмотр:
Познавательно-игровой проект
«Сюжетно-ролевая игра,
как средство развития речи детей»
Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Вид проекта: познавательно - игровой
Участники проекта: Дети, воспитатели старшей группы № 1 и родители воспитанников.
Продолжительность: Долговременный (сентябрь 2020г. – май 2021г.)
Актуальность:
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время. Чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.
Большое значение в речевом развитии детей придается игре: во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в – четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.
Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка.
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Цель: Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру «Я доктор»
Задачи:
1. Образовательные:
- Обучение выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.
- Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
- Развитие диалогической и монологической речи дошкольников.
2. Развивающая: Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.
3. Воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Планируемые результаты: При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Материально-технические ресурсы:
-Методическая и художественная литература;
-Атрибуты к играм;
-Иллюстрационный материал.
Методы проекта:
- Наглядные: рассматривание иллюстраций, с изображением людей, которые работают в области медицины.
- Словесные: беседы с детьми, о профессиях - «Врачь…», «Доктор», «Стоматолог»
- Игровые сюжетно-ролевая игра «Я доктор»
- 1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Создание проблемы:
Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
Мотивация:
При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не
хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою
деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации
данного проекта.
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Включение каждого ребенка в игровую деятельность для достижения
высокого уровня знаний, умений и навыков.
1 ступень «Ознакомление»
Цель: Расширить речь и знание детей через с\р игру «Я доктор».
Задачи:
- познакомить дошкольников с медицинским персоналом, которые работают в больнице, поликлинике. аптеки;
- формировать знания о медицинском оборудовании, какое нужно для каждого доктора;
- развивать способность и умения принять на себя роль врача или доктора;
- закреплять умения выполнять усвоенные нормы и правила культуры поведения в общественных местах;
- развивать связную диалогическую речь, умение реализовывать игровой замысел, творческое воображение.
- Вызвать желание играть в с\р игру «Я доктор»
- Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Методы:
- Организация предметно – развивающей среды для игры.
- Внесение вариативного материала в игровую среду это рекламные проспекты, плакаты с различными консультациями по уходу за зубами, инструменты для лечения зубов, медицинские карты пациентов, контейнеры, шприцы,бланки рецептов для лекарств, защитные накидки, халат, рентгеновские снимки, ручка, набор Плей До Мистер Зубастик.
2 ступень «Обучение»
Задачи:
- Обучение детей планировать игру, преобразовывать, выполнять различные роли.
- Обучать использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика).
- Обучать располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.
- Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора.
- Развивать организаторские качества, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль.
- Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.
Методы:
- Участие детей в деятельности взрослых.
- Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).
- Беседа: Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?
- Беседа после игры (самоанализ).
3 ступень «Самостоятельная игра»
Задачи:
- Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).
- Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами.
- Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.
- Формировать умение словесно обозначать игровую роль.
- Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.
Методы:
- Советы.
- Помощь.
- Беседы до и после игры.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника», «Больница», «Аптека»
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл
дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-
печатных, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. В систему работы включены подвижные игры. Также включены
театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их.
Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм
План работы по реализации проекта
Месяц | Период | Мероприятия | Участники |
Подготовительный | |||
Сентябрь | 1-2 неделя | Сбор и анализ методической педагогической литературы. | Воспитатель группы |
3- 4 неделя | Определение содержания, длительность проекта и участие в нем родителей. Подготовка консультации для родителей. | Воспитатель группы | |
Основной | |||
Октябрь | 1-2 неделя | Артикуляционная гимнастика, «Чистим зубки» Беседа: «чем отличается больница от поликлиники и аптеки»? (Выяснить что есть общее и какие различия Знакомство с работой «Регистратуры» | Воспитатель |
3 неделя | Знакомство со строением и предназначением зубов. | ||
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей:
| Воспитатель | |
Ноябрь | 1 неделя | Ознакомление с полезной пищей и разрушающей зубную эмаль; | Воспитатель |
2 неделя | Консультация для родителей «Моя первая зубная щётка» Сюжетно- ролевая игра: «Аптека» | ||
3-4 неделя | Беседа зачем зубы зверям (здесь нужно подвести детей к ответу, что не только для пережевывания пищи, но и для обороны от врагов); Показать детям фотографии и иллюстрации, изображающие средства гигиены полости рта. Игра: «Назови одним словом». | Воспитатель | |
Декабрь | 1 неделя | Подготовка атрибутов к с/ ролевой играм Игра: «Назови одним словом». | Воспитатель |
2 неделя | Беседа: Кто такой? | ||
3-4 неделя | Заучивание стихотворения: «Чтоб здоровым быть сполна» Дидактическая игра: «Закончи предложение» | Воспитатель | |
Январь | 1 неделя | Беседа «Врач –окулист» | Воспитатель |
2 неделя | Сюжетно - ролевая игра: « Поликлиника» | ||
3-4 неделя | Дидактическая игра: «Закончи предложение» Сюжетно- ролевая игра: «Больница» | Воспитатель | |
Февраль | 1 неделя | Сюжетно- ролевая игра: «Аптека» Дидактическая игра «Кому что нужно | Воспитатель |
2 неделя | Беседа: «врач – хирург» Сюжетно- ролевая игра: «Больница» | ||
3-4 неделя | Чтение детям Чуковского «Айболит» и других произведений о работе врача с беседой. Работа с родителями: | Воспитатель | |
Март | 1неделя | Игровая ситуация «На приёме у врача – специалиста» (окулиста) | Воспитатель |
2 неделя | Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них. | ||
3-4 неделя | Игровая ситуация: «На приёме у врача – специалиста» (хирург) Дидактическая игра «Кому что нужно». | Воспитатель | |
Апрель | 1 неделя | Упражнение: «Чистоговорки». | Воспитатель |
2неделя | Игровая ситуация «Посещение врача-массажиста» Сюжетно-ролевая игра «Я- водитель скорой помощи». | ||
3-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: Игровая ситуация «Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)» | Воспитатель | |
Май | 1-2 | Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника» Сюжетно –ролевая игра «Аптека» | |
3-4 | Сюжетно- ролевая игра «Больница» | ||
Сюжетно ролевая игра «Я-доктор» |
Методические приемы, используемые в игре
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Игровые ситуации:
«На приёме у врача – специалиста» (окулиста, хирург, лор, логопед)
«Посещение врача-массажиста»
«Скорая помощь приехала к больному»
«Готовим лекарства для больных»
«В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам»
Подготовка к сюжету:
- Экскурсия в медкабинет детского сада.
- Рассматривание картины «Врач» из серии «Кем быть?», беседа по ней.
- Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание необходимых игровых действий с детьми.
- Рассматривание и беседа об игрушках «Доктора Айболит», набора «Айболит», машин «Скорая помощь» и другое.
- Чтение детям Чуковского «Айболит» и других произведений о работе врача с беседой.
- Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.
- Дидактическая игра «Кому что нужно».
Оформление сюжета:
- Выделение места для игры и хранение атрибутов.
- Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).
- Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки и другое.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
Игровые ситуации:
«Фармацевт отпускает лекарства по рецепту»
«Покупатель пришёл в аптеку»
«Изготовление лекарств по рецепту врача»
«Реклама нового лекарства»
«Привезли новые лекарства в аптеку»
Подготовка к сюжету
- Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения».
- Загадки о лекарственных растениях.
- Экскурсия в аптеку с родителями (индивидуальная)
Оформление сюжета:
- Изготовление атрибутов с детьми и родителями: чеки, деньги, сумки, халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт.
- Сбор коробок, баночек с помощью родителей.
- Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Период осмысления собственных результатов.
- Диагностика детей.
- Презентация проекта.
Результаты реализации познавательно-игрового проекта «Сюжетно-ролевая игра,
как средство развития речи детей дошкольного возраста»
в старшей группе №1
Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии речи детей. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, воображение, происходит становление самооценки и самосознания. В сюжетно – ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Развивается речь детей, ребенок учится мыслить, творить, т.е. в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
ВЫВОД:
В процессе целенаправленной деятельности у детей дошкольного возраста, возможно, сформировать такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развить творческие способности, умение работать коллективно на основе введения в педагогический процесс инновационных форм и методов работы.
Считаю, что деятельность по реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» плодотворна. Данный проект может быть использован, в работе с детьми среднего, старшего дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский проект «Развитие мелкой моторики через сюжетно-ролевые игры у мальчиков»
Данный проект имеет гендерное направление. В сюжетно-ролевых играх у мальчиков расширяются представления о деятельности взрослых. Ребенок смотрит на мир с точки зрения своего будущего, с точки зр...
Проект "Познавательное развитие детей через использование ИКТ по теме «География для путешественников»"
Основная идея проекта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для поддержки инициативы детей в различных видах деятельности....
Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "
Цель проекта: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Задачи для детей:- Развитие связной речи...
Статья "Развитие связной речи через сюжетные картины"
В этой статье расказывается на сколько важно развивать у детей связную речь через сюжетные картины....
Проект "Познавательно-речевое развитие через краеведение"
Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционным...
Развитие речи через сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует...
Консультация «Играя, развиваем речь» (через сюжетно – ролевые игры).
Консультация «Играя, развиваем речь» (через сюжетно – ролевые игры).Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявле...