Развитие речи "Весенние цветы".
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Долотова Елена Владимировна

Цель: Расширение и уточнение словаря по теме «Весенние цветы» (весна, проталинка, цветок, бутон, стебель, листья, тюльпан, нарцисс, подснежник, одуванчик, ландыш ; первый, нежный, белый, желтый, разноцветные, резной (ребристый, зубчатый).).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Весенний цветы.

Возрастная группа: средняя.

Количество участников: 28 детей.

Цель: Расширение и уточнение словаря по теме «Весенние цветы» (весна, проталинка, цветок, бутон, стебель, листья, тюльпан, нарцисс, подснежник, одуванчик, ландыш ; первый, нежный, белый, желтый, разноцветные, резной (ребристый, зубчатый).).

Задачи:

-Образовательная задача: Учить определять и называть основные части растений, характерные признаки, отвечать на поставленные вопросы воспитателя.

- Воспитательная задача: Воспитывать любовь к окружающей тебя природе и бережного отношения к ней.

- Развивающая задача: Развивать внимание, связанной речи, творческого воображения (на примере разнообразия цветов).

Условий проведения: группа.

Оборудование: Би-ба-бо Мишка, наглядно дидактические картинки цветов (тюльпан, нарцисс, ландыш, одуванчик, подснежник), весенних пейзажей, заготовка цветка (стебель, листья) для рисования (бутона), презентация, контейнер с восковыми мелками.

Предварительная работа: Наблюдение за ростом тюльпанов, нарциссов в клумбе возле сада.

Ход занятия.

I. Организаторский момент.

Воспитатель: Предлагает детям собраться в круг для ознакомления с темой занятия, и в игровой форме под чтения стихотворения перемещается с детьми на место проведения занятия (стульчики).

«Весна пришла».

Солнце, солнце высоко

(Держась за руки, на цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло

(Обнимаем себя руками).

Тает снег от лучей,

 (Выстраиваемся в цепочку)

Звонко побежал ручей,

(Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните,

(Ходьба по кругу).

Дети садятся на стулья.

Появляется кукла Би-ба-бо «Мишутка» напевая песню «Какой чудесный день….

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Мишутка, а Вас? (Дети представляются по очереди).

- Я недавно проснулся от зимней спячки, вылез из берлоги, а  на улице так ярко светит солнце! Вы не знаете какое сейчас время года? (Весна).

-Точно! Как же я мог забыть! Весной день рождение у моего друга ослика «И-А»! Нужно срочно его поздравить! А как? (Дети высказывают предложения подарков).

- Ослик очень любит весенние цветы, Вы мне поможете собрать большой букет? (Дети: Да).

II. Основная часть занятия.

Кукла Би-ба-бо: - А Вы знаете какие бывают весенние цветы? (Дети перечисляют название цветов).

Воспитатель: Показывает картинку с изображением подснежника.

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется подснежник.

(В. Нищев)

Они растут у нас в лесах. Собирать эти редкие цветы в лесу нельзя.

Ребята, давайте посмотрим из чего состоят растения. (Предполагаемые ответы детей). У растения есть корни, стебель, листья, цветок (бутон).

Рассмотрите цветки, бутоны, стебли, листья подснежника. Что вы можете сказать о них?

Дети: Цветки и бутоны красивые, белые. Стебельки тонкие, а листочки длинные.

Воспитатель: Это очень нежные цветы. Их ещё называют первоцветом. Почему? Как Вы думаете? (ответ детей). Это цветы, которые первыми расцветают после зимы  в лесах и на лугах. Это первые весенние цветы.

Воспитатель: Показывает картинку с изображением тюльпана.

Лишь пригрело солнце ярко,

Но еще совсем не жарко.

Разноцветный сарафан

Одевает наш тюльпан.

Рассмотрите цветки, бутоны, стебли, листья тюльпана. Что вы можете сказать о них?

Дети: Цветки и бутоны красивые, разноцветные (разных цветов). Стебель толстый, а листочки длинные и широкие.

Воспитатель: Показывает картинку с изображением нарцисса.

На белом фоне –

Желтая корона,

И тонкий стройный

Стебелёк зеленый.

Шесть лепестков –

Как звездочка,

И длинный острый лист.

Весною расцветает он,

Загадочный… нарцисс.

(Ф. Полак )

Рассмотрите цветки, бутоны, стебли, листья нарцысса. Что вы можете сказать о них?

Дети: Цветки и бутоны красивые, белые и желтые. Стебель тонкий, а листочки длинные и острые.

Воспитатель: Ребята, нарциссы и тюльпаны мы можем увидеть на клумбах в детском саду и в городе, люди сажают их у себя дома. На какой праздник мы можем подарить эти цветы (Предполагаемые ответы детей). Правильно на Восьмое марта маме.

Воспитатель: Показывает картинку с изображением ландышей.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень –

И весь он зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы,

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты.

(Е. Серова)

Рассмотрите цветки, бутоны, стебли, листья ландыша. Что вы можете сказать о них?

Дети: Цветки и бутоны красивые, белые как маленикие колокольчики. Стебель тонкий, а листочки длинные и широкие.

Воспитатель: Показывает картинку с изображением одуванчика.

Золотой цветок, тонкий стебелек,

Был как солнышко лучистым,

Стал вдруг белым и пушистым.

Дунул легкий ветерок –

Разлетелся наш цветок! (одуванчик).

Рассмотрите цветки, бутоны, стебли, листья одуванчика. Что вы можете сказать о них?

Дети: Цветки и бутоны красивые, пушистые и желтые. Стебель тонкий, а листочки длинные и резные (ребристый, зубчатый).

Воспитатель: Давайте ребята мы с вами превратимся в цветы, повторяем за мной движения.

Физминутка: «Цветочки».

Вот цветочек вырастает.

(Дети сидят на корточках и медленно поднимают голову).

Лепесточек выпускает.

(Ручки в стороны и немного вверх).

Он головку поднимает.

(Ручки поднялись выше и немного округлились над головой).

И цветочек раскрывает.

(Дети встают в полный рост и раскрывают ручки).

Солнцу рад он целый день!

(Стоим прямо, покачивая руками из одной стороны в другую)

А потом уходит в тень!

(Руки округляем над головой , и медленно наклоняем голову).

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Воспитатель: Предлагает детям закончить предложения — сравнение.

Например: У подснежника цветы белые, а у тюльпана разноцветные.

У одуванчика желтые цветы, а у ландыша белые.

У подснежника острый тонкий лист, а у одуванчика резной (ребристый, зубчатый).

Подснежник похож на тучку, а одуванчик на солнышко.

Ландыш похож на колокольчик, а нарцисс на принца.

Зимой солнце тусклое, а весной яркое.

Зимой дни холодные, а весной тёплые.

Зимой часто погода пасмурная, а весной солнечная.

Игра «Что лишнее?» (Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, диалогической речи. )

Воспитатель: А теперь знакомая вам игра «Что лишнее?» Посмотрите на картинки. Назовите их.

Дети: Подснежник, кактус, одуванчик, тюльпан.

Воспитатель: Что лишнее? Как вы думаете?

Дети: Лишний кактус.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он растет дома.

Воспитатель: Верно, это комнатное растение. А как мы называем остальные растения?

Дети: Это первые весенние цветы.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Би-ба-бо  «Мишутка»: Мы с вами в миг соберём большой букет для моего друга ослика «И-А»!

Воспитатель: Но для этого нам надо нарисовать весенний цветок, тот который вам понравился больше всего (на выбор детей), вспоминайте чем они отличаются (цветом бутона, толщиной стебля, листьями) и с помощью восковых мелков приступаем к работе.

III. Итог. Рефлексия.

— Кто к нам пришёл в гости?

— Какое время года наступает после зимы?

— Как одним словом можно назвать подснежник?

— Какие вы запомнили названия весенних цветов?

Список использованной литературы:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-fizkultminutok-po-teme-vesna-shagaet-po-planete-dlja-detei-srednego-i-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  2. https://vospitatelyu.ru/prirodnyj-mir/pro-oduvanchik-dlja-detej
  3. https://mersibo.ru/games?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=48589239&utm_content=8452041795&utm_term=речевые%20упражнения%20для%20детей&yclid=1909999787804756862
  4. https://gofunnykids.com/krasivye-stikhi-pro-vesennie-cvety-pervocvety/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет

Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный хар...

Игры-занятия на развитие восприятия цвета.

Сенсорное воспитание. Помощь в формировании у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов....

Дидактические игры, направленные на развитие восприятия цвета

Данные игры не являются авторскими. Представленая подборка игр используются мною в работе....

Практический материал по теме "Развитие чувства цвета старших дошкольников"

игры - сказки и упражнения для развития чувства цвета дошкольников...

Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»

Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...

Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Подбери наряд по цвету".

Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...